Сергей Иванов (справа) 17 ноября пребывал в Объединенных Арабских Эмиратах с презентацией действующих и будущих туристических зон Татарстана
Сергей Иванов (справа) 17 ноября пребывал в Объединенных Арабских Эмиратах с презентацией действующих и будущих туристических зон Татарстана

КАТАСТРОФИЧЕСКОЕ СЖАТИЕ РЫНКА

Финансовая поддержка туристической отрасли — экстренная мера, которая понадобилась в связи с возникшей из-за закрытия рейсов в Египет угрозой череды банкротств крупных туроператоров. Ранее президент ассоциации туристических операторов России (АТОР) Майя Ломидзе констатировала, что уже к середине ноября убытки туроператоров от запрета поездок в Египет составили около 3 млрд. рублей, а через два-три месяца, с учетом проплаченных по февраль включительно путевок, потери можно будет оценить более чем в 13 млрд. рублей. По самым мрачным прогнозам АТОР, в этом году с туристического рынка может уйти каждая третья из действующих 1380 компаний.

Дело в том, что рынок выездного туризма, оборот которого в 2013 году составлял 235,6 млрд. рублей, пережил сильное сжатие ввиду череды банкротств туроператоров в 2014 году, когда почти треть россиян стали самостоятельно бронировать авиабилеты за рубеж и гостиницы. Второй удар связан с девальвацией рубля: по данным Ростуризма, число компаний в отрасли к апрелю этого года сократилось в 2,5 раза. Третьим ударом стал уход с рынка авиакомпании «Трансаэро», благодаря которому ранее туроператоры могли предлагать дешевые авиаперелеты (у забравшего рейсы этого авиаперевозчика «Аэрофлота» они подорожали в среднем на 20 - 30%). Наконец, в связи с крушением российского лайнера в Египте и закрытием этой страны для туристов из 3,2 млн. россиян, которые планировали зимний отдых за границей, 1,4 млн. уже отказались от поездки ввиду ее дороговизны. Закрытие Египта было особенно болезненным для туротрасли, поскольку именно это направление было самым популярным у россиян в этом году — до 30% всех заграничных поездок на отдых.

ТУРИСТЫ В СУДЫ НЕ СПЕШАТ

Вице-премьер России Аркадий Дворкович не раз собирал экстренные совещания с участниками туристического рынка и высказывал вероятность выделения помощи туротрасли. Однако, по словам вице-премьера, речь о прямой помощи компаниям не идет, а господдержку туриндустрии «следует привязать к внутреннему туризму». Поэтому для участников рынка стало неожиданностью выделение из бюджета дополнительно 1,5 млрд. рублей (эта сумма равна документально обоснованным убыткам туроператоров) с неопределенной формулировкой их назначения.

«Для нас это стало неожиданностью, поскольку на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича по решению текущих проблем отрасли в связи с Египтом об этом речь не шла, — пояснил «БИЗНЕС Online» совладелец федерального туроператора «Натали Турс» Владимир Воробьев. — Мы сейчас пытаемся понять, что это за деньги и как они будут распределены. Нас просили объявить свои убытки, мы вице-премьеру озвучили — около 95 миллионов рублей только у нашей компании прямых потерь в связи с невозвратом брони отелями и авиакомпаниями. Но никто не обещал пока прямых компенсаций».

Как известно, на совещании у вице-премьера туроператорам удалось договориться с представителями авиакомпаний не взимать штрафы за отмененные чартерные рейсы, а «заморозить» бронь на неопределенное время, что и позволяет сейчас избегать сокрушительных потерь. Египетские рантье далеко не все соглашаются на схему отложенных платежей, что и генерирует основные убытки. Однако при этом генеральный директор другого крупнейшего организатора заграничного отдыха «Пегас-туристик» Анна Подгорная заверила «БИЗНЕС Online», что никаких ожиданий по поводу компенсаций у нее нет. Убытки от части сорванных рейсов лягут на них и турагентства, но масштабы потерь могли быть несравнимо больше, если бы среди клиентов начался нездоровый ажиотаж, которого, впрочем, не наблюдается.

«Пока мы не отмечаем, чтобы кто-то пошел в суд требовать денег, и в том числе татарстанским агентствам мы предложили переоформлять в течение года туры на Египет на другие направления, — пояснила Подгорная. — Люди большей частью соглашаются. Мы в этом более мобильны, поскольку у нас свои две авиакомпании в управлении и нам легче быстро перерегистрировать рейсы, первым делом на Турцию. Но другим может прийтись трудно».

Руководитель альянса туристических агентств (продают туры, организованные операторами) России Андрей Гаврилов сообщил «БИЗНЕС Online», что обращений в суд по возврату денег, которые могут детонировать массовые банкротства на рынке, он не наблюдает. «Большинство туристов согласились обменять египетский тур на другой или отложить поездку, сохранив за собой бронь», — свидетельствует Гаврилов.

Опрошенные «БИЗНЕС Online» татарстанские турагенты пока не паникуют: клиенты не требуют массового возврата денег, и многие соглашаются на альтернативные направления. По данным Госкомитета по туризму РТ, в Египте на момент его закрытия 6 ноября оставалось 2,4 тыс. татарстанских туристов. Сводных данных по объему проданных туда путевок нет, но, по оценкам участников рынка, провести отдых зимой в Египте планировали не более тысячи жителей республики. Причем большинство из тех, кто планировал туда выехать после 6 ноября, удалось уговорить согласиться на альтернативные направления. Например, тот же туроператор «Пегас тур» уже «пересадил» всех татарстанских туристов на рейсы в Турцию, а сейчас открывает направление на Израиль, правительство которого вскоре после закрытия полетов из России в Египет решило воспользоваться ситуацией и предложило компенсацию по 45 евро за авиабилет каждого российского туриста. По словам гендиректора турфирмы «Талари» Лады Сергеевой, «Пегас-туристик» удалось сделать путевки в Турцию даже дешевле египетских (обычно у всех дороже). Впрочем, генеральный директор «Терра инкогнито» Эльвира Маркова посетовала «БИЗНЕС Online» на то, что федеральный оператор «Апэкс-тур» не спешит предлагать альтернативные направления вместо Египта.

«В итоге у нас зависла бронь на январь, а все другие направления стоят дороже. Тот же Вьетнам обойдется уже не в 80 тысяч на двоих, а от 120 и выше. Так что если операторам и компенсируют их потери и они смогут заместить все проданные нами путевки, мы все равно столкнемся с оттоком клиентов, которые вовсе откажутся от зарубежного отпуска ввиду его дороговизны».

«ТЕМУ ПОПРОСТУ «ЗАМНУТ», КОГДА ВСЕ УСПОКОИТСЯ»

Вскоре после трагедии в Египте президент Владимир Путин, как известно, поручил правительству создать координационный совет по развитию туризма. После этого премьер Дмитрий Медведев собрал антикризисный штаб, где впервые и было решено зарезервировать не менее 1 млрд. рублей на поддержку туротрасли. Как видно, потом решили дать больше, но без определенности — кому и на что. Не исключено, что в самом правительстве пока нет понимания, что с этими средствами делать, а с представителями туриндустрии до сих пор никто не советовался по этому поводу. Как сообщил «БИЗНЕС Online» источник в Ростуризме, «пока координационный совет занят возвращением туристов и мониторингом состояния крупных компаний отрасли, а в следующем году займется уже проблемами туризма вообще». Это «вообще» как раз и настораживает участников рынка.

«Мы будем в ближайшие дни выяснять, как правительство намерено поддержать туризм этими 1,5 миллиардами рублей, очень странно, что с экспертным сообществом никто еще не советовался, — поделился с «БИЗНЕС Online» председатель отраслевого отделения по туризму «Деловой России» Алексей Парфиненок. — Одно дело, если их направят, например, на субсидирование авиаперелетов и гостиниц для внутреннего туризма, хотя бы пострадавшим туроператорам. Другое дело, если эту тему попросту «замнут», когда все успокоится, и забудут».

Между тем внутренний туризм мог бы стать одним из драйверов роста для страдающей от частичной изоляции экономики России. Но если кратко, то «диагноз» тут неутешительный: отдыхать особо негде, а там, где есть, дорого.

«Мы специализируемся на внутреннем туризме и уже не первый день ломаем голову, как можно «привязать» компенсации к этому рынку, — говорит заместитель генерального директора туроператора «Алеан» Дмитрий Попов. — Моей фантазии не хватает, что здесь может предложить правительство, поскольку наиболее популярные зимние направления, такие как Красная Поляна в Адлере или Великий Устюг, или города Золотого Кольца, уже переполнены: номерного фонда не хватает. По идее, помощь может быть только в содействии строительству новых курортов или организации круизных маршрутов, но это среднесрочная перспектива в лучшем случае».

По мнению многих участников рынка, до сих пор системная поддержка внутреннего туризма чаще всего выражалась в демонстрации нарядных проектов, под которые трудно найти инвесторов. И 1,5 млрд. дополнительных вливаний в инфраструктуру наиболее коммерчески обоснованных проектов пришлись бы сейчас кстати. Тем более что проработанных перспективных проектов мало. В числе таковых справедливо можно назвать пусть не бесспорный, но вполне просчитанный татарстанский комплекс кластеров внутреннего туризма «Пять ветров» («Нариман», «Великий Болгар», «Рыбная слобода» и «Камское устье») общей стоимостью 2 млрд. рублей. Государство готово выделить на него 30% средств на строительство коммунальной инфраструктуры, а потенциальным инвесторам предлагается осваивать с десяток видов бизнеса с вложениями от 12 млн. рублей.

Генеральный директор ООО «Волжские путешествия» Вячеслав Самолин полагает, что для развития внутреннего туризма сейчас самое время: сразу после девальвации рубля многие организаторы круизов, например, ощутили приток клиентов, в том числе иностранцев, для которых отдых в России фактически подешевел вдвое. Это еще один аргумент к прежним подсчетам Госкомитета по туризму РТ, который ожидает к 2018 году притока туристов в 3,8 млн. человек, а объем платных туристских услуг — 15,4 млрд. рублей.

«Проблема в том, что нет системы управления въездным туризмом, которая предполагала бы развитие инфраструктуры и проработку туристических программ, — говорит Самолин. — У нас, например, в Татарстане, да и вообще в стране, не осталось новых теплоходов, большинство требует капремонта или списания. У нас не хватает номерного фонда нормального, вот чем нам заманивать к себе туристов? У нас даже на новогодние праздники не организуют специальных программ для иностранцев и много другого не делают, что есть в развитых туристических странах. Поэтому дело не в выделенных единовременно миллиардах, а в системном подходе».

«БУДЕТ ПРОБЛЕМА, ЕСЛИ АРАБЫ ПРИЕДУТ С ГАРЕМОМ»

К слову, руководитель республиканского Госкомитета по туризму Сергей Иванов 17 ноября пребывал в Объединенных Арабских Эмиратах с презентацией действующих и будущих туристических зон Татарстана. Пока не известно, подыскивал ли он там «жирного шейха» для инвестиций в «Пять ветров» или просто присматривался к рынку в 6 млн. человек, ежегодно выезжающих на отдых по всему миру. Но Иванов уже пообщался в ОАО с генеральным консулом Российской Федерации Гоа Буачидзе и встретился с ведущими туроператорами зажиточной и привыкшей к изыскам и роскоши ближневосточной страны.

Лада Сергеева считает, что в Татарстане вполне можно организовать много интересных маршрутов и туров, в крупных городах республики немало исторической архитектуры, а номерной фонд вполне способен удовлетворить запросы взыскательной арабской публики. Если бы правительство взялось системно развивать внутренний туризм, это существенно помогло бы и турагентам компенсировать выпадающие доходы от снижения потребительского спроса.

«Однако если у нас планируют регулярные туры из Арабских Эмиратов, то придется решить массу оргвопросов: кто как встречает, где размещает и какие маршруты вообще предлагать, — полагает Эльвира Маркова. — Наши отели, я думаю, устроят арабов, вот разве что если они со всем гаремом начнут приезжать, то это проблема: многокомнатных номеров Татарстане крайне мало».

Однако «делить шкуру медведя» пока рано, и, судя по всему, правительство не раскрывает карты неспроста: как ни крути, а судьба дополнительных вливаний во внутренний туризм зависит от глубины последствий прекращения полетов в Египет. Парфиненок полагает, что поскольку российские туристы вполне терпимо отнеслись к своим неудобствам на фоне трагедии с разбившимся лайнером, крупных банкротств туроператоров может и не последовать. «Однако если начнутся громкие банкротства и опять возникнет риск невыезда наших туристов из-за границы, тогда, видимо, только зашевелятся и начнут что-то компенсировать уже точечно компаниям. Но тогда непонятно, что останется всей отрасли и внутреннему туризму», — озадачен эксперт.

Александр Лабыкин