Анализируя бюджет в целом, мэр намекнул, что к экономии нижнекамцы уже привыкли
Анализируя бюджет в целом, мэр намекнул, что к экономии нижнекамцы уже привыкли

2,6 МЛРД. СВОИХ, 2 МЛРД. — ИЗ РТ И РФ

Консолидированный бюджет Нижнекамска и района на 2016 год составит 4 млрд. 649 млн. рублей, о чем сообщила вчера на итоговых районной и городской сессиях руководитель департамента по бюджету и финансам исполкома НМР Светлана Логинова. Собственные доходы в структуре бюджета составят 2,6 млрд. рублей, и чуть более 2 млрд. район рассчитывает получить в качестве безвозмездных поступлений из республики и из Москвы.

Рост расходов при планировании бюджета учтен по трем направлениям: на 7% вырастет зарплата бюджетников, на столько же подорожают питание и медикаменты, и на 7,5% вырастут тарифы на услуги ЖКХ. В целом львиная доля расходов − 3,6 млрд. рублей (78,3%) — традиционно пойдет на образование. Более половины заберут школы, 38% — детские сады и 11% — учреждения дополнительного образования. 7,3% или 338 млн. рублей бюджет отдаст жилищно-коммунальному хозяйству. Из них 104,5 млн. рублей пойдут на ремонт жилого фонда, более 220 млн. рублей — на содержание объектов внешнего благоустройства, еще 11 млн. — на оплату налогов на имущество. На текущее содержание дорог в будущем году планируется направить 99 млн. рублей, а на их текущий ремонт — всего 8 миллионов.

«Налог на доходы физических лиц, как и в прежние годы, занимает первое место в доходах районного бюджета и составляет 57 процентов в объеме собственных доходов, — доложила Логинова. — Объем рабочих поступлений НДФЛ на 2016 год составит 632 миллиона рублей». Крупнейший плательщик НДФЛ — ПАО «Нижнекамснефтехим», его доля, по словам спикера, составит 20%. ТАИФ-НК, ТАНЕКО и «Нижнекамскшина» уступают второе место совокупности бюджетных учреждений всех уровней, которые сформируют поступления НДФЛ на 13%.

Светлана Логинова сообщила, что консолидированный бюджет Нижнекамска и района на 2016 год составит 4 млрд. 649 млн. рублей
Светлана Логинова сообщила, что консолидированный бюджет Нижнекамска и района на 2016 год составит 4 млрд. 649 млн. рублей

Отметим, что среди всех озвученных Логиновой фактов недовольство мэра города Айдара Метшина вызвала только формальная потеря 30 млн. рублей из-за изменений срока внесения платежей за негативное воздействие на окружающую среду. Логинова доложила, что если до сих пор отчетным периодом для плательщиков по линии экологического ущерба являлся квартал, то отныне плата будет вноситься один раз в год. «В 2016 году будет только один платеж по итогам четвертого квартала 2015 года, — констатировала докладчица. — Срок уплаты по итогам 2016 года наступит 1 марта 2017 года, в связи с чем произошло снижение плановых показателей». Как она пояснила впоследствии «БИЗНЕС Online», плановые перечисления на 2015 год по этим платежам составляли почти 47 млн. рублей, а в будущем году район получит всего 16 миллионов.

«Я считаю неправильным выплату платежей за негативное воздействие всего раз в год, — возмутился Метшин. — Поскольку негативное воздействие происходит ежедневно, целесообразно, наверное, было бы собирать их как минимум ежеквартально. Но это не наши полномочия. Наша задача — полнота сбора этих платежей и увеличение их объема».

Любопытно также, что налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых, который с 2016 года сменит адресата — вместо бюджета РТ станет поступать на местный уровень, принесет казне символические 355 тыс. рублей. Платить его будет Нижнекамский кирпичный завод за песчано-гравийную смесь.

О более плотной работе народных избранников с главным финансовым документом заговорила депутат горсовета Нина Буханова
О более плотной работе народных избранников с главным финансовым документом заговорила депутат горсовета Нина Буханова

«ЕСЛИ КТО ПОДСКАЖЕТ ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТА, МЫ БУДЕМ ТОЛЬКО ПРИВЕТСТВОВАТЬ»

Метшин бюджет-2016 назвал «неплохим» с учетом исполнения социальных гарантий. С момента первого выхода в свет главного финансового документа Нижнекамского района в нем практически ничего не изменилось — напомним, в середине ноября проект бюджета представили на публичных слушаниях. У общественности он вызвал только два вопроса. Во-первых, будет ли заложена в бюджет компенсация выпадающих доходов предприятий, занятых общественными перевозками. Во-вторых, предусмотрены ли деньги на инженерные коммуникации для участков многодетных семей. Обсуждение на постоянных депутатских комиссиях на итоговые цифры не повлияли. На этом фоне лишь скептическую улыбку может вызвать риторика Метшина, который пригласил депутатов и общественные организации активнее участвовать в формировании бюджета.

Строго говоря, о более плотной работе народных избранников с главным финансовым документом заговорила депутат горсовета Нина Буханова, а мэр с ней согласился и переадресовал просьбу своему заместителю Эльвире Долотказиной.

«Замечание принимается, — кивнул Метшин. — Не надо догонять ситуацию! Надо ее предварять. Надо делать информацию прозрачной. У нас одна задача — эффективно решать вопросы, которые направлены на улучшение качества жизни. Эльвира Равгатовна, примите это к сведению. Не только депутаты, но и общественные организации должны быть в курсе происходящего. И никаких тайн тут не должно быть. Если кто-то подскажет более эффективный способ использования бюджета, мы будем только приветствовать это».

Однако касательно предложений, прозвучавших на публичных слушаниях и комиссиях, мэр признал: депутаты хотели увеличить финансирование и культуры, и образования, и спорта, и социальной сферы в целом, но финансы не позволяют. Бюджет района профицитный, но положительного сальдо вряд ли хватит на желаемое, ведь есть сложности, которые «мы сегодня все испытываем».

Депутаты хотели увеличить финансирование и культуры, и образования, и спорта, и социальной сферы в целом, но финансы не позволяют
Депутаты хотели увеличить финансирование и культуры, и образования, и спорта, и социальной сферы в целом, но финансы не позволяют

Уповать Нижнекамску остается на градообразующие предприятия, что отметил и Метшин. 55% налоговых поступлений в следующем году составит налог на землю — он принесет бюджету района 811 млн. рублей, и больше половины этой суммы приходится на НКНХ. Еще 13% — на других крупных плательщиков: ТАИФ-НК, «Нижнекамскшину», ТАНЕКО.

Анализируя бюджет в целом, мэр намекнул, что к экономии нижнекамцы уже привыкли. «Подобные беспокойства мы испытывали и в прошлом году, — напомнил Метшин. — Дай бог, чтобы все закончилось только беспокойствами и не пришлось вносить изменения и увеличивать расходы. Но 2015 год был успешным как для города, так и для наших промышленных предприятий. Мы освоили и направили на решение различных вопросов по 32 муниципальным, республиканским и федеральным программам более 5 миллиардов рублей при бюджете 4 миллиарда. Надеюсь, что будущий год будет как минимум не хуже нынешнего и мы обеспечим выполнение всех социальных гарантий».

«ЖИТЕЛИ НИЖНЕКАМСКА ДЫШАТ СМОГОМ И ОТВРАТИТЕЛЬНЕЙШИМ ВОЗДУХОМ»

Участники сессий поделились с корреспондентом «БИЗНЕС Online» мыслями о состоянии экономики района и о качестве верстки регламентирующего ее документа.

Светлана Логинова — руководитель департамента по бюджету и финансам:

— Бюджет Нижнекамского района сформирован по сценарным условиям. По таким же, как и бюджеты всех муниципальных районов республики. Почти все деньги уйдут на содержание объектов социально-культурной сферы. На остальные статьи расходы остаются в очень маленьких размерах. Конечно, было бы здорово, если бы наш бюджет был больше. Разве кто-то против этого! Но, к сожалению, бюджет на следующий год нам пришлось формировать в рамках жесткой экономии.

Максим Сперанский — председатель общественного совета предпринимателей Нижнекамска:

— Денег много не бывает. Увеличения финансирования, на мой взгляд, требуют все статьи бюджета, в первую очередь расходы на ремонт внутриквартальных дорог. Но мы же живем в определенных реалиях. И имеем то, что имеем. Я полагаю, что бюджет города и района будет неоднократно еще в течение года меняться. Причем не понятно еще до конца, в какую сторону он будет меняться. Он может как секвестироваться, так и увеличиваться. В частности, НДФЛ, идущий в муниципальный бюджет, может существенно вырасти, потому что предприятия нефтехимической отрасли рекордные доходы получат по итогам 2015 года. Все будет зависеть от того, как будет складываться конъюнктура. Если Нижнекамск будет принимать участие в различных республиканских и федеральных программах по ремонту дорог, школ, детских садов, больниц и в других программах, то, возможно, этого бюджета и хватит. А если программ не будет, то и в муниципальном бюджете средств на это изыскано не будет. Что касается перехода с ежеквартальных взносов в экофонд на взнос раз в год, то это может привести только к кассовым разрывам. Одно дело, если вы средства получаете и осваиваете раз в квартал, другое дело — если раз в год. Ничего хорошего в этом нет.

Николай Максимов — первый секретарь нижнекамского горкома «Коммунистов России», депутат горсовета:

— Нельзя голосовать за такой бюджет. Он не обеспечивает выполнение ни одной из стоящих перед городом и районом задач. Ни приведения в нормальное состояние дорог, ни подъема сельского хозяйства, ни промышленного развития он не обеспечит. На дороги однозначно следует выделять больше денег. Кроме того, экология. У нас в городе громадные проблемы в этой сфере, большие проблемы с воздухом, а деньги на решение экологических проблем выделяются мизерные. Биологические очистные сооружения «Нижнекамскнефтехима» требуют огромных вложений. Комбинат эту программу модернизации очистных сооружений провалил, хотя в этом году уже должен был ее завершить. Но ее ведь каким-то образом нужно довести до ума. Кроме этого, нужно в двух районах города прокладывать две трамвайные ветки, предусмотренные генпланом. А ни на что денег нет! Городу нужен совершенно другой бюджет. Я считаю, что крупные предприятия нефтехимии и нефтепереработки должны отчислять какой-то процент со своей прибыли, чтобы город мог иметь совершенно другой бюджет и решать самые насущные проблемы.

Перевод платежей за негативное воздействие на окружающую среду с ежеквартальных на ежегодные никак не скажется на казне. Там же сумма смешная — 30 миллионов. Городу на решение экологических проблем нужна сумма в 200 раз больше. Только на очистные сооружения нужно 3,1 миллиарда рублей, а выделили лишь 700 миллионов. Жители Нижнекамска дышат смогом и отвратительнейшим воздухом. Нужно, чтобы город в БОС вложился, и их модернизация наконец была произведена.