«ВОН ТАМ, ГДЕ СИМВОЛ РЕСПУБЛИКИ... ЧТО ТАМ СТОИТ? ЗОЛОТОЙ ТЕЛЕЦ, БОГАТСТВО»

Сделать «духовно-нравственную культуру» молодежным трендом попытались накануне в КФУ, где на круглом столе в присутствии студентов встретились два заглавных религиозных деятеля республики: митрополит Казанский и Татарстанский Феофан (Ашурков) и муфтий РТ Камиль хазрат Самигуллин. Им и отвели центральное место за условным круглым столом (которого на самом деле, разумеется, не было ни в овальном, ни даже в квадратном варианте), а по сторонам рассадили светских деятелей: ректора университета Ильшата Гафурова, заместителя председателя Госсовета РТ Римму Ратникову и гендиректора телерадиокомпании ТНВ Ильшата Аминова. Заявленный в анонсе член российского Совфеда Олег Морозов в президиуме не появился и в зале замечен не был, хотя некоторые СМИ второпях причислили и его к участникам встречи.

Тем не менее собрание, проходившее под вывеской «Духовно-нравственная культура молодежи и традиционные ценности российского общества», пользовалось популярностью: в небольшой актовый зал Института филологии и межкультурных коммуникаций КФУ набились не менее 300 человек, зрители стояли даже в проходах. Гафуров, как и положено ректору вуза и бывшему елабужскому градоначальнику, начал заседание сухо и академично — с перечисления «большой работы», которую проводит университет в сфере межконфессионального взаимодействия. Отчет занял минут 10, в течение которых аудитория обреченно впитывала исходящие от ректора эманации нравственности. Казалось, что и обсуждение сведется к тому, какими успехами, судя по словам Гафурова, увенчалось в Татарстане «многовековое совместное проживание конфессий». Но тут модератор, в роли которого выступал советник ректора Юрий Алаев, передал слово митрополиту Феофану, и атмосфера мгновенно оживилась.

«Что происходит? Что нам преподносят СМИ, какие сюрпризы?» — начал митрополит запальчиво, и зал поневоле начал переглядываться: уж не случилось ли чего и не пора ли делать ноги? Впрочем, владыка недолго держал слушателей в неведении и начал приводить примеры: «То сын у нас в Казани жестоко убивает мать, то 15-летняя девочка со своим другом убивают отца, то вообще отец убивает детей своих и жену. Какой-то разгул зверства! Что происходит?»

Кинув в пространство несколько риторических вопросов, Феофан тут же на них и ответил: «Происходит подмена ценностей. Подмена смысла жизни как такового». И творится это на протяжении последних двух десятков лет. А отсюда такие «уродливые явления религиозной сферы, как ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ группировки «ИГИЛ»прим. ред.)». Впрочем, не только оно.

Воздев глаза к потолку актового зала, глава Татарстанской митрополии неожиданно заявил: «Вон там, примерно на вершине, где левочка нарисован, символ республики, посмотрим туда, как бы мы пошли к тому центру? Что же там стоит? То, что называется золотым тельцом, богатством...» — продекларировал Феофан, чем произвел еще большее замешательство, особенно среди сотрудников вуза, которые с беспокойством озирали стены и купол: вдруг там и вправду телец, а не величественный белоснежный барс на красном фоне с державно приподнятой правой лапой? Но все было вполне пристойно. Архиерей, между тем, громил богатство: «Смысл какой? Миллионы, миллиарды... И что самое порочное: через богатство — к удовлетворению своих прихотей и самых низменных чувственных инстинктов. Вот говорят: золотая молодежь... А в чем ее золото? Это гнилые попойки, грязные тусовки, это различные корпоративчики, о сути которых стыдновато говорить...»

И, смешав в одно целое «разгул зверства», ДАИШ, золотого тельца и попойки, Феофан как-то легко затянул в тот же порочный круг и Аминова, который до этого мирно сидел в президиуме, рассеянно изучая собственные ботинки. «Ну а здесь я перехожу прямо к нашему собрату, носителю СМИ — голубому огоньку, — бросил пламенный взгляд в сторону Аминова митрополит. — Как раз очень много ложных посылов дает телевидение как воспитатель. Давайте мы проанализируем телевизионные программы, что мы видим? Я как-нибудь возьму и пощелкаю: на центральных каналах — кровь, банда, какие-то петербургские разбитые фонари. Но самое главное — души разбиваются. Помните, как в «Бесах»: «Заблудились мы, сбились с дороги и не знаем, куда идти», — вздохнул владыка.

«КОГДА УВИДИТЕ ЧЕРНЫЕ ФЛАГИ, ПРИНИКНИТЕ К ЗЕМЛЕ»

Разговор тем временем плавно сместился к Ближнему Востоку. Татарстанский митрополит вспомнил, как многие годы жил и работал в этом регионе: в Египте, Сирии, Ливане, как «исколесил всю Африку». «Мне припоминается, что я в любое время дня и ночи в одеянии православного священника мог идти, не опасаясь за свою жизнь, — рассказал Феофан. — Не опасаясь, что какой-то экстремист-террорист на меня нападет. И что получилось за последние 10 лет или даже меньше? Искусственно навязанные противостояния конфессионального характера, умело подогретые, с посылами иной красивой жизни, свободной и демократической, нарушили привычный порядок вещей. Тектонические сдвиги получились...»

По словам главы Татарстанской митрополии, арабский мир до вмешательства Запада жил и развивался, укорененный в своих традициях. Но стоило ему искусственно навязать ценности иного характера, как случилось полное смятение. «Случился разлад с исторической данностью, религиозной и национальной укорененностью народа, — констатировал Феофан. — В результате человечество сейчас стоит перед очень опасной чертой, потому что наметившееся противостояние носит цивилизационный характер. Никогда Восток не примет нормы жизни западных цивилизаций. Иной менталитет, иная религиозная сущность. Кому выгоден этот ад? Видя, что происходит там, мы ни в коем случае не должны наступать на те же грабли в своей стране».

Впрочем, говоря о войне в Сирии, митрополит еще раз дал понять, что никогда не поставит знак равенства между мусульманином и террористом. «Нет более врага для мусульман, чем эти террористы», — подчеркнул он и тепло посмотрел в сторону сидящего от него по правую руку татарстанского муфтия Самигуллина. Таким образом, слово за круглым столом перешло от православных к мусульманам.

«Благодарю владыку за то, что он разглядел этот нюанс, — дипломатично кивнул Феофану Самигуллин. — В хадисах пророка Мухаммеда сказано, что эти люди (террористы ДАИШ прим. ред.) будут вылетать из ислама подобно тому, как стрела вылетает из лука. То есть у них не будет отношения к нашей прекрасной религии», — заверил он митрополита.

Выступление муфтия тоже оказалось по-восточному цветистым и сдобренным цитатами не хуже какого-нибудь древнего арабского трактата. Начал он с того, что напомнил слова татарско-башкирского богослова Ризаитдина Фахретдина о том, что воспитание без религии — это отсутствие воспитания. «Потому что только вера в отчет, который предстоит дать за прожитую жизнь, заставляет человека не совершать грехов, — объяснил Самигуллин. — Иначе за каждым человеком придется поставить полицейского, а за этим полицейским — еще одного полицейского, и так далее».

ДАИШ муфтий назвал болезнью, которая разгрызает человечество изнутри. «Буквально вчера я прочитал очень красивый пост, его написал шейх Хабиб Али Джифри, популярный мусульманский проповедник в арабских странах: «Никогда не говори, что суннит убил шиита, и не смейте говорить, что шиит убил суннита. А скажи: преступник убил человека», — рассказал Самигуллин.

И тут же глава Татарстанской митрополии огорошил зал апокалипсическими предсказаниями о том, что появление запрещенной в России ДАИШ было предсказано еще основателем ислама, пророком Мухаммедом. В качестве доказательства Самигуллин привел хадис из книги «Аль-Фитан» Али ибн Абу Талиба: «Когда увидите черные флаги, приникните к земле и не шевелите ни руками, ни ногами». «То есть не идите в ту сторону и не помогайте им, — пояснил муфтий и продолжил цитирование. — «Потом появятся слабые люди, которым никто не будет придавать значения». То есть они не смогли реализоваться в этом мире, ничего у них не получилось», — растолковал Камиль хазрат. Далее каждая цитата сопровождалась своеобразным синхронным тафсиром. «Их сердца будут черствыми как железо» — вы видите, что они делают с детьми и женщинами. «И у них будут притязания на государство» — вы видите, что происходит. «Они не будут сдерживать обещания и выполнять договоры. Они будут призывать к истине, а сами не будут следовать ей. Они будут звать друг друга по куньям и давать себе прозвища по городам» — Абу-Бакр, Абу-Идрис и так далее. «А их волосы будут длинными и распущенными, как у женщин. ...В последнее время выйдут люди, молодые годами, глупые, они будут использовать хадисы пророка, они будут читать Коран, но слова не будут спускаться ниже их глотки».

Модератор Алаев, видимо, зачарованный точностью и наглядностью предсказания, не удержался от вопроса: «Раз все так заранее подробно расписано... В ваших книгах не сказано, чем эти люди кончат?»

«Сказано, — успокоил Алаева Самигуллин и выдал последнюю цитату. — «А после они впадут в разногласия между собой, и тогда Аллах явит истину тому, кому пожелает», — и заключил уже более-менее светским языком. — Нам надо сплотиться, быть вместе, улучшать свою образованность, и тогда по воле Господа нас никто не собьет».

САМИГУЛЛИН: «ИМАМ НИКОГДА НЕ СМОЖЕТ СТАТЬ ВЛАДЫКОЙ». ФЕОФАН: «СМОЖЕШЬ, ЕСЛИ ЗАХОЧЕШЬ»

После этого логичным выглядел вопрос, почему же молодые люди из России все-таки уезжают в ДАИШ. Его и задал студент КФУ по имени Роман. Камиль хазрат опять предпочел ответить примерами, хотя и более исторически близкими, чем послания пророка. «Недавно на границе поймали одного иудея, совсем еще молодого человека из Израиля, который тоже собрался в ДАИШ, — поведал он, подчеркнув, что все были удивлены поступком израильтянина. — Когда его спросили, зачем он пошел на это, парень ответил, что «там все настоящее, все живое». То есть он уехал от интернета и прочего искусственного существования. А другому, уже взрослому мужчине, сидевшему без работы, жена (как он выразился) проела плешь, он психанул и уехал в Сирию. То есть, как я уже сказал, туда отправляются люди слабые, у которых мир ускользает из рук».

Митрополит Феофан по этому же поводу высказался еще предметнее: «Вот если сейчас в этой аудитории, по крайней мере, среди ее славянской части провести соцопрос, я уверен: выяснится незнание своих традиций и религиозных корней. И здесь надо задуматься власти, к чему ведет безграмотность», — указал владыка, прозрачно намекая на свою любимую тему: необходимость преподавания основ православной культуры и основ ислама для подрастающего поколения республики.

Пока же главы двух основных конфессий Татарстана заключили на глазах изумленной публики джентельменское соглашение о том, чтобы общаться общинами. Оба охотно признали, что это вполне возможно. Тем более что, как подчеркнул Феофан, «есть постулаты, которые объединяют православных и мусульман в нынешнем лукавом развращенном мире: вера в единого Бога, бессмертие души и ответственность за прожитую жизнь». Камиль хазрат с этим охотно согласился, заметив лишь, что «имам никогда не сможет стать владыкой». «Сможешь, если захочешь», — лукаво подзадорил муфтия митрополит. «Вы тоже», — улыбнулся Самигуллин. Феофан хмыкнул и вспомнил, что в РПЦ был «такой священник Полосин (Али-Вячеслав Полосин, разработчик социальной доктрины российского ислама, бывший калужский священникприм. ред.)». «Был моим подчиненным, а стал имамом», — посетовал архиерей. «Богословом стал, а имамом — нет», — поправил его муфтий.

Попикировавшись таким образом, Самигуллин и Феофан все-таки в очередной раз утвердили себя союзниками. Хотя бы потому, что, по словам митрополита, «человечество исторически не помнит себя безрелигиозным». И даже атеизм — это тоже религия. Из зала тотчас же попросили объясниться. «Если коротко: портреты членов политбюро в СССР висели как иконы, и в каждом официальном учреждении был обязательный святой уголок с портретом Ленина, — начал перечислять Феофан. — До сих пор мощи пролетарского вождя, правда, не святые, лежат на Красной площади. Были и догматы, главный из которых: «Бога нет», и все». И радушно махнул рукой студенту, задавшему вопрос о сути атеизма: «Приходи ко мне, я тебе расскажу».

Стоит отметить, что по итогам круглого стола татарстанский митрополит пригласил к себе на беседу как минимум трех слушателей из зала, при этом каждый раз обещая, что встреча будет личной.

Юрий Алаев
Юрий Алаев

«ВСЕ МЫ ЗДЕСЬ — АДВОКАТЫ ДЬЯВОЛА»

Наконец, очередь выступать дошла до Аминова, которого Феофан еще в самом начале разговора упрекнул в пропаганде «зверств» посредством «голубого огонька». Насколько не по адресу прозвучал этот упрек, почувствовали многие, кто знает Аминова как сторонника «позитивного телевизионного вещания», в том числе и модератор Алаев, который со смешком предложил: «Рядом с Ильшатом, дай Бог, посадим и Эрнста — придет время». Однако Аминов, начиная свой спич, смиренно склонил голову перед митрополитом со словами: «Я привык к тому, что во всех бедах винят телевидение».

По словам главы ТНВ, телевидение, как и многие другие СМИ, для достижения своих рейтингов действительно эксплуатирует простейшие человеческие инстинкты: самосохранения, продолжения рода и доминирования.

«Но сейчас идет коренной слом, — постарался смягчить свою «вину» Аминов. — Монополия СМИ как институтов (включающая в себя средства изготовления информации: типографии, имущество телекомпаний, в том числе ретрансляторы, «тарелки») уходит в прошлое. Сегодня мы наблюдаем взрывное развитие неинституциональных СМИ. То есть любой человек, сидящий здесь, в этом зале, является сам себе средством массовой информации. Один молодой человек с айфоном может заменить целую телекомпанию. Так что мы все здесь — адвокаты дьявола», — заметил директор ТНВ Феофану.

По словам Аминова, сегодня меняются и подходы к подаче информации. Если в 1990-е годы не было никаких ограничителей («Кто-нибудь помнит программу «600 секунд»? — обратился тележурналист к залу, но ответом ему было молчание), то теперь совершенно другие критерии социальной ответственности. А вообще, ТV — всего лишь зеркало. Не нравится — посмотрите сначала на себя», — вздохнул он.

«Ну это расхожий тезис, — парировал Алаев. — Важно, почему начали меняться подходы. Не потому ли, что другую политику теперь проводит государство? Поневоле задумаешься, что цензура способна быть благом, как бы это кощунственно ни звучало».

Ратникова, которая помимо должности в Госсовете занимает также кресло председателя республиканского союза журналистов (СЖ), добавила от себя «покаянных нот». «Мы сами участвовали в этом (имеется в виду в информационном «разгуле» 90-х годов прим. ред.) и много, наверное, худого принесли, — призналась она, также искоса поглядывая в сторону Феофана. — Но большинство людей, сидящих здесь, еще тогда не родились. Они не виноваты».

По мнению Ратниковой, эйфория демократии пришла к нам с Запада и упала на неподготовленную почву. «Понимания религии не было, — уточнила председатель СЖ. — Хотя сами американцы — религиозные люди, у них в каждом гостиничном номере для постояльцев хранится Библия. И у европейцев тоже. Но к нам они принесли свои идеалы в тот момент, когда у нас не было Бога. Однако демократические ценности нами выстраданы: и права человека, и свободы», — неожиданно резюмировала она.

Найдя, таким образом, виноватых и заклеймив их в упадке нравственности, участники круглого стола начали подводить итоги. Кто-то предложил сделать встречи с молодежью регулярными, кто-то посетовал, что современное поколение мало читает. Митрополит Феофан, как раз подтверждая свою репутацию книгочея, отличился тем, что наизусть рассказал отрывок из стихотворения Евгения Евтушенко «Остановись»: «Но ты хотя б однажды в мире, когда он спит или кипит, остановись, как лошадь в мыле, почуяв пропасть у копыт».

Все было вполне чинно и пристойно, пока Ратникова вдруг не надумала рассказать историю, доказывающую, по ее мнению, как в Татарстане чтут межконфессиональный и межнациональный мир в отличие от других регионов. По ее словам, какое-то время назад она была вместе с детской группой в Макарьевском монастыре (в Нижегородской области прим. ред.). Экскурсию проводила одна из монахинь, которая во время прогулки, рассказывая о здешних достопримечательностях, пнула ногой какой-то холмик со словами: «А здесь могила татар поганых, которые на нас напали». «Я спросила монахиню (тем более дети очень удивились, что их назвали «погаными»), почему она так сказала, — вспоминает Ратникова. — Она какое-то время думала, а потом объяснила, что так написано в их старинных книгах. Впоследствии мы написали письмо с просьбой разобраться, и нам ответили, что монахиню «уволили» из монастыря и перевели на скотный двор».

Повисла неловкая пауза, которую не смог разрядить даже модератор Алаев. «Это был скотный двор Оруэлла», — ни к селу ни к городу зачем-то предположил он. Митрополит Феофан, которому такой итог круглого стола тоже явно не понравился, сказал в микрофон что-то про «ложку дегтя в бочке меда» и некоторое время яростно перешептывался с Ратниковой.

Однако даже после неудачного занавеса публика расходилась воодушевленной и в гардеробе продолжала обсуждать, кто из спикеров им приглянулся больше всего. «А мне про тусовки не понравилось, — возразил какой-то парень, на внешний вид не старше первокурсника. — Зачем они так? И вообще, что они в этом понимают!»