Sequence-01.00_04_13_14.jpg
Наталия Фишман: «Ошибка со стороны КФУ заключалась в том, что они, учитывая такое внимание к данной исторической местности, не проинформировали общественность о том, что собираются делать»

«ЕСЛИ КФУ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО СОБИРАЕТСЯ БЛАГОУСТРОИТЬ ЗЕЛЕНУЮ ЗОНУ, ТО НИЧЕГО СТРАШНОГО»

Сегодня КФУ попыталось успокоить общественность, взбудораженную новостью о сносе зеленой зоны, известной еще с дореволюционных времен как сад Крупенниковых. Причем, если вчера здесь валялись останки исполинов, сегодня на участке зачистили даже пни. Напомним, что за научной библиотекой им. Лобачевского в середине недели был полностью уничтожен сквер. Согласно документам речь идет о «вырубке зеленых насаждений, попадающих в зону строительства дополнительной парковочной площадки». С такой просьбой к городским властям обратилось республиканское ГКУ «Главтатдортранс», и исполком выдал разрешение. Инициатива же принадлежала ректорату университета, якобы озаботившемуся риском падения ветхих деревьев на сотрудников и их автомобили после летних ураганов.

Встреча общественности и прессы с представителями КФУ была намечена на 12 часов. Общественников было гораздо меньше, чем прессы. Зато над ленточкой, огораживающей часть земли, на которой еще недавно стояли древние тополя, были прикреплены куцые бумажки формата А4, благодаря надписям на которых можно было понять, что «парк под защитой «Трудовой партии России». Где была партия, пока рубили 50-летние деревья, неизвестно, поскольку на момент прикрепления бумажек от сквера, по сути, не осталось ничего. Хотя активист, представившийся Иваном, признался, что собирается начать сбор подписей в защиту этой территории и что активистам «Трудовой партии России» в своей практике удалось отстоять зеленую зону на улице Зорге 113, парковка там так и не появилась.

Помощник президента РТ Наталия Фишман выступала в этой ситуации как модератор, посредник между представителями КФУ и журналистами. Она первым делом удивилась, зачем работники убрали пеньки, по которым можно было понять, что часть спиленных деревьев действительно находилась в аварийном состоянии. Наличие фотографий не аргумент: были бы пни на месте, можно было бы буквально носом потыкать в них всех интересующихся! Фишман назвала ошибкой вырубку без широкого освещения ее необходимости.

«Ошибка, как мне кажется, со стороны КФУ заключалась в том, что они, учитывая такое внимание к данной исторической местности, не проинформировали общественность о том, что собираются делать, — отметила Фишман. — Давайте делать работу над ошибками вместе. Это тоже опыт, и если нет такой привычки, то она должна прививаться. Я чувствую, что, как и с парком имени Урицкого, буду главным «лесорубом» в глазах общественности. Но если КФУ действительно собирается благоустроить зеленую зону и парковка будет только на небольшом заявленном участке, то ничего страшного, чтобы так эмоционально реагировать, действительно не произошло. Возможно, исполком внесет дополнительный регламент, касающийся вырубки деревьев в городе. В своей практике я не сталкивалась до этого с тем, чтобы люди так переживали за спиленные деревья...»

111.jpg

От исполкома Казани на встречу пришел заместитель председателя комитета внешнего благоустройства Эдуард Вафин. Он подтвердил, что заказчиком вырубки деревьев стало ГКУ «Главтатдортранс», на основании обращения которого был произведен выезд специалиста комитета внешнего благоустройства. В течение нескольких дней были заактированы деревья по границам зон благоустройства, подготовлен акт, и на основании него было выдано распоряжение на вырубку деревьев с указанием полной компенсации. Она составила, по словам Вафина, 224 тыс. рублей и уже выплачена в бюджет города. Земля, на которой был разбит скверик, находится в федеральной собственнсти, но, по мнению чиновника, деревья на ней — собственность муниципальная. «Если собственник предоставляет паспорт объекта, по которому он утверждает, что это его деревья, то здесь другая ситуация. Таких документов предоставлено не было», — объяснил он. Но главное — Вафин подтвердил, что по первоначально предоставленным документам тут должна расположиться парковка.

«ИМЕЮЩИЙСЯ ПЛАН УСТАРЕЛ, А НОВЫЙ ЕЩЕ НЕ РАЗРАБОТАЛИ»

От КФУ защищаться от нападок журналистов отправили руководителя пресс-службы университета Камилла Гареева, который еще раз в драматических деталях описал, как летом одна из веток с дерева повредила машину сотрудника. «В этот момент пришло осознание, что такой случай может повториться, — говорит Гареев. — Тогда решили обследовать деревья. И каково было наше удивление, когда в результате те самые тополя, которые мы все так ценим и помним, оказались в аварийном состоянии и могли привести к более плачевным историям, чем помятая машина. Эти ветки падали и не раз, но каждый раз нам везло. После обследования было принято решение, что аварийные деревья надо убрать. Их оказалось 24».

Однако под шумок спилили 9 здоровых тополей. Зачем? Цель, по словам Гареева, заключается в том, чтобы новый парк соответствовал всем требованиям по внешнему виду, чтобы в будущем было все красиво. Он отмел предположения, что вся территория, которая была вырублена, будет заасфальтирована и отдана под парковку.

Камилл Гареев
Камилл Гареев затруднился сказать, когда будет согласован план, сколько денег из бюджета КФУ будет потрачено на эти работы, какова площадь автостоянки и на сколько машин она будет рассчитана

И тут началась путаница. С одной стороны, КФУ утверждает, что есть старый проект территории, который был заложен с момента возведения этого здания. По нему ли была запланирована новая парковка — непонятно. Однако этот проект с общественностью согласован не был. Теперь же разрабатывается новый проект, который, по словам пресс-секретаря, будет вынесен на обсуждение. По нему вся та зона, на которой были вырублены деревья, будет засажена снова, а асфальт вдоль поребриков будет уложен заново и отдан под «внутреннюю» парковку. То есть свои автомобили ставить на ней смогут только сотрудники университета. Гареев затруднился сказать, когда будет согласован план, сколько денег из бюджета КФУ будет потрачено на эти работы, какова площадь автостоянки и на сколько машин она будет рассчитана.

Стоявший в стороне проректор по хозяйственной деятельности КФУ Ленар Сафиуллин наверняка обладал более подробной информацией, однако с прессой разговаривал довольно сухо. «В документе нет такого слова, как «парковка». Мы восстанавливаем асфальт в том габаритном размере, какой сейчас есть», — прокомментировал он. «На этом асфальте сколько вместится машин согласно нормам, столько и будет. Не более того. Нового асфальта на вырубленных местах не будет», — заверил Сафиуллин. Иными словами, высказывания проректора противоречат первоначальной заявке в исполком, где речь шла о «вырубке зеленых насаждений, попадающих в зону строительства дополнительной парковочной площадки». По данным наших источников, решение отказаться от мастшабной парковки на всей территории сквера было принято буквально вчера — на волне реакции общественности.

По словам пресс-секретаря КФУ Гареева, новые деревья, скорее всего не тополя, посадят весной будущего года. Технически на данной территории можно посадить около 40 саженцев

В итоге пришедшие активисты остались неудовлетворены встречей, поскольку никакой конкретной информации, подтвержденной документально, они так и не получили. «Наша задача — проконтролировать, как будут вестись работы на этом участке, — призналась по окончании переговоров Фишман. — Если руководство КФУ действительно не будет делать парковку на месте срубленных деревьев, а благоустроит территорию, это одно. Если же тут все-таки появится стоянка, это совсем другое дело...»

По словам пресс-секретаря КФУ, новые деревья, скорее всего не тополя, посадят весной будущего года. Технически на данной территории можно посадить около 40 саженцев.

По мнению краеведа и градостроителя Сергея Саначина, КФУ делает своего рода шаг назад, но все-таки продолжает лукавить.

«На встрече были три кучки людей, я стоял у той, что была с пресс-секретарем. И у меня сложилось впечатление, что заявление о зеленой зоне — это не какой-то хитрый ход, а своего рода шаг назад. Гареев четко заявил, что старый проект (на котором, видимо, кроме парковки, ничего не предполагалось) устарел и они подготовят новый. Кто его делает — неизвестно, но будет учитываться мнение общественности. Однако, говоря о новом озеленении, в КФУ продолжают лукавить. Вырубка деревьев объяснима, но зачем уничтожать весь газон? Буквально от стен библиотеки и до откоса, если верить документам исполкома. Толковых объяснений я не получил».

Саначина настораживает также появившаяся в сети информация от Галины Юпиной (завотделом оптимизации экосистем, включена в городской совет по зеленому каркасу). Согласно этим данным университетская инициатива полностью согласована и одобрена кабмином республики. Со всеми подписями и печатями. «Гареев, конечно, возмущается, что это неправда, но ситуация получилась двусмысленная. Кто-то из них явно обманывает», — отметил Саначин.