С накопившимися долгами парк «Кырлай» сможет справиться, только если распродаст все подчистую
С накопившимися долгами парк «Кырлай» сможет справиться, только если распродаст все подчистую

ЗЕМЛЯ У КАЗАНКИ КОМУ-ТО ПРИГЛЯНУЛАСЬ?

Отчет об оценке имущества предприятия опубликовал на днях конкурсный управляющий ЗАО «Мир развлечений» (владеет парком «Кырлай») Марсель Салихзянов. В немалом по объему документе подробно описываются аттракционы, здания и сооружения, земли парка и их конкретная стоимость. Подыскивается покупатель?

Напомним, что из-за финансовых проблем «Кырлай» открыл летний сезон-2015 с существенной задержкой. Казанцы смогли прорваться к единственным в городе аттракционам лишь 12 июня, хотя обычно парк приглашал на отдых уже в начале мая. Тогда же выяснилось, что «Кырлай» задолжал своему основному кредитору — ООО «Ак Барс Лизинг» («дочка» «АК БАРС» Банка) — порядка 313 млн. рублей: 263 млн. — сам долг, 50 млн. — «накапавшие» проценты по кредитному договору. 7 мая 2015 года татарстанский арбитраж признал «Мир развлечений» банкротом и ввел в его отношении конкурсное производство. После этого «Ак Барс Лизинг» забрал в залог 20 аттракционов «Кырлая», среди которых и колесо обозрения, и «летающая тарелка», и цепочные карусели.

Судя по свежему документу, все категории имущества, вплоть до товарного знака «Кырлай» и оконного кондиционера, стоят около 340 млн. рублей. Эта сумма, как видно, ненамного превышает размер долга. То есть, если парк хочет рассчитаться со всеми долгами, придется избавиться от всего-всего. При этом самый стоящий актив, составляющий львиную долю всей суммы имущества, — это право аренды земельного участка площадью 82 тыс. кв. метров. Место расположения парка, напомним, весьма привлекательное: левый берег Казанки, неподалеку от городского пляжа, с видом на Кремль. Этот участок арендован «Миром развлечений» аж до 2028 года, право этой аренды стоит 293 млн. рублей. А сама кадастровая стоимость участка превышает полмиллиарда. «Существенное влияние на рыночные цены (участка) оказывают серьезные трудности при оформлении разрешений на строительство и возможность подключения к инженерным сетям», — уточняет в отчете оценщик Руслан Шайдуллин. Впрочем, при наличии политической воли и лоббистких возможностей, которых «АК БАРСу» не занимать, в принципе нельзя исключать и такого варианта.

Оборудование парка (карусели, бассейн с лодками, детские батуты и качели) с учетом износа оценено в 51 млн. рублей. Интересна оценка стоимости каждого из аттракционов: первую сумму Салихзянов публиковал еще в мае, однако спустя полгода она оказалась подкорректирована в сторону уменьшения — с 54 до 51 млн. рублей. Так, по последним сведениям, колесо обозрения теоретически можно продать за 18 млн., «летающую тарелку» — за 2,5 млн., аттракцион «Дикий танец» — за 3,6 млн., качели «Пират» — за 1,2 млн., а катальную гору «Торнадо» — за 2,1 млн. рублей. Административные здания, кафе, шашлычные и туалет вместе взятые оценены в 36 миллионов. А товарный знак «Кырлай» стоит всего 20 тысяч.

Колесо обозрения теоретически можно продать за 18 млн. рублей
Колесо обозрения теоретически можно продать за 18 млн. рублей

«ПРОДАТЬ? РАЗВЕ ЧТО В СТРАНЫ ТРЕТЬЕГО ИЛИ ЧЕТВЕРТОГО МИРА...»

На сайте «Кырлая» уже размещен раздел «Продажа аттракционов». Он пока пуст, но надолго ли? «БИЗНЕС Online» предложил Салихзянову прокомментировать ситуацию, но конкурсный управляющий оказался весьма немногословен: «Мы пока комментариев не даем — ясности нет». Однако он выдал и оптимистическую информацию — парк будет жить: «В следующем году парк откроется, его ж не перенесешь».

Напомним, «Кырлай» некогда был бизнесом нынешнего пресс-секретаря президента РТ Андрея Кузьмина (позднее он вышел из числа учредителей, по его словам, в связи с переходом на госслужбу в минкультуры РТ). Открыли парк, в создании которого участвовали итальянские проектировщики, в 2003 году. Уличные парки аттракционов — бизнес специфический, зачастую низкорентабельный — сказываются сезонность, по сути, это бизнес выходного дня. Как правило, земли под парки принадлежат госструктурам, которые сдают ее в аренду владельцам аттракционов и приезжим гастролерам. Поэтому актив вряд ли заинтересует основного кредитора — «Ак Барс Лизинг». «БИЗНЕС Online» обратился в компанию за комментарием, но на момент публикации ответ на запрос так и не поступил.

«Кырлай» некогда был бизнесом нынешнего пресс-секретаря президента РТ Андрея Кузьмина
«Кырлай» некогда был бизнесом нынешнего пресс-секретаря президента РТ Андрея Кузьмина

Опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты в области продаж земельных активов и недвижимости говорят, что, учитывая специфичность бизнеса, найти инвестора «Кырлаю» будет непросто.

«Очевидно, что для банка данный актив непрофильный и он меньше всего заинтересован в управлении парком аттракционов, — полагает финансовый аналитик ИХ «Финам» Тимур Нигматуллин. — При этом продажа отдельно земельного участка, наиболее ликвидного из всех активов, без аттракционов несет в себе существенные риски снижения стоимости всего имущества, как минимум ввиду расходов на демонтаж и хранение оборудования. Учитывая специфичность бизнеса и сложную конъюнктуру на рынке развлечений ввиду сокращения реальных доходов населения, вероятность того, что имуществом сейчас заинтересуется профильный инвестор — местный или из другого региона, невелика. Тем более, по моим оценкам, в Татарстане на текущий момент нет профильных инвесторов, которые могут профинансировать покупку за счет собственных средств. Наиболее вероятный исход — дальнейшая работа парка в состоянии банкротства в ожидании появления профильного инвестора или улучшения рыночной конъюнктуры».

«Основной актив парка — право долгосрочной аренды — может быть интересен многим, прежде всего застройщикам, — говорит гендиректор инвестиционной компании KVintess F&DI Holdings Corp. Руфат Абясов. — А что касается самой техники, аттракционов, то я очень сомневаюсь в быстрой их реализации, разве что в страны третьего или даже четвертого мира и, может быть, по частям. По моим наблюдениям, в странах СНГ парки аттракционов на порядок новее, например, на центральной набережной Баку еще несколько лет назад мы катались на ультрасовременных устройствах а-ля Диснейленд. Я не говорю уже о Европе или США, где вопросы human safety превыше любых законов бизнеса. Будем надеяться, все участники сделки учтут эти плюсы и минусы и примут правильные решения, которые будут выгодны и им, и жителям города. Возможно, появится некий инвестор, который заинтересуется развитием инфраструктуры парка и выведением его на европейский или американский уровень».