Дирекция водного ЧМ-2015 натравила УФАС по РТ на глазную клинику и детское кафе, которые поддались эйфории вокруг международного события

Как стало известно «БИЗНЕС Online», АНО «Исполнительная дирекция спортивных проектов» решила разобраться с «пиратами», которые незаконно использовали символику чемпионата FINA. К примеру, клиника Расческова предложила своим клиентам скидки в дни соревнований, а кафе «Киндерлэнд» использовало значок чемпионата на подложках под посуду. Никакой существенной выгоды они не получили, но теперь им грозят штрафы антимонопольщиков и возможные судебные иски.

Скидку на операцию, новость о которой была анонсирована на сайте клиники «Глазная хирургия Расческов» со злосчастным коллажем, получили около 50 человек. Оценить эффект именно от размещения эмблемы в клинике затруднились

«ЭМБЛЕМА БЫЛА ЖЕСТОМ СОЛИДАРНОСТИ»

Сегодня утром в управлении антимонопольной службы по РТ собирались рассмотреть сразу несколько административных дел из-за незаконного использования символики XVI чемпионата мира по водным видам спорта. Напомним, правообладателем символики является АНО «Исполнительная дирекция спортивных проектов». Но не срослось, председатель перенес первое заседание, а явившихся ответчиков исполнитель попросил прийти 11 декабря. Как выяснил «БИЗНЕС Online», среди «счастливчиков», угодивших в правовой капкан, не последние на рынке Казани и даже России компании. Так, в незаконном использовании символа водного ЧМ подозревают известную в Казани офтальмологическую клинику ООО «Глазная хирургия Расческов», детское кафе «Киндерлэнд» и московское рекламное агентство «Дельта-План», работающее по всей стране.

В клинике Расческова подтвердили получение официального запроса от УФАС по РТ об обращении исполнительного комитета чемпионата по водным видам спорта о незаконном использовании логотипа. По словам гендиректора (главврача) глазной хирургии Александра Расческова, эмблема чемпионата по водным видам спорта действительно попала на сайт клиники. При этом она была даже не на главной странице, а присутствовала лишь как часть коллажа, иллюстрирующего одну из новостей. А именно: новость о том, что в связи с чемпионатом клиника предоставляет своим пациентам 16-процентную скидку на операцию по лазерной коррекции зрения. Кроме эмблемы на коллаже также присутствовали изображения пловцов и «Казань Арены».

Александр Расческов
Александр Расческов: «Расположение эмблемы чемпионата на сайте клиники было неким жестом солидарности с проходившим в городе мероприятием. Теперь, видимо, штраф хотят или что-то подобное»

«Я согласен с тем, что, использовав эмблему, клиника формально нарушила правила, но на эмблеме не было знака С или ТМ, которые обычно указывают на то, что без разрешения их нельзя использовать или что его надо с кем-то согласовывать, — рассказал Расческов. — Мы об этом просто не знали. Расположение эмблемы чемпионата на сайте клиники было неким жестом солидарности с проходившим в городе мероприятием. Теперь, видимо, штраф хотят или что-то подобное». В итоге скидку на операцию, новость о которой была анонсирована на сайте со злосчастным коллажем, получили около 50 человек. Оценить эффект именно от размещения эмблемы в клинике затруднились.

Детское кафе «Киндерлэнд» использовало бумажные подложки под тарелки в кафе с логотипом чемпионата

«ДУМАЛА, ЧТО НАС ВЕЛИКОДУШНО ПРОСТИЛИ, А ДЕЛО В ФАС...»

По похожей схеме о незаконном использовании логотипа пришел запрос и в детское кафе «Киндерлэнд», расположенное по проспекту Ямашева, 76, принадлежащее ООО «Творческая студия Фимм». «Мы сделали бумажные подложки под тарелки в кафе и без задних мыслей в углу был использован логотип чемпионата, — сказала гендиректор ООО «Творческая студия Фимм» Айгуль Гарипова. — От вас слышу о том, что идет какое-то разбирательство, никаких писем не поступало. Поеду и буду отстаивать свою точку зрения, потому что мы ничего не продавали и на подложках ничего не зарабатывали! Хотели рассказать гостям о том, что в городе проходит такое событие. Когда к нам пришли с проверкой, мы в тот же день все убрали. Я даже написала достаточно искреннее письмо в дирекцию на имя Кадырова (гендиректор дирекции чемпионата мира по водным видам спорта Азат Кадыров — прим. авт.). Так и не дождавшись ответа, думала, что нас великодушно простили, а дело в ФАС...»

В московском офисе рекламного агентства «Дельта-План» корреспонденту «БИЗНЕС Online» подтвердили факт участия в разбирательстве ФАС. «У нас есть всевозможные виды рекламы, поэтому мы еще не можем понять, какой это был объект рекламы, но телеграмма от татарстанского ФАС к нам пришла, — сообщили в юридической службе компании. — Пока нет смысла говорить о том, какой эффект был от той рекламы, и сути дела».

Московское рекламное агентство «Дельта-План» пока не может объяснить, какой объект рекламы был с символикой ЧМ

Чем грозит компаниям нарушение, которое УФАС может признать недобросовестной конкуренцией? За это в Кодексе административных правонарушений предусмотрены штрафы для должностных лиц в размере от 12 до 20 тыс. рублей, для юридических — от 100 до 500 тыс. рублей. Если же в оборот поступил товар с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, средств индивидуализации продукции, работ, услуг, это влечет штраф для должностных лиц в 20 тыс. рублей либо дисквалификацию на срок до 3 лет. А для юридических лиц действуют оборотные штрафы: от 0,01 до 0,15 выручки правонарушителя, но не менее 100 тыс. рублей.

ДИРЕКЦИЯ МОЛЧИТ

Стоит напомнить, что тема наполнения маркетингового бюджета для дирекции довольно болезненная. Как писал тогда «БИЗНЕС Online», привлечь спонсоров долгое время не удавалось из-за крайне жестких контрактных условий — средний ценник для ключевых маркетинговых партнеров мог достигать явно заоблачные для местного бизнеса $1,5 - 2 миллионов. В результате за год до чемпионата мира по водным видам спорта у исполкома не было ни одного контракта, хотя перед Универсиадой-2013 эти вопросы решались гораздо эффективнее.

823289579.jpg
Азат Кадыров спустя несколько месяцев после ЧМ-2015 решил отыграться на малом и среднем бизнесе, а возможно, и извлечь из этого материальную выгоду

Специализированных и самых «сладких» спонсоров — вроде мировых брендов Nikon, Omega, Arena — изначально привлекает FINA (федерация плавания) по собственным каналам и через собственную бухгалтерию. Выручили тогда дирекцию вмешательство первых лиц республики и контракты с АвтоВАЗом, который предоставил дирекции автомобили для перевозки гостей. Среди партнеров были «Таттелеком» через своего сотового оператора «Летай», воду поставила компания Coca-Cola. Также партнерские соглашения были подписаны с банком «АК БАРС», «Лабораторией Касперского» и татарстанским производителем бытовой химии ГК «Нэфис». Последний стал поставщиком мыла, шампуней и стирального порошка для Деревни Универсиады, где проживала большая часть спортсменов. Теперь получается, что спустя несколько месяцев после чемпионата дирекция решила отыграться на малом и среднем бизнесе, а возможно, и извлечь из этого материальную выгоду.

В компании «Артпатент», которая специализируется в Татарстане на защите интеллектуальной собственности, попросили время для подготовки комментария по оценке ущерба, принесенного дирекции. «Дирекция — это наши клиенты, мы регистрировали данные знаки, символику и прочее, — заявил «БИЗНЕС Online» генеральный директор ЗАО «Артпатент» Григорий Бусарев. — Нам нужно согласовать комментарий с дирекцией».

Штраф будет небольшим, отметил в разговоре с «БИЗНЕС Online» юрист Рустем Хусаинов. Сумму оценивать без обстоятельств дела нереально, но штрафы назначат после установления причиненного ущерба, пояснил он. «После этого все это может вылиться в гражданский иск», — предупреждает Хусаинов. С таким мнением согласен и адвокат Вениамин Чубаренко: ответственность предусмотрена Административным кодексом и гражданским правом. Но он усматривает и проблему: «Еще необходимо доказать, что использование этой атрибутики было незаконно и нанесло определенный ущерб тому юридическому лицу, которое является правообладателем, — пояснил Чубаренко. — А уже в рамках представленной диспозиции наказания суд и примет решение. Но я не знаю, на какую норму закона они будут ссылаться. Там ведь есть несколько подходов… Я думаю, что «потолка» в этом решении не будет. И наказание будет материальным. То есть штраф».

В самой АНО «Исполнительная дирекция спортивных проектов» на запрос «БИЗНЕС Online» не ответили.

P.S. После публикации материала в редакцию «БИЗНЕС Online» поступило сообщение от компании «Артпатент»: «Недобросовестной конкуренцией признается в том числе незаконное использование товарных знаков, в качестве которых в свое время нами и зарегистрирована официальная символика XVI чемпионата мира по водным видам спорта.

Нарушением исключительного права на товарный знак может являться использование без согласия правообладателя товарного знака на товаре или его упаковке, при оказании услуг, в рекламе и так далее. Фактически при любом использовании: и на подложки тарелок, и на сайте, если имело место коммерческое использование для товаров и услуг, однородных с тем, для чего зарегистрирован товарный знак.

В данном случае речь идет о привлечении к административной ответственности, в том числе в виде возможного штрафа, размер которого определяется Кодексом об административных правонарушениях и составляет не менее 100 тысяч рублей», — сказано в ответе представителя «Артпатента» Оксаны Строгановой.