КАК ВОДИТЕЛЕЙ-ДОЛЖНИКОВ БУДУТ ПРЕВРАЩАТЬ В ПЕШЕХОДОВ

28 ноября президент РФ Владимир Путин подписал указ о внесении изменений в закон «Об исполнительном производстве» и ряд отдельных законодательных актов, который чаще называют законом о лишении прав должников. Однако механизмы взаимодействия ведомств, обеспечивающих его работу, до конца не отлажены. Это проявилось и сегодня на брифинге в кабинете министров РТ, в котором принял участие руководитель УФССП по РТ Радик Ильясов и руководитель ГИБДД по РТ Рифкат Минниханов.

«С 15 января 2016 года судебные приставы наделяются полномочиями о вынесении постановлений о временном ограничении управления транспортными средствами», — с приподнятой интонацией в голосе заявил Ильясов на открытии брифинга. В рамках полномочий приставы могут приостанавливать действие водительских прав на любые виды транспорта — автомобильного, водного и воздушного. Мера коснется должников, которые «ушли в минус» на сумму более 10 тыс. рублей.

Поводов радоваться у приставов достаточно — теперь у них в руках инструмент болезненного давления на значительную долю должников-неплательщиков, который дополнит собой наделавший много шума запрет на выезд за границу. Туристов в последнее время все меньше и меньше, а вот людей на колесах хватает. Только алиментщиков с долгами по республике насчитывается около 20 тыс. человек. Есть и другая цифра: по данным Минниханова, озвученным на брифинге, в целом по России 37% алиментщиков владеют водительскими удостоверениями. По оценкам главы республиканского ГИБДД, в Татарстане этот показатель намного больше. В целом же права есть у 60% должников с суммами штрафов или взысканий от 500 рублей и выше.

Вето на управление транспортом снимается только тогда, когда штраф погашен или отменены основания для его взыскания

Дамоклов меч УФССП также нависает над физлицами и индивидуальными предпринимателями, не заплатившими налоги. В УФССП полагают, что чаще всего уведомления о наложении ограничения будут приходить от ГИБДД и налоговых служб. Неплательщикам отныне стоит внимательнее относиться и к последствиям судебных разбирательств — исполнительного листа о взыскании на сумму более 10 тыс. рублей, поступившего в УФССП, также достаточно для того, чтобы водителя превратить в пешехода.

Что примечательно, период, на который водитель-неплательщик остается бесправным, не ограничен. Вето на управление транспортом снимается только тогда, когда штраф погашен или отменены основания для его взыскания. Также права останутся при водителе, если он докажет, что автомобиль — единственный источник заработка для него или его семьи. Ограничения не касаются инвалидов или лиц, у которых на иждивении инвалиды первой или второй группы.

«УФССП ПОДПРЫГИВАЕТ ОТ НАШИХ МАТЕРИАЛОВ»

«Число выявленных службами дорожной фиксации нарушений (за 11 месяцев 2015 года) остается большим — более 3,5 миллионов, из них 1 миллион сегодня не исполнен, — обеспокоенно зачитал Минниханов. — Число возбужденных дел перевалило за 20 тысяч и продолжает расти. За 11 месяцев мы наблюдаем увеличение числа материалов, направляемых в службу судебных приставов — они подпрыгивают от наших материалов».

Всего, по данным УФССП по РТ, за 11 месяцев 2014 года ГИБДД направила для взыскания 896 618 штрафов, за 11 месяцев 2015 года этот показатель вырос на 31% — до 1,175 млн. штрафов.

«В Татарстане мы на втором месте по нагрузке исполнения, — пожаловался Ильясов. — Впереди нас только Москва — у них 4,5 тысячи исполнительных производств на одного пристава, у нас — 3,9 тысячи».

Помимо лишения прав усиливается и другая мера снижения негативной статистики по невыплаченным штрафам. Руководитель республиканской ГИБДД предупредил о том, что его ведомство активизировалось в направлении ареста транспортных средств должников-неплательщиков.

«Есть 74 факта ареста транспортных средств, которые подлежат реализации, чтобы должник возместил свои обязательства перед бюджетом», — отчитался Минниханов.

«Права никто не будет забирать, — заявил в ответ на вопрос журналистов о механизме работы закона Ильясов. — Их действие будет ограничено...»

«В законе определено, что их изымает судебный пристав, — перебил Минниханов. — Так что вам еще работа...»

«Нет, там речь о том, что мы выносим ограничение (на управление ТС), — заспорил пристав. — Если вы остановили водителя, у которого ограничение, транспорт ставится на штраф-стоянку, а в отношении нарушителя выносится административное наказание».

«Чтобы вопрос не будоражить — регламент взаимодействия и механизм работы до конца не отработан, — с тяжестью в голосе признался Минниханов. — Я думаю, много вопросов возникает, но мы готовы к тому, чтобы механизм реализовывался. Когда регламент будет прописан, мы информацию (до СМИ) доведем. Будут права изъяты или нет, но водитель будет ограничен в управлении транспортными средствами».

Еще одна неясность выяснилась после вопроса корреспондента «БИЗНЕС Online» о том, какие ведомства могут подавать документы напрямую в УФССП, а какие — обречены настаивать на взыскании через решение суда.

«Регламент взаимодействия с судами остается прежним, — отметил Ильясов. — Есть два момента, мы сегодня на них акценты не делаем — до конца алгоритм не отработан».

Дмитрий Золотов
По мнению Дмитрия Золотова, временную отмену прав можно сравнить с лишением паспорта или квартиры за неуплату штрафа

«ЭТА МЕРА ПРИВЕДЕТ ТОЛЬКО К КОЛОССАЛЬНЫМ ВЗЯТКАМ, ОНА ПРОТИВОРЕЧИТ ЛИНИИ ПРЕЗИДЕНТА»

Эксперты встречают новшество, мягко говоря, без энтузиазма. «Эта мера приведет к всенародному бунту, — убежден представитель федерации автомобилистов России в Казани Дмитрий Золотов. — Во-первых, те люди, которые не имеют водительского удостоверения, оказываются в более выигрышном положении. Как они будут дополнительно воздействовать на тех, у кого нет прав? Нужно как-то уравнять людей. А есть еще категория водителей, которые десятками лет никуда не выезжали, им какая разница, отнимут у них права или нет?»

По мнению Золотова, временную отмену прав можно сравнить с лишением паспорта или квартиры за неуплату штрафа. «Ситуация будет как с полисом ОСАГО, когда повышение тарифов привело к массовому выходу на серый рынок, — полагает собеседник «БИЗНЕС Online». — Людям, у которых отобрали права, все равно нужно будет ездить, они будут садиться за руль. Тем более что сотрудники ГИБДД сейчас редко останавливают. А без прав кататься намного опаснее, чем с неоплаченными алиментами».

Золотов полагает, что приставы не справятся с возложенными на них обязанностями. «Только если они будут выезжать с ГИБДД на рейды, — поправился эксперт. — Я сам видел, как они работают. Выбивают долги с тех, с кого легко выбить, — с организаций, ООО, ИП... Приставы так пытаются облегчить себе работу».

«Допустим, ГИБДД будет пачками выписывать постановления, но потом на них ляжет дополнительная нагрузка в виде оспариваемых штрафов, возвращаемых документов и пересдаваемых экзаменов (чтобы вернуть права, нужно повторно сдать теориюприм. ред.), — прогнозирует Золотов. — Люди будут более подкованы, будут часто обращаться к юристам, искать любую лазейку, потому что никто не захочет оставаться без прав. А если штраф оспорен, нужно ведь вернуть не только его стоимость, но и стоимость услуг юриста».

«Людям, у которых отобрали права, все равно нужно будет ездить, они будут садиться за руль. А без прав кататься намного опаснее, чем с неоплаченными алиментами»

Принятый порядок приостановления водительских удостоверений адвокат и правозащитник, вице-председатель движения автомобилистов России Леонид Ольшанский называет антиконституционным.

«Эта мера приведет только к колоссальным взяткам, она противоречит линии президента по борьбе с коррупцией, — рассуждает Ольшанский. — Эта норма антиконституционна, потому что деньги — важнейшая категория гражданского права, а водитель — важнейшая категория административного права, и Конституционный суд запретил эти категории смешивать. Все равно судебный пристав (должнику) что-то скажет, а он в ответ: «Я ничего не получал, никакого постановления о приостановке». Люди будут по-прежнему ездить, гаишники будут останавливать, вымогать взятки. Взятки будут кругом теперь: и на дороге, и в кабинетах судебных приставов».

Собеседник «БИЗНЕС Online» напомнил, как в 2000 году был принят Кодекс об административных правонарушениях, который международные эксперты признали лучшим кодексом всех времен и народов. «Советую внимательно почитать выступление президента, который сказал, что ряд статей надо декриминализировать. С озвученным курсом на либерализацию законодательства тем более административные дела нельзя подтягивать к уголовным. Так что эта норма долго не проживет, — обещает Ольшанский. — Будет неравенство. Если человек — учитель, врач, но не водитель, то к нему иск в суд, исполнительное производство... А если водитель — бах, и властью судебного пристава — раз — и приостановил право управления. Это куда годится?»

Депутат Госсовета РТ, доцент кафедры уголовного права КФУ Николай Рыбушкин, напротив, разделяет убеждения авторов законопроекта. «Но отбирать права должны избирательно, не у всех должников, — отметил он в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online». — Есть целый ряд лиц, для которых вождение транспорта — это основной вид профессиональной деятельности, есть инвалиды, есть пенсионеры, есть многодетные матери, которые сидят за рулем. Есть матери с больными детьми — ДЦП и так далее. Нет возможности у человека платить, а ребенка-то надо возить на лечение. Не надо огульно одинаково это средство применять ко всем. А так это эффективная мера. Нужно приучать людей отдавать долги вовремя», — заключил собеседник издания.