Сегодня Владимир Чуров выступил в Центризбиркоме Татарстана с «руководящими указаниями» в свете грядущих выборов в Госдуму РФ

ФИНАНСИРОВАНИЕ ГРЯДУЩИХ ВЫБОРОВ ДУМЫ СРЕЗАЛИ НА 4 МИЛЛИАРДА

Сегодня председатель ЦИК России Владимир Чуров, который вчера встречался с учеными в Казанском университете, выступил в Центризбиркоме Татарстана с «руководящими указаниями» в свете грядущих выборов в Госдуму РФ. В режиме видеоконференции его слушали министры, главы городов и районов, члены избирательных комиссий со всего Татарстана.

Передавая слово гостю, глава ЦИК РТ Экзам Губайдуллин дипломатично напомнил, что за прошедшие два года Центризбирком Татарстана провел три масштабные избирательные кампании — по выборам депутатов Госсовета РТ (2014 год), президента РТ и муниципальных депутатов (обе кампании состоялись в 2015 году). И вот теперь предстоит очередная, уже федеральная.

Конечно, выборы в Госдуму состоятся еще не скоро — 18 сентября 2016 года, в единый день голосования. Собственно избирательная кампания, сообщил глава ЦИК России, будет официально объявлена лишь в конце мая — начале июня будущего года. Однако фактически подготовка к выборам в Госдуму уже началась минувшим летом, заверил Чуров.

Он сообщил об особенностях будущей кампании: впервые с 2003 года выборы российских конгрессменов пройдут по смешанной избирательной системе. То есть 225 из 450 депутатов ГД будут избираться по партийным спискам, еще 225 — по одномандатным округам. Республике Татарстан добавили один одномандатный округ: было 5, стало 6. Правда, поначалу округа нарезали как-то странно, соединив к примеру, Авиастроительный район Казани с Нижнекамском, но затем по настоянию республики карту все же перекроили, приведя в большее соответствие с экономическими зонами. Впрочем, об этом Чуров вспоминать не стал.

Зато он рассказал, что бюллетени будут, скорее всего, обычными, длинными, а не бюллетенями-брошюрами, как задумывалось. Увы, такие в четыре раза дороже, а Центризбирком вынужден экономить. Чуров с горечью заметил: «Наиболее существенной проблемой на федеральном уровне сейчас является финансирование кампании по выбору депутатов Государственной Думы. По сравнению с нашей заявкой в настоящее время минфин предлагает нам на 4 миллиарда меньше...» Понятно — кризис! Вот и придется урезать расходы на яркие плакаты, на видеоролики и прочее, а информировать избирателей через интернет, СМИ и по технологии «от двери к двери».

РЫНОК — ЭТО СМИ, ГДЕ МОЖНО АГИТИРОВАТЬ ЗА СВОЕГО КАНДИДАТА

Чуров вполне резонно предположил, что в думских выборах примет участие немало партий, причем не только те, которым подписи избирателей собирать не надо. Ну а поскольку сбор подписей и то, как их принимают избиркомы, — тема чрезвычайно острая, глава ЦИК высказался о ней особо. Он рассказал о проблеме, с которой столкнулись при сборе подписей, причем не только в ходе федеральной избирательной кампании: «То большое количество политических партий и кандидатов, которые сейчас выдвигаются, зачастую недостаточно ответственно относятся к этой процедуре. Мы столкнулись со случаями, когда после проверки очень легко обнаруживаем, какой устаревшей базой данных и где купленной они пользуются при рисовании этих подписей... Купленной на рынке, скорее всего... А потом начинают громко говорить о том, что невозможно собрать 100 тысяч подписей, невозможно собрать тысячу подписей. А я слышал реплику, что невозможно собрать 11 (!) подписей, что народ не хочет подписываться, 11 подписей собрать невозможно, давайте отменим этот институт».

Впрочем, что там жалоба на 11 подписей, на выборах и не такое бывает. Чуров привел пример, когда один из кандидатов не то что имущество, а своего несовершеннолетнего ребенка скрыл.

Призвал Чуров татарстанских коллег к тому, чтобы они не ограничивали в агитации кандидатов и политические партии: «Чем больше агитации, тем лучше». Председатель ЦИК также заметил: «Я напоминаю вам, что есть одно традиционное средство массовой информации. Если вы думаете, что это интернет... Нет. Это базар! Базар, как это ни странно, до сих пор остается источником информации во многих регионах Российской Федерации. Характерный пример — это то, что был скандал небольшой в сентябре 2015 года, когда Геннадия Андреевича Зюганова пытались не пустить на рынок. Он четко понимал, что рынок — это СМИ, где можно агитировать за своего кандидата».

«Мы пустим!» — бросил в ответ уверенную реплику кто-то из членов татарстанской ЦИК.

«ЛЮБАЯ МЕЛОЧЬ, КОТОРАЯ СПОСОБНА БРОСИТЬ ТЕНЬ СОМНЕНИЙ, ДОЛЖНА БЫТЬ ИСКЛЮЧЕНА»

Чуров напомнил, что в избирательной кампании мелочей нет, надо ко всему относиться внимательно, думать о безопасности помещений для голосования, в том числе безопасности механической и пожарной, о санитарном благополучии. «Напоминаю, — заметил он, — что сломанная ступень при входе в сельский клуб может обернуться многотысячным иском со стороны избирателя, который упадет, поднимаясь по этой ступеньке. Абсолютно все должно быть безопасно!» И предупреждающе добавил: «Не дай бог, заеду посмотреть, в каком состоянии туалеты на избирательных участках...»

Явно держа в уме критику оппозиции, Чуров призывал избиркомы РТ: «В ваших интересах, чтобы все ваши процедуры были максимально прозрачными. Не пытайтесь что-то скрыть, уходить в другую комнату с протоколом. Любая мелочь, которая способна бросить хотя бы тень сомнений на процедуру подведения итогов, должна быть исключена».

Говорил глава ЦИК и о работе с государственной автоматизированной системой «Выборы»: «Пожалуйста, никаких задержек с вводом протоколов! Никакие объяснения, что у меня домашняя крыса перегрызла провод или дикая крыса перегрызла провод, не принимаются. Крыс извести. Домашнюю — в клетку... Чтобы никто ничего не грыз».

Закончилось совещание мини-пресс-конференцией Чурова. Причем он весьма удивил журналистов, когда неожиданно стал снимать со стены татарстанского Центризбиркома плакат, посвященный выборам.

«На память?» — спросила пресса. Оказалось, что такая форма информирования избирателей председателю ЦИК РФ весьма по душе, он с удовольствием процитировал на видеокамеры надпись с картинки: «Твой мозг не в своей тарелке, если ты не увидел выборы своими глазами».