11665.jpg
На продаже судового дизтоплива с содержанием серы в 200 раз выше нормы попался даже «Татнефтепродукт»

7,2% ПРОБ БЕНЗИНА НЕ СООТВЕТСТВУЕТ ГОСТУ?

Итоги месячника проверки качества моторного топлива на АЗС и нефтебазах Татарстана подвел сегодня на брифинге в кабмине РТ начальник управления рационального использования ТЭР Роберт Гилязиев. Проверяющие отобрали 886 проб на 423 АЗС. На данный момент обработано 86% проб, но уже полученные данные нельзя назвать блестящими. В 55 случаях (7,2% проб) топливо оказалось несоответствующим отдельным требованиям ГОСТа и техрегламента. Из них в 22 образцах топлива найден целый букет отклонений, которые признаны «значительными и недопустимыми».

Гилязиев привел длинный перечень предприятий, наиболее «отличившихся» в деле продажи некачественного бензина. В основном это мелкие частные заправщики, название которых мало что говорит широкой публике: ООО «Альфа — А» (Альметьевск (здесь и далее — место расположения АЗСприм. ред.), ООО «Солид» (Чистополь), ООО «Крекинг-Проф» (Нижнекамск) и т. д. С дизельным топливом компании также с удовольствием «мухлюют». Два нарушителя обнаружены в Набережных Челнах — это ООО «Уралнефтепродукт » (АЗС №2) и ООО «Автодорстрой», у которого топливо не дотягивает до нормы сразу на двух АЗС: №4 и №8. Один нарушитель рискнул продавать некачественное дизтопливо в самом центре Казани — на перекрестке улиц Тинчурина и Камала — ООО «АЗС Поволжье». Также нарваться на некачественное дизтопливо можно в Казани — на АЗС №234 по улице Лебедева, 1 (ООО «Мустанг Ойл») и на улице Магистральной, 86 (ИП Зотов).

Чтобы открыть, нажмите

«НАШИ АВТОЗАПРАВОЧНЫЕ СТАНЦИИ СТОЯТ НЕ НА БЕРЕГУ РЕКИ ИЛИ МОРЯ!»

Однако настоящей чумой этого года стала продажа судового топлива под видом дизельного. Этим промышляют 84 АЗС в Татарстане, хотя год назад на продаже судовой соляры попались всего 4.

«Мы обнаружили увеличение количества АЗС, на которых дизельное топливо не только разбавляется определенным количеством судового и печного топлива, а открыто массово продают судовое топливо. Им заправляются автомобили. Но, согласно техническому регламенту, таким топливом должны заправляться только суда», — заявил Гилязиев.

То есть на АЗС к знакомым уже табличкам с ценами на АИ-92, АИ-95 и ДТ добавляется малознакомый «зверь» СМТ (фотографию одной такой АЗС Гилязиев продемонстрировал на слайдеприм. ред.). А на замечания проверяюших заправщики отвечают, мол, это рынок. Хотите — покупайте, хотите — нет. При этом цена такого топлива очень привлекательна — 26 - 27 рублей за литр, тогда как средняя цена обычного ДТ сегодня 35 рублей за литр.

«Но ведь наши автозаправочные станции стоят не на берегу реки или моря, а стоят на республиканских и федеральных дорогах и даже в населенных пунктах!» — поражается Гилязиев. Между тем содержание серы в судовом топливе достигает 10 000 мг/кг. Для сравнения: норматив для автомобильного топлива — 50 мг/кг, а в будущем году планируется еще снизить его до 10 мг/г. Как говорится, почувствуйте разницу.

«Те потребители, которые заправляют свои автомобили дешевым топливом, тоже совершают нарушение. Во-первых, считая, что они выиграли при заправке дешевым топливом, они потеряли больше — при ремонте своей машины, — заявил Гилизиев, пояснив, что высокое содержание смол приводит к быстрому износу двигателя. — Во-вторых, эти люди отравляют атмосферу, а ведь они живут вместе с нами и дышат тем же воздухом, который сами отравляют», — посетовал глава управления.

Также он заявил, что продавцы СМТ существенно подрывают рынок настоящего дизельного топлива. В 2015 году замечено снижение потребления ДТ в Татарстане, это значит, что меньше налогов отчисляется в бюджет республики. В общем, есть повод задуматься и для антимонопольной службы, и для правоохранительных органов.

«Я НЕ МОГУ ОПРАВДАТЬ КРУПНЫЕ КОМПАНИИ, КОТОРЫЕ СОВЕРШАЮТ ТАКОЕ НАРУШЕНИЕ!»

«В основном эти заправки принадлежат индивидуальным предпринимателям и малым компаниям, — поспешил успокоить Гилязиев, но тут же и разочаровал. — К сожалению, обнаружено более 10 АЗС (13 АЗСприм. ред.), принадлежащих «Татнефтепродукту».

Как писал «БИЗНЕС Online», в августе 86% обыкновенных акций компании выкупил ТАИФ. Стоит отметить, что «Татнефтепродукт» никак не назовешь мелким игроком — на момент продажи компания владела сетью из 133 АЗС и 20 АГЗС в Поволжье, еще 28 заправок сдавалось в аренду. Основная часть сети — более 100 заправок — расположена в Татарстане, остальные — в Ульяновской, Самарской, Кировской областях, Марий Эл, Чувашской и Удмуртской республиках. Также у компании есть 11 нефтебаз с общим емкостным парком около 250 тыс. кубометров.

Гилязиев очень резко прокомментировал неприглядный факт продажи СМТ «Татнефтепродуктом» корреспонденту «БИЗНЕС Online»: «Я не могу их оправдать, что они — крупные компании — совершают такое нарушение. Потому что если у тебя экономические дела идут плохо, ты проведи анализ, почему ты работаешь убыточно, и прими меры. А не таким путем!»

В самой компании на момент публикации не успели ответить на запрос «БИЗНЕС Online». Помимо «Татнефтепродукта» таким неудобоваримым для двигателя сухопутных машин топливом заправляют машины также на заправках ООО «АЗС Ирбис», ООО «Автодорстрой», ОАО «Чистопольнефтепродукт», ООО «АЗС Поволжье», ООО «Транснефтепродукт», ООО «Каматрансойл», ООО «АЗС Сити», ООО «Уралнефтепродукт» и многих других (см. таблицу).

В то же время Гилязиев акцентировал внимание на том, что другие крупные заправочные сети ведут себя вполне прилично — нет нареканий у проверяющих к заправкам ООО «Татнефть — АЗС Центр», ООО «Корсар» или ТАИФ-НК.

Чтобы открыть, нажмите

Стоит отметить, что в ходе месячника была проверена примерно половина всех имеющихся в Татарстане АЗС, при проверке 100% заправок картина с продажей СМТ была бы еще более яркой. Ситуация сильно взволновала власти республики и лично президента РТ. При этом Гилязиев не склонен связывать эти факты с кризисом, скорее, причина в желании легких денег со стороны заправщиков.

Гилязиев сообщил журналистам после брифинга, что президент РТ Рустам Минниханов уже в курсе сложившейся ситуации и сам настоял на том, чтобы незамедлительно сообщить в СМИ об этой нехорошей тенденции. Материалы проверок направлены в ФАС и в прокуратуру РТ. На вопрос о возможном наказании нерадивых заправщиков Гилязиев ответить затруднился, объяснив это тем, что далее все будет зависеть от решения правоохранительных и контрольных органов.

«ПО ВСЕЙ СТРАНЕ, К СОЖАЛЕНИЮ, ТАКИМ ПРОДУКТОМ ТОРГУЮТ»

Кстати, знают о проблеме судовой соляры и в минсельхозе РТ. Посевы и почву она напрямую не загрязняет, но отследить, покупают ли сельхозпредприятия такое топливо, у ведомства нет возможности. Об этом просто не принято распространяться.

«Я могу только сказать, что сельхозпроизводители получают помощь от президента, — напомнил в разговоре с «БИЗНЕС Online» замминистра сельского хозяйства РТ Николай Титов. — Это льготное дизельное топливо, на весенний и летний период, на период сельскохозяйственных работ с разницей до 3 рублей в стоимости. И к нам поступают определенные жалобы, как будто топливо некачественное. Мы неоднократно выезжали, неоднократно организовывали комиссии — все соответствует требованиям ГОСТа. Но там другие факторы — где-то емкости не почищены, вследствие чего топливо перемешивается и становится некачественным».

Чтобы открыть, нажмите

Вообще же покупать судовое топливо для энергонасыщенной техники значит угробить ее. «Этим заправляется только последний идиот! — заметил Титов. — Тем более у нас достаточно техники импортной, она требует топлива повышенного класса качества. И руководители, на мой взгляд, считают деньги: сегодня купил ты дешевое топливо, а завтра потратил на ремонт дорогостоящей техники», — добавил он.

В сети АЗС «Ирбис» в ответ на запрос «БИЗНЕС Online» сообщили, что компания не реализует СМТ под видом дизтоплива. Вместе с тем в компании уточнили, что этот вид топливо выпускает АО «ТАНЕКО» (входит в группу компаний «Татнефть»), при этом правила технической эксплуатации АЗС реализацию судового топлива не запрещают. «Факты продажи судового топлива под видом дизельного очень легко проверить по цене реализации, — подчеркивается в комментарии. — Дизельное топливо не может стоить дешевле 30 рублей за литр. А тех, кто вводит в заблуждение потребителей, несомненно, необходимо привлекать к ответственности. Но в первую очередь необходимо изменить законодательную базу, где нужно четко прописать правила торговли моторными топливами».

Категорически против попутной реализации судовой соляры на обычных автозаправках высказался в разговоре с «БИЗНЕС Online» президент ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения РТ Ирек Сулейманов. Это, по его мнению, упущение в законодательстве, но сейчас подобное соседство не запрещено. Вместе с тем в отрасли полагают, что с этим надо бороться. «Разрешено то, что не запрещено, — заметил Сулейманов. — В какой-то степени, наверное, и торговцы чего-то не понимают. Но и покупатели ведь тоже находятся на это! К сожалению, по всей стране такая проблема. Но по всей стране, к сожалению, таким продуктом торгуют. Это проблема не только Татарстана. Возможно, я думаю, что у нас даже в меньшей степени проблема».

На ряде заправок РФ даже не называют эту продукцию судовым моторным топливом, то есть торгуют под видом автомобильного дизеля. В Татарстане все-таки пишут, что это именно СМТ — судовое маловязкое топливо, пояснил собеседник «БИЗНЕС Online». То есть покупатель, по крайней мере, знает, на что идет. Что до экологии, то СМТ, понятно, далеко от качества дизтоплива 5-го класса, который выпускается ТАИФом и «Татнефтью», добавил Сулейманов. Вряд ли можно напрямую наказать заправки, которые продают СМТ, если они пишут, что это именно СМТ, считает наш собеседник. Заправки ставят на реализацию судовое топливо тоже не от хорошей жизни, тем более что запрета на это нет.

Чтобы открыть, нажмите

«Ситуация в стране не очень хорошая, поэтому некоторые участники рынка пытаются из этой ситуации выйти, насколько им позволяет их отношение к бизнесу находить какие-то варианты. Члены ассоциации против продажи СМТ, — подчеркнул Сулейманов. — Мы за то, чтобы у всех игроков рынка были одинаковые условия. Запретят — будет просто здорово. Если запретят, мы будем только рады, все будут в одинаковых условиях». Впрочем, с 1 января на СМТ вводится акциз — в итоге оно поднимется в цене, и актуальность проблемы уйдет сама собой. Речь идет о 4,5 тыс. рублей за тонну — это серьезно снизит маржу заправок от реализации судовой солярки. «В свое время печное топливо тоже акцизами не облагалось, — напомнил Сулейманов. — Его обложили акцизом для того, чтобы его не продавали на автозаправочных станциях. Но производители придумали другой ход: они стали искать СМТ. Я думаю, что на первое время поможет этот механизм — введение акциза на СМТ».