СОБЫТИЕ, КОТОРОЕ ЖДУТ

За почти три года своего существования дизайнерский фестиваль Open Space Market прочно закрепился в перечне культурно-развлекательных мероприятий Казани и стал излюбленным тусовочным местом горожан, интересующихся современными трендами.
«Open Space Market — единственное и основополагающее для городской культуры крупное мероприятие в Казани, на котором можно увидеть молодых дизайнеров со всей России на одной площадке, — рассказал «БИЗНЕС Online» руководитель проекта Василь Бадреев. — Наш формат всегда востребован, каждый год мы проводим пять-шесть маркетов, которые посещают 3 - 5 тысяч человек».
Предпраздничное мероприятие формата «рынок выходного дня» стартует в последние выходные этого года — 26-27 декабря в торговом центре «Республика». OSM — творческая и стартовая площадка для реализации в первую очередь молодых дизайнеров — это место, где люди впервые могут о себе заявить. Прежде всего в фестивале принимают участие те, чья деятельность связана с модой: дизайнеры одежды, аксессуаров, украшений. Кроме того, это могут быть иллюстраторы, дизайнеры предметов интерьера и мебели, фуд-стартапы. Однако Open Space Market не просто повод закупиться подарками или приобрести новое платье — мероприятие уже давно стал одним из самых ожидаемых событий в городе, где можно услышать авторские музыкальные сеты казанских диджеев и просто меломанов с хорошим вкусом, познакомиться с интересными людьми и даже заняться саморазвитием благодаря действующему лекторию. И традиционно, помимо вышеперечисленного, на маркете работает детская площадка и столь популярный фудкорт.

Василь Бадреев
Василь Бадреев

ОТ ХЕНДМЕЙДА ДО ФАСТФУДА

За несколько дней до начала мероприятия идейный вдохновитель и организатор Open Space Market рассказал «БИЗНЕС Online», какие существуют проблемы по организации проекта, удается ли их решать и почему другие, в попытке создать подобные мероприятия, предпочитают пробежать по протоптанной дорожке, а не придумать что-то оригинальное.

— Василь, Open Space Market существует почти три года. Насколько динамично развивается проект сейчас? Увеличилось ли число участников, посетителей?

— В целом мы переживаем рост и динамичное развитие, несмотря на общие кризисные явления. Хотя если бы их не было, то рост был бы еще более ощутимым, как нам кажется. Сложно сказать, что это связано напрямую с трендом импортозамещения, но год назад, когда случился «черный вторник», были сильные опасения, что и в нашем деле произойдет застой. Сейчас такого чувства нет, более того, к нам едут дизайнеры из отдаленных городов России: Омска, Челябинска, Санкт-Петербурга, Евпатории и других. А это уже некое наглядное признание, раз люди проделывают такой путь. Количество участников растет по всей России, и на каждом мероприятии появляются новые имена. Развиваются новые направления: не только одежда и аксессуары, а также предметы интерьера, декора, посуды, товаров для дома, детская одежда и игрушки. Радует, что именно в Казани рождаются новые проекты, появляются новые интересные фуд-стартапы. Посему мы чувствуем востребованность нашего проекта и, несмотря на все сложности, продолжаем вдохновленно работать. Показатели посещаемости растут не так быстро, как хотелось бы, но это во многом проблемы информационного взаимодействия, недостаток СМИ в городе. Мы пробуем разные инструменты продвижения, и прогресс есть.
Также мы запустили параллельный проект — «Дружба маркет» с простой и понятной широкой аудитории концепцией. Это ярмарка хeндмeйда и авторских подарков от казанских участников, которая проходит в предпраздничные уик-энды в «МЕГА Казань» и пользуется успехом. В предновогоднюю неделю и перед православным Рождеством в январе «Дружба маркет» состоится уже в пятый раз.

— Проблема с площадками, о которой вы рассказывали в интервью нашему изданию в прошлом году, как-то разрешилась?

— Действительно, основная проблема — это отсутствие в городе площадки подходящей по всем параметрам (достаточная площадь, нужное освещение, адекватный ремонт и дизайн, удобное расположение) для подобных мероприятий. К слову, это не только наша проблема. Многие организаторы в Казани сталкиваются с ней, когда речь идет о чем-то масштабном. Существующие площадки не всегда подходят и часто бывают заняты. Хочется верить, что в обозримом будущем ситуация изменится. Предпосылки вроде есть, но дело это небыстрое, учитывая непростые времена и текущие приоритеты возможных инвесторов подобных проектов. Но необходимость очевидна. Так что с площадками мы пока продолжаем свою кочевую жизнь, вколачивая невозвратные средства в полы, свет, аренду помещения. Но куда деваться? Мы пока не можем изготовить свое собственное современное выставочное оборудование, хотя наработки уже есть, но мы продолжаем брать его в аренду, уже, наверное, неоднократно окупив его стоимость за весь период работы. В наступающем году все же надеемся на некоторый прогресс в этом вопросе. Остальные такие проблемы, как новые участники, новые инструменты продвижения и прочее, вполне решаемы и являются скорее интересными задачами, чем проблемами.

— Вы также рассказывали, что порой даже приходилось работать чуть ли не в минус.

— В последнее время мы все же стараемся работать в некоторый плюс, чтобы оправдывать свои труды, иначе это было бы уже очень сложно и морально, и физически. Да и почти за три года работы над проектом мы научились оптимизировать затраты, во многом благодаря многофункциональности нашей небольшой команды, где каждый человек решает сразу огромное количество вопросов и задач, и разве что не выворачивается наизнанку при этом. Это, правда, очень тяжело, но стоит того, когда видишь результат. Конечно, хочется уже в идеале ровно, рационально работать, меньше стрессов, большую команду из хороших специалистов по каждому направлению, но пока это сложно.

— После летнего фестиваля OSM, который прошел в парке на Черном озере, где побывал президент РТ Рустам Минниханов и представители исполкома города, какие-то проблемы стали разрешаться?

— Явных и сиюминутных реформ не было, скорее, пока появились новые хорошие знакомства, и о нас узнали больше людей именно в среде чиновников и властей, что тоже ценно. Но на быстрый результат мы и не рассчитывали: были скорее засеяны семена, а всходы, надеюсь, будут позже, образно выражаясь. Возможно, благодаря этому, например, несколько проще было организовывать, особенно в части согласований, наш фестиваль еды Open Food Market, который успешно прошел 29 - 30 августа этого года в парке Горького. На следующий год мы планируем более масштабный летний фуд-фестиваль на открытой площадке, в парке.

— Сейчас существует некая тенденция появления разных «маркетов». Это какие-то новые проекты или организаторы просто берут готовую модель существующего проекта Open Space Market?

— К сожалению, в нашем городе, да и не только, действительно есть тенденция к тому, что отдельные люди предпочитают пробежать по протоптанной дорожке, скопировать, чем создать свой уникальный, отличный от других проект и развивать его. В том-то и проблема, что пока нет достойной конкуренции, которая бы радовала, ведь это, так или иначе, развивало бы молодой рынок. Нельзя сказать, что их появилось много, но есть желающие гордо использовать приставку «маркет» в названии своих микро-мероприятий на которых 10 местных участников, 10 посетителей, нулевая организация и при этом платный вход — все в таком духе. Во многих крупных городах есть основополагающий подобный проект и несколько успешных альтернативных тематических маркетов по различным направлениям, и это прекрасно. Надеюсь, и у нас так будет, ведь потенциал-то есть. Но пока у некоторых «организаторов» хватает цинизма обратиться на ту же площадку, на которой мы делаем ближайшее мероприятие с целью одновременно с нами провести некую ярмарку, паразитируя на проделанной нами большой работе за эти годы. А это титанический труд и большая психоэмоциональная нагрузка, которая на самом деле остается за кадром. Поэтому, когда узнаешь свой «почерк», интерпретированный в чужих пресс-релизах и информационных текстах, это, конечно, не очень радует. Порядочности и более творческого подхода к делу — вот чего бы хотелось пожелать этим людям. Иначе они просто компрометируют и обесценивают само понятие «маркет» в погоне за наживой.

ШАМП-КОКТЕЙЛИ, «АНТИ-ОЛИВЬЕ» И ЛЕКЦИИ

Что ж, для тех, кто не представляет Новый год без традиционного новогоднего шопинга и тщетно и безрезультатно обошел все торговые центры, магазины, рынки и ярмарки города, вполне возможно, что праздничный шопинг-марафон на двухдневном дизайнерском фестивале Open Space Market окажется весьма продуктивным. Особенно интересно мероприятие будет для тех, кто любит дарить оригинальные, креативные подарки и творчески подходит к процессу их выбора.
И как заявлено в программе мероприятия Open Space Market — это прежде всего предновогодняя ярмарка, на которой можно найти интересные дизайнерские подарки на Новый год близким и друзьям: шапки и шарфы, керамику, мужские аксессуары, украшения, портмоне, визитницы, блокноты и еще 2016 идей и готовых решений. Так что если к последним выходным 2015 года вы не успеете проникнуться главным праздником страны, то на маркете у вас это наконец-то получится.

jnhcZhD6Fz0.jpg

Помимо этого, организаторы обещают, что в этот раз на Open Space Market будет самая разная «быстрая» и не очень еда с новогодним настроением: здоровая, вегетарианская и мясная, ароматные зимние напитки и десерты от новых фуд-стартапов и проверенных любимых кафе города. Обязательно будет большой выбор авторской кондитерки, которую можно дарить своим друзьям, близким, знакомым детям на Новый год — красивые пряники, торты, мильфеи, макарунс, чизкейки, тарты. А для тех, кто не представляет свою жизнь без духовной пищи, в лектории маркета пройдут практические мастер-классы по различным направлениям. Подробнее об участниках и мероприятии в официальной встрече в «Вконтакте».