«РЕЧЬ ИДЕТ О НЕСКОЛЬКИХ СОТНЯХ МИЛЛИОНОВ РУБЛЕЙ»

Российские власти накануне объявили список антитурецких санкций, в том числе ввели запрет на продажи турпутевок на столь любимые нашими соотечественниками курорты. Впрочем, туроператоры прекратили предлагать туристам Турцию еще с 24 ноября, когда вышла рекомендация МИД РФ воздержаться от поездок в недружественную теперь страну. В ассоциации туроператоров России (АТОР), правда, уверяют, что нынешний запрет, в отличие от Египта, не принесет столь больших потерь туроператорам, так как Турция — преимущественно летнее направление. «Закрытие Турции в зимнем сезоне серьезного влияния на рынок не оказывает. По потерям речь идет о нескольких сотнях миллионах рублей, точно до 1 миллиарда — это в совокупности по всем компаниям», — заверила сегодня на пресс-конференции в МИА «Россия сегодня» исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе.

По ее словам, в период зимнего сезона Турцию отнюдь нельзя назвать популярным направлением. Исключение — новогодние праздники, единственный пик осенне-зимнего сезона, когда эта страна пользуется на рынке устойчивым спросом. Этот год стал исключением только в том, что часть туристов, имевших на руках оплаченные путевки в Египет, переориентировали как раз на Турцию. Таких было, по подсчетам АТОР, около 3 - 5%. «Поэтому сейчас в ноябре там находилось несколько больше россиян, чем обычно бывает в это время. На момент выпуска рекомендаций МИД в Турции находились порядка 11 тысяч наших граждан, с тех пор часть из них вернулась. Сейчас около 9 тысяч туристов находятся там», — заметила Ломидзе. Тем не менее на этот раз речи об экстренной эвакуации россиян из Турции не идет, все будут возвращаться в соответствии со своими планами.

Не стоит забывать и про индивидуальных путешественников, количество которых в АТОР в силу специфики деятельности подсчитать не могут. Эти туристы выбирают Стамбул для осенне-зимнего отдыха. «После введения запрета на продажи туров, на чартеры, но при сохранении регулярного сообщения с Турцией совершенно очевидно, что для самостоятельных туристов никаких ограничений не наступило», — отметила Ломидзе. Тем не менее, по данным служб бронирования авиабилетов и отелей, после выпуска рекомендации МИД РФ не ездить в Турцию отмечено некоторое снижение — на 20 - 30%.

Вперед туроператоры уже успели продать порядка 6 тыс. туров, из которых более 4 тыс. приходятся на новогодние праздники, то есть с 28 - 29 декабря по 9 - 10 января. Выход для этих туристов предлагают такой же, как в случае с Египтом: либо перебронировать тур на другое направление, либо заморозить средства до возвращения Турции на рынок. Пока же россияне перебронируют туры, по данным АТОР, в ОАЭ, Израиль, в меньшей степени Иорданию, Таиланд, Индию и страны Карибского бассейна.

ОТСУТСТВИЕ ТУРЦИИ НЕ УВЕЛИЧИТ ТУРПОТОК НА РОССИЙСКИЙ ЮГ

Что касается возвращения на туррынок, то в этом случае в АТОР осторожно признает, что перспективы Турции туманны, так как внешнеполитическую ситуацию прогнозировать сложно и даже невозможно. Если сейчас, в зимнем сезоне, это не приносит туроператорам особых потерь, то над летним придется задуматься в конце зимы. «Если Турция не появится до конца февраля-начала марта на туристической карте, то операторам придется корректировать планы на летний сезон. Переориентация возможна по ряду направлений. Летом найти альтернативу проще, чем зимой Египту», — отметила Ломидзе. По ее мнению, альтернативу Турции могут предложить страны средиземноморского и черноморского бассейнов, отчасти российский юг.

Ломидзе особо подчеркнула, что российские курорты и вовсе могут выпасть из конкурентной среды, так как уже сейчас, рассчитывая на запрет поездок в Турцию и летом, некоторые крымские здравницы собираются поднимать цены аж на 30%. Поэтому радужные прогнозы Ростуризма о миллионах россиян, которые променяют берег турецкий и египетский на крымское или сочинское побережье, могут так и не реализоваться. «Мы прогнозируем увеличение турпотоков в пределах 3 - 5 миллионов человек. Я думаю, что такое количество вполне может быть обслужено качественно. При этом несомненно, что нужно постоянно работать над улучшением качества туристической инфраструктуры в РФ», — заявил накануне глава Ростуризма Олег Сафонов. Ломидзе с ним категорически не согласна: «Если страны Средиземноморья сказали, что уже сейчас готовы пересмотреть цены в сторону снижения, то на нашем юге цены собираются поднять. Все ожидают увеличения турпотока. Цена неконкурентна. За счет этого потенциальную переориентацию можно убить, — настаивает она. — Нельзя говорить, что отсутствие Турции — достаточное основание для увеличения турпотока внутри России. Чтобы людей переманить, надо приложить ряд усилий: надо предложить примерно такой же набор услуг и примерно такую же цену. Говорить, что 3 - 5 миллионов человек поедут по России, точно нельзя. Скорее всего, с большой долей вероятности не поедут».

В АТОР также опасаются, что зимний туристический сезон в Крыму может сорваться из-за нынешнего блэкаута: «Ни о каком туризме при отсутствии света и воды речь не идет. Это самым серьезным образом скажется на зимнем сезоне, есть снижение продаж на Новый год», — отметила Ломидзе. Из-за этого, естественно, сложно предвидеть, что будет в летнем сезоне, так как от новой чрезвычайной ситуации никто не застрахован.

Тем не менее на 40% снизился выездной туризм в осенне-зимнем периоде. Во-первых, сказалось то, что Европа после девальвации рубля подорожала, а во-вторых, внесли коррективы требования сдавать биометрические данные при подаче документов на визу. При этом частичный переход потребителя к внутреннему туризму произошел даже раньше, но и тут динамика отнюдь не столько высока, как спад на выездном направлении. «Прирост не плюс 40 процентов, прирост 3 - 5, максимум 10 процентов. Почему? Потому что у нас цены выросли на уровень инфляции — это плюс 15 процентов к прошлому году, каждый еще накидывает 5 - 10 процентов в ожидании прироста того, что будет аншлаг», — пояснила корреспонденту «БИЗНЕС Online» Ломидзе. По ее словам, туристы до сих пор ждут горячих предложений, поэтому туры будут покупать в последний момент. «По итогам зимнего сезона будет положительная динамика — плюс 15 процентов», — добавила исполнительный директор АТОР.

«ОПТИМИЗМА У МЕНЯ ЗДЕСЬ НЕ ОЧЕНЬ МНОГО»

Казанские эксперты «БИЗНЕС Online» оценили ситуацию на туристическом рынке, перспективы возвращения в «строй» Турции и возможности, которые появляются в этой связи у столицы Републики Татарстан.

Наталья Абрамович — гендиректор туристско-информационного центра Казани:

— На Новый год мы ожидаем заполнение почти 100 процентов гостиничного фонда. Но это никак не связано ни с Египтом, ни с Турцией, не считая того, что к нам перестанут приезжать турецкие туристы. «Турецкие авиалинии» имеют прямые рейсы в Казань, и Турция была одной из ведущих стран, кто к нам ехал! С точки зрения человека, который принимает туристов в Казани, последствия сложившейся политической ситуации будут не трагические, а наоборот. Конечно, поток увеличится. Люди не перестанут ездить, но перераспределят направления. Понятно, что какую-то часть внутренний рынок получит от тех, кто не поедет в Турцию и Египет. Но конкретно говорить об этом рано. Прошло слишком мало времени, люди и рынок не успели среагировать. Казань заполучит своего туриста прежде всего из Москвы, Санкт-Петербурга, Урала. По сравнению с прошлым годом, судя по заполняемости гостиниц, Казань получила существенное увеличение количества туристов. Люди не насытились Казанью и, дай бог, еще долго не насытятся.

Диляра Насыбуллина — руководитель туристической компании «Евразия»:

— В связи с закрытием Турции и Египта эти направления, разумеется, вообще не идут. Некоторые перебронируют свои путевки на другие направления, более южные: Вьетнам, Индию, Таиланд. Многие в этом году воздерживаются от новогоднего отдыха. Некоторые так и не забронировали отели, но есть те, кто забрал деньги. По поводу санаториев в России не могу сказать, потому что мы не продаем туда путевки — нет спроса. Видимо, туда берут путевки напрямую. Если же говорить о глубине продаж, то сейчас покупают путевки на февраль. Надолго ли закрыто направление на Турцию? Рынок надеется, что к следующему лету что-то наладится.

Светлана Пименова — директор туристической компании «Итиль-тур»:

— Думаю, что Турцию и Египет для татарстанцев уже ничем не заменить. По соотношению цены и качества доступных направлений я сейчас просто не вижу. Средний чек на Турцию и Египет был 800 - 900 долларов. Сейчас таких направлений нет, и альтернативы я тоже пока не вижу. Есть другие направления, но там средний чек 2000 - 2500 долларов. Соответственно, доступность зарубежных поездок для наших граждан существенно сократилась. Пока остается популярной Юго-Восточная Азия. Чехия, Карловы Вары — тоже не дешевые варианты. И потом, санаторно-курортное лечение в Чехии — это достаточно узкая часть туристического направления. Массово туда россияне не поедут. Наши люди любят солнце, пляжи, море...Сейчас мы продаем путевки на новогодние праздники, на декабрь-январь. А насчет того, надолго ли закрыта для нас Турция... Судя по развивающимся событиям, думаю, что надолго.

Камиль Тарзиманов — коммерческий директор «Салават тур»:

— Конечно, зимой у нас турецкого направления фактически не было. Были только единицы, вылетающие по своим делам или на выходные. Зимой основным направлением был Египет, который тоже, к сожалению, закрылся. Сейчас, я думаю, сравнительно популярными будут Таиланд, Индия и Вьетнам. Вот они, я думаю, будут востребованы. Сейчас в целом образовался спад по выездному туризму. И это связано не столько с ситуацией в Турции и Египте, сколько с состоянием доходов наших граждан. Но те, кто хотел отдохнуть за границей на новогодние праздники, уже оформили путевки. А в туризме эконом-варианта наблюдается очень большой спад.

Говоря о ситуации в Турции, стоит только пожалеть о том, что все происходящее — не разовая акция и данную ситуацию предопределили не случайные события. Поэтому оптимизма у меня здесь не очень много. Опасаюсь, что и ближе к лету ситуация не изменится. Дело не только в трагической гибели пилота нашего военного самолета. У этого конфликта более глубинные причины. Тут играет роль политика руководства Турции и ответная политика нашего руководства. Будут ли эти противоречия расширяться, прогрессировать или они все-таки как-то разрешаться — это вопрос какого-то времени.