ДАЛЬНОБОЙЩИКИ ИЗДАЛИ МАНИФЕСТ И ДВИНУЛИСЬ НА МОСКВУ

Протест дальнобойщиков против несправделивой с их точки зрения платы за проезд по федеральным трассам расширяется и радикализуется. 24 ноября лидеры движения приняли манифест, где потребовали не только отменить систему «Платон», но и наказать ее инициаторов, наложив 30-миллиардные штрафы на братьев Аркадия и Романа Роттенбергов, и возбудить против каждого уголовные дела по подозрению в участии в коррупционных схемах. Еще одно требование — отставка премьер-министра РФ Дмитрия Медведева, гендиректора компании «Ростех» Сергея Чемезова, руководителя Росавтодора Романа Старовойта, генерального директора компании «РТ-Инвест Транспортные Системы» Александра Советникова. Дальнобойщики также намерены добиться отмены весового контроля для большегрузных (5 и более тонн) автомобилей, отмены транспортного налога, ограничения роста цен на бензин, дизельное топливо и запчасти.

Если требования водителей большегрузов не будут удовлетворены, они обещают блокировать федеральные трассы, препятствовать работе системы «Платон» и работе перевозчиков, использующих ее, и блокировать все перевозки в Москве с организацией блокады столицы. Вслед за появлением манифеста форумы дальнобойщиков запестрели сообщениями «30 ноября будет встреча на МКАДе». В профильных группах в соцсетях и форумах распространяются предупреждающие сообщения о противодействии со стороны автоинспекции. «ГИБДД стали останавливать без объяснения причин пустые фуры, которые едут в сторону Москвы», — утверждают авторы сообщений, распространяя телефоны адвокатов, «которым необходимо звонить в любой сложной ситуации и давать трубку сотруднику ГИБДД: «Поговорите с моим адвокатом».

«ГИБДД пугают! Ничего уголовного дальнобойщики не будут предпринимать. На 3 дня заявлены согласованные пикеты, это абсолютно законные акции! Не разворачивайтесь, не сдавайтесь! Нас берут на испуг. Мы имеем полное право отстаивать свои права законными мирными акциями, они уже организованы», — утверждают администраторы группы «Братишка дальнобойщик — клуб взаимопомощи» «ВКонтакте».

Между тем СМИ уже в выходные распространяли сообщения о том, что сотрудники ГИБДД препятствуют продвижению дальнобойщиков на Москву. В Вологодской области задерживали водителей большегрузов под предлогами проверки документов. Неподалеку от Нижнего Новгорода полиция в воскресенье весь день блокировала около 40 дальнобойщиков, передает Gazeta.ru. Поводом для задержания стали поиски стражами порядка взрывного устройства. Согласно данным издания, все водители по настоянию представителей полиции и прокуратуры подписали предупреждение о недопущении нарушений законодательства РФ. Как сообщали «БИЗНЕС Online» дальнобойщики на митинге в Казани, терроризм — самый распространенный способ препятствия проезду фур на Москву.

Хитро повели себя дальнобойщики Краснодарского края. В пригороде столицы региона встали на забастовку несколько десятков фур для отвлечения внимания, тогда как 150 тягачей отправились на Москву. В Петербурге 29 ноября задержан координатор протеста дальнобойщиков, активист общественного движения ТИГР Александр Расторгуев. Задержание сорвало встречу дальнобойщиков Санкт-Петербурга, которое должно было состояться в тот же день в 16:00 с целью обсудить «поход на Москву».

Наиболее жестко полиция действовала в Дагестане. Сначала в СМИ появились сообщения о том, что несколько десятков грузовиков 28 ноября не пропустили в московском направлении, задержав на территории Калмыкии. За сутки число остановленных большегрузов достигло 200. Сегодня информагентство «Росбалт» распространило информацию о том, что в дагестанских городах Хасавюрт и Манас полиция задержала около 40 протестующих дальнобойщиков. По словам самих участников акции, задержанных доставили в отделение полиции для дачи объяснений и подписания документов об ответственности за нарушение закона о митингах. При этом, как пишет «Кавказский узел», источник в МВД Дагестана опроверг информацию о задержаниях. По данным информагентства, которое ссылается на местных дальнобойщиков, число заблокированных автомобилей достигло 400, через пост ДПС пропускают только груженые фуры, пустые разворачивают обратно.

Между тем в Росавтодоре никакого протеста автоперевозчиков не замечают. Сообщение об этом сегодня было размещено на официальном сайте ведомства. «Вопреки распространенным в СМИ сообщениям на федеральных автомобильных дорогах, связывающих Москву с другими регионами (М10 «Россия», М9 «Балтия», М7 «Волга», М6 «Каспий», М5 «Урал», М4 «Дон», М3 «Украина», М2 «Крым», М1 «Белоруссия»), не зафиксировано передвижение организованных колонн грузовых автомобилей в направлении столицы, — заявлено в сообщении. — Единичный случай был выявлен сотрудниками в Волгоградской области, из которой автоколонна из 10 легковых машин и 5 фур выехала в сторону Москвы. Движение автомобилей не создавало препятствий для других участников движения, и меры в отношении ее участников не применялись. Необходимо отметить, что в ходе проверок транспортных средств в регионах сотрудниками контрольно-надзорных органов установлено, что большегрузный транспорт выполняет свои рабочие рейсы по доставке грузов заказчикам. Таким образом, водители и владельцы «12-тонников» 29 ноября продолжили свою работу».

ОТ ПРОТЕСТА ДО АРЕСТА: ХРОНИКА АКЦИЙ ЗА ОТМЕНУ «ПЛАТОНА» В РОССИИ

Другая часть дальнобойщиков осталась в городах для проведения мирных протестов. Два дня во многих крупнейших городах страны гремели митинги против «Платона». Акции прошли в Красноярске, Ростове, Тольятти, Ярославле, Орле, Брянске, Екатеринбурге, Челябинске, Санкт-Петербурге и Москве. Интересно, что в ряде городов пламя протеста умело организуют члены партии КПРФ. Казань не стала исключением. Совместно с ассоциацией грузового транспорта Татарстана сторонники Геннадия Зюганова стали соорганизаторами митинга. ЛДПР также не упустила шанса оседлать протест водителей большегрузов. Депутаты Госдумы от партии Владимира Жириновского Игорь Лебедев и Ярослав Нилов внесли на рассмотрение законопроект об отмене транспортного налога.

Напомним, дальнобойщики страны не первую неделю бунтуют против «Платона» — системы, которая отслеживает путь дальнобойщика и взимает с него плату по установленному тарифу. Стоимость проезда по федеральным дорогам для большегрузов с 15 ноября составляет 1,53 рубля за 1 км пути. С 1 марта 2016 года тариф будет составлять 3,06 рубля за 1 км пути. Больше всего водителей беспокоит система штрафов. Работа «Платона» регламентируется ст. 12.21.3 КоАП, за нарушение этой нормы водителю придется выложить 5 тыс. рублей, должностному лицу и индивидуальному предпринимателю — 40 тыс. рублей, а юрлицу — и вовсе 450 тыс. рублей.

Впрочем, столкнувшись с непримиримым протестом, в правительстве РФ уже пошли на попятную. «Мы считаем, что КоАП предусмотрена неэффективная система штрафов, в том числе и по размеру, и по его дифференциации на пользователей дорог», — заявил после 9 дней работы «Платона» заместитель руководителя Росавтодора Дмитрий Прончатов. — Поэтому недавно на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича решили установить «плоскую шкалу штрафов»: за первое нарушение — 5 тысяч рублей, за повторное — 10 тысяч рублей». По словам замглавы Росавтодора, законопроект уже находится в Госдуме и вскоре должен быть принят. Но большинство водителей, по наблюдениям корреспондента «БИЗНЕС Online», об этом не знают, да и для того, чтобы остановить поднявшуюся «дубину», этого уже явно не достаточно.

В большинстве городов митинг проходил по типичному сценарию. От 100 до 300 дальнобойщиков собирались в центре города, активисты с трибун говорили о зарвавшихся капиталистах и выступали за свободу от налогов малого бизнеса. Красной нитью региональных акций протеста было требование отменить «Платон», снизить штрафы за неуплату за проект по федеральным трассам или отправить в отставку министра транспорта РФ Максима Соколова. На другой уровень протесты поднялись в Екатеринбурге. После неоднократных акций дальнобойщики Свердловской области приняли решение создать профсоюз или политическую партию. Сегодня с дальнобойщиками встретился мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман.

Задержаниями 13 митингующих закончились акции против «Платона» в Москве. По данным «ОВД-Инфо», трое из них были задержаны в результате провокации, остальные — в момент, когда они препятствовали выезду автозака с площади. Задержанных доставили в ОВД «Пресненский».

Татарстанские дальнобойщики провели накануне три митинга: в Казани, Нижнекамске и Альметьевске

«ПЛАТОН» — ЭТО ВОР, КОТОРЫЙ ЗАШЕЛ СЗАДИ И УДАРИЛ В СПИНУ»

Татарстанские дальнобойщики провели накануне три митинга: в Казани, Нижнекамске и Альметьевске. В туристической столице митингующие собрались в парке Тинчурина у книжного развала. Хмурые, видавшие виды дальнобойщики держали в руках распечатанные на принтере листки формата А4 с лаконичным лозунгом «Нет «Платону», облетевшие за минувшую неделю всю страну. Другие придерживали плакаты и растяжки из типографии с убеждениями «Платону» в России не место», «Платон» — это рэкет в законе» или предупреждения «Сегодня за дороги — завтра за воздух».

— Есть много вопросов не только по факту внедрения «Платона», но и по его технической составляющей, — говорил на камеру первый секретарь казанского городского комитета КПРФ Алексей Серов. — Есть дефицит устройств, карты и маршруты некорректно формируются. Многие также из тех, кто готов заплатить, не уверены в том, что в дальнейшем не возникнет сбоев.

Дальнобойщики, прибывающие на митинг, сами собой сколачивались в небольшие группы, как будто встали на остановку на трассе. Им есть что обсудить — убытки, прогнозы, новости. Каждый из них пассивно бастует с 15 ноября, поскольку выезжать на федеральную трассу после принятия «Платона» себе дороже.

— Планируется собрать 40 миллиардов рублей, это, к сведению, 4 километра дороги Москва — Санкт-Петербург. Каждый километр дороги стоит 10 миллиардов рублей, — сыпал цифрами Серов. — Стоит ли собирать оброк со всех водителей ради 4 километров? Также абсолютно непрозрачный конкурс, который выиграла компания «РТ-инвест». 25 процентов по концессионному соглашению она оставит себе за свои «бесценные» услуги. Получается, из кармана каждого водителя и каждого потребителя собираются деньги и перекладываются в карман определенных учредителей.

На сколоченный из фанеры постамент взобрался член фракции КПРФ в Государственном совете РТ Хафиз Миргалимов.

— Наш митинг проходит в очень сложной международной ситуации, — прокричал в микрофон коммунист. — Совсем недавно у нас погибли 224 гражданина России. В Сирии погибли наши военнослужащие. И другие события. Есть предложение почтить память погибших наших граждан минутой молчания.

Немного помедлив, Миргалимов снял шапку-ушанку. Его примеру поспешно последовали несколько человек.

Со свойственным для коммунистов пафосом Миргалимов начал вещать про «новый оброк» для бизнеса, «обрушение рубля», «рост доллара» и «падении цен на нефть».

— Я знаю случаи, когда люди проходили 200 километров, а снимали с них за 500, это говорит о том, что система не работает, — рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» под аккомпанемент выступления татарстанского лидера КПРФ представитель объединенной некоммерческой организации грузоперевозчиков Казани Ильнур Азизов. — Дальнобойщики обращались в офис «Платона», им говорили, что деньги обратно возвращаться не будут. Мы за отмену «Платона». Можно другим способом взымать плату на дороги, внесите акциз на топливо, добавьте 1 рубль, зачем кормить еще одну целую организацию?

Со свойственным для коммунистов пафосом Миргалимов говорил про «новый оброк» для бизнеса, «обрушение рубля», «рост доллара» и «падении цен на нефть»

— «Платон» — это вор, который зашел сзади и ударил в спину, — невольно процитировал выступление Владимира Путина про агрессию Турции один из дальнобойщиков. — Не по правилам с нами правительство работает, так нельзя. Бастуем с 15 ноября, надеемся, что все отменим. Года на три бы притормозить эту систему, надо подняться с колен.

Индивидуальный предприниматель Рафаэль за минувшие 2 недели потерял 150 тыс. рублей оборота.

— Через «Платон» с нас собирают деньги на строительство новых дорог, значит, связи между регионами становятся дороже, возникают препятствия для ведения бизнеса, снижается товарооборот между регионами, — рассуждает Рафаэль в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online». — В целом это отразится нехорошо на всей экономике.

— Да один мажор-сынок отцу проект принес — и все, чтобы ограбить свой народ, — прозрачно намекнул водитель на голову ниже Рафаэля на сына Аркадия Ротенберга Игоря, который является бенефициаром ООО «РТ-Инвест Транспортные системы». — Пусть строит платные дороги сам на свои деньги.

— Деньги собираются на содержание и строительство дорог, но надо понимать, что и в строительстве дорог есть очень большая транспортная составляющая: всю эту подушку — битум, ГСМ, пластификаторы, технику, материалы — привезти надо, следовательно, стоимость строительства дорог за счет «Платона» опять повысится, а они за счет «Платона» хотят строить дороги. Как это может быть? — вконец запутался Рафаэль и замолчал.

«ОЧЕНЬ НЕ ХОЧЕТСЯ ДУМАТЬ, ЧТО НЕ ТУ СТРАНУ НАЗВАЛИ ГОНДУРАСОМ»

На более решительное противостояние водители Татарстана пока не идут. Тем более что ГИБДД республики жестко пресекает акции против «Платона».

— Люди боятся что-либо предпринимать, даже когда у нас «улитку» (акция протеста, выражающаяся в замедленном движении большегрузов по трассамприм. ред.) провели, инспектора все номера машин переписали, по домам ходили и выписывали протоколы об административных штрафах, — объяснил один из ораторов со сцены. — Все же видят и помнят, как у нас органы относятся к тем, кто протестует.

— Если нам навязывают плату за налоги в лице «Платона», то мы как перевозчики будем обязаны повысить стоимость перевозок, — предупредил один из водителей большегрузов со сцены. — А это приведет к росту стоимости продуктов минимум на 30 процентов. Какой бабушке или деду повысили пенсию на 30 процентов?

— Никому, — заверила выступающего пожилая женщина, стоявшая рядом со сценой.

Почти каждое выступление заканчивалось скандированием «Нет «Платону». Участники акции вели себя мирно, не вызывая беспокойства у сотрудников полиции, заботливо окруживших митингующих.

— Мой муж просыпается по утрам, и у него только одно в голове: как будем платить, чем будем платить, за что будем платить, кому мы будем платить? — вопрошала со сцены женщина, которую представили как «жену дальнобойщика». — Мы поставили томограф. Система эта работает? Нет! Давайте дружно бороться. Мы в хорошей стране живем. Очень не хочется думать, что не ту страну назвали Гондурасом».

— Да лучше, как раньше было, бандитам платить, хоть на пользу дела шло, — заверил корреспондента «БИЗНЕС Online» мужчина в синем пуховике с круглым лицом. — Бандитам платили раньше, и ты был уверен, что едешь по дороге и ничего не боишься. А сейчас дорог нет, ничего нет. Я считаю, что вообще не стоит никому платить.

Единственным выступающим, который признал, что все-таки дальнобойщики будут вынуждены работать с «Платоном», оказался директор ООО «Ак Буре» Альберт Ахимов. Но сначала система должна пройти через существенные изменения.

— «Платон» — это выстрел в голову дальнобойщику, — заявил «БИЗНЕС Online» директор Ахимов. — Человек едет по региональной трассе, но случайно выезжает на федеральную, там везде камеры, и он, не проехав и километра, получает штраф в 450 тысяч рублей. Есть такие случаи в Московской области. После такого штрафа и постановки авто на штраф-стоянку многие перевозчики не встанут.

— Мы не против «Платона», мы за соразмерное наказание за нарушение, — передохнув продолжил перевозчик. — За километр — 1,5 рубля, а за нарушение — 450 тысяч? Это несоразмерно! Должно быть 10 тысяч рублей. И сделать это не предоплатой, а постоплатой. Все будут работать с «Платоном», куда деваться. Но закон надо изменить, сейчас он губительный.

В заключение со сцены прозвучало предложение проголосовать за резолюцию митинга, суть которой в протесте против системы «Платон» в ее сегодняшнем виде, за отмену драконовских штрафов и пересмотр подходов к реформированию дорожной отрасли. Вверх взметнулись натруженные руки замерзших дальнобойщиков.

«ПОЧЕМУ ДАГЕСТАНЦЫ СТОЯТ? О НИХ ВСЕ ЗНАЮТ, А МЫ ПОГОВОРИЛИ СЕЙЧАС И РАЗОЙДЕМСЯ»

На митинг в Нижнекамске у Вечного огня собрались порядка 100 человек. Песни на площадке крутили соответствующие — о дальнобойщиках, из магнитолы которых «бодрит Высоцкий» и для которых «что трассы Бреста, что дороги Дагестана». Организаторы те же — представители КПРФ с яркими шарфиками на шее и аналогичными претензиями.

«Причинение вреда дорогам большегрузными автомобилями не только никак не доказано, но и противоречит заявленному качеству федеральных трасс», — обратился к дальнобойщикам первый секретарь Нижнекамского горкома КПРФ, депутат городского совета Альберт Ягудин. По его словам, новая система противоречит также озвученным тезисам президента и премьера о недопустимости повышения налоговых и неналоговых сборов в условиях кризиса, которые «говорят о поддержке малого и среднего бизнеса и тут же кидают в долговую яму своего гражданина».

Ягудин много говорил о том, что малому бизнесу нужны не дополнительные налоги, а льготные программы кредитования, и введение подобной платы увеличит инфляцию в стране минимум на 4%, то есть нужно ждать 10 - 15-процентного роста цены на все, что производится и потребляется в РФ. Подорожание коснется в первую очередь товаров первой необходимости — хлеба, молока, макарон. Одно из очевидных последствий принятия подобных решений — появление большого числа малотоннажников взамен фур. Для перевозки объема одной фуры малотоннажник увеличит цену перевозки до четырех раз.

— Минтранс рапортует о собранных миллионах, но уже появляются цифры пагубного влияния ублюдочного «Платона» на экономику в целом, — заявил представитель ассоциации дальнобойщиков России Игорь Карпов. — Буквально вчера попалась на глаза цифра, озвученная ДорНИИ. Это 30-процентное удорожание ремонта, реконструкции и строительства дорог общего пользования, на которые якобы пойдут собранные миллиарды. Всплывает еще одно подтверждение того, что здравый смысл в этом проекте отсутствует напрочь.

— Рэкет, бандитизм, плохие дороги и их обслуживание — так мы начинали бизнес грузоперевозок, — напомнил нижнекамский дальнобойщик Сергей Зиланов.В таких условиях мы помогали бизнесу и экономике страны выжить, а затем и подняться. Сейчас мы платим уже четыре разных налога: ИП, акциз, транспортный налог, а теперь и «Платон». Ни один бизнес не платит такое количество налогов, как мы, индивидуальные грузоперевозчики!

Зиланов.jpg
Сергей Зиланов: «Ни один бизнес не платит такое количество налогов, как мы, индивидуальные грузоперевозчики»

Представители КПРФ по традиции обрушились с критикой на платное и разрушенное здравоохранение, повышение платы за детские сады, поборы в школах, поднятие тарифов ЖКХ и на их руководителей, которые обдирают народ. Закончили резонным после такого выступления призывом отправить правительство РФ в отставку. Но отставка правительства мало интересовала дальнобойщиков. Как только митинг объявили открытым, из толпы раздались вопросы: какие конкретные действия вы предлагаете?

— Мы можем принять только резолюцию и отправить ее в администрацию президенту, — разочаровал Ягудин.

— Вот дагестанцы встали? Встали. А мы дураки, ездим на , — вскочил на сцену один из дальнобойщиков.

— Вот это по-русски. Молодец! — рассмеялись и одобрили его из толпы.

— Мы не можем призывать вас «Давайте дороги перекроем». Это не решение проблемы. Но власть, хочет она или не хочет, эти митинги увидит. То, что митинги проходят по всей России, это сыграет свою роль, вот увидите, — обещал Ягудин.

— Почему не решение проблемы? — возразил ему другой водитель большегруза. — Наоборот, это решение. Вот мы тут стоим, нас тут 50 человек собралось. Но если 50 фур встанет, это будет более заметно. Нас здесь никто не увидит, не услышит. По телевидению нас никто не показывает. Все проходит тихо. Я за то, чтобы принимать какие-то конкретные решения. Организуйте все это юридически правильно, чтобы к нам не приехали и ОМОНом не разогнали. Почему дагестанцы стоят? Им можно, у них все проходит, о них все знают, а мы поговорили сейчас и разойдемся. А завтра разъедемся — и все, никто не услышит и не узнает. Надо как-то организовать. На часок дорогу перекрыть, постоять, тогда будет какой-то результат, — предложил один из дальнобойщиков.

— Правильно! В 7 утра, когда люди на работу едут. Вот это будет правильно, — поддержали из толпы.

— Водитель садится в машину и сразу спрашивает себя: «А я ничего не нарушил?» До такой степени его закошмарили! С весовыми что творится! Никто не слушает, никто не понимает, в чем дело. Я заплатил 100 тысяч штрафа за 150 килограммов перегруза. У меня нет своих весов, бывают ошибки. Давайте что-то делать, я уже 20 лет в этом бизнесе, но так не кошмарили никогда! — возмущались дальнобойщики.

Дальнобойщикам члены КПРФ предложили создать группу «ВКонтакте» и объединиться вокруг своего профсоюза. Возглавить его и оставить свой бизнес предложили активисту водителей Зиланову. Пообещали, что будут скидываться каждый месяц на зарплату профсоюзного лидера.