Слева направо: Шамиль Гафаров, Рафкат Кантюков, Павел Завальный и Михаил Лихачев
Депутаты и чиновники знакомились со стратегией развития сети газовых заправок для Татарстана (слева направо: Шамиль Гафаров, Рафкат Кантюков, Павел Завальный и Михаил Лихачев)

2,25 МЛРД. РУБЛЕЙ — НА СТАНЦИИ, 3 МЛРД. — НА ЗАВОД СПГ В ЧИСТОПОЛЕ

Сегодня «газовый десант» высадился в Зеленодольске в преддверии завтрашнего выездного заседания комитета Госдумы РФ по энергетике, которое пройдет в Казани. На стройплощадке автомобильной газонаполнительной компрессорной станции (АГНКС) депутаты и чиновники знакомились со стратегией развития сети газовых заправок для Татарстана. Состав оказался представительным: депутатам во главе с председателем профильного комитета Павлом Завальным экскурсию проводил лично гендиректор ООО «Газпром газомоторное топливо» Михаил Лихачев, а власти республики представлял вице-премьер Шамиль Гафаров. Станция строится рядом с Зеленодольским ПАТП, что весьма удобно для газовых автобусов. Параллельно на стройплощадке прошла пресс-конференция.

Сегодня в РТ ведется строительство 3 новых станций, сообщил Лихачев в ответ на вопрос «БИЗНЕС Online». В целом до 2018 года компания планирует построить 15 новых АГНКС и реконструировать 10 старых, выкупленных у компании «Газпром трансгаз Казань». Также планируется установка 20 блоков для реализации компримированного газа. «Это не такие АГНКС, на которой мы присутствуем, — оговорился Лихачев. — Это более простое решение, но, соответственно, менее мощное. Кроме того, планируется 13 станций сделать по сжиженному газу, но, естественно, после строительства комплекса по сжижению газа в Чистополе». По данным компании, 2 АГНКС откроются в Зеленодольске и Нижнекамске в 2015 году. Еще 8 станций откроются в 2016 году в Бугульме, Лениногорске, поселке городского типа Алексеевском, Азнакаево, Елабуге, Набережных Челнах и Казани. В 2017 году 1 АГНКС появится в Альметьевске, а в 2018 году еще 4 станции построят в Казани.

В среднем одна АГНКС, по словам гендиректора «Газпром газомоторное топливо», стоит около 150 млн. рублей. Получается, что на строительство 15 станций потребуется как минимум 2,25 млрд. рублей. Что касается объема вложений в строительство комплекса по сжижению газа в индустриальном парке Чистополя, то предварительная стоимость проекта, по словам Лихачева, составляет около 3 млрд. рублей. «Сейчас ведутся проектные работы, идет обоснование инвестиций», — сообщил спикер.

Михаил Лихачев
Экскурсию проводил лично гендиректор ООО «Газпром газомоторное топливо» Михаил Лихачев

Лихачев рассказал, что в качестве потребителей уже выступили два крупных республиканских предприятия. Так, соглашение о переводе техники, которая работает на внутреннем производстве предприятия, подписано с челнинским КАМАЗом. По данным гендиректора ООО «Газпром газомоторное топливо», к 2018 году КАМАЗ планировал перевести на сжиженный природный газ около 140 автомобилей. Аналогичный договор был подписан «Ак Барс Холдингом» и большим количеством частных компаний.

Во время брифинга у Лихачева поинтересовались, когда хотя бы одна из федеральных трасс России будет полностью оснащена АГНКС, на что он ответил: «Идеологически мы сейчас ищем клиентов по большому счету. По-хорошему, если мы сможем найти ключевого клиента, который будет много ездить по одному и тому же маршруту, это можно будет сделать. Это в любом случае капитальные затраты. Просто так построить и потом бегать искать клиента по рынку достаточно сложно. Мы в части нашей политики отталкиваемся именно от клиента, активно работаем с ним. Не надо забывать, что техника, которая использует газ, подороже дизельной и бензиновой».

В среднем одна АГНКС стоит около 150 млн. рублей

«В ЕВРОПЕ АГНКС НА УГЛУ ДОМОВ СТРОЯТСЯ, НИКАКИХ ПРОБЛЕМ НЕТ»

Если со сжатым газом все более-менее понятно, то развитию сети заправок, работающих с использованием сжиженного газа, пока препятствует законодательство. Один вид топлива от другого отличается лишь формой и способами хранения. Сжиженный газ хранится при минус 163 градусах (и нужны криоемкости), а сжатый — хранится при давлении 200 атмосфер. В одном и том же объеме сжиженного газа умещается в три раза больше, чем компримированного, пояснил детали Лихачев.

«Если у нас по компримированному газу достаточно много выпущено нормативно-правовых актов, то по сжиженному газу (метану) законодательство пока еще в зачаточном состоянии», — объяснил Лихачев. Слова гендиректора ООО «Газпром газомоторное топливо» тут же дополнил Завальный: «Самое большое ограничение сейчас — это вопрос размещения АГНКС. К сожалению, АГНКС относятся к категории взрывопожароопасных объектов, их размещение в городской черте проблематично. В первом чтении принят законопроект, который мы доработаем ко второму чтению. Эти нормы должны поменяться, потому что сегодня с точки зрения достижений техники и по вопросу безопасности эксплуатации это такой же объект, как обычная заправочная станция. Нормативная база устарела, ее надо менять. Менять требования безопасности, чтобы можно было размещать АГНКС в черте города», — заявил Завальный. Депутат также добавил, что в Европе АГНКС на углу домов строятся, никаких проблем нет.

Строительство заправок на сжиженном газе планируется начать с Набережных Челнов, так как договоренность в первую очередь была с КАМАЗом. Но это возможно только после строительства комплекса по сжижению газа в индустриальном парке Чистополя. «Есть разные технологии — можно и на АГНКС поставить небольшой блок по сжижению, который будет производить в районе 400 - 500 килограммов в час, чего для начала будет достаточно. И не такие большие капитальные вложения нужно будет делать. Да, себестоимость будет повыше, но технологии есть такие».

В ближайшие 5 лет в Татарстане на газ должны быть переведены порядка 30 тыс. автомобилей

КАК ЕВРОПА ПРИВЕЛА «ГАЗПРОМ» В ТАТАРСТАН

Напомним, соглашение между правительством Татарстана, ОАО «Газпром» и ООО «Газпром газомоторное топливо» о расширении использования природного газа в качестве моторного топлива было подписано в июне 2013 года. Татарстан стал пилотным регионом по внедрению расширенного использования сжиженного природного газа.

Прийти в Татарстан, да и в принципе заняться развитием внутреннего рынка газомоторного топлива в стране «Газпром» вынудила ситуация со снижением экспортных поставок газа в Европу. Об этом два года назад президенту Татарстана Рустаму Минниханову рассказал Виктор Зубков — экс-глава ООО «Газпром газомоторное топливо», а ныне — специальный представитель президента РФ по взаимодействию с форумом стран — экспортеров газа. При этом Зубков отметил, что рынок потребления газа в Америке, Азии и на Ближнем Востоке растет за счет увеличения объема автомобилей на газомоторном топливе. Он сообщил, что «Газпром» намерен развивать это направление и в России, для чего и решил консолидировать соответствующие профильные активы в ООО «Газпром газомоторное топливо».

Тогда же стало известно, что компания начала вести активную работу по совершенствованию законодательной базы и нормативных правовых актов РФ, способствующих развитию отечественного рынка газового моторного топлива. В августе 2012 года начала работу первая АГНКС в Республике Алтай, в декабре открылись станции в Санкт-Петербурге, Самарской и Курганской областях. В рамках программы газификации регионов РФ в 2013 году компания планировала построить 17 АГНКС в 10 регионах России, в том числе и в Татарстане. Финансовые средства на реализацию инвестиционных проектов строительства АГНКС были предусмотрены в программе газификации регионов РФ и должны были в 2013 году составить 1 млрд. рублей. Впрочем, уже тогда Зубков признался «БИЗНЕС Online», что, скорее всего, вложения «Газпрома» превысят 1 млрд. рублей. «Видимо, надо будет намного больше средств вкладывать в развитие рынка газомоторного топлива», — отметил он.

Минниханов на той встрече заявил, что в ближайшие 5 лет в Татарстане на газ должны быть переведены порядка 30 тыс. автомобилей. Отметим, что только в 2015 году Татарстан должен был закупить 338 единиц спецтехники — о такой заявке на получение субсидий со стороны республики в июне сообщал минпромторг РФ. Отметим, что это самая большая цифра по стране. Например, Башкортостан попросил субсидий на 200 единиц, Крым — на 160. В результате Татарстан и получил больше всех — 554 млн. рублей.

Павел Завальный (справа)
Павел Завальный (справа) отметил, что переговоры по «Турецкому потоку» не были заморожены из-за происшествия с российским бомбардировщиком, так как в Турции до сих пор не сформировано правительство

«ВОПРОС О ПЕРЕКРЫТИИ ПОСТАВОК ГАЗА В ТУРЦИЮ НЕ СТОИТ»

Во время пресс-конференции журналистами был затронут и вопрос «на злобу дня» — о мерах, которые могут быть приняты российскими властями из-за сбитого турецкими ВВС российского бомбардировщика Су-24М. Отвечая на него, глава комитета Госдумы по энергетике сообщил, что вопрос о перекрытии поставок газа в Турцию не стоит. Сначала нужно разобраться, был ли это инцидент или провокация, заявил Завальный. «Нет, так вопрос еще не стоит. Вообще, Турция очень зависима от российского газа. Общий объем потребления — порядка 40 миллиардов (кубометровприм. авт.), из них 26 миллиардов она получает из России. Это 60 процентов общего потребления газа. Надо разделять вещи», — сообщил депутат.

Завальный также отметил, что переговоры по «Турецкому потоку» не были заморожены из-за происшествия с российским бомбардировщиком, так как в Турции до сих пор не сформировано правительство. «Там парламентская республика, до сих пор не сформировано правительство, оно только формируется. Соглашение, которое должно быть подписано по «Турецкому потоку», межправительственное. И пока не сформировано правительство, не с кем обсуждать условия», — сказал Завальный, добавив, что с российской стороны соглашение уже подготовлено.

По словам депутата, ожидается, что формирование правительства Турции будет закончено в начале декабря, после подписания соглашения можно будет перейти к активной фазе «Турецкого потока».

Государство обязуется продвигать технику, работающую на газе, с помощью субсидирования

НА ГАЗЕ — В ДВА РАЗА ДЕШЕВЛЕ

Пресс-секретарь ОАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев подтвердил «БИЗНЕС Online», что техника предприятия будет переведена на газ полностью, но затруднился ответить, сколько переведено на данный момент. «Часть техники уже работает, часть — в перспективе будет переводиться», — сказал он. По словам Афанасьева, при существующих ценах на дизельное топливо, безусловно, гораздо выгоднее эксплуатировать технику на газе. Техника, работающая на газомоторном топливе, немного дороже с точки зрения стоимости и обслуживания. «Но если перевести в условные единицы, то все равно в два раза дешевле получается газ. Конечно, это существенная экономия, и сейчас, в условиях, когда ведем очень жесткую борьбу с издержками и затратами, мы такие энергоэффективные решения будем продвигать и дальше», — сказал Афанасьев.

Пресс-секретарь КАМАЗа рассказал, что по соглашению ООО «Газпром газомоторное топливо» берет на себя обязательство развития заправочных станций для газомоторной техники, а КАМАЗ взял обязательство создания этой техники и развития производства у себя. Государство при этом обязуется продвигать технику, работающую на газе, с помощью субсидирования.

Отдельное производство техники на газомоторном топливе было открыто на КАМАЗе в апреле 2015 года. В создание нового цеха было вложено 400 млн. рублей. «Грубо говоря, рынок создается государством, мы создаем продукт, а «Газпром газомоторное топливо» создает, так скажем, инфраструктуру этого рынка. Как раз тогда было заявлено, что «Газпром» перейдет на газомоторную технику, мы сказали, что свои технологические грузовики будем переводить на газомоторное топливо», — рассказал Афанасьев.