«ХОЧУ ВЕРНУТЬСЯ В СТРОЙ! Я ОБЯЗАН ВЕРНУТЬ ДОЛЖОК ЗА КОМАНДИРА...»

Сегодня удавка напряженности продолжает сжиматься вокруг русско-турецких отношений. Эскалацию накануне подогрело интервью спасенного штурмана сбитого Су-24, который почти сутки скрывался в сирийском лесу и лишь в результате операции российского и сирийского спецназа был доставлен на российскую базу «Хмеймим» в Латакии. Летчик Военно-космических сил России капитан Константин Мурахтин рассказал корреспондентам федеральных телеканалов, что чувствует себя хорошо, а врачи подтвердили, что его жизнь вне опасности. Член экипажа Су-24, который был атакован турецким F-16, рассказал, что турецкая сторона не предупреждала их перед нападением. Удар пришелся сзади без каких-либо сигналов, поэтому российский бомбардировщик не сумел уйти от обстрела.

«На самом деле никаких предупреждений не было. Ни по радиообмену, ни визуально. Вообще не было контакта! Поэтому мы заходили на боевой курс в штатном режиме. Нужно понимать, какая скорость у бомбардировщика и какая — у истребителя F16! Если бы нас хотели предупредить, то могли бы показать себя, встав на параллельный курс. А так ничего не было. Да и ракета пришла в хвост нашего самолета внезапно. Мы даже визуально ее не наблюдали, чтобы успеть сделать противоракетный маневр», — сообщил Константин.

Он добавил, что пилоты не нарушали воздушного пространства Турции, и заверил, что бомбардировщик двигался строго по намеченному курсу. «Нет, это исключено, даже на одну секунду, тем более что мы летели на высоте около 6 тысяч метров, погода была ясная, как на нашем сленге говорится, миллион на миллион. Весь наш полет до момента взрыва ракеты полностью мной контролировался. Я прекрасно видел и по карте, и на местности, где граница и где находимся мы. Даже угрозы выхода в Турцию не было», — пояснил штурман. После атаки летчики катапультировались, но пилот Су-24 погиб, его расстреляли с земли боевики, когда он спускался на парашюте.

Ответ Турции не заставил долго ждать. Национальные и иностранные СМИ вчера распространили аудиозапись, в которой якобы турецкие летчики предупреждают экипаж «неопознанного самолета» о нарушении им воздушного пространства Турции и требуют его немедленно покинуть. Аудиозапись была ранее продемонстрирована рядом турецких телеканалов. На записи не очень хорошего качества, в частности, слышны по-английски слова «это турецкие ВВС, измените курс на юг немедленно». Но даже если запись подлинная, в ней отсутствуют предупреждения об открытии огня, самое главное, нет реакции российских летчиков.

Мурахтин заявил корреспонденту РИА «Новости», что хочет остаться служить в составе авиагруппировки в Сирии. «С нетерпением жду, когда выпишут, чтобы сразу вернуться в строй. Буду просить командование, чтобы меня оставили на этой авиабазе — я обязан вернуть должок за командира», — сказал он.

Общественные организации Липецка предложили дать одной из улиц имя погибшего летчика Олега Пешкова

Кстати, пилотом, погибшим в Сирии, оказался житель Липецка Олег Пешков. Общественные организации города уже предложили дать одной из улиц имя летчика местного авиацентра, а в российской блогосфере стал популярен хештег #ВернемДолжок. Президент РФ Владимир Путин подписал указ о награждении посмертно пилота и морпеха, который участвовал в спасательной операции, а также спасенного штурмана. Теперь к берегам Латакии подошел крейсер «Москва» с зенитными ракетами типа С-300, в Сирию отправят новейший С-400, а к каждому «бомберу» прикрепят истребительное прикрытие. Похоже, российские военные твердо демонстрируют намерения сбивать все, что угрожает авиагруппе в Сирии, и неважно, с чьей территории исходит угроза. Добавим также, что сегодня вернулись в РФ и обстреляные в Сирии российские журналисты. Все говорит о том, что уже имеющиеся жертвы могут стать не последними.

ТАМОЖНЯ ВВОДИТ «РИСК НА ТУРЦИЮ», А В АВТОГРАДЕ ПОД ВОПРОСОМ ПРОЕКТ СТРОЙКИ «КАСТАМОНУ»

Тем временем ответные меры России, по всей видимости, больно ударят по турецкой экономике. «Коммерсант», ссылаясь на собственные источники в таможне, сегодня сообщает, что в ближайшее время будут ограничены поставки продукции из Турции. Проблемы у импортеров начались уже вчера. Поставки из Турции встали на российских границах, а компании-импортеры получили от федеральной таможенной службы (ФТС) уведомление о том, что на российских пограничных пунктах введен «риск на Турцию». «То есть продукцию, страной происхождения или отправления которой является Турция, просто не будут декларировать», — объясняет собеседник издания. Один из крупных импортеров рыбы утверждает, что некоторые машины на таможне уже разворачиваются, понимая, что турецкая продукция в лучшем случае будет задержана на неопределенный срок, в худшем — уничтожена, если за это время будет введено эмбарго по аналогии с продукцией из ЕС, США, Австралии, Норвегии и Канады.

Импорт из Турции в общем объеме российского импорта продовольствия составил в 2014 году 4%. За 10 месяцев текущего года Турция ввезла в Россию продовольствия на $1 млрд., в основном это помидоры и цитрусовые, на них приходится почти половина импорта. Также в Россию из Турции поставляются виноград (10%), семена подсолнечника (5%), незначительное количество различных овощей и фруктов, кондитерских изделий, свежей рыбы. Турция завозит в Россию более 360 тыс. т томатов, на долю турецких овощей приходится 20% от общего объема поставок овощей в Россию.

Глава минсельхоза РФ Александр Ткачев уже заверил, что импорт овощей, в первую очередь помидоров, Россия может заместить овощами из Ирана, Марокко, Израиля, Азербайджана и Узбекистана. Но РФ, в свою очередь, является одним из ключевых экспортеров Турции (за 10 месяцев текущего года Россия экспортировала в Турцию продовольствия на $1,4 млрд.). Основная статья экспорта — зерно. Ткачев заявил, что теперь импортерами могут выступить страны Ближнего Востока, такие как Иран, Ирак, Ливия, Ливан, Израиль, Иордания, а также страны Африки.

Кроме того, проблемы в связи с трудностями на таможне могут испытать и производители автокомпонентов. Всего в России работают 14 турецких предприятий по их производству, в том числе два — в Татарстане: стекла (Trakya Otocam в Елабуге) и карданных валов (Tirsan Kardan в Набережных Челнах).

Газета «Известия» вспоминает, что Москва в лице заммэра Марата Хуснуллина буквально 24 ноября заявила о строительном контракте с турками на $500 млн., который теперь может оказаться под угрозой. В Татарстане наиболее крупный проект турков в сфере строительства — Sunrise City в Набережных Челнах. О том, какие еще интересы турецкого бизнеса связаны с РТ, читайте в сегодняшнем материале «БИЗНЕС Online».

КАМНИ И ЯЙЦА ЛЕТЯТ В ТУРЕЦКОЕ ПОСОЛЬСТВО

Между тем антитурецкие настроения продолжают нарастать. Глава Крыма Сергей Аксенов вчера сообщил журналистам, что полуостров намерен разорвать все деловые отношения с Турцией. Он призвал местных жителей отказаться от покупки турецких товаров и воздержаться от поездок в Турцию. И даже паромное сообщение Крыма с Турцией, по словам Аксенова, будет прекращено. В Омске, к примеру, местные патриоты-торговцы уже снимают с прилавков турецкие продукты. Заодно директор омского гипермаркета запретил сотрудникам ездить в Турцию, хотя туроператоры вчера и без того отменили чартерные рейсы и прекратили продажу путевок.

634396.jpg
В Саратове, где накануне проходил матч местного баскетбольного клуба «Автодор» и турецкого «Бешикташем» вывесили баннер с надписью «Предатели» на русском и турецком языках

«Эхо» сбитого бомбардировщика отозвалось и на более тонком, законодательном уровне — эсеры внесли законопроект, который предлагает ввести наказание за отрицание геноцида армянского народа. Отрицание фактов геноцида армян в Западной Армении и в Османской Турции в период с 1915 по 1922 год, а также одобрение этих преступлений предлагается наказывать штрафом в размере до 300 тыс. рублей или в размере заработной платы за период до 2 лет либо лишением свободы на срок до 3 лет. Если это было сделано с использованием СМИ, то верхнюю границу штрафа предлагается поднять до 500 тыс. рублей. Наказание в виде лишения свободы в этом случае предлагается установить на срок до 5 лет, говорится в законопроекте.

А в Саратове, где накануне проходил матч местного баскетбольного клуба «Автодор» и турецкого «Бешикташем» вывесили баннер с надписью «Предатели» на русском и турецком языках. Саратовские болельщики пронесли с собой на трибуны и другие плакаты с лозунгами «Нефть дороже жизни людей?», «Правительство Турции к ответу», «Не забудем, не простим!», «Правительство Турции, вы за или против ИГИЛ?», «Пособники террористов будут наказаны!». Добавим, что в Москве вчера также закидали камнями и яйцами турецкое посольство.

В Татарстане практически никаких подобных инцедентов не было. Разве что в Казани вчера был задержан организатор пикета у консульства Турции — председатель общества русской культуры РТ Михаил Щеглов — на основании того, что он якобы был нетрезв. Вместо задержанного организатора акцию проводил Марс Залялетдинов, представившийся майором, пенсионером МВД. Кроме того, директор «Рубина» Ильгиз Фахриев заявил, что, возможно, команда по рекомендации РФС откажется от зимних сборов в Турции, как и другие российские команды.

83124.jpg
Пикет у консульства Турции в Казани

«НАЧИНАЕТСЯ МРАЧНЫЙ ПЕРИОД В ТУРЕЦКО-РОССИЙСКИХ ОТНОШЕНИЯХ...»

Турецкие пользователи социальной сети Twitter продолжают активно обсуждать произошедший инцидент. «Стали известны некоторые подробности. Самолет приближался к турецкой границе, в течение 5 минут его предупредили 10 раз. Воздушное пространство Турции было нарушено на 17 секунд. Ударили на поражение», — пишет пользователь под ником @turgayogur. В ответ на вопрос подписчика: «С какой же скоростью он тогда летел? Где он должен был быть пять минут назад?» — автор микроблога иронично ответил: «Я гуманитарий, мистер! Конечно, он должен был быть уже в Дамаске».

111.jpg

Другой пользователь @demir35 написал: «Я не понимаю, как самолет, который нарушал воздушное пространство 17 секунд, могли предупреждать в течение 5 минут?» В то же время ряд пользователей поддерживают действия ВВС своей страны, так как полагают, что российский самолет пересек воздушное пространство Турции. «Ни одна страна мира не позволит нарушать свое воздушное пространство. Россия искусственно пытается разжечь кризис, и она не найдет понимания в мире. Разве Турция не предупреждала Россию, что, если граница будет нарушена еще раз, она сделает все необходимое? Разве Россия не обещала, что этого больше не повторится?» — написал @bahadiracikel.

Многие пользователи из Турции выложили на своих страничках слова Путина о том, что в Турцию идет большой поток нефти с захваченных «Исламским государством» (террористическая группировка, деятельность которой запрещена в ряде стран, в том числе в России прим. ред.) территорий Сирии. «Начинается мрачный период в турецко-российских отношениях», — прокомментировал один из пользователей слова Путина. Пользователь @ercangun1 написал: «Кризис очень глубокий... Заявления Путина крайне неприятные...»

После инцидента президент Турции Реджеп Эрдоган вынужден мириться не только с последствиями разрыва отношений с Россией — глава страны уже настроил против себя и без того беспокойных курдов. Заместитель председателя прокурдской Партии демократии народов Идрис Балукен уже заявил, что атака ВВС Турции была заранее спланированной акцией.

Эту версию поддерживает и ряд арабских СМИ, ссылаясь на свои источники. Более того, согласно их версии, Эрдоган, перед тем как принять решение об уничтожении российского самолета, заручился поддержкой по этому вопросу у президента США Барака Обамы. Якобы этот разговор состоялся на саммите G20 две недели назад. Сегодня в Москву после встречи с Обамой прибыл президент Франции Франсуа Олланд, от визита которого во многом будет зависеть судьба отношений России и Запада в борьбе с ИГ в Сирии. Глава МИД России Сергей Лавров отметил: «Инцидент с самолетом будет затруднять, но, на мой взгляд, это не должно снимать возможность коалиции».

Тем временем сегодня стало известно, что в Кремле решили отменить саммит Россия — Турция, который должен был состояться 15 декабря в Санкт-Петербурге. Выходит, что Эрдоган (который, как было заявлено, мог в рамках своего визита приехать и в Казань) в Россию не приедет вообще.