В казанском Кремле прошло первое расширенное заседание комиссии по противодействию коррупции в республике

УКАЗ ПУТИНА ВЫПОЛНИЛИ, ЖДЕМ ПРОВЕРКИ

В казанском Кремле президент Татарстана Рустам Минниханов накануне провел первое расширенное заседание комиссии по противодействию коррупции в республике. Данная комиссия с 13 октября, в соответствии с указом главы республики, заменила собой совет по противодействию коррупции РТ, действовавший с 2011 года. Такое решение было принято в связи с указом Владимира Путина от 15 июля «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции». Теперь антикоррупционные комиссии появились во всех субъектах Федерации. Первоочередной задачей комиссии, как заметил Минниханов в начале своего выступления, является исполнение решений антикоррупционного совета при президенте России. «Таким образом, установлена вертикаль системы противодействия коррупции на всей территории нашей страны. Уже введена подробная ежеквартальная отчетность, ожидается разработка рейтингов субъектов по противодействию коррупцию. Раз создали, значит, уже ждем проверки из федерального центра», — предупредил собравшихся Минниханов.

Одним из вопросов, который был рассмотрен на вчерашнем заседании, стало решение о создании президиума комиссии — отметим, что функцию президиума в антикоррупционном совете ранее выполняла соответствующая комиссия. Президиум из числа членов комиссии будет собираться для решения только одного вопроса — соблюдения лицами, замещающими государственные должности в Татарстане, требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. Как стало известно «БИЗНЕС Online», председателем президиума будет, понятно, сам Минниханов, секретарем — Марс Бадрутдинов, а окончательный список членов президенту РТ еще только предстоит утвердить.

НЕЗАКОННАЯ ДОБЫЧА ПЕСКА И ЗАСТРОЙКА БЕРЕГОВ ВОЛГИ

Впрочем, самой животрепещущей темой заседания антикоррупционной комиссии стал вопрос о нарушениях при добыче песка и использовании земельных участков лесного фонда, а также земельных участков водоохранных зон. Во время открытой части заседания, на которой присутствовали представители СМИ, был показан видеоролик. «Только за 9 месяцев текущего года в Татарстане выявлено 726 коррупционных преступлений. Несложно заметить, что акцент в работе правоохранителей сделан на пресечение посягательств, связанных с землей», — бодро вещал закадровый голос, пока на экране мелькали картинки. Вот бульдозер разрабатывает карьер, загружая тонны песка в самосвал...

Говоря о нарушениях при использовании земельных участков лесного фонда, Минниханов сообщил, что в лесном кадастре республики состоит почти 25 тыс. участков земель лесного фонда общей площадью более 1,2 млн. гектаров. Таким образом, в условных границах зарегистрированы права собственности на 98% лесного фонда. При этом начиная с 2008 года проведено межевание лесных участков общей площадью в 346 тыс. га, однако на кадастровый учет по госконтрактам поставлены участки площадью лишь в 118 тыс. га, то есть на учете стоит лишь 13% земель лесного фонда. «Это один из самых низких показателей в Российской Федерации. В связи с отсутствием четких границ отдельные руководители муниципалитетов формируют земельные участки в лесном фонде, переводят их в сельхозземли или земли поселения. Особенно актуальна эта проблема для пригородных районов. Только в текущем году выявлено 3,5 тысячи случаев наложения земель», — отметил президент РТ.

А вот съемка с квадракоптера: на видео — берег Волги, плотно застроенный шикарными коттеджами с собственными пирсами. Естественно, собравшиеся сразу узнали в «теремочках» на берегу великой русской реки элитный поселок Боровое Матюшино. «Недра, лес, вода — наше общее богатство, которое должно быть доступно населению. Однако на деле к воде практически не подойти, все в заборах или частных постройках. Лес застроен коттеджами, вырубаются деревья. К сожалению, в каждом районе ведется незаконная разработка карьеров», — резюмировал президент РТ, после чего открытая часть заседания завершилась.

«ПРОСТО СНЕСТИ БУЛЬДОЗЕРОМ ПОСТРОЙКИ НЕЛЬЗЯ»

Как стало известно «БИЗНЕС Online» от участников заседания, Минниханов принял волевое решение. В частности, членам антикоррупционной комиссии дано 15 дней для поиска механизмов решения проблемы незаконной застройки берегов Волги. У простого обывателя, естественно, возникнет вопрос: почему бы просто не снести все эти сооружения, раз они являются незаконными? Однако не все так просто.

Прошедшее обсуждение показало, что готового простого и однозначного рецепта нет, заявил корреспонденту «БИЗНЕС Online» завотделом управления президента РТ по вопросам антикоррупционной политики Алексей Панкратов. Водный кодекс Российской Федерации начал действовать с 2007 года, а застройка в том же Боровом Матюшино, по словам Панкратова, началась еще со времен создания Куйбышевского водохранилища, то есть в начале 60-х годов прошлого века. Давным-давно все эти участки в водоохранной зоне находятся в частной собственности, причем они переходили из рук в руки. Есть добросовестные владельцы, которые приобретали эти участки у прежних хозяев и не знают, что их застройка нарушает какие-то нормы закона.

«Либерализация земельного и водного законодательства в 2007 году внесла изменения в режим использования водоохранных зон, — объясняет Панкратов. — Их исключили из состава земель природоохранного значения. Единственное оставшееся в Водном кодексе Российской Федерации — это указание статьи №6 о том, что береговая полоса предназначается для общего пользования. Но никакими нормативными актами это требование не подкреплено». Кроме того, проблема, по словам Панкратова, в том, что, как бы ни был строг закон, обратной силы он не имеет. То есть застройка зон на берегу Волги стала считаться незаконной только после принятия Водного кодекса Российской Федерации. Еще одна проблема заключается в том, что законодатель даже после принятия соответствующего законодательства не обеспечил серьезных санкций за его нарушение.

«Реальных механизмов наказания пока нет. Это не значит, что мы миримся с данной ситуацией. Есть отдельные судебные решения в Татарстане, например решения по сносу домов в зеленой зоне. В последние два-три года было принято несколько таких решений, были случаи, когда людей принуждали к сносу незаконных строений, — говорит собеседник «БИЗНЕС Online». — Конечно, просто снести бульдозером постройки нельзя — это будет таким же нарушением закона, как и застройка. Нужно, чтобы меры, принимаемые государством, были в рамках закона. Сейчас республика займется поисками нужных решений с соблюдением прав всех жителей Татарстана».

«СКОРРЕКТИРОВАТЬ СОБСТВЕННУЮ ДУРОСТЬ»

По словам главы Зеленодольского района Александра Тыгина, очевидно желание президента РТ обозначить равные правила игры для всех, кто имеет отношение к природоохранным зонам. И это надо приветствовать. Правила эти должны соблюдаться и местными, и региональными, и федеральными властями. И учитывать необходимо как интересы малообеспеченных, но десятилетиями владеющих участками у воды людей, так и хозяев дорогой недвижимости.

«Для всех правила должны быть одни, думаю, что президент дал этот посыл своевременно и общество его правильно воспринимает, — считает Тыгин. — Что делать? На самом деле, как и любое волеизъявление, оно должно быть принципиальным. С сегодняшнего дня правила игры вот такие. Требования установлены — и их все соблюдают». Другое дело — судьба того, что есть на момент установления этих правил. Что делать с тем, что было, с тем, что сегодня украшает берега? «Для меня самым важным из того, что сказал президент, кажется то, что подход должен быть индивидуальным в каждом случае, — указывает глава Зеленодольского района. — Закон гласит — надо обеспечить подход к воде в каждом случае, и его надо обеспечить. Если выхода к воде нет — может быть, придется вдоль участка насыпать пляж? Если это действительно нужно! Ведь люди, в общем-то, не требуют тотального доступа к воде — местами это просто болото, камыш, к берегу не подойти. Удобных мест — 1 или 2 процента! Но людям надо дать возможность в полной мере отдыхать на воде, чтобы были пляжи».

Все решения будут приниматься только по решениям суда — никаких «келейных договоренностей», — отмечает Тыгин предупреждение президента РТ. «Кто будет их инициировать? Как всегда, местная власть, а кто же еще? — заключает он. — Президент дал время подумать, чтобы, как говорится, скорректировать собственную дурость!» Муниципалитеты так или иначе возьмутся за это, считает глава, особенно если их «снизу» подпирает общественное мнение, а сверху — ясно прозвучавшее президентское напутствие и полномочия различных контролирующих инстанций.

Тыгин рассказал также о замечании госсоветника РТ Минтимера Шаймиева (который, как известно, тоже проживает в Боровом Матюшино прим. ред.). По его словам, у некоторых собственников, которые — да, организуют где-то незаконные вещи — отношение к природе тем не менее бережное. А официальные пляжи, которые могут быть законными и публично доступными, зачастую представляют собой «кошмар и свинарник». Это, по словам Шаймиева, тоже надо учитывать.

Александр Тыгин
Александр Тыгин: «Для всех правила должны быть одни, думаю, что президент дал этот посыл своевременно и общество его правильно воспринимает»

«ЕСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВОЛЯ И РЕШИМОСТЬ НАВЕДЕНИЯ ПОРЯДКА»

Работа по поиску оптимального и эффективного решения этой проблемы уже ведется, сообщил «БИЗНЕС Online» старший помощник прокурора РТ по взаимодействию со СМИ Руслан Галиев. «Есть политическая воля и решимость наведения порядка в этой сфере совместно с контролирующими органами. Тем более будущий год объявлен Годом охраны водных объектов, работа будет активизирована», — рассказал он. По словам Галиева, в республике достаточно объектов, которые находятся в водоохранной зоне официально и неофициально, однако точных данных нет. «Дело в том, что до недавнего времени все вопросы, связанные с застройкой водоохранных зон, находились исключительно в сфере ответственности казанской природоохранной прокуратуры, которая нам не подчиняется. Часть объектов теперь находится в сфере ответственности татарской природоохранной прокуратуры. В любом случае работа будет направлена на достижение единого общественно полезного результата», — сказал Галиев.

Заместитель казанского межрайонного природоохранного прокурора Рамиль Ахметзянов, в свою очередь, рассказал, что проверки по берегам водных объектов начнутся буквально с первых дней 2016 года. В каждом конкретном случае придется разбираться, имеется нарушение закона или нет. «Ныне действующий кодекс вступил в силу с 1 января 2007 года и закрепил понятие неприкосновенности береговой полосы — 20 метров от уреза воды, — дополняет комментарий Панкратова Ахметзянов. — Это свободная территория, каждый имеет право доступа к ней, максимум — это аренда в целях благоустройства, отдыха. Вопрос в том, как быть с теми, кто получил право на использование участка не до 2007 года, а до 1995 года, когда был принят тоже достаточно жесткий Водный кодекс».

По словам Ахметзянова, очень часто профсоюзы, советы народных депутатов выделяли земли в зоне береговых линий под сады и дачи. Такие случаи придется рассматривать «буквально в лупу» и принимать решение. Нечасто, но бывает так, что участок выделялся в 1970 - 1980-х годах и гражданин возвел на нем дом, но теперь это частная собственность, прокуратура не может предпринять меры к сносу. Назвать точное количество таких участков в Татарстане не под силу даже муниципалитетам, говорит Ахметзянов: где-то сгорели архивы, где-то их потеряли. Другое дело, когда выясняются факты нового строительства и выделения земель. Таких очень много в Зеленодольском районе. Всего по линии прокуратуры ежегодно рассматривается до нескольких десятков подобных нарушений.

«Поскольку есть требования полосы, высказываются предложения пойти от обратного и намыть 20-метровую полосу перед спорными территориями. Такие идеи имеют право на жизнь, закон это сделать позволяет, решение об этом принимают руководство республики и уполномоченные органы, — подтверждает на этот раз догадку Тыгина прокурор. — В республике большая площадь водоемов представлена Куйбышевским и Нижнекамским водохранилищами. Это регулируемые водные объекты, и на практике возникают сложности, откуда отмерять эти 20 метров. Уровень воды то повышается, то понижается. Сейчас устанавливаются границы природоохранных зон водных объектов, к началу 2016 года эта работа должна завершиться», — подытожил Ахметзянов.