НАЧНЕМ С 1 ТОННЫ В ЧАС

Гендиректор ООО «Газпром газомоторное топливо» Михаил Лихачев вчера «за чашкой чая» обсуждал с президентом РТ Рустамом Миннихановым перспективы рынка газомоторного топлива, а позже подкрепил слова делом, подписав с республикой соглашение о строительстве в Чистополе комплекса по сжижению природного газа, а по всему Татарстану — сети криогенных заправочных станций. Объем инвестиций в строительство завода увеличили втрое — с предварительных 3 млрд. до проектных 9 млрд. рублей, которые растянут аж до 2030 года. Ежегодная мощность завода к тому времени будет достигать 200 тыс. тонн. «Проект разложен на три этапа, по итогам каждого мы можем корректироваться, — уточнил Лихачев. — Надеюсь, уложимся в более короткие сроки. Это будет встречный процесс, который зависит от потребления самого топлива, развития техники на СПГ. Мы рассчитываем на то, что будем применять новую российскую технологию по хладагенту, и планируем привлекать предприятия республики, которые имеют опыт производства криогенной техники».

Первые объемы завода, который начнут проектировать в 2016 году, в промышленном масштабе будут невелики — 1 т в час. Затем пробную установку демонтируют и заменят более мощной — на 10 т в час. А следующие две установки будут давать по 7 т сжиженного газа в час. «Как только закончится проектирование, сразу начнем строить, — собщил Лихачев, отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online». — Со стороны республики никаких препятствий нет — с точки зрения выделения земли на самых лучших условиях, подключения к энергетике, газу». Также он отметил, что окупаемость таких проектов «плавающая», и наметил срок в пределах 14 - 16 лет.

Напомним, что это не первая попытка строительства в Татарстане завода СПГ: ранее из-за кризиса приостановили создание аналогичного предприятия в Тюлячах, там инвестором выступает малоизвестная частная астраханская компания «Семирамида».

НЕ ЗАБУДЕМ О «ШЕЛКОВОМ ПУТИ»

Среди якорных потребителей строящегося завода — КАМАЗ, который ранее подписал соглашение о переводе на газ техники, работающей на внутреннем производстве предприятия. К 2018 году КАМАЗ планирует перевести на СПГ 140 автомобилей. Аналогичный договор подписан с «Ак Барс Холдингом», который переведет на СПГ свое сельхознаправление. По планам правительства РТ к 2023 году на сжиженном газе должны бегать 3 тыс. «КАМАЗов» и 2 тыс. тракторов — треть всего парка сельхозмашин.

В ходе встречи с Лихачевым президент РТ особо подчеркнул важность организации эксплуатации автомобилей на газомоторном топливе, обеспечения топливом. Инфраструктуры, мягко говоря, пока нет. К примеру, для работы в «полях» сельхозпредприятию нужен передвижной заправщик со сжиженным газом. Его цена начинается от 50 млн. рублей, а у села этих денег нет. Решение видят в субсидировании как минимум 60% стоимости цены таких сельхозмашин. «В целом договоренность совпадает со стратегией увеличения внутреннего потребления, улучшения экологической ситуации, — заявил Минниханов и попросил расширить работу. — Тем более республика является производителем техники на газомоторном топливе». Сеть из 13 криоАЗС, через которые будет продаваться сжиженный газ, в РТ введут также в три этапа: до 2022 года откроется 5 станций, с 2023 по 2025 год — 4, в 2026 - 2030 годы — еще столько же. Стоимость одной станции в среднем обходится в 150 млн. рублей.

По словам Лихачева, компания глобально подходит к будущим поставкам сжиженного газа и рассматривает транспортный коридор «Шелковый путь» из Китая в Европу, который пройдет по территории Татарстана, как возможность увеличения сбыта СПГ — для грузовиков, курсирующих по этому маршруту. Впрочем, на строительство транспортного коридора Европа — Западный Китай с татарстанским участком Шали — Бавлы пока не хватает 784 млрд. рублей. «Сейчас территория России наиболее подготовлена с точки зрения перевозки грузов по этому маршруту, в отличие от такого значительного участка, как МКАД», — все же считает Лихачев.

«Газпром», напомним, в целом ставит задачу перевести половину машин на газ к 2017 году — об этом на совещании в Набережных Челнах ранее говорил глава «Газпрома» Алексей Миллер.

НА ЗАМЕНУ СЕЛЬХОЗТЕХНИКИ В РТ ТОЛЬКО ТРАНСПОРТ НА СПГ

Премьер-министр РТ Ильдар Халиков особо подчеркнул выбор площадки для строительства завода. Это индустриальный парк «Чистополь», где была сформирована вся необходимая инфраструктура еще в рамках программы моногородов. «Это географический центр республики, что упрощает транспортировку газа, это моногород и это рабочие места», — подчеркнул он и объявил о том, что Минниханов принял решение о замене сельскохозяйственной техники только транспортом на СПГ. Сроки по выполнению этого поручения Халиков назвать затруднился, уточнив лишь, что в рублях техника обновится на 350 - 500 млн. рублей.

Более того, на прошлой неделе стало известно о выделении в 2015 году районам РТ 657,7 млн. рублей федеральных и республиканских субсидий на закупку 288 автобусов и техники для ЖКХ, работающих на газомоторном топливе. Больше всего транспортных средств закупят для Набережных Челнов — 150 на 352 млн. рублей, для Казани — 40 машин на 95 млн. рублей. Альметьевскому району на 29 машин выделили 67,4 млн. рублей, Зеленодольскому на 16 машин — 23 млн. рублей. Из федерального бюджета на покупку машин потратили 554,2 млн. рублей, из республиканского — 103,5 млн. рублей.

«Мы ставим задачу, чтобы техника обновлялась не только по государственному финансированию», — обозначил будущих потребителей продукции завода в Чистополе Халиков и сообщил, что в правительстве продолжают убеждать дорожников в эффективности и целесообразности использования газа. По словам главы правительства Татарстана, сжиженным газом проектируемого завода в Чистополе можно снабжать «различные базы, санатории, лагеря, социальные объекты, которые мы строим в отдаленных районах Татарстана, что актуально и для других регионов». Не тянуть же туда новую дорогостоящую газопроводную ветку. Отправил резервуар со сжиженным газом — вот тебе и экономия на коммуникациях, отметил Халиков.

«Газификация — это, безусловно, хорошо, это может сказаться на нашем планировании производства и на планировании «Межрегионгаза» — это все-таки вопросы «Газпрома» большого, — рассуждал Лихачев о предложении Халикова. — Эти вопросы еще нужно решать. Но как вариант — очень интересное решение, но все-таки этим занимается другая компания».