Илдус Нафиков подтвердил, что следственное управление МВД по РТ возбудило уголовное дело по заявлению кредиторов «Центра микрофинансирования»
Илдус Нафиков подтвердил, что следственное управление МВД по РТ возбудило уголовное дело по заявлению кредиторов центра микрофинансирования

«ПОКА ДЕЛО ВОЗБУЖДЕНО В ОТНОШЕНИИ НЕУСТАНОВЛЕННЫХ ЛИЦ»

Как стало известно «БИЗНЕС Online», после многочисленных неудачных попыток перевести спор о возврате долгов из арбитражной в уголовную плоскость вкладчикам микрофинансовых компаний, входящих в империю Павла Сигала, удалось это сделать.

Эту информацию «БИЗНЕС Online» подтвердил прокурор РТ Илдус Нафиков. По его словам, 13 ноября главным следственным управлением (ГСУ) МВД по РТ было возбуждено уголовное дело по заявлению группы из 43 кредиторов ООО «УК «Центр микрофинансирования-Инвест» (УК «Инвест», 66,66% принадлежит Сигалу, 33,34% — Галине Сизовой) по признакам хищения средств. Нафиков сообщил, что сейчас в рамках возбужденного дела проводятся опросы потерпевших. «Пока дело возбуждено в отношении неустановленных лиц, но с этим этапом не надо затягивать, — считает прокурор РТ. — Понятно же, что все эти лица работали под Сигалом».

По какой статье возбуждено дело, он не уточнил, но, возможно, речь идет о ч. 4 ст. 159 УК РФ, которая предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до 10 лет. Речь в деле идет об относительно небольшой сумме — порядка 1,3 млн. рублей. Но и этого достаточно, чтобы инкриминируемое хищение квалифицировалось как особо крупное. Кроме того, не исключено, что возбужденное дело — только первая ласточка.

«Поскольку выяснилось, что кроме УК «Инвест» есть еще несколько аналогичных организаций, где также имеются пострадавшие, я дал указание проанализировать все отказные материалы, которые были по Сигалу, и собрать их в одном месте, чтобы оценить ситуацию под более широким углом, в совокупности», — рассказал Нафиков.

Еще год назад конкурсный управляющий ООО «УК «Центр Микрофинансирования-Инвест» подал иск к бывшему директору компании Галине Сизовой о возврате почти 1,165 млрд. рублей
Еще год назад конкурсный управляющий ООО «УК «Центр микрофинансирования-Инвест» подал иск в отношении бывшего директора компании Галины Сизовой о возврате почти 1,165 млрд. рублей

«НАКОНЕЦ-ТО НА НАС ОБРАТИЛИ ВНИМАНИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ»

Напомним, что в ноябре 2014 года Арбитражный суд РТ признал ООО «УК «Центр микрофинансирования-Инвест» банкротом и открыл в отношении него конкурсное производство. Конкурсный управляющий подал иск в отношении бывшего директора компании Сизовой о возврате почти 1,165 млрд. рублей, которые она получила в период с 31 декабря 2012 года по 18 ноября 2013 года по расходным кассовым ордерам на пополнение оборотных средств и якобы присвоила. По крайней мере, приходных кассовых ордеров о возврате взятых сумм в отчетности компании найдено не было.

Пока конкурсный управляющий старается вернуть средства у Сизовой, вкладчики регулярно требуют принятия обеспечительных мер к другим активам учредителей УК «Инвест», в том числе ареста на принадлежащие им акции ЗАО «Автоградбанк». Но суды последовательно им в этом отказывают.

Поэтому, как сообщила «БИЗНЕС Online» представитель группы вкладчиков УК «Инвест» Ольга Карцева, известие о возбуждении уголовного дела кредиторы восприняли с воодушевлением. «Наконец-то на нас обратили внимание правоохранительные органы!» — обрадовалась она.

По словам Карцевой, частные вкладчики недовольны тем, как ведется банкротство. Они подозревают Сигала и Сизову в том, что те прячут активы, которых, по их мнению, достаточно, чтобы расплатиться по долгам кредиторов. Всего, по ее словам, только по УК «Инвест» более 500 потерпевших, кредиторская задолженность — около 600 млн. рублей. Впрочем, около половины из задолженности приходится на структуры самого Сигала.

«ЕГО ЛОГИКА НА ВСТРЕЧАХ С ВКЛАДЧИКАМИ НАПОМИНАЕТ ЛИХИЕ 90-Е»

Новый поворот воодушевил и инициативную группу из Альметьевска, которая представляет интересы вкладчиков другой микрофинансовой компании Сигала — ООО «Управляющая компания «Центр микрофинансирования» (УКМЦ). Она также была признана банкротом в декабре 2014 года. Здесь речь идет о намного более серьезных суммах долгов — порядка 4,2 млрд. рублей. Впрочем, как и в УК «Инвест», большая часть задолженности УКМЦ приходится на микрофинансовые компании самого Сигала, что позволяет ему контролировать процесс банкротства.

Представитель альметьевской инициативной группы Артур Миллер сообщил «БИЗНЕС Online», что они тоже неоднократно пытались возбудить уголовные дела в отношении президента УКЦМ Сигала и бывшего директора Сизовой, писали письма во все инстанции, но им везде отказывали. Они тоже считают, что банкротство компании было организовано в интересах учредителей, которые таким образом пытаются узаконить похищение средств вкладчиков и уйти от ответственности по их возврату. Большая часть претензий вкладчиков касается деятельности арбитражных управляющих, которых они считают «креатурами Сигала». Якобы они ничего не делают для возврата выведенных денег, а если и делают, то формально.

Многие вкладчики уверены, что банкротство компании было организовано в интересах учредителей, которые таким образом пытают узаконить похищение средств и уйти от ответственности по их возврату
Многие вкладчики уверены, что банкротство компании было организовано в интересах учредителей, которые таким образом пытают узаконить похищение средств и уйти от ответственности по их возврату

Напомним, весной 2015 года Сигал озвучил свое предложение вкладчикам микрофинасовых компаний. «Сейчас вернуть деньги невозможно, но можно собрать остатки холдинга в единую компанию, и я предлагаю всем вкладчикам стать акционерами этой компании вместе со мной. Причем я там нужен скорее как знамя, потому что просто собрать компанию бессмысленно, если мы туда не привлечем дополнительных инвестиций и не начнем заново развивать бизнес. Но просто так под эту компанию денег никто не даст. Я эту модель подробно разработал и предложил вкладчикам. Часть из них уже согласились на мое предложение, часть — не согласились. Остальные думают, еще не ответили. Идет кропотливая, плановая работа, которой мешают 10 - 20 «крикунов» и какое-то количество людей, ими обманутых», — говорил Сигал в интервью «БИЗНЕС Online». Сейчас, по его данным, уже свыше 900 инвесторов из около 1100 согласились войти в новую программу, позволяющую вернуть вложенные инвестиции.

Но «крикуны», как получается, действительно не удовлетворены: «Его логика на встречах с вкладчиками напоминает лихие 90-е — вы сами принесли деньги, сами в этом и виноваты, а я предлагаю решить проблемы. Но опять решение проблемы невозврата средств он возлагает на вкладчиков, — отметил Миллер. — При этом у нас есть документы, что Сигал через другие фирмы контролирует имущество, средств от которого вполне достаточно для расчетов с вкладчиками. Да и просто возврат выведенных из УКЦМ учредителями средств позволит полностью рассчитаться с вкладчиками».

Павел Сигал прямо обвиняет в крахе бизнеса и проблемах вкладчиков МВД РФ
Павел Сигал прямо обвиняет в крахе бизнеса и проблемах вкладчиков МВД РФ

ПАВЕЛ СИГАЛ: «ИНВЕСТОРАМ ДАВНО ПОРА УЗНАТЬ, КТО ВИНОВАТ»

Сизова узнала о возбуждении уголовного дела от «БИЗНЕС Online» и сильно удивилась этой информации. По ее мнению, для этого нет никаких оснований, так как идет процедура банкротства. «Написать иск может любой, и прокуратура обязана на это как-то отреагировать, проверить. Но результат будет тот же самый. Знаете, что мне сказала одна дама? Ей денег не надо, для нее главное, чтобы нас с Сигалом посадили. Но на самом деле тем, кто написал иски в прокуратуру, хочется, чтобы сейчас был 2013 год, чтобы наши микрофинансовые организации работали, как и раньше, принося им хорошую прибыль. Но ведь это невозможно. И не по нашей вине», — рассказала бывший директор компании ООО «УК «Центр микрофинансирования-Инвест», добавив, что ей очень жаль, что так случилось, и она понимает состояние инвесторов. «Мы прилагаем все возможное, чтобы как-то поправить ситуацию», — подчеркнула Сизова.

Сам Сигал, находясь за пределами Казани, пообещал подробно и с документами на руках прокомментировать претензии, связанные с процессом банкротства, позже, а относительно возбуждения дела высказался наступательно: «Мы даже рады, что прокурор РТ инициировал новое расследование. Инвесторам давно пора узнать, кто виноват в разорении процветающей компании и в том, что они не могут получить свои деньги. Только надо было возбуждать дело по очень редкой в России статье 169 УК РФ («Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности»). Я надеюсь, что это у прокуратуры РТ получится», — прокомментировал «БИЗНЕС Online» информацию о новом уголовном деле Сигал. Он напомнил, что в течение 12 лет созданная им сеть микрофинансовых организаций исправно платила своим инвесторам немалые суммы. К концу 2013 года оборот компании составлял 1,5 млрд. рублей в месяц, она занимала 20% российского рынка микрокредитования.

В своем комментарии «БИЗНЕС Online» он прямо обвиняет в крахе бизнеса и проблемах вкладчиков МВД РФ. Первый наезд на компанию, по его словам, произошел еще в декабре 2011 года, когда в городе Грязи (Липецкая область) было возбуждено дело о хищениях на относительно небольшую сумму 400 тыс. рублей. «Сразу же после этого группа сотрудников главного управления по экономической безопасности и противодействию коррупции (ГУЭБиПК) МВД РФ вместе с вооруженными автоматами омоновцами ворвалась в центральный офис компании и изъяла все документы и компьютеры. Время было выбрано неслучайно — я в тот момент находился в составе правительственной делегации в ЮАР, мне пришлось срочно возвращаться в Казань. На какое-то время компания оказалась парализованной, однако ни на один день выплаты инвесторам тогда не прекращались. Видя, что эффект не достигнут, пресс-служба ГУЭБиПК стала публиковать в СМИ информацию, что разоблачена грандиозная преступная группа, действующая в Казани, в надежде на панику среди наших инвесторов. Нам пришлось подать иск в Арбитражный суд в отношении МВД РФ. Мы выиграли процесс и вынудили правоохранителей снять порочащую нас информацию с сайтов», — рассказал Сигал, подчеркнув, что события конца 2013 года — это месть за неудачу 2011 года, новая попытка захватить компанию.

Напомним, 18 ноября 2013 года все руководство компании — почти 20 человек — было арестовано. Им было предъявлено обвинение в махинации с материнским капиталом на сумму 10,5 млрд. рублей, о чем с помпой заявили по телевидению на всю страну. Однако уже через два дня сумма претензий уменьшилась до 28 млн. рублей, то есть в 330 раз. Через полгода в деле осталось 3 млн. рублей, были убраны упоминания о материнском капитале, а говорилось лишь о неправильно начисленных процентах. К лету 2014 года фигурировало всего лишь 1,5 млн. рублей, а в октябре дело вообще прекратили по истечению срока давности.

«А теперь я должен оправдываться за то, что, пока был под стражей, моя компания была разгромлена! Я работаю день и ночь над тем, чтобы восстановить ее, и должен постоянно доказывать свою невиновность», — восклицает он.

Сигал напомнил, что с первого дня против его ареста и возбуждения уголовного дела выступало не только все бизнес-сообщество России, но и генеральная прокуратура РФ. Одним из косвенных результатов в начале 2014 года стали аресты среди высокопоставленных сотрудников ГУЭБиПК МВД РФ. 5 бывших сотрудников уже получили сроки, а 20 генералам и полковникам, в том числе и экс-начальнику управления Денису Сугробову, сейчас предъявлены обвинения по трем статьям УК РФ — об организации преступного сообщества, превышении должностных полномочий и провокации взятки. Среди 86 эпизодов обвинения фигурирует и дело Сигала.

«Хочется надеяться, что прокуратура РТ продолжит линию генпрокуратуры РФ на выявление истины и осуждение тех лиц, кто разгромил компанию, в результате чего пострадали тысячи людей, сотни людей остались без работы, а государство лишилось сотен миллионов рублей налогов», — резюмирует Сигал.

«БИЗНЕС Online» попросил прокомментировать это предложение прокуратуру РТ. «Конечно, мы запросим те материалы и дадим им свою оценку. Следствие будет обращать внимание на все обстоятельства дела. Если Сигал действительно не виноват, это уже другой вопрос. Сейчас я не могу комментировать решение коллег из Москвы, я не знаю материалов того дела», — отреагировал Нафиков, отметив, что следил за событиями двухлетней давности как рядовой читатель — по материалам СМИ.