Скоро на рынок Казани официально выйдет сервис
«Яндекс.Такси» (фото digital.report)

УЖЕ МЕСЯЦ КАК В КАЗАНИ

Как стало известно газете «БИЗНЕС Online», скоро на рынок Казани официально выйдет сервис «Яндекс.Такси». «Сервис «Яндекс.Такси» готовится к запуску в Казани. Сейчас идет период тестирования и отладка тарифов. «Яндекс.Такси» активно расширяется, до весны мы планируем увеличить количество городов присутствия более чем вдвое», — подтвердил информацию региональный представитель компании «Яндекс» Дмитрий Горчаков. Впрочем, точная дата запуска пока не называется.

На данный момент «Яндекс.Такси» работает в 14 городах России, среди которых Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Сочи, Краснодар и другие. Всего к нему, по словам Горчакова, подключено более 35 тыс. машин из 450 таксопарков и диспетчерских. Заказать такси можно на сайте, через мобильное приложение «Яндекс.Такси» для iPhone, Android, Windows Phone или по смс.

Напомним, что сервис является агрегатором разных городских служб такси, объединенных на одной платформе. С этими службами заключаются партнерские соглашения. Например, приложение «Яндекс.Такси» (на iOS) в качестве доступных на 4 декабря служб указывает «Абсолют», некий «@межгород_казань», «каз_гор_такси_кзн», «гортакси_кзн» и «@столица_кзн». В соответствующем разделе указаны три тарифа: «Эконом» (посадка — 69 рублей плюс 15 рублей за километр), «Кофморт» (посадка — 109 рублей плюс 18 рублей за километр) и «Бизнес» (149 рублей плюс 23 рубля за километр).

В соцсети «ВКонтакте» уже создана группа «Яндекс.такси Казань», где выложены фотографии брендированных автомобилей. Также корреспондент «БИЗНЕС Online» обнаружила на разных сайтах несколько объявлений о поиске водителей на работу в данном сервисе.

ОПРОБОВАНО НА СЕБЕ: ВИДАВШАЯ ВИДЫ «ПРИОРА» И ПОЕЗДКА ДОРОЖЕ ОЖИДАЕМОГО

Корреспондент «БИЗНЕС Online» решила выяснить, насколько выгодна будет поездка с «Яндексом». После запуска приложение определяет текущее местоположение, которое, в случае необходимости, можно скорректировать. Затем надо выбрать время подачи авто — «Ближайшее» или «Через 20 минут» — и тариф. После соответствующих операций сервис выдал примерную стоимость поездки: от улицы Лобачевского до района Энергоуниверситета приложение насчитало 140 рублей («Эконом»). На заказ приехала Lada Priora (через 10 минут) — душная, плохо пахнущая, с еле закрывающимися дверьми — что, видимо, соответствовало выбранному тарифу.

Водитель, вопреки стереотипам о таксистах, оказался неразговорчивым. Он рассказал, что Яндекс.Такси работает в Казани уже больше месяца (!), однако рекламы в городе пока нет вообще, поэтому сервисом чаще всего пользуются иногородние. Кстати, оплата поездки банковской картой возможна не во всех городах, но в Казани, по словам водителя, доступны обе опции — и наличными, и картой. Во время поездки выяснилась интересная деталь: расчет окончательной стоимости происходит, как в такси «Татарстан» — по километражу и простою. Корреспонденту «БИЗНЕС Online» это показалось невыгодным. В итоге за поездку пришлось заплатить 164 рубля (точнее, 170, учитывая отсутствие сдачи). При этом расчет в приложении такси «Максим» (сразу расчитывается окончательная стоимость) показал, что доехать можно было за 135 рублей. А Uber вообще примерно подсчитал, что поездка обошлась бы в 85 - 97 рублей. Так что выгоды мы у Яндекс.Такси пока не заметили...

Служба такси/личных водителей

Посадка

Стоимость за 1 километр пути

Яндекс.Такси

Тариф «Эконом»

69 рублей

Тариф «Комфорт»

109 рублей

Тариф «Бизнес»

149 рублей

Тариф «Эконом»

15 рублей

Тариф «Комфорт»

18 рублей

Тариф «Бизнес»

23 рубля

Такси «Татарстан»

Стандартный тариф

60 рублей

Тариф «Комфорт»

70 рублей

Тариф «Бизнес»

90 рублей

Стандартный тариф

13 рублей

Тариф «Комфорт»

14 рублей

Тариф «Бизнес»

16 рублей

Сервис Wheely

«Экспресс»

50 рублей

Wheely (авто представительского класса)

50 рублей

«Экспресс»

10 рублей + 4 рубля за 1 мин.

Wheely (авто представительского класса)

19 рублей + 8 рублей за 1 мин.

Uber

50 рублей

4 рубля + 4 рубля за 1 мин.

Такси «Максим»

77 рублей в часы пик, и 50 рублей в остальные часы

Тариф «Легковой эконом»

13 рублей

Тариф «Легковой комофрт»

14 рублей

Тариф «Минивэн»

15 рублей

Тариф «Легковой бизнес»

16 рублей

«ОФЛАЙН-ТАКСИСТЫ» ПРОТИВ ОНЛАЙНА

Отметим, что нынешний «тихий» приход «Яндекс.Такси» в Казань уже второй: впервые появившись в столице РТ в конце 2012 года, сервис тогда так и не прижился. Федеральному игроку придется столкнуться с серьезной конкуренцией. Помимо местных служб такси, в Казани присутствуют сервисы Wheely (один из победителей 2011 года в конкурсе стартапов, организованном Павлом Дуровым и Юрием Мильнером) и международный Uber (последний начал работу в Казани с сентября). В Uber нам рассказали, что очень довольны результатами этих трех месяцев. «На сегодняшний день Uber воспользовались тысячи жителей и гостей города, и их количество постоянно растет. Что касается количества водителей, данную информацию мы не раскрываем, но этот показатель не является для нас основополагающим. Платформа Uber — это баланс спроса и предложения. Успехом мы считаем способность системы удовлетворить спрос на услуги в данный момент, обеспечивая при этом достойный заработок водителям, работающим с приложением Uber. На сегодняшний день среднее время подачи автомобиля по городу составляет около 3,5 минут, и это один из самых хороших показателей по России», — говорится в ответе компании на запрос «БИЗНЕС Online».

«Яндекс.Такси» был запущен в России как сервис в 2011 году, его работа не раз сопровождалась скандалами, которые активно освещали СМИ. Например, в январе 2014 года появилась информация, что от сервиса стали отключаться крупные петербургские такси. Причиной недовольства перевозчиков стало то, что «Яндекс» якобы подключал к своему сервису нелегальных извозчиков. Совладелец одной из крупнейших питерских таксомоторных служб даже посоветовал «всем гражданам, которые ценят свою жизнь, не обращаться в этот сервис». Правда, сама компания это категорически отвергала.

В феврале 2015 года таксисты-члены межрегионального транспортного профсоюза вышли на забастовку в Москве из-за несправедливой, по их мнению, политики «Яндекс.Такси» и других подобных сервисов, включая Get taxi и Uber. Таксисты говорили о резком снижении своих доходов из-за действий компаний-агрегаторов заказов. В конце июля представители московских служб такси выступили с инициативой проверки Uber и «Яндекс.Такси». «Агрегаторы не несут затрат, которые несем мы: у них нет ни медосмотра водителей, ни их подготовки, ни обновления парка», — заявил на слушаниях глава «Нового желтого такси» Феликс Маргарян. В итоге ФАС провела проверку деятельности Uber и «Яндекс.Такси», но никаких нарушений не нашла. Более того, замруководителя ФАС Андрей Цариковский заявил, что сам пользуется таким сервисом и находит его крайне удобным.

«ЛИЧНЫЙ АВТОМОБИЛЬ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ПО НАЗНАЧЕНИЮ ТОЛЬКО 4 ПРОЦЕНТА ВРЕМЕНИ»

Эксперты прокомментировали «БИЗНЕС Online» выход еще одного игрока на рынок услуг такси Казани. Лаконичней всего высказался исполнительный директор компании AltoCar Виктор Неешпапа, утверждая, что «Яндекс.Такси» просто еще один агрегатор, ни больше не меньше, а его конкуренты — все игроки, представленные в Татарстане. Ответы его коллег были более развернуты.

Евгения Шипова — представитель пресс-службы Uber в России:

— Мы положительно оцениваем любые изменения на рынке, если они идут на пользу потребителю. Конкуренция заставляет нас постоянно развиваться и предлагать клиентам дополнительные возможности. От этого выигрывает конечный потребитель. Uber является дополнением существующей в городе транспортной инфраструктуры. Мы положительно относимся к тому, чтобы у пользователя был выбор: поехать на общественном транспорте или заказать автомобиль через приложение.

Рынок пассажирских перевозок конкурентен в любом крупном городе, и Казань в этом плане не исключение. Мы считаем основным конкурентом саму концепцию владения личным автомобилем. По нашим данным, автомобиль — это один из самых неэффективно использующихся активов. Дело в том, что он используется по назначению только 4 процента времени. В 96 процентах случаев машина стоит на парковке возле вашего дома или работы. Около 15 процентов территории городов выделяется на строительство парковок. Недавно компания PwC провела исследование, в котором оценила стоимость владения личным автомобилем. Личный автомобиль — это большие денежные вливания со стороны владельца.

«ЕДИНСТВЕННЫЙ ВОПРОС — НЕ СТАНЕТ ЛИ РЫНОК «СЕРЫМ»

Дмитрий Золотов — представитель ФАР по Казани:

— В Москве «Яндекс.Такси» достаточно хорошо себя зарекомендовал и ценами, и удобством. Им очень много пользуются (есть приложения «Яндекс.Пробки», «Яндекс.Карты»). И в Казани сервис тоже приживется. Но есть единственный нюанс: не будут ли они демпинговать цены и ломать всю систему такси, которая у нас сейчас есть? Не станет потом ли этот рынок «серым»? Потому что «Яндекс.Такси» приходит на рынок с ценами ниже, чем у конкурентов, и остальным придется как-то выживать. Тем более, что есть еще Uber, Gettaxi. На них и на «Яндекс.Такси жаловались», например, за то, что водители брали с пассажиров на 50 рублей меньше (компании им это компенсировали). Если они сломают этот рынок и подомнут все под себя, потом все равно потихоньку поднимутся. Но это уже будет одна сеть. Как сейчас с общественным транспортом.

Машины-сервиса-рядом-с-ул.-Баумана.jpg
В соцсети «ВКонтакте» есть группа «Яндекс.такси Казань», где выложены фотографии брендированных автомобилей

«УГРОЗА БАНКРОТСТВА ЗАСТАВЛЯЕТ СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ УСЛУГУ»

Павел Стенников — начальник отдела по связям с общественностью службы заказа такси «Максим»:

— На днях аналитический центр при правительстве России в своем исследовании динамики рынка таксомоторных перевозок отметил ключевую роль сервисов заказа такси в повышении качества услуг и одновременном сокращении теневого бизнеса. Сегодня на рынке такси есть две «большие тройки»: в Москве это «Яндекс.Такси» и пара зарубежных сервисов, а в регионах — «Максим» и еще две службы заказа.

Заходя в регионы, конкурент не предлагает ничего революционного. Жители Казани уже давно пользуются мобильными сервисами для вызова такси. Например, у службы заказа такси «Максим» есть удобное мобильное приложение. Несомненно, доля заказов через приложения будет только увеличиваться. Они помогают безошибочно указать адреса поездки, автоматически рассчитывают цену и вообще позволяют получить услугу максимально просто и быстро. Одно из отличий нашего приложения от других мобильных сервисов по заказу такси — возможность оплатить поездку безналичным способом, не привязывая банковскую карту и не боясь кражи персональных данных.

Вообще, по нашему мнению, четкого деления рынка на таксомоторные компании и службы заказа такси нет. Со службами заказа сотрудничают водители на личных автомобилях, предприниматели, купившие несколько машин и сдающие их в аренду, а также таксопарки с десятками машин в управлении. То же самое с приложениями. Службы заказа и приложения как сотрудничают с таксопарками, так и конкурируют. Взаимовыгодное сотрудничество возникает, когда у службы заказа заявок больше, чем таксистов, а у таксопарка таксисты простаивают в ожидании заявок. Или когда таксопарки не хотят содержать собственных диспетчеров и тратить деньги на привлечение клиентов.

И конкуренция между службами заказа и таксопарками — это тоже абсолютно нормальное явление. Конкуренция — это ускоритель в бизнесе. Никто и ничто не может заставить совершенствовать услугу так, как угроза банкротства. При этом странно слышать от таксопарков слова, что службы заказа и приложения для заказа следует запретить. Отдельные таксопарки пытаются сохранить элитарность услуги, чтобы заказывать машину могли, как и в советское время, только обеспеченные люди. И у них есть свои клиенты. А службы заказа и приложения работают для тех, кто не хочет переплачивать. Они конкурируют с таксопарками не только по цене, но и по проценту для водителей, графику работы, удобству заказа и исполнения услуги.