Участники антикоррупционного клуба пожаловались Марсу Бадрутдинову и Фариду Мухаметшину на сельских глав-самодуров, поборы в школах, застройку берегов Волги и Казанки помпезными коттеджами

ВОПРОС НА 115 МИЛЛИАРДОВ?

Дискуссионный клуб, посвященный международному дню борьбы с коррупцией, прошел накануне на площадке казанского IT-парка. Участие в нем приняли спикер Госсовета РТ Фарид Мухаметшин, начальник управления президента РТ по вопросам антикоррупционной политики Марс Бадрутдинов, председатель Общественной палаты РТ Анатолий Фомин, а также депутаты, представители министерств и ведомств и общественных организаций. Любопытно, что ровно год назад на первое заседание в таком формате корреспондент «БИЗНЕС Online» не был допущен под явно надуманным предлогом нехватки кресел. Надо отдать должное: в этом году проблем ни с местами, ни с проходом в зал нашего журналиста не возникло.

Формат дискуссионной площадки оказался весьма демократичен: выступления с мест не были похожи на срежиссированный спектакль и порой заставляли вжимать голову в пиджак представителей чиновничества, занявших первые ряды. Застрельщиком же выступил сам Мухаметшин, взявший на себя вступительной слово. Цитируя Владимира Путина, спикер называл коррупцию то серьезным препятствием для развития бизнеса, то нравственной болезнью, а борьбу с ней — государственной задачей. На «лечение» этого общественной проказы, к слову, в республике выделены кое-какие средства — финансирование госпрограммы «Реализация антикоррупционной политики» на 2015 - 2020 годы составляет 26,6 млн. рублей. Впрочем, эти цифры несопоставимы с размахом самой коррупционной «мафии». Объемы только так называемой бытовой коррупции — «подарки» врачам, учителям, работникам ГИБДД — в 2015 году в РТ составляют порядка 10 млрд. рублей.

Среднестатистический татарстанец за год тратит на бытовые взятки около 30 тыс. рублей — этим откровением ранее поделился завотделом аппарата президента РТ по вопросам антикоррупционной политики Алексей Панкратов. А вот размер средней взятки в 2015 году, по словам Мухаметшина, в республике составляет 70 тыс. рублей. Озвученная сумма оказались существенно меньше прошлогодней — тогда официальные борцы с коррупцией говорили о 104 тыс. рублей. Радоваться этому или печалиться падению благосостояние мздоимцев, решайте сами.

Из дальнейшей речи спикера Госсовета выяснилось, что с начала года в Татарстане выявлено 766 коррупционных преступлений против госвласти и интересов государства (рост на 25% по сравнению с 2014 годом). Было расследовано 561 должностное преступление, в суд направлены дела по 450 из них (плюс 14%). А главное, и с «посадками» дела пошли побойчее — на скамью подсудимых за коррупционные преступления отправились 240 лиц (в 2014 году — 100 человек). Правда, непонятно, как к этому относиться. Или жить в республике стало если не лучше, то хотя бы «чище», или наоборот? Злые языки наверняка заявят, дескать, понятно, откуда у этой статистики уши растут, кризис и коррупционеров заставил пуститься во все тяжкие. Но мы не станем им уподобляться.

24.jpg
Ваган Мкртчян: «Нам отказывают в вводе в эксплуатацию на том основании, что не хватает парковочных мест, хотя у нас по документации всего хватает»

«ГЛАВЫ РАЙОНА КОМУ ХОТЯТ ВЫДЕЛЯЮТ ЗЕМЛЮ, КОГДА НЕ ХОТЯТ — НЕ ДАЮТ»

Но это, так сказать, черно-белая картина, нарисованная сухими цифрами. Куда ярче она становится, когда на нее наносятся мазки красками из реальной жизни. Первым слово взял первый вице-президент ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса Татарстана Роберт Закиров. «Тот гусь, который подарен пациентом врачу, не сравним с тем, какой ущерб наносится коррупцией в отрасли строительства, ЖКХ, дорожного строительства, — вроде бы оправдал он «благодарные» подношения и тут же развил медицинскую тему неожиданным образом. — К примеру, при строительстве центра семьи «Казань» и больницы скорой медицинской помощи, по документам, израсходовано несколько миллиардов бюджетных денег. Но, пересчитав сумму, эксперты выяснили, что стоимость могла бы быть вдвое меньше!» Откуда Закиров взял такие цифры, он не пояснил.

Затем встал с места учредитель ООО «Отель МАНО» Ваган Мкртчян, построивший недавно большой гостинично-ресторанный комплекс MANO площадью 6 тыс. кв. метров на перекрестке улиц Чистопольской и Бичурина. Он пожаловался, что построенное здание никак не получается сдать в эксплуатацию. «Нам отказывают в вводе в эксплуатацию на том основании, что не хватает парковочных мест, хотя у нас по документации всего хватает», — заявил Мкртчян. Конечно, слово «взятка» предприниматель благоразумно не произнес. Но, учитывая, куда он пришел со своей бедой... Интересна оказалась реакция Мухаметшина, который попросил бизнесмена оставить контакты. Но затем вдруг заявил, что «мы не ставим здесь задачей решать частные вопросы», и вообще выглядел недовольным услышанным.

Приехали и жалобщики из глубинки. Так, председатель фермерского хозяйства Терентьев из Пестречинского района рассказал, что не может получить землю. «Главы района кому хотят выделяют землю, когда не хотят — не дают», — посетовал фермер, однако во всеуслышание заявлять о материальных «хотелках» чиновников не стал. Ходок из Буинского района, представитель КФХ Айбятов завел речь о том же. Пожаловался, что не дают ему и четверым его сыновьям расширять бизнес, мол, нет в районе дополнительной земли, а паевые земли между тем передвинули туда, где, как говорится, «Макар телят не гонял».

34.jpg
Камияр Байтемиров припомнил, что за использование паевых участков, вообще-то, полагается плата, но крупные хозяйства не всегда дают за них даже солому, не то что реальные деньги

Тему живо поддержал председатель ассоциации фермеров и крестьянских подворий Татарстана Камияр Байтемиров. Он припомнил, что за использование паевых участков, вообще-то, полагается плата, но крупные хозяйства не всегда дают за них даже солому, не то что реальные деньги. К дискуссии подключился и Мухаметшин — во время поездок по республике он явно уже наслушался в избытке таких историй. По его мнению, вся беда в том, что в свое время не было проведено межевание паевых земель — и фактически он поставил такую задачу перед минсельхозом. Спикер и сам поделился одной историей из района. Предприниматель построил универмаг, а представители ГИБДД поставили вокруг него знаки «Остановка и стоянка запрещена». Чем это грозит торговому центру, понятно. «Будем разбираться», — заметил глава парламента.

«ФИРМЫ-ПРИЛИПАЛЫ ТОПИЛИ БОЛЬШИЕ КОРАБЛИ БИЗНЕСА!»

Любопытным оказался доклад замгендиректора по безопасности ПАО «КАМАЗ» Ильдара Шамилова, за плечами которого служба в ФСБ. Он рассказал, что в компании работает своя программа по оценке так называемых комплаенс-рисков: система оценивает ущерб, который может нанести бизнесу автогиганта тот или иной контрагент. С наиболее сомнительными, соответственно, рвут все связи. Система уже позволила сэкономить КАМАЗу 113 млн. рублей за год. «Нам удалось переломить ситуацию, когда вокруг крупного бизнеса [скопились фирмы] прилипалы — к КАМАЗу, «Татнефти», «Нижнекамскнефтехиму»... На каких-то родственных и иных связях топили эти большие корабли бизнеса!» — прокомментировал Мухаметшин и поблагодарил работавшего в те годы и присутствовавшего в зале экс-прокурора РТ Кафиля Амирова.

08.jpg
Кафиль Амиров

Модератор встречи, депутат Госсовета РТ и гендиректор ТНВ Ильшат Аминов время от времени старался разрядить обстановку анекдотами из специального антикоррупционного выпуска журнала «Чаян», который был роздан всем гостям встречи. «Сказал Бог Сизифу: «Ты будешь тащить всю свою жизнь камень в гору». Сизиф ответил: «Нельзя ли что-нибудь полегче?» «Ну, — тогда ответил Бог, — ты будешь заниматься борьбой с коррупцией», — пересказал Аминов. Шутка явно понравилась сидевшему все это время в президиуме Марсу Бадрутдинову. Тот с улыбкой ухмыльнулся, видимо, картинка показалась ему уж очень реалистичной.

Модератор встречи, депутат Госсовета РТ и гендиректор ТНВ Ильшат Аминов время от времени старался разрядить обстановку анекдотами

«КОНЕЧНО ЖЕ, ЗАСТРАИВАЮТ ПРАВЫЙ И ЛЕВЫЙ БЕРЕГ КАЗАНКИ И ВОЛГИ НЕ РАБОЧИЕ С ЗАВОДА «СЕРП И МОЛОТ»!»

Ближе к концу встречи дошли и до экологии — благо Год водоохранных зон Волги и Камы неумолимо приближается. Слово взяла председатель татарстанского отделения всероссийского общества охраны природы Татьяна Лядова. «Берега рек Казанки и Волги застроены помпезными коттеджами, огромными, за высокими заборами. Конечно же, застраивают правый и левых берег Казанки и Волги не рабочие с завода «Серп и молот», — иронизировала она. Ее ирония, правда, идет вразрез с высказываниями тех борцов с коррупцией, которые не прочь кинуть камень в огород хибароподобных построек упомянутых рабочих. Еще одна головная боль экозащитников — сохранение зеленых зон в Казани. «Наверное, 43 гектара леса «Оборонсервиса» не просто так снесено и застроено?» — бросила Лядова в сторону представителей правоохранительных органов.

50.jpg
Екатерина Матвеева: «В школе 700 человек плюс родители, умножьте их на 100 рублей. Куда ушли эти деньги?»

Руководитель группы «Поборы в школах и детсадах» Екатерина Матвеева пожаловалась, мол, бесплатные карты учащихся в Татарстане продают по 100 рублей. «В школе 700 человек плюс родители, умножьте их на 100 рублей. Куда ушли эти деньги?» — недоумевала она. Добавила красок глава общественного совета при загсе Флюра Ильдарханова, рассказавшая, что ее знакомая уже готовит бычка на продажу — для сдачи внучкой ЕГЭ! При этом Флюра Амировна заявила, что в самих органах загса после введения электронного приема документов с коррупцией покончено на 100%. «Даже я не смогла передвинуть дату свадьбы для племянницы, сказали обращаться в интернет», — не без гордости заявила она.

Мухаметшин завершил встречу в духе «нужно чаще встречаться», высказал идею проведения подобных дискуссий по определенным направлениям. Хотя — казалось бы, куда уж чаще? За последние две-три недели корреспонденты «БИЗНЕС Online» не раз и не два побывали на подобных встречах. Все-таки конец года — время отчитываться об очередных победах над коррупцией.