ТРАФИК КОЛОССАЛЬНЫЙ, А ПРОБОК НЕТ!

Каждый из нас знает, как это ужасно — читать инструкции или пытаться понять описание какого-нибудь технического процесса на бумаге. В данном случае я читателю не позавидую и заранее прошу прощения, если какие-то объяснения особенностей дорожного движения Австралии покажутся излишне подробными или непонятными с первого прочтения. Объяснять все это на бумаге без возможности наглядно продемонстрировать само по себе уже нелегко, а еще прошу учесть, что движение здесь как в Британии — левостороннее. Поэтому материал я разделил на две части: «Заметки автолюбителя» и «Заметки пешехода и пассажира».

Первое, о чем стоит сказать: Аделаида — это исключение даже для Австралии. Этот единственный город свободных переселенцев был основан в 1836 году. Впрочем, для нас интересно другое. Один из отцов-основателей — полковник Уильям Лайт — изначально заложил в генплан города широкие проспекты и четкую «решетчатую» систему улиц (в центре все улицы либо параллельны либо перпендикулярны друг другу), благодаря чему здесь очень легко ориентироваться.

Кроме того, изначально было оставлено место под будущие парки, которые теперь окаймляют деловой центр города. Тогда полковника часто критиковали за этот проект, но оказалось, он смотрел далеко в будущее. Центр города (сити, как его здесь называют), до сих пор не нуждается в расширении улиц и по большому счету не страдает от пробок, хотя вся деловая активность кипит именно здесь. В том же Мельбурне или Сиднее в центре города перемещаться гораздо сложнее.

Впрочем, пробки в Аделаиде отсутствуют не только в центре, но и по всему городу. Конечно, город не такой большой — население составляет 1,3 млн., да и распластан он на приличной территории (в три раза больше Казани при почти таком же населении). Однако дело все же не только в этом. Ведь здесь в каждой семье, как правило, по две машины, 80% населения живет своими домами, и права австралийцы получают в 16 лет. Трафик здесь колоссальный (при этом в городе можно двигаться со скоростью не более 60 км в час!), а пробок нет. Секрет прост — грамотное планирование и неукоснительное следование правилам проектировки.

Обо всем по порядку. И дело даже не в ширине дорог (трасса наподобие нашей Южной, к примеру, имеет всего по две полосы в каждую сторону), а в том, как устроены перекрестки. К слову, двухуровневых развязок, как у нас, здесь нет в принципе. И это действительно очень разумно! Ведь заторы возникают именно на пересечениях дорог, на светофорах, там, где дорожные потоки меняют свои направления. Вот этим узлам и уделено здесь огромное значение.

Везде, где есть такая возможность, созданы съезды с перекрестков налево

СРЕЗАННЫЕ УГЛЫ ПЕРЕКРЕСТКОВ И ШИРОКИЕ ПЕРЕКРЕСТКИ

Во-первых, везде, где есть такая возможность, созданы съезды с перекрестков налево. Напомню, движение здесь левостороннее. Таким образом вы, как бы не заезжая на основной перекресток, уходите налево, тем самым освобождая полосу. Нечто подобное есть у нас на съезде направо с Кировской дамбы. В сторону улицы Несмелова есть отдельная дорога, и поворачивать по ней можно, не доезжая основного перекрестка со светофором. Нужно лишь уступить дорогу — и путь свободен! Кроме того, как бы срезается прямой угол поворота, соответственно, поворачивать гораздо комфортнее.

Еще одна особенность перекрестков в Аделаиде: они, как правило, гораздо шире самой дороги. К примеру, дорога в 4 полосы (по две в каждую сторону) на светофоре может расшириться до 8 полос. Здесь никому в голову не придет строить дом впритык к дороге или возводить офисное здание прямо у перекрестка, если речь идет о планировании новых развязок. Австралийцы умеют считать деньги. И они давно поняли, что нет смысла строить трех- или четырехполосную дорогу в каждом направлении на всем ее протяжении, если в итоге все равно на перекрестке по две полосы придется отдать на левый и правый поворот. Проще и дешевле расширить сам перекресток! Тут стоит заметить особенность правил дорожного движения. Внутри города, если ты едешь по полосе, котороя скоро сократится, тебе должны уступить дорогу! И австралийцы уступают. Аварий из-за того, что «слились» две полосы и кто-то не уступил другому дорогу, за два года я не видел ни разу.

КОЛЬЦЕВОЕ ДВИЖЕНИЕ ВМЕСТО СВЕТОФОРОВ

Очень часто на дорогах Аделаиды можно встретить кольцевое движение. Чаще всего их используют в спальных районах, там, где движение не очень оживленное и имеется пересечение транспортных потоков. Перед кольцом водитель, чтобы всписаться в поворот, в любом случае замедлит движение, в то же время, если нет машин на кольце, останавливаться совсем (как на перекрестке со светофором) нет нужды. Кольцо так же эффективно решает пробему поворота направо (через встречку).

Еще одна особенность дорог в Аделаиде — карманы для поворотов направо (через встречку). Все основные магистрали в городе имеют разделительный газон посредине (как у нас на проспекте Ибрагимова, только шириной всего в одну полосу движения). И везде, где это нужно, сделаны карманы для поворотов направо. Таким образом полоса не стоит из-за того, что кому-то надо повернуть, нет аварийной ситуации — поворачивающий транспорт стоит в нише, нет нужды в отмене правого поворота и наматывании лишних сотен метров. Там же, где газона нет, зачастую такие карманы создаются дорожной разметкой.

Позволю себе небольшое отступление от рассказа и параллели с казанской жизнью. Многополосная улица Чистопольская сейчас одна из главных артерий Кварталов. На всех светофорах есть повороты направо и налево через встречку. Как пример, поворот на Бондаренко, когда едем от Козьей Слободы. Насколько эффективно используется крайняя левая полоса? Зачастую на поворот идут две-три машины. И эта полоса ближе к светофору стоит пустой. А метров за 100 - 200 до перекрестка машины с этой полосы вынуждены перестраиваться в средний ряд. Априори создается конфликтная ситуация: проскочил — не проскочил. Лихачей у нас много. Кто-то, вылезая из правого ряда, старается подобраться к светофору поближе и потом опять вклиниться в правый ряд. В Аделаиде решили не провоцировать таких «торопыг» и сделали карманы. Уйдя в них, можно только свернуть с дороги. Проехать прямо невозможно, потому что упираешься на перекрестке в подобный же карман, но уже во встречном направлении.

БОРЬБА С ЛИХАЧАМИ РАДУЕТ ГЛАЗ

И еще одина особенность дорог в Аделаиде, которая вытекает из всех выше перечисленных пунктов. Из-за того, что дороги ровные и максимально продуманные для удобства движения, возникла проблема с лихачами. Что сделали австралийцы? Решили эту проблему как и везде во всем мире: создали искусственные препятствия. Но как творчески они к этому подошли! У нас все ограничивается лежачими полицейскими. В Аделаиде это можно считать отдельным направлением в дорожном строительстве! Круговое движение на небольших перекрестках, зигзаги, сужения дорог, традиционные лежачие полицейские и их антиподы — специальные впадины, которые одновременно служат и водоотводами, и ливневкам, специальные участки брусчатки вместо асфальта и так далее! В большинстве случаев такие препятствия дополнены цветниками и альпийскими горками, что опять же радует глаз. Причем эти искусственные неровности или зигзаги везде разные. Во-первых, нет монотонности и однотипности в городе, а во-вторых, невозможно раз и навсегда приучится их преодолевать, потому что везде разный угол поворота, форма и высота... Очень интересный опыт, который можно было бы использовать и у нас.

Светофоры в Австралии так же, как и дороги, на первый взгляд, не представляют из себя ничего необычного. Но потом понимаешь, насколько грамотно они продуманы для удобства всех участников движения. Во-первых, все они оборудованы кнопками для пешеходов. Нет пешеходов — нет и зеленого света для них. Трафик идет быстрее, меньше загрязняется атмосфера, тратится бензина и нервов водителей. Очень актуально для вечернего и ночного времени!

Фазы светофора зависят от плотности трафика (система АСУДД), и в целом они длиннее, чем у нас — минимум от минуты и до трех. Светофоры на выездах с жилых кварталов на основные трассы оборудованы специальными датчиками. Если на «второстепенке» нет машины — зеленый свет не загорается. Опять же это очень удобно в вечернее время, потому что водители движутся в постоянной «зеленой волне» или в пик трафика, когда все в основном едут по главным улицам и съезжают в жилые кварталы. И никаких «мигающих желтых» в ночное время! Светофор поменял свет — значит, за поворотом точно есть машина!

Булат хазрат Ишмухаметов