Основной темой разговора Владимира Путина с активом ОНФ стал проект «За честные закупки»

«РАСХОДЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ К НУЛЮ ДОЛЖНЫ СТРЕМИТЬСЯ»

Накануне президент РФ Владимир Путин встретился с активом «Общероссийского народного фронта» (ОНФ). Основной темой разговора стали вовсе не горячие турецкие и сирийские события, а проект «За честные закупки», которым, судя по всему, глава государства доволен. «Очищает нашу экономику, да и социальную жизнь», — такую высокую оценку дал президент стараниям активистов ОНФ.

Впрочем, разговор начали не с борьбы с коррупцией, а с темы малого и среднего предпринимательства (МСП), которая в последнее время на всех уровнях вертикали была объявлена, по крайней мере на словах, приоритетным направлением. А федеральная налоговая служба по-своему решила улучшить жизнь бизнеса, вводя специальные кассовые аппараты. «Практически каждый гражданин Российской Федерации, если он хочет этого, сможет дополнительно получать информацию о том, какая на самом деле услуга ему предоставлена либо какой товар он получил», — показал свою осведомленность Путин. Таких аппаратов уже установили около 3 тыс. в Москве, Московской и Калужской областях и в Татарстане. Можно подумать, что предпринимателям опять пришлось и еще придется раскошелиться, но глава государства заверил: расходы должны быть минимизированы за счет налогового вычета. Согласно кивал и глава ФНС Михаил Мишустин: «По налоговому вычету также проработали, Владимир Владимирович, будем предусматривать. Для тех, кто никогда не применял кассовые аппараты, он будет предусмотрен в полном объеме из соответствующих налогов, которые предприятие должно было платить». Да и спешить с вводом новых аппаратов тоже пока не спешат, чтобы лишний раз не травмировать и не пугать и так хрупкий слой МСП. Сначала призовут всех желающих менять кассовые аппараты, а к 2018 году абсолютно все должны ими обзавестись.

«Честно говоря, это очень крутая система по ощущениям, наверное, в мире даже подобной не существует», — отчего-то радостно сообщил сопредседатель регионального штаба ОНФ по Пермскому краю, предприниматель Дмитрий Сазонов. Сам он, судя по его же словам, с новыми аппаратами на деле не сталкивался, зато надежды на них возлагает большие. Даже чересчур. По словам предпринимателя, эти чудо-кассы решат даже проблему бесконечных проверок бизнесменов. А для дотошных потребителей так вообще настанет рай на земле: сразу можно узнать, как на самом деле продукция называется и где производится.

— Какие вы видите, как здесь у нас в народе говорят, «засады» для предпринимателей в плохом смысле этого слова? — поинтересовался Путин у добросовестного Сазонова.

— Это, конечно, возможность роста издержек, на первый взгляд, из-за установки современного модуля передачи электронных данных. Но, по оценкам налоговой службы, у нас идет ежегодное сокращение издержек, — подобострастно кивнул он в сторону Мишустина.

— По оценкам налоговой службы, много чего можно покритиковать с точки зрения предпринимательства, — улыбнулся Путин, давая понять, чтобы и в ФНС не расслаблялись. — На проблему нужно смотреть с разных сторон, в том числе и в данном случае — со стороны интересов предпринимательского сообщества.

«Практически каждый гражданин сможет дополнительно получать информацию о том, какая на самом деле услуга ему предоставлена либо какой товар он получил», — прокомментировал Путин установку специальных кассовых аппаратов

По осторожным подсчетам Мишустина, кассовый аппарат обойдется предпринимателю в 20 тыс. рублей, но в ФНС ищут способы еще скинуть цену.

— Есть, например, такие предложения, чтобы ряд российских банков выпускал гаджеты бесплатно и за открытие счета обеспечивал таким гаджетом предпринимателей, — назвал он один из вариантов.

— Эта система должна стремиться к тому, чтобы расходы предпринимателей свелись к самому минимуму, к нулю должны стремиться, — еще раз настойчиво пояснил Путин.

— Как вы и сказали, стопроцентный вычет, — кивал Мишустин.

«101 СПОСОБ НЕДОБРОСОВЕСТНОГО ОБОГАЩЕНИЯ»

Наконец, перешли к тому, зачем все так внезапно собрались. Председатель центрального штаба ОНФ Александр Бречалов рассказывал, что активисты все эти два года, как существует проект, работали не зря. Более 160 млрд. рублей устраненных нарушений при закупках — такова оценка их трудов в сухих цифрах. Но главное — тема госзакупок стала, конечно, меньшей, чем Крым, но все же объединяющей идеей. 5 тыс. «народных экспертов» появились по всей стране. «Люди, которым не все равно, что будет в России», — с гордостью говорил Бречалов. Самые активные из них прибыли на личную встречу с президентом.

— Один из животрепещущих вопросов — это закупка предметов роскоши, — Бречалов обозначил главную цель проекта «За честные закупки».

— Думаете, что это сейчас актуально? — удивился Путин, наверняка подумав, что в столь сложной экономической ситуации явно не до роскоши.

11.jpg
Александр Бречалов обозначил главную цель проекта: «Один из животрепещущих вопросов — это закупка предметов роскоши»

Может, рядовым гражданам и не до роскоши, чего не скажешь о чиновниках.

— Понятно, это всегда актуально, согласен, — признал президент.

За борьбу с чиновничьей роскошью на бюджетные деньги отчитывался руководитель проекта «За честные закупки» Антон Гетта. По его словам, активисты шерстят сайт госзакупок по двум направлениям — расточительство бюджетных средств и поиск серых схем. «Это когда недобросовестный чиновник определяет на конкурсной основе не того, кто лучше всех, дешевле, грамотнее построит тот же детский сад, дорогу или товар поставит, а того, с кем на «откат» договорился», — пояснил Гетта суть второго направления и даже продемонстрировал «Серую книгу Остапа Бендера». В брошюре активисты изложили «101 способ недобросовестного достаточно быстрого обогащения». Странно, что сами ими еще не воспользовались. «Мы ее даже дарим чиновникам, чтобы не изобретали велосипед, если на этот путь решили встать», — в голосе Гетты звучала издевка.

Причем многочисленный класс чиновничества, как стало известно ОНФ, тратит деньги и без того трещащего по швам бюджета на дорогие автомобили, корпоративы, чартерные перелеты.

— Отдельно взятые чиновники позволяют себе слетать из нашего города в Японию и обратно вшестером за 10 миллионов рублей, — объявил Гетта.

— За бюджетные деньги? — приподнял брови Путин. Оказалось, что не только глава государства позволяет себе такое.

33.jpg
За борьбу с чиновничьей роскошью на бюджетные деньги отчитывался руководитель проекта «За честные закупки» Антон Гетта (слева)

— Да, это все происходит за бюджетные деньги, — настаивал активист.

Особо наглым чиновникам и компаниям присваивают индекс расточительности. Вот, например, всем известная компания «РЖД». «Буквально недавно попались с дорогостоящим автомобилем», — заметил Гетта.

— Когда была заявка на такую закупку? — оживился Путин, а над недавно назначенным президентом корпорации Олегом Белозеровым начали сгущаться тучи...

— Июль этого года, — честно ответил борец за честные закупки.

— То есть до назначения нового? — на всякий случай уточнил глава государства.

— Это был еще прежний руководитель Российских железных дорог, — успокоил его Гетта, мол, и поделом Владимиру Якунину, уволенному в конце августа. — Надеюсь, что, в том числе увидев эту презентацию, уже нынешнее руководство попадать в наш индекс не будет.

Тем временем госкомпании и прочие чиновники продолжают хитрить, искать «дыры» в законах. Запретили им покупать машину дороже 2,5 млн. рублей, так они теперь ее арендуют.

— Нужно всего-навсего прописать, что арендоваться может машина стоимостью не выше установленной планки для покупки. И все — тогда данной проблемы, хитрости этой мы их лишим, — предложил Гетта.

— Они придумают другие хитрости, — отреагировал Путин, очевидно, знакомый с чиновничьей смекалкой. — Но я вас прошу это не оставлять без внимания... Кроме того, если кто-то не понимает, как нужно жить сегодня, и, зная об уже принятых решениях, пытается их обойти, нужно посмотреть на персоналии.

— Наказывать, — вставил кто-то из зала.

— Конечно, — подтвердил Путин. Вопрос о том, подействует ли столь грозная риторика президента на чиновников, остается открытым.

Два часа президент терпеливо выслушивал обо всех-всех проблемах, которые выходили далеко за рамки обсуждаемого проекта

«Человек из Кемерово» Максим Учватов предложил переделать сам сайт госзакупок, который из-за постоянных сбоев затрудняет работу «народным экспертам». «За полтора года, за 2013-й и половину 2014 года, на поддержку этой системы, на ее эксплуатацию был потрачен 1 миллиард рублей, — говорил он. — Когда мы работаем с системой, можно сказать, считаем на счетах. Тут цифра не отображается, там аналитики нет, предупреждения серых схем, про которые коллеги говорили. Давно можно все автоматизировать, но ничего не происходит, ничего пока не работает». Еще недоволен Учватов и тем, что к разработке нового сайта общественников не привлекали.

МИЛЛИАРДЫ НА ОЭЗ ЗАСТРЯЛИ НА СЧЕТАХ БАНКОВ

Замруководителя проекта «За честные закупки» Анастасия Муталенко с горящими глазами удивляла президента рассказами о тех особых экономических зонах, которые остались таковыми лишь на бумагах. Например, она продемонстрировала на фото какую-то заболоченную местность в Иркутской области около Байкала, которая по идее должна была превратиться в райский уголок для туристов еще лет 8 назад. На разработку плана и концепции в этом болоте «утопили» 119 миллионов, а то и миллиардов рублей (Муталенко называла обе цифры).

— Проект назывался «В гостях у сказки», но сказки там мы не нашли. Но искали, — сказала замруководителя проекта «За честные закупки».

— Да, они «рождены, чтоб сказку сделать былью», — процитировал Путин марш советских летчиков.

«Мы рождены, чтоб сказку сделать болью, но оказалось, что и сказки нет», — всплыли строки из стихотворения Андрея Дементьева у корреспондента «БИЗНЕС Online».

22.jpg
Анастасия Муталенко удивляла президента рассказами о тех особых экономических зонах, которые остались таковыми лишь на бумагах

А Муталенко тем временем демонстрировала Путину безобразия в московском Зеленограде, где уже 10 лет как должны были развивать технико-внедренческий кластер, даже здание построили, но про коммуникации почему-то забыли. Виновным за это Муталенко считает АО «ОЭЗ», которое уже получило финансирование на все 17 особых экономических зон. «Но дело в том, что, по отчетам, которые в официальных источниках публикуют, они эти деньги не вкладывают в строительство, а прокручивают в банках. И ежегодно получают по ним депозиты. Последние пять лет прокручивание федеральных средств в банках является основной доходной деятельностью АО «ОЭЗ». Причем ежегодно процент по вкладам составляет почти 3 миллиарда рублей», — честно объявила смелая Муталенко. Напрячься в это время должен был генеральный директор АО «ОЭЗ» Виталий Милявский. Та же ситуация с ОЭЗ в Хабаровском крае. Зона действует 6 лет, но еще никто не смог получить статус резидента.

— Смотрю, у вас написано: «Выделено 3 миллиарда рублей, освоено 44,7 миллиона». А остальные деньги где? — вновь удивился Путин.

— На счетах. 3 миллиарда на развитие. Они не используются, они прокручиваются в банках на депозитных счетах, — еще раз повторила активистка.

— Это все та же фирмешка делает, да? — мрачнел Путин.

— Да, это все акционерное общество «ОЭЗ», головное находится в Москве, — подтвердила Муталенко. Над «фирмешкой» сгустились грозовые тучи. — Владимир Владимирович, мы предлагаем расформировать АО «ОЭЗ». Этим мы как минимум сэкономим 800 миллионов рублей в год, а это у них фонд оплаты труда.

— Честно говоря, не знал о том, что деньги, которые выделяются федеральным бюджетом на эти цели, вместо того чтобы быть вложенными в реальное производство, в организацию, в создание инфраструктуры, просто лежат на счетах и в банках крутятся для получения соответствующих прибылей, непонятно куда идущих, — все больше и больше удивлялся Путин. Тем не менее проверить обещал.

«У НАС НЕТ ЗАДАЧИ РАСКАЧИВАТЬ ГОСАППАРАТ»

Следующий активист из Волгограда Эдгар Петросян рассказывал о второй из традиционных проблем России — дорогах, качество которых не удовлетворяет не только активистов ОНФ, но и всех граждан. Тем не менее заказчики на бумагах отчитываются о том, что все выполнено в срок и полном объеме. На деле — далеко не так. С Путиным Петросян договорился еще подумать над тем, как же обеспечить качественную, но недорогую экспертизу труда дорожников.

А вот Евгения Осипова из ОНФ открыла глаза президента на то, что все деньги федеральных и региональных бюджетов, выделенные на снижение смертности на дорогах, уходят на закупки камер видеофиксации. «Купили камеру и считают, что обеспечили безопасность дорожного движения, — недоумевала активистка. — Безусловно, камера играет большую воспитательную роль, но, по сути, в настоящее время превращается в коммерческий проект региона... Нам кажется справедливым, чтобы часть средств, не менее 10 процентов, получаемых региональными бюджетами от штрафов, собираемых камерами, направлялась непосредственно в программы безопасности дорожного движения на устранение аварийных участков, где гибнут люди». И над этой темой Путин также обещал подумать.

« Я хотел бы вам помочь. Поэтому я хотел бы от вас предложений и рекомендаций, как нам защищать вот эту независимую прессу»

О проблемах независимых СМИ рассказывала Наталья Нестеренко из Краснодарского края. Мол, местные власти отказывают в аккредитации.

— Я хотел бы вам помочь. Поэтому я хотел бы от вас предложений и рекомендаций, как нам защищать вот эту независимую прессу? — участливо поинтересовался Путин, а ведь его еще обвиняют в подавлении независимых СМИ.

— Нас, независимых журналистов, которые не пьют чай в администрации, не ставят в известность о том, какие мероприятия проводит власть. Они кулуарно собрались, обсудили все и не советуются с широкой общественностью, — с обидой говорила Нестеренко.

— То есть здесь можно сформулировать условия работы административных структур, поставить их в определенные условия, прописать определенные правила поведения, которые они должны были бы выполнять, которые бы помогали независимым средствам массовой информации в вашей работе. Надо создавать общие правила, — продолжил за нее президент. На том и порешили.

Но если в Краснодарском крае зажимают независимую прессу, то в Пермском крае Геннадий Сандырев жаловался на местную администрацию, которая, по его словам, «роет компромат» на сопредседателей местного ОНФ. Потом еще обсуждали энергоэффективность и проблемы лесов, свалок. Два часа президент терпеливо выслушивал обо всех-всех проблемах, которые выходили далеко за рамки проекта «За честные закупки».

— У нас с вами нет задачи, как когда-то в одной из стран говорили, ударить по штабам. У нас нет задачи развернуть охоту на ведьм. У нас нет задачи раскачивать госаппарат... Не скрою, что когда я слышал некоторые доклады, некоторые сообщения, то думал о том, как вас защитить не только от административного произвола, но и от возможных криминальных проявлений. Но в любом случае та работа, которой вы занимаетесь, требует определенного мужества. Мы, безусловно, будем вам помогать. Я желаю вам этого мужества, — тепло и по-отечески закончил Путин.

И все должны были почувствовать, что глава государства защитит не только Сирию, но и простых граждан своей страны.