На заседании ученого совета в КФУ утвердили новый логотип вуза
На заседании ученого совета в КФУ утвердили новый логотип вуза

ЗИЛАНТ ИЛИ КРЫЛАТЫЙ ВЕНЕЦИАНСКИЙ ЛЕВ?

В Казанском федеральном университете на прошлой неделе на заседании ученого совета был утвержден новый логотип вуза. Его презентовал проректор по вопросам экономического и стратегического развития Марат Сафиуллин. «Мы включились в программу повышения конкурентоспособности, и одна из рекомендаций министерства образования и науки России, международного научного совета — обновление бренда КФУ», — цитирует проректора департамент пресс-службы и информации университета. Кроме того, по словам Сафиуллина, логотип необходимо изменить и для дальнейшего продвижения вуза на международной арене. «Рекомендации по использованию утвержденного на ученом совете логотипа будут представлены позднее», — сообщил он.

Логотип представляет из себя заключенного в круг из слов «Казанский федеральный университет» Зиланта с факелом (причем морда крылатого змея смахивает на львиную, создавая аллюзию с гербом Венеции). Там же, внутри, дата основания университета — 1804 год. Логотип выполнен в синей цветовой гамме, что соответствует либерально-европейской стилистике. Напомним, Зилант (если, конечно, это он) в татарских легендах и сказках — мифологическое существо, имеющее облик дракона или змеи.

Логотип представляет из себя заключенного в круг из слов «Казанский федеральный университет» Зиланта с факелом
Логотип представляет из себя заключенного в круг из слов «Казанский федеральный университет» Зиланта с факелом

На следующий день после утверждения на официальном сайте университета было размещено интервью с председателем татарстанского регионального отделения союза геральдистов России Григорием Бушканцевым. В беседе он говорит, что логотип, под которым КГУ праздновал свое 200-летие, подчеркивает прежде всего давнюю историю университета, а новый — в большей степени делает акцент на его размещение в Казани.

«Я вообще сторонник лаконичных эмблем (и гербов в частности). Считаю, что необходимо стремиться к тому, чтобы найти какой-то один образ, который стал бы изобразительным именем человека, территории, предприятия. В нашем случае — университета. Думаю, что Зилант, несущий факел, вполне удовлетворяет этому критерию, — рассказывает Бушканцев. — Подытоживая, скажу, что сегодняшняя эмблема КФУ-2015 легко читаема. Зилант, определяющий место возникновения и сегодняшнего расположения университета, несущий факел знаний. Все ясно, кратко и понятно». На вопрос журналиста газеты «Казанский университет» о том, Зилант ли вообще изображен на логотипе, геральдист отвечает, что это, безусловно, Зилант, хотя и несколько стилизованный, но в пределах разумного.

Марат Сафиуллин (справа): «Очень важно, с чем и как нас ассоциируют»
Марат Сафиуллин (справа): «Очень важно, с чем и как нас ассоциируют»

«ВАЖНО, ЧТО ПОЛУЧИЛОСЬ ВОССТАНОВИТЬ ИСТОРИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ»

В КФУ газете «БИЗНЕС Online» рассказали, что над логотипом работали три года. «Это не какой-то внезапный или внеплановый процесс, этим занимались достаточно давно несколько коллективов внутри университета. Причем, когда мы вступали в «Проект 5-100» — программу повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров — в 2013 году, одним из условий было правильное рыночное репозиционирование, то есть фактически ребрендинг, — рассказал нам Сафиуллин, который отвечает за стратегию и продвижение в этой программе вуза. — Действительно, очень важно, с чем и как нас ассоциируют. И это первый раз, когда после серии исследований, опросов и многочисленных консультаций мы вынесли на обсуждение и концептуально определили, что могло бы стать основой для нашего фирменного стиля и бренда».

Собеседник газеты обозначил четыре причины смены логотипа. В первую очередь, как уже было отмечено, продвижение университета в мировом научном и образовательном пространстве по рекомендации минобрнауки России, международного научного совета. «Мы нашу «дорожную карту», все наши инициативы защищаем перед советом, после чего получаем советы, рекомендации и принимается решение о финансировании наших проектов. С самого начала, когда мы презентовали наш университет, одним из ключевых замечаний было то, что у нас очень неассоциативный в части международного продвижения бренд, его очень трудно привязать ко всему тому, что связано с богатой историей вуза и теми проектами, которые мы планируем предложить мировому сообществу и развивать в перспективе, — говорит Сафиуллин. — Следующий важный момент — с 2010 года вуз претерпел серьезные изменения, в том числе количественные и качественные: число студентов, преподавателей увеличилось в 2 - 2,5 раза, произошла значительная модернизация направлений подготовки и научных исследований, появились принципиально новые структуры и приоритеты. В-третьих, экономические причины, чтобы динамично продвигаться в плане узнаваемости и академической репутации, мы сейчас должны серьезно вкладываться в университетский имидж и бренд. Мы балансировали — как найти такой подход, который бы подпадал под инициативы нашей республики, нашей столицы, органично его дополнял и развивал в части университетских традиций, чтобы сэкономить и не отвлекать столь дефицитные ресурсы из научного и образовательного процесса».

Смены логотипа требовало продвижение университета в мировом научном и образовательном пространстве
Ребрендинга требовало продвижение университета в мировом научном и образовательном пространстве


По словам Сафиуллина, КФУ — один из последних в этом процессе, конкуренты из «5-100» внесли существенные корректировки с начала действия программы в 2013 году в свои бренды.

«Важно отметить, что программа международной конкурентоспособности нацелена не на то, как ассоциируют или хотели бы ассоциировать внутри города или республики наши граждане университет, а с точки зрения того, что хочет и как должно видеть и узнавать нас мировое научно-образовательное сообщество, — отметил собеседник «БИЗНЕС Online» (очевидно, имея в виду комментарии интернет-пользователей) и объяснил, из чего же сложился логотип. — Самое ключевое в том, что касается университета, — это то, что он казанский. Мы решили, что именно Зилант — это главный ассоциативный элемент. Очень важно, что получилось восстановить и исторические традиции. На знаках отличия преподавателей, сотрудников и студентов Императорского университета, а также на ключевых орнаментах — на щите на груди двуглавого орла — изначально был изображен именно казанский символ — Зилант. Следующий момент, который посчитали важным отметить, — особый статус Императорского, государственного, а теперь федерального вуза. И был подобран ряд символов, которые устойчиво связаны с этим понятием».

Прежний логотип казанского университета
Прежний логотип Казанского университета, на смену которому пришел Зилант

Что касается слова «университет», по словам Сафиуллина, специально форма щита была выбрана в форме буквы U — начальной буквы от слова университет на латыни. «Агрегируя все эти моменты, у нас и получился логотип. В него входят Казань, Зилант. Корона символизирует особый статус. Кстати, была дискуссия, что корона не совсем правильная, но если апеллировать к музею истории университета, то мы выбрали максимально близкий вариант. Особо выделили год, чтобы подчеркнуть богатую историю и мощные академические традиции. Факел означает свет, просвещение, именно это хотели особо выделить в университетской символике», — перечислил он элементы логотипа.

Что касается дальнейших рекомендаций по использованию утвержденного логотипа, работа ведется и будет завершена в течение двух-трех месяцев. «У нас 22 основных структурных подразделения, и каждое наше подразделение, например Институт фундаментальной медицины и биологии или юрфак, определят свои цвета, варианты использования изображений. Никакой спешки нет», — говорит Сафиуллин.

На вопрос о том, в какую сумму обошлось создание логотипа, он не назвал конкретную цифру. «Совсем немного. Это было сделано внутренними усилиями и ресурсами университета. Специального конкурса поэтому и не проводилось», — уточнил Сафиуллин.

Создатель логотипа - председатель татарстанского отделения Союза дизайнеров России Дмитрий Кошкин
Создатель логотипа — председатель татарстанского отделения союза дизайнеров России Дмитрий Кошкин

«НЕ БЫВАЕТ БЕЗБОЛЕЗНЕННЫХ РЕБРЕНДИНГОВ»

Создатель логотипа — член союза дизайнеров России, председатель татарстанского отделения союза дизайнеров России, руководитель секции графического дизайна РТ, кандидат наук, доцент кафедры дизайна КГАСУ, член попечительского совета Высшей школы искусств КФУ Дмитрий Кошкин. Консультации велись и с геральдистами, и со студентами, и с преподавателями. Как объяснил собеседник газеты, Кошкин помогал оформить идеи, собираемые со всего университета, и в итоге помог нарисовать логотип. Интересно, что Кошкин на рынке известен как арт-директор ООО «Дизайн-центр А1» (сейчас он работает самостоятельно), которое входит в бизнес-группу «МИД», созданную в свое время Иреком Миннахметовым (ныне — генедиректор «Татспиртпрома»). Последняя громкая работа Кошкина — это фирменный стиль компании «Просто молоко». Он также автор бренда «Татэнерго», структур «Транснефти» и т. д.

img035.jpg
Создание самого логотипа заняло почти полтора года

Сам Кошкин рассказал газете «БИЗНЕС Online», что идей по логотипу было очень много, в итоге получился тот, который и был утвержден. «Зилант устроил очень многих, в первую очередь по практическим, стратегическим соображениям университета, — говорит Дмитрий. — Предыдущий логотип с изображением здания был совершенно неотличим от логотипов других университетов. В процессе работы я нашел в документах около пяти вариантов, идентичных предыдущему логотипу университета, причем три были в России и два — за границей. А мне хотелось создать более яркий, запоминающийся логотип».

Собеседник газеты отметил, что его Зилант отличается от изображенного на гербе Казани. По его словам, на гербе столицы республики — василиск, и это принципиальный вопрос. «Если на городском гербе Зилант имеет «петушиные корни», это птица, то на университетском логотипе это змей, мифологический дракон. Я хотел сделать образ сильного, могучего, уверенного в себе символа, соответствующего образу университета. Хотелось, чтобы студенты могли гордиться им», — отмечает Кошкин. Он уверен — логотип будет актуален и через 100 лет.

Автор логотипа рассказал, что активную роль в создании нового образа сыграл Сафиуллин. «Его доводы меня убедили. Вначале я планировал сделать еще более лаконичный логотип, хотя он и сейчас-то лаконичный. Важно было сделать не только запоминаемый логотип, но и достичь одного из принципов успешного логотипа — чтобы его можно было без потерь описать по телефону, — отмечает Кошкин. — Например, сложно представить описание логотипа со зданием университета — «это здание с таким-то количеством колонн, которые расположены так-то и так-то симметрично входу». И другое дело, когда я говорю, что логотип — это дракон, Зилант. Я не отрицаю, что может пройти какое-то время и произойдет графический ребрендинг, но образ, думаю, сохранится».

В беседе с газетой Кошкин уточнил, что создание самого логотипа заняло почти полтора года, а до этого шла обстоятельная работа пресс-службы, специальных подразделений университета. Что касается отзывов в интернете о новом логотипе, автор уверен, что время расставит все по местам. «Я вижу много комментариев неспециалистов в интернете, которые не особо представляют историю как символа, так и самого университета, — говорит он. — Не бывает безболезненных ребрендингов».

В соцсетях и на сайтах СМИ татарстанцы по-разному отреагировали на новый логотип

«ГАФУРОВ, НАВЕРНОЕ, САМ НАРИСОВАЛ»

Отметим, что в интернете — в соцсетях и на сайтах СМИ — татарстанцы по-разному отреагировали на новый логотип. На самом сайте КФУ под информацией об утверждении пользователи написали в комментариях о том, что новый логотип должен был рано или поздно появиться, что это большой шаг для КФУ и что логотип и фирменный стиль новые и свежие. Однако немало и комментариев с критикой. Кто-то сравнивает логотип с Зилантом со спортивными логотипами: «Сходство с гербом Казани и «Рубина» скорее плюс для нас. Казань будут узнавать во всем мире не только благодаря спорту, но и благодаря университету», «Новый лого больше похож на лого спортивной команды. Как-то непохоже на нечто про образование... Очень резкие черты у Зиланта, агрессивные и неприятные. Шрифт тоже не сигнализирует о чем-то культурном и связанным с традициями», «Уж больно похож на логотип футбольного или хоккейного клуба». Кто-то попытался дать профессиональную оценку: «Новый логотип совершенно не сочетает в себе принципы простоты и узнаваемости, текст надо было не по кругу написать, или сбоку, или снизу».

Читатели «БИЗНЕС Online» в комментариях под новостью сравнили логотип с логотипом английской премьер-лиги. «Очень слабое решение. На специалиста денег пожалел, Гафуров, наверное, сам нарисовал...» — предположил кто-то из читателей. «Интересно, а зачем тогда на сайте КФУ опрос проводили с представлением трех логотипов, раз сами взяли и выбрали тот логотип, который набрал меньше всего процентов от опроса. Сейчас у многих при виде этого логотипа ассоциации возникнут, что КФУ — это фарм-клуб «Рубина» по футболу», — интересуется один из комментаторов. Есть и положительные отзывы — читатели пишут, что логотип им нравится. «Менять логотип нужно было. Невозможно, делая все по-старому, ожидать нового результата. Так движение видно и перспективы хорошие», — считает один из них.

В соцсетях также развернулась жаркая дискуссия.

111
Нажмите, чтобы увеличить

«ДРАКОН В ХРИСТИАНСТВЕ — ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ ЗЛА И КОВАРСТВА»

Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», разделились во мнении: одни назвали новый логотип вуза слабым и не передающим традиции, другие заявили, что это попытка европеизации университетского символа.

Сергей Насекин — дизайнер:

sova.jpg
Логотип Сергея Насекина

— Нашему университету больше 200 лет, это один из старейших вузов России. С соответствующими традициями и прочим. В 90-е годы я сам делал логотип для КГУ. Здесь, в этом логотипе, я не вижу никаких традиций. При чем здесь Зилант? У Казанского университета был свой символ — мало кто это знает, но то, что о нем мало кто знает, не значит, что им надо пренебрегать. Была сова, которая находилась над входом в главное здание университета с колоннами. Там эта сова до сих пор находится над дверью. Это древний — начала XIX века — символ Казанского университета. Потом, в советское время, он немножко подзабылся, а затем появился новый символ — со зданием университета. Но даже символ с этим зданием как-то отражает историю университета. На новом же логотипе упоминание о традициях просто отсутствует. Зилант — символ города Казани, а не университета, это совершенно разные вещи. Само графическое решение меня тоже не устраивает. Оно и традициями не пропитано, но и модерновым бы я его не назвал. Совершенно убого сделанный щит, совершенно здесь не нужный... Плохо! Двойка!

Либо нужно было вернуться к истокам, к той сове, о которой я уже говорил, либо оставить на изображении здание университета. Вариант со зданием был не самым плохим. Может быть, он был чуть-чуть тяжеловесным, его не совсем удобно наносить на футболки, но в том, что я сейчас вижу, нет ни новизны, ни какого-то устремления в будущее. Он какой-то старперский, немодный. Я бы понял, если бы они сделали совершенно новый логотип, показали бы его устремленность в будущее, оставив все традиции за бортом. Но он даже и не такой! Уберите с логотипа слова «Казанский федеральный университет» — и никто в жизни не догадается, о чем идет речь!

Тимур Мухаметзянов — графический дизайнер:

— Дизайн нового логотипа КФУ — это попытка европеизации университетского символа. Очевидная апелляция к средневековой геральдике, нашедшая свое воплощение в форме так называемого испанского щита. В этой эмблеме прослеживается стремление обозначить сопричастность Казанского университета классической университетской традиции, европейской академической культуре, указать на почтенный возраст учебного центра.

В то же время здесь нет строгого следования геральдическому канону. Дракон, коим, вне всякого сомнения, является змей Зилант, по всем признакам является геральдическим двулапым драконом о двух крыльях. Однако манера его начертания далека от традиционной. Здесь имеют место намеренное упрощение, построение блоками, использование силуэта без детализации, в этом изображении есть то, что художники обозначают как графичность.

В манере рисунка при желании можно обнаружить и отсылки к монументальному искусству середины XX века. Щит, факел, дракон — подобную эмблему легко представить как на фасаде солидного европейского университета, так и на бортовой броне тяжелого танка.

Айгуль Мирзаянова — PR-директор NEFIS GROUP:

— Новый логотип КФУ на меня произвел хорошее впечатление. Лаконичное, даже сдержанное сочетание цветов, «простой» шрифт, лаконично вписанная символика... Однако все это не только не скрывает, а, наоборот, подчеркивает очень сильный и по-хорошему агрессивный посыл, который был заключен в логотипе дизайнерами и заказчиками. Неслучайно драконы часто используются в брендировании для властных и военных структур. Это очень мощный знак, в данном случае он и изображен не аляповатым лубочным «петушком», а сильным, но сдержанным. Это такая сила, которая присутствует, но сама не нападает, знак, полный самодостаточности. Мне понравилось именно это дизайнерское решение, потому что по большому счету его изготовители шли по острию ножа: дракон в христианстве, западной мифологии является олицетворением зла и коварства. У нас он почитаем — и казанский хан использовал этот символ, и Иван Грозный перенес его на печать, когда завоевал Казань.

В Китае так вообще его почитают как олицетворение силы, величия, мудрости. Это символ процветания и непрекращающегося успеха. На мой взгляд, важно, какой ты вкладываешь смысл в символику, что это означает для тебя лично. Я, например, люблю число 13 и красный цвет, который обладает для меня большой жизненной энергией. У кого-то другие знаки. В данном случае дракон хорошо вписывается в историю города, как и сам университет. Дракон является хранителем сокровищницы знаний, и, если он будет совпадать с личностью человека, возглавляющего КФУ, все будет складываться для этого учреждения хорошо.