Энгель Фаттахов
Энгель Фаттахов

ОТВЕТСТВЕННЫХ РАСКИДАЛИ ПО ЗОНАМ

На итоговой пресс-конференции министр образования и науки РТ Энгель Фаттахов для начала напомнил, что уходящий год стал последним в реализации пятилетней стратегии образования «Килэчек» («Будущее»), на которую Татарстан ежегодно выделял 1,9 млрд. рублей. Программы, что были реализованы в рамках стратегии, помогли серьезно улучшить материально-техническое оснащение учебных заведений. Напомнил министр и о трехлетней совместной с федеральным центром программе по строительству детских садов: всего за 3 года в РТ было построено 156 садиков, введено 35 тыс. мест, и к 1 сентября в РТ не должно остаться ни одного ребенка старше трех лет, не охваченного дошкольным образованием. А с 2016-го в стране стартует новая, рассчитанная до 2020 года программа по строительству школ. Федеральное отраслевое ведомство уже заявило о том, что в 2016-м выделит на нее 50 млрд. рублей. Какая часть из этих денег перепадет Татарстану (программа будет действовать на условиях финансирования федерального и республиканского бюджетов), пока неизвестно, но, как заверил Фаттахов, первый транш должен поступить уже в январе, тогда и будет определен перечень школ, которые надо построить (отметим, уже к сентябрю 2016-го).

Казалось бы, все у нас замечательно: и федеральные программы действуют, и республиканские, — вот только качество образования все же не на таком высоком уровне, как хотелось бы. На местах оно зависит от «триады» «начальник отдела образования — директор школы — методический корпус», напомнил Фаттахов. Ранее министерство почти не имело рычагов воздействия на товарищей на местах, ведь «триады» находятся в муниципальном ведении. Все изменилось, когда вопросы образования вошли в поле зрения совета безопасности РТ. «Совет безопасности передал нам рычаги, которых у нас не было, и мы «пропустили» через себя всех глав, всех начальников образования», — рассказал Фаттахов, сообщив, что по результатам жесткого мониторинга деятельности с 15 начальниками на местах пришлось расстаться. Районные руководители в образовательной сфере были рассортированы по виртуальным «зонам»: «отличники» попали в зеленую, «хорошисты» — в желтую, а отстающих поместили в красный сектор. Но такая «сортировка» не самоцель: главной задачей было определить, почему допускаются промахи в работе у отстающих и помочь их ликвидировать с помощью тех же обучающих программ, стажировок, методической поддержки. К слову, с методистами в образовании тоже дела обстояли не очень: «Почему у нас были проблемы в методическом кластере? — задался вопросом министр. — Низкая заработная плата, причем в этой системе работали или пенсионеры, или те учителя, что не могли работать в школе». Чтобы преломить ситуацию, решили материально заинтересовать специалистов через систему грантов, на которую выделили 60 млн. рублей.

В ноябре этого года учителя базовых школ РТ прошли диагностическое тестирование
В ноябре этого года учителя базовых школ РТ прошли диагностическое тестирование

Говорил министр и об учителях, в частности, об итогах аттестации: «В некоторых районах учителя с высшей и первой категорией составляют 80 - 85 процентов, а район — в числе отстающих. Но так не должно быть!» Поэтому ведомство решило изменить подход к определению качества самих педагогов: теперь им приходится подтверждать свой квалификационный уровень на тестовых экзаменах. И, увы, далеко не все они смогли выдержать испытание. Аналогичная ситуация и с ЕГЭ для учителей. «Много было критики в мой адрес по этому поводу, — напомнил министр, — но наша позиция такая: как может предметник готовить ученика, если сам получил всего 30 баллов! Есть у нас такие учителя. И эта информация не для меня, а для директоров школ. Эта оценка — содержательная часть знаний учителя». Между тем для многих высшая категория — предел карьерных мечтаний, а значит, как посетовал министр, теряется стимул для дальнейшего профессионального роста. Но и здесь у ведомства нашлось решение: «Хотим ввести две дополнительные категории: учитель-наставник и учитель-эксперт с соответствующей заработной платой», — обрадовал нацеленных на карьеру педагогов министр.

ОДНА НАДЕЖДА НА ЦЕЛЕВИКОВ

Один из самых актуальных вопросов — подготовка кадров для самих образовательных учреждений. Министр признал, что уровень молодых учителей пока оставляет желать лучшего. Причина понятна: в педагогические вузы часто идут не те, кто мечтает связать жизнь с обучением детей. Что делать? «Мы обратились к президенту с просьбой: с этого года провести целевую подготовку студентов, — рассказал Фаттахов. — Теперь 200 абитуриентов (причем с хорошим результатом ЕГЭ) направим на целевое обучение». Целевики будут получать стипендию — 15 тыс. рублей (обычная стипендия — 1,5 тыс.), но с условием: молодой специалист обязан вернуться в школу, от которой был направлен в вуз. Отказываешься? Будь любезен, верни стипендию за четыре года в пятикратном размере.

Настал вопрос журналистам пытать министра. Корреспондент «БИЗНЕС Online» задала два вопроса. Первый касался открытого письма жительницы Заинска Диляры Медведевой Владимиру Путину. Она жаловалась на дороговизну детских садов в РТ, на введенную абонентскую плату и невозможность получить компенсацию, а также на то, что с нового года родительская плата снова повышается. За две недели письмо собрало 30 тыс. подписей. «Я ждал этого вопроса», — ответил Фаттахов и стал рассказывать о том, как обеспечены детские сады, сколько средств было в них вложено и что Татарстан — единственный регион, где семьи получают компенсацию за детский сад, если доход на каждого человека менее 20 тыс. рублей. И еще, по его словам, повышение родительской платы с 1 января хоть и будет, но незначительное — всего на 8%. «Причина: повышается стоимость продуктов питания, и на 5 процентов мы решили повысить зарплату младшему персоналу, — объяснил Фаттахов. — Повышение платы произойдет в размере 150 - 270 рублей, не больше!» Попутно он развеял слухи о якобы 20 - 25-процентом повышении родительской оплаты и призвал родителей в случае чего звонить на горячую линию минобраза или отправлять письма на официальный портал ведмоства.

Второй вопрос касался директоров школ, которые восприняли лозунг о превращении плохих школьников в хороших пэтэушников слишком буквально. Нынешним летом многие родители жаловались на то, что их детей, окончивших 9-й класс всего с одной тройкой, пытались всеми способами «выдавить» из школы, только бы не допустить в 10-й класс. «Не существует никаких оснований для того, чтобы не принять ребенка в 10 класс!» — воскликнул министр и признал, что с такими жалобами к нему обращались. Тем не менее он остался верен своей позиции: в вузы должны идти не все, тем более что экономика республики нуждается как в рабочих кадрах, так и в специалистах среднего звена. И тут нужна серьезная профориентационная работа. Фаттахов даже начал ее непосредственно на пресс-конференции. «Вы знаете, сколько сейчас получает хороший сварщик? — воскликнул он. — 100 тысяч рублей! Вот только такие специалисты в дефиците!» Но высшее образование открыто для всех. Идти ли в вуз — решать это должны дети, родители, и уж точно не директора школ: «Еще раз скажу: никаких законных оснований, чтобы не принять в 10-й класс, нет. И мы это жестко отслеживаем», — поставил точку министр.