За научной библиотекой КФУ, откуда открывается вид на нижнюю часть Ленинского садика, завершается лесоповал

«ЭТО БЫВШИЙ ВЕРХНИЙ КЛИНИЧЕСКИЙ САД»

За научной библиотекой им. Лобачевского, откуда открывается вид на нижнюю часть Ленинского садика, завершается лесоповал. Побывавший там накануне вечером корреспондент «БИЗНЕС Online» в наступающих сумерках увидел срубленные деревья и торчащие из земли огромные пни. Распиленные на несколько частей стволы лежали на земле, а некоторые срубленные деревья к тому моменту, видимо, были уже вывезены. На неожиданно опустевшем месте кто-то уже натянул красно-белые «аварийные» ленточки. Место это находится на линии взгляда от лестницы в сторону научной библиотеки. Увидеть его можно и снизу — с дорожки сквозь Ленинский садик.

В границы самой особо охраняемой природной территории этот участок не входит, но, по словам краеведов, исторически это единый ландшафтный объект: «Я вчера шел мимо. Жаль, не смог сфотографироваться рядом с лежащим тополем в три обхвата, — говорит архитектор Сергей Саначин. — Это бывший Верхний клинический сад, до этого был частным садом Крупенниковых. Потом, в 1924 году, решили объединить Верхний клинический сад и нижний сад товарища Ленина (разбитый еще при жизни его) и после объединения назвали его Ленинским садом с установкой связующей лестницы между ними».

С чем же связана столь скоропостижная «зачистка» старинных деревьев? На вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» руководитель пресс-службы КФУ Камилл Гареев сообщил, что деревья были срублены по санитарным соображениям, так как сгнили изнутри. «Деревья срубили по поручению исполкома города, и это поручение было согласовано с представителями общественности и городскими экологами. Несколько деревьев было пересажено, два из них остались на своем месте. Самое большое из деревьев как раз и было сгнившим — при сильном порыве ветра оно могло рухнуть, так что нам еще повезло, что его срубили раньше», — заявил Гареев.

«ЕСЛИ ЭТА ПАРКОВКА ДЕЙСТВИТЕЛЬНО СОСТОИТСЯ, ЧТО Ж, ЗНАЧИТ, ПАРКОВКА»

Однако «БИЗНЕС Online» удалось обнаружить в электронных базах данных распоряжение исполкома от 26 ноября, разрешающее снос деревьев в этом месте. Там фигурирует совсем другая версия событий. Речь идет о «вырубке зеленых насаждений, попадающих в зону строительства дополнительной парковочной площадки». С такой просьбой к городским властям обратилось республиканское ГКУ «Главтатдортранс», которому и было дано разрешение вырубить 33 дерева, в том числе, как говорится в документе, 24 аварийных. Также под снос пошли 14 переросших кустарников, 30 кв. м поросли и 1 046 кв. м газона.

В КФУ утверждают, что деревья были срублены по санитарным соображениям, так как сгнили изнутри

Перечислены и условия: заплатить в бюджет Казани 223,8 тыс. рублей, 9 деревьев (очевидно, из тех, что не были признаны аварийными) пересадить, еще 12 новых деревьев и 14 кустарников посадить весной следующего года, обустроить газон, равный по площади уничтоженному. Отдельно прописано, что учреждение должно обеспечить послепосадочный уход до полной приживаемости в течение трех-пяти лет. При этом исполком должен оценить работу по восстановлению зеленых насаждений — до мая 2017 года «Главтатдортранс» должен отчитаться в общей сложности о 21 дереве (это меньше, чем вырублено, но можно предположить, что за аварийные растения компенсаций не полагается).

В ГКУ «Главтатдортранс», которое является главным в Татарстане государственным заказчиком строительства объектов дорожной инфраструктуры, от комментариев отказались. Между тем, по словам Гареева, о парковке ему ничего не известно: «Меня с планами строительными не знакомят. Но если эта парковка действительно состоится, что ж, значит, парковка», — не видит повода для беспокойства пресс-секретарь КФУ.

КФУ было дано разрешение вырубить 33 дерева, в том числе 24 аварийных, также под снос пошли 14 переросших кустарников, 30 кв. м поросли и 1 046 кв. м газона

«ТАМ БУДЕТ ЗЕЛЕНАЯ ЗОНА, А НЕ АСФАЛЬТ!»

Позже с «БИЗНЕС Online» связался директор Высшей школы государственного и муниципального управления К(П)ФУ Игорь Привалов, который заявил, что привести эту территорию в порядок — его идея. Возглавляемое им подразделение университета располагается как раз во втором здании КФУ неподалеку от места вырубки.

«Во время летних ураганов одно из деревьев упало на машину одного из моих сотрудников, она была достаточно серьезно повреждена, — рассказал Привалов. — После этого нами было инициировано обследование всех деревьев и решено привести территорию в порядок. Там, где деревья были спилены, — заброшенное место, это в основном сухостой, самосев, все в ужасном состоянии. А те старые деревья, из-за которых как раз поднимается большой шум, аварийны и имели наклон над дорожкой, по которой ходят студенты и преподаватели».

Самое интересное, что планы по созданию парковки, во всяком случае официальной, он отрицает: «Мы не имеем права оказывать услуги по части парковки. Но на то место, которое заасфальтировано вокруг здания, работники и преподаватели заезжают, ставят машины. Заезд ограничен шлагбаумом, — пояснил Привалов. — Будет ли еще асфальтироваться участок? Таких разговоров пока нет. Это останется зеленой зоной. Там будут высаживаться деревья. Асфальт будет восстановлен там, где он был и раньше, а сейчас весь выкрошен уже. Восстановят поребрики, чтобы земля не накатывала на асфальт».

Наличие же слова «парковка» в разрешении исполкома он объяснил тем, что для вырубки нужны были формальные основания. Вообще же, по его словам, согласование работ с городскими властями шло крайне непросто. В совещаниях участвовали биологи КФУ, в частности начальник отдела оптимизации наземных экосистем Института экологии и географии К(П)ФУ Галина Юпина, пояснил Привалов. Напомним, что она входит в городской совет по озеленению. Именно по рекомендации биологов с участка пересадили, к примеру, туи. «Они очень серьезно подходили к каждому дереву, — вспомнил Привалов. — Нет, говорят, не дадим рубить — и все... И одну осину, действительно грозившую обрушением при следующем урагане, пришлось обследовать не один раз...»

До самой Юпиной «БИЗНЕС Online» дозвониться не удалось. Что касается компенсационной высадки, то Привалов добавил, что КФУ постоянно сажает деревья в рамках акции «Зеленый рекорд», ежегодно это несколько тысяч стволов. На вопрос об источниках финансирования работ директор высшей школы ГМУ ответить затруднился.

Отметим, что изложенная версия все-таки оставляет ряд вопросов: если речь идет только о благоустройстве, зачем понадобилось сносить и пересаживать здоровые деревья и получать разрешение на уничтожение газона? И почему к работам привлекается такая серьезная организация, как ГКУ «Главтатдортранс»? По данным собственных источников «БИЗНЕС Online» в транспортной отрасли, в планах КФУ все-таки строительство парковки, а инициатором был лично ректор вуза Ильшат Гафуров.

Чтобы открыть, нажмите

РЕАКЦИЯ СОЦСЕТЕЙ И КАМЕШЕК В ОГОРОД НАТАЛИИ ФИШМАН

Пользователи Facebook отреагировали на новость о вырубке весьма эмоционально. Дискуссию подняла, в частности, журналистка Ольга Юхновская, опубликовав пост под пессимистичным названием «Похороны надежды». «Уничтожают университетский зелёный пятачок за вторым корпусом КФУ и библиотекой. Надежда, что в Год парков и скверов верхнюю часть Ленинского сада благоустроят на радость горожанам, похоронена. Громадные тополя, сирень, рябины, лиственницы, березы и сосны признаны аварийными либо переростками. Ликвидации также подлежит весь газон, — пишет она (орфография и пунктуация автора сохранены). — А всё ради очередного паркинга! До подземной стоянки уже доползти владельцы авто не в силах. И где же хвалёный Общественный совет, без вердикта которого, так обещала казанцам Наталия Фишман, ни одно дерево не будет срублено в парках Казани?»

Подписчики Юхновской тоже оказались достаточно активны, оставив под записью около 40 комментариев. Досталось и городским властям, и студентам. «А где студенчество федерального?» — спрашивают одни. «Ратуют за порубку, чтобы ставить свои колымаги», «Делает вид, что учится», — предполагают другие.

Фишман ответила на критику, посоветовав не посты писать в подобных случаях, а экстренно звонить ей на мобильный (орфография и пунктуация автора сохранены): «Дорогая Ольга, Вы бы не посты писали (при том, что Вам и самой очевидно, что общественный совет по паркам тут ни при чем, работа не в рамках благоустройства парков и со мной, к примеру, ее никто не согласовывал). А звонили бы сегодня днем мне, как узнали, на мобильный, он у Вас, благо, есть. И сообщали, что происходит. Чтобы можно было успеть что-то предпринять».

Совет по оценке состояния парковой флоры, напомним, был создан после громкого скандала со срубленной столетней ивой в парке им. Урицкого

Совет по оценке состояния парковой флоры, напомним, был создан после громкого скандала со срубленной столетней ивой в парке им. Урицкого. Ива, правда, тоже была аварийной, но вместе с ней под топор пошли вполне здоровые деревья, и тогда, что называется, полетели головы, а заодно появился общественный совет под председательством кандидата биологических наук Сергея Мурзова. Но совет оказался совершенно не в курсе происходящего близ Ленинского садика. «БИЗНЕС Online» обратился за комментариями к Радмиле Хаковой, курирующей по просьбе Фишман общение с прессой по вопросам парков и скверов. По словам Хаковой, помощник президента РТ действительно не контролирует этот участок — он находится за границами ее работы в рамках Года парков и скверов. Поэтому за комментариями по ситуации она посоветовала обращаться в исполком и университет.

Но пользователей Facebook, разумеется, такой подход не устраивает. Председатель совета регионального отделения Трудовой партии России в РТ Иван Климов, в частности, попенял самой Фишман за непродуктивные посты в Facebook (орфография и пунктуация автора сохранены): «Уважаемая Наталия, как раз Вы и должны были предпринять «что-то», а у нас в Татарстане, если без эмоций писать и поднятия общественности, ничего не получится, на мнение не обратят внимание! Уважаемая Наталия, Вы бы не посты писали, а помогли бы общественности, тем более Ваших ресурсов хватит для решения данного вопроса!»

Дабы прояснить ситуацию, Юхновская обратилась непосредственно к помощнику президента РТ, поинтересовавшись на стене последней с тремя вопросительными знаками: неужели верхний ярус Ленинского сада не вошел в программу Года парков и скверов? «Войти-то он не вошел. Но делать что-то нужно», — кратко ответила Фишман. До нее самой «БИЗНЕС Online» дозвониться удалось с трудом — весь день она была на совещаниях. «Случившееся не имеет отношения к Году парков и скверов», — коротко сказала она, переадресовав все остальные вопросы Хаковой.

В 1924 году объединили Верхний клинический сад и нижний сад Ленина и после объединения назвали Ленинским садом с установкой связующей лестницы между ними

«ЭТО ЕДИНЫЙ ЛАНДШАФТНЫЙ ОБЪЕКТ С ЛЕНИНСКИМ САДОМ!»

За комментариями «БИЗНЕС Online» обратился к экспертам.

Любовь Агеева — главный редактор журнала «Казанские истории»:

— Мы вынуждены уже констатировать, что эти факты становятся постоянными, когда нужда современного города наступает на лицо старой Казани. Парковка, конечно, дело нужное, потому что сейчас не только преподаватели, но и студенты ездят на машинах. Даже не знаю, чего в моих чувствах больше: покорности судьбе или чувства протеста, когда умом понимаешь, что создается безвыходное положение, а душа принять этого не может.

Район университета не первый раз подвергается такому наступлению сегодняшнего дня. Сначала спилили абсолютно все деревья у памятника Лобачевского, который утопал в зелени. Они помешали ландшафтным дизайнерам, которые хотели выразить себя в новых посадках. Сейчас этот сквер оброс заново, мало кто помнит о том, как он выглядел раньше. Второй раз спилили без особой нужды старинные липы у главного здания университета — теперь там голая улица. Для меня эти деревья — часть студенческой юности.

«Боюсь, что под шумок, под эгидой того, чтобы убрать аварийные деревья, сейчас закатают все в асфальт и сделают парковку»

Сергей Мурзов — кандидат биологических наук, ландшафтный дизайнер, директор компании «Парк-Сервис»:

— Там убрали в первую очередь старые дуплистые тополя. Их можно назвать аварийными, эти тополя давным-давно надо было вырубить и заменить на другие. Это означает, что там никто не следит за зелеными насаждениями в этой зоне — они просто опасны были. Но там срубили и продолжают рубить молодые деревья — елочки, можжевельники, кусты, которые можно пересадить в пределах этого же парка. Пока не поздно! Таких там порядка трех десятков. Не знаю, о чем они думают и планируют ли инициаторы это.

Если бы просто срубили старые деревья, убрали пеньки и на их место посадили новые, это было бы замечательно. Но на месте зеленой зоны нужно ее оставить, а не превращать в парковку. Боюсь, что под шумок, под эгидой того, чтобы убрать аварийные деревья, сейчас закатают все в асфальт и сделают парковку. Под прикрытием благого дела они сделают то, что им надо. Этого допустить нельзя!

Тимур Тимуршин — блогер:

— Казань после празднования тысячелетия, Универсиады, расселения ветхого жилья и прочих катаклизмов потеряла значительную часть зеленых насаждений. Особенно это заметно по сравнению с другими городами даже нашей страны: Москва, Нижний Новгород, даже Ульяновск в этом отношении на порядок благополучнее нас. Вырубка верхней части Ленинского садика, на мой взгляд, неприемлема: это не только один из немногих зеленых секторов в центре города, но и своего рода городская легенда, разменивать которую на очередную парковку — необдуманный и недальновидный шаг.

Если руководству КФУ вдруг срочно понадобилась ведомственная парковка, можно более рационально подойти к использованию уже имеющихся ресурсов, например, задействовать территорию за главным зданием университета либо же вести переговоры с исполкомом о создании бесплатной парковочной зоны недалеко от корпусов КГУ. Вопрос требует проработки, практику «закрытых» от общественности решений нужно изживать.