В мероприятии приняли участие президент общероссийского конгресса муниципальных образований, предкомитета ГД по федустройству и вопросам местного самоуправления Виктор Кидяев (в центре), президент РТ Рустам Минниханов (справа), председатель ГС РТ Фарид Мухаметшин (слева)

МУНИЦИПАЛЬНЫЕ КАЗУСЫ: ВАС НЕ СЛЫШНО И НЕ ВИДНО

Общероссийский конгресс муниципальных образований (ОКМО) принимала у себя гостиница «Корстон»: для гостей был отведен «Бальный зал», заполненный практически полностью. Сам съезд наполовину состоял из череды докладов, а наполовину — из анекдотических казусов, которые тем не менее выглядели вполне мило и муниципально. Началось с того, что за столом президиума не работал микрофон, поэтому президент ОКМО Виктор Кидяев открывал съезд в шелестящей тишине, активно помогая себе жестикуляцией. «Не слышно!» — кричали из зала. В итоге микрофон включился и конгресс все-таки узнал, что на сегодняшний съезд зарегистрировались 242 кандидата из 80 российских регионов с правом голоса (правда, из двух регионов делегаты почему-то не смогли прибыть).

Затем в зале для многочисленных гостей Казани включился познавательный фильм о республике и ее достижениях, но транслировался только звук, а широкие экраны минуты три-четыре оставались пустыми. «Не видно!» — начали робко скандировать делегаты, но президиум, поглощенный перешептыванием и перекладыванием бумаг, никак не реагировал на эти возгласы. Тогда зал жидко зааплодировал, чтобы привлечь к себе внимание, но и это, по всей видимости, было отнесено на счет экономических успехов Татарстана, о которых велеричивым голосом докладывал невидимый диктор. Тогда из средних рядов поднялся самый отважный делегат и начал разводить руками, демонстрируя всеобщую полную растерянность. Он выглядел настолько эпатажно, что это возымело действие и картинка появилась. Через весь экран потянулась безукоризненная новенькая дорога в какое-то «успешное» сельское поселение, увлекая зрителей за собой — в светлое будущее муниципальной власти.

О том, что это будущее светло и прекрасно, особенно в Татарстане, также было заявлено с высокой трибуны. В настоящее время в республике работают 956 муниципальных образований (МО). Из этого числа только 2 МО относятся к городским округам, 39 — к городским поселениям, 43 — к муниципальным районам, зато большая часть — 872 — к сельским поселениям. Как правило, почти все МО компактны, хотя бы поэтому легки в управлении: в среднем в них проживают от 500 до 999 человек. Крупных муниципалитетов (с численностью до 500 тыс. человек) в РТ всего два. И лишь одно, насчитывающее в своем составе менее 100 жителей, может быть отнесено к «карликовым» образованиям.

«Муниципальное самоуправление возникло в Татарстане немного позже, чем в других регионах страны, — рассказали корреспонденту «БИЗНЕС Online» в Госсовете РТ. — Это было связано с тем, что основные законы, регламентирующие работу муниципалитетов, были приняты на республиканском уровне в середине нулевых (в июле 2004 года — № 45-ЗРТ «О местном самоуправлении в РТ» и пр.прим ред.). Изначально, в эпоху правления Минтимера Шаймиева, одних только сельских поселений в республике насчитывалось 999. Потом последовали укрупнения, но село, разумеется, сохранило лидирующее положение в муниципальном секторе».

В настоящее время сельские муниципалитеты РТ выглядят пристойнее, чем в той же «братской» Беларуси, заверили корреспондента «БИЗНЕС Online» делегаты конгресса. Хотя именно Беларусь обычно ставят в пример использования сельских территорий на постсоветском пространстве, Татарстан значительно опередил «батьку» Лукашенко в качестве развития. Наверное, именно поэтому республику считают носительницей одной из лучших муниципальных практик.

На съезд зарегистрировались 242 кандидата из 80 российских регионов с правом голоса (правда, из двух регионов делегаты почему-то не смогли прибыть)

«БЫВАЕТ, ЧТО ГОРОДСКОЙ КОМИТЕТ ПО ТРАНСПОРТУ ВОЗГЛАВЛЯЕТ ТРАНСПОРТНЫЙ МАГНАТ»

«Секрет успеха Татарстана в муниципальной сфере очень прост, — поделился с конгрессом президент РТ Рустам Минниханов, приехавший в «Корстон» на открытие съезда. — Мы никогда не делили власти на федеральные и местные. У всех ветвей власти общая задача — повышение качества жизни граждан...»

О программах, которые работают в республике на развитие системы местного самоуправления (СМУ), рассказал председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин. Прежде всего это программа самообложения, условно называемая «4 к 1», когда к каждому собранному жителями муниципалитетов рублю бюджет РТ добавляет еще четыре. В минувшем году от населения удалось собрать 80 млн. рублей, а в этом году ориентируются почти на 130 миллионов. Всего, по словам председателя Госсовета РТ, в местные бюджеты-2015 перечислили 400 млн. рублей. «Я и сам принимал личное участие в этой программе, — признался Мухаметшин. — Таким образом удалось благоустроить кладбище, на котором захоронены мои предки. Для этого мы и собираем деньги по системе «4 к 1»: чтобы на эти средства осуществлять строительство дорог, детских и спортивных площадок, содержать в нормальном состоянии мосты, благоустраивать старые кладбища. Причем, как я замечал, люди более рачительно относятся к этим деньгам: они ведь на 1/4 собраны из своего кармана».

Еще одной формой поддержки муниципалов считаются республиканские гранты, которые присуждаются по результатам конкурса. Так, за три минувших года победителями конкурса стали, по данным Мухаметшина, 312 сельских поселений, каждое из которых получило по 1 млн. рублей.

«Владимир Путин поставил перед нами задачу — создать сильную и финансово независимую власть на местах», — концептуально заявил на съезде президент ОКМО Кидяев (по совместительству — председатель комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправленияприм. ред.). Впрочем, как заметил Кидяев, финансовая независимость муниципалов не должна сводиться к «кумовству», подпадающему под закон о противодействии коррупции. «Бывает так, что городской комитет по транспорту возглавляет местный транспортный магнат, а комитет по торговле — владелец сети магазинов. Это ненормально, — подчеркнул думский политик. — Если кто-то считает, что работа в муниципалитетах — это способ ведения предпринимательской деятельности, с такими товарищами нам не по пути».

О ПРОПАВШЕМ ПИДЖАКЕ И ВОЗРОЖДЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ МИЛИЦИИ

Вторая часть заседания тоже не обошлась без казусов. К трибуне конгресса поднялся врио директора департамента регионального развития минэкономразвития РФ Игорь Егоров. Выглядел он «неформально» — без пиджака, но в галстуке и рубашке. Впрочем, сам Егоров тут же извинился за свой внешний вид: пиджак, по его словам, пропал при авиаперелете в Казань. Был ли он украден злоумышленниками или его просто сдуло за борт, федеральный чиновник не уточнил, однако некоторое оживление в атмосферу конгресса это внесло и доклад Егорова о региональном развитии и создании точек экономического роста слушали с повышенным вниманием. Тем более что представитель минэкономразвития говорил о необходимости модернизации особых экономических зон, часть которых вполне успешна, как в РТ или Самарской области, но некоторые требуют внешнего вмешательства и помощи.

Исчезновение пиджака удивительно логично совпало с еще одним важным заявлением, сделанным сегодня в «Корстоне»: о необходимости возрождения муниципальной милиции, которая, надо полагать, серьезно ударит по бытовой преступности. С такой идеей выступил Мухаметшин. При этом он посетовал на кадровые сокращения в правоохранительных органах и снижение числа участковых. «На этом фоне растет уличная преступность, возрастает опасность повторения беспорядков, подобных тем, которые случились на Украине», — заявил председатель Госсовета.

С инициативой воссоздать муниципальную милицию, по словам Мухаметшина, Татарстан намерен выйти на федеральный уровень. В самой республике идея уже нашла сторонников не только среди глав муниципальных образований, но и у самого главы МВД по РТ Артема Хохорина, который всего неделю назад говорил на эту тему на заседании совбеза.

В конце пленарного заседания конгресс торжественно пополнился тремя новыми советами муниципальных образований — Карелии, Крыма, Севастополя, а также ассоциацией сибирских и дальневосточных городов. Их представители, поднявшись на сцену, получили свидетельства своего посвящения в члены ОКМО. Особенно горячо хлопали по традиции Крыму и Севастополю, хотя Сибирь и Карелия также не ушли без аплодисментов. Ожидается, что следующий съезд ОКМО пройдет в Санкт-Петербурге — по крайней мере такое пожелание выразил глава конгресса Кидяев.

В настоящее время в РТ работают 956 муниципальных образований. Из этого числа только 2 МО относятся к городским округам, 39 — к городским поселениям, 43 — к муниципальным районам, зато большая часть 872 — к сельским поселениям

«ГЛАВНОЕ, ЧТОБЫ МУНИЦИПАЛЬНАЯ МИЛИЦИЯ НЕ СТАЛА КОШМАРНЫМ СНОМ ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА»

В чем плюсы и минусы местного самоуправления в Татарстане и можно ли в короткие сроки возродить муниципальную милицию, «БИЗНЕС Online» поинтересовался у своих экспертов.

Александр Сидякин — депутат ГД РФ, зампред думского комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству:

— Мне кажется, что самое главное достижение РТ — то, что мы не делим при исполнении полномочий власть на муниципальную и региональную. Мы все здесь работаем в очень жесткой связке, у нас нет конфликтов, нет споров о полномочиях. Мы понимаем: то, что хорошо для жителей республики, нужно налаживать, не рассуждая о полномочиях, надо помогать. Вот эта страховка, возможность всегда подставить плечо региональной власти — муниципальной, отзывчивость муниципальной власти по отношению к республиканской — это и есть залог успеха. Об этом сегодня на конгрессе говорили все, кто представлял республику. Если сравнивать Татарстан с другими регионами, то недостатков в этом плане я и не вижу. Мы научились работать, и люди высоко оценивают эту работу и во время выборов, и во время общественных обсуждений. Я знаю, что в других регионах такой практики нет, когда каждый год перед людьми, которые живут на территории поселений, отчитываются главы всех уровней. Мне кажется, что такой формат и есть местное самоуправление в чистом виде, когда люди могут прийти, спросить, снять три шкуры с докладчика или освободить его от занимаемой должности.

Относительно же идеи воссоздания муниципальной милиции я хотел бы отметить, что она может быть создана только при наличии финансовых возможностей региона и муниципалитета. Она потому и муниципальная, что будет финансироваться из соответствующего бюджета. Вопрос в том, как она будет интегрирована в систему МВД. Это вопрос для отдельной проработки. Но мне кажется, что она могла бы помогать органам местного самоуправления охранять порядок, способствовать реализации муниципальных полномочий. Если у региона есть такая возможность, если в этом есть потребность, то такая милиция может быть создана. Мы же знаем, что численность полицейских регламентирована приказами министерства, а муниципальная милиция не будет этим ограничена. Главное, чтобы она не стала кошмарным сном малого и среднего бизнеса. Им не надо давать полномочий по контролю, по надзору, по проверкам хозяйствующих субъектов. Это надо категорически исключить. У малого и среднего бизнеса проверяющих и так много. Они должны заниматься исключительно охраной общественного порядка.

Олег Иванов — член президиума совета муниципальных образований Московской области:

— Плюсом муниципального самоуправления в Татарстане я могу назвать отсутствие конфликтов между уровнями публичной власти. Органы местного самоуправления и органы государственной власти республики тесно взаимодействуют, совместно работают. Фактически в хорошем смысле представляют собой единую вертикаль публичной власти. И это правильно, я эту норму полностью поддерживаю, потому что Европейская хартия местного самоуправления в первую очередь подходит для западно-либеральных, западно-европейских стран. Мы же должны реализовывать наше, местное самоуправление с учетом определенных особенностей, в том числе — каждого субъекта Федерации. В Татарстане как республике восточного типа выстроена достаточно серьезная вертикаль, и это правильно. К минусам Татарстана я бы отнес самое большое количество муниципальных образований в России — более 900. Для республики это очень много. Другое дело, что в течение последних лет их количество уменьшается. В том числе и в Татарстане. Процесс идет по всей России. Муниципальные образования объединяются, укрупняются. Нет никакой необходимости иметь самостоятельные муниципальные образования, поселения численностью в несколько сот человек.

О воссоздании муниципальной милиции наша организация, совет муниципальных образований Московской области, говорила еще три года назад. Мы разработали проект федерального закона о порядке организации и деятельности муниципальной милиции, внесли его на рассмотрение в Московскую областную Думу, где он сейчас и находится. Поэтому мы, безусловно, являемся сторонниками создания муниципальной милиции. У нас есть норма Конституции, которая относит охрану общественного порядка к полномочиям местного самоуправления... Нам нужно эту норму реализовывать.

Фирдус Девбаш — руководитель Казанского регионального центра РИСИ:

— На мой взгляд, органы муниципального управления республики все еще на стадии становления. Превращения их в реальные органы выражения воли граждан не произошло. Власть, особенно на селе, лишь обслуживает мероприятия вышестоящего начальства. Приехал какой-то высокий гость, ему надо показать село, как там хорошо живется... У меня есть родственники на селе, и я знаю ситуацию там. Вот часто говорят, что у местных органов власти нет финансов, нет реальных рычагов влияния на жизнь граждан. В то же время есть масса госпрограмм по поддержке села. Почему бы при распределении средств этих программ не привлечь местные органы? Почему все ключевые вопросы решаются лишь в Казани, в министерстве сельского хозяйства и продовольствия? Сами сельчане лучше знают, как использовать средства господдержки села.

Республиканским властям надо смелее давать реальные полномочия местным органам, хотя бы на этом низшем уровне. Ненормальная ситуация сложилась, как мне кажется, в муниципальном образовании «Город Казань». У районных властей фактически не осталось никаких возможностей, что сильно тормозит развитие города. Граждане еще обращаются по инерции в районные администрации, но пойти дальше они, как правило, не могут.