Дмитрий Медведев: «Не нужно предаваться иллюзиям, это не будет короткий период. По всей вероятности, помимо возвращения наших граждан, для того чтобы обеспечить безопасность для отдыха в Египте, потребуется время»
Дмитрий Медведев: «Не нужно предаваться иллюзиям, это не будет короткий период. По всей вероятности, помимо возвращения наших граждан, для того чтобы обеспечить безопасность для отдыха в Египте, потребуется время»

«НЕ НУЖНО ПРЕДАВАТЬСЯ ИЛЛЮЗИЯМ, ЭТО НЕ БУДЕТ КОРОТКИЙ ПЕРИОД»

После решения президента РФ Владимира Путина приостановить полеты в Египет из-за разбившегося лайнера А321 авиакомпании «Когалымавиа» страна фараонов начала стремительно терять россиян. В субботу в Египте находились около 80 тыс. российских туристов, а уже к понедельнику их число сократилось до 60 тыс. человек. Как сообщили «БИЗНЕС Online» в Госкомитете по туризму РТ, из 3,7 тыс. татарстанских туристов, по данным на 6 ноября, в стране пирамид оставались всего 2,4 тыс. человек. 18 ноября у татарстанских туристов истекает срок путевок — это значит, что до конца этого дня все, кто вылетал в Египет, прилетят обратно, в аэропорты «Казань» и «Бегишево».

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев уже поспешил заверить, что приостановка полетов — это не временное решение: «Не нужно предаваться иллюзиям, это не будет короткий период. По всей вероятности, помимо возвращения наших граждан, для того чтобы обеспечить безопасность для отдыха в Египте, потребуется время». Вместе с туристами Египет потеряет существенную часть доходов. Прямые убытки от отмены бронирования гостиниц на курортах Египта в зимние месяцы составят $500 млн., передает РИА «Новости» заявление члена правления ассоциации туристических палат Египта Хусама аш-Шаира. По его подсчетам, если вопрос не решится в течение четырех-пяти дней, Египет за год потеряет до $2 миллиардов.

«В ИНДИИ И ТАИЛАНДЕ НЕ ХВАТИТ ИНФРАСТРУКТУРЫ ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ ПАССАЖИРОВ, КОТОРЫЕ ПЛАНИРОВАЛИ ОТДЫХ В ЕГИПТЕ»

Финансовые потери коснулись не только туроператоров, но и аэропортов: «В ноябре у нас было запланировано три рейса в Хургаду и три — в Шарм-Эль-Шейх, на каждом рейсе перевозится примерно по 180 человек в одну сторону, — рассказал «БИЗНЕС Online» коммерческий директор ОАО «Международный аэропорт Бегишево» Феликс Козлов. — То есть после запрета мы, по грубым подсчетам, будем терять около 2 тысяч пассажиров ежемесячно. Для нашего аэропорта это некритично, но и не сказать, что ничтожно мало. Учитывая, что ежемесячный пассажиропоток составляет примерно 33 тысячи пассажиров, мы потеряем около 6 - 6,5 процента пассажиров».

Вероятность переориентации на другие направления Козлов оценивает в 50%: «Быстро такие вещи не делаются. Туроператорам надо открыть продажу по этим направлениям, авиакомпаниям — получить все разрешительные документы. В лучшем случае это получится реализовать к Новому году. На принятие решения влияет много факторов: международная обстановка, уверенность туроператора в заполняемости самолета, желание самих туристов». Из стран, которые могут стать заменой Египту, Козлов назвал Индию и Таиланд. «Рассматривались варианты перенаправить туристов в Турцию, но согласившихся на это пассажиров было так мало, что туроператор принял решение отменить рейс, — отметил Козлов. — Да и в Индии и Тайланде вряд ли хватит отельной инфраструктуры, чтобы полностью разместить то число пассажиров, которые планировали свой отдых в Египте. В конечном итоге число туристов, отдыхающих за рубежом, сократится».

13 ноября в аэропорт Бегишево должен прибыть крайний рейс из Шарм-эль-Шейха с отдохнувшими в стране пирамид туристами.

«ДАЖЕ ЕСЛИ ЗАВТРА СКАЖУТ: «ВСЕ, ВОЗОБНОВЛЯЕМ АВИАСООБЩЕНИЕ», — УЙДЕТ МЕСЯЦ-ПОЛТОРА НА ВОССТАНОВЛЕНИЕ»

Между тем улетевшие отдыхать в Египет татарстанские туристы никакого дискомфорта не испытывают. У коммерческого директора компании «Салават тур» Камиля Тарзиманова через сутки после катастрофы в Египет на отдых отправились дочка и внучка: «Мы каждый день общаемся в интернете, они прекрасно себя чувствуют, погода там отличная! — рассказал «БИЗНЕС Online» Тарзиманов. — Надо понимать, что произошла трагедия одного самолета, а не всей страны. Причины катастрофы выясняются, мы не можем сказать, что это было совершено преднамеренно, такое бывает где угодно, не только на рейсах Египет — Россия».

Собеседник издания указал на то, что по истечении туристических путевок Шарм-эль-Шейх и Хургада опустеют: «Вы задумайтесь, что будет, когда вывезут основную массу! Это 30 - 40 тысяч туристов в Шарм-эль-Шейхе и столько же в Хургаде — почти целый город, как наш Альметьевск или Елабуга. Для египтян — очень плохие последствия, а для наших туристов особых проблем не будет — начнут выбирать более экономные варианты для отдыха. Агентства потеряют только свою комиссию — они же не выплачивают деньги за сорванные поездки, это задача туроператоров».

В Татарстане наибольшие финансовые потери понесут «Натали Турс», «Пегас Туристик» и «Корал Тревел», полагает эксперт, ведь эти туроператоры совершали больше всего рейсов в Египет: «У них самолеты на рейсах выкупали целиком, и теперь, когда они летают пустыми в одну сторону, туроператор теряет до нескольких десятков тысяч долларов, — говорит Тарзиманов. — По России, судя по количеству рейсов, счет идет на шестизначные и даже семизначные суммы».

Турагентсва полагают, что на новогодние праздники египтяне россиян не увидят: «Даже если завтра скажут: «Возобновляем авиасообщение», — уйдет месяц-полтора на восстановление продаж, на организацию туров», — прогнозирует Тарзиманов. Впрочем, сами туристы продолжают надеяться на лучшее: «Многие не отменяют свои путевки в Египет на январь и февраль — просят нас подождать: люди рассчитывают, что ситуация стабилизируется и авиасообщение возобновится, — рассказала «БИЗНЕС Online» руководитель отдела туризма компании SkyLand в Казани Галина Рылова. — В целом спрос на Египет особо не упал, наоборот, люди звонили и уточняли, не падают ли цены и как они могут улететь дешевле».

«К НАМ ПРИХОДЯТ И ГОВОРЯТ: «МЫ В СУД БУДЕМ ПОДАВАТЬ». НА КОГО? НА ПУТИНА, НА СИРИЮ, НА ЕГИПЕТ?»

Гораздо меньше поводов для оптимизма у туристов, которые планировали вылететь в Египет на этой неделе. Те из них, кто не согласился на альтернативное предложение от туроператора полететь с доплатой в Турцию, Индию или Таиланд, столкнулись с тем, что деньги им возвращены не будут. Как пояснила Рылова, штрафные санкции за возврат стоимости путевки вступают в силу у туроперторов за три недели до вылета. В случае если клиент потребовал вернуть деньги за два-три дня до вылета, штраф достигает 100%. При этом туристы, запланировавшие отпуск в конце декабря, могут рассчитывать на возмещение стоимости всей путевки, за вычетом агентских $30 - 50.

«Послезавтра у нас вылет в Египет, по нашему договору этот тур штрафной, просто вернуть деньги туроператор не может, потому что им проплачены борт и номер в отеле, — говорит Рылова. — Помните позитивные слова Путина о том, что «вам вернут все деньги»? Конечно же, этого не будет, у нас госбюджет не возвращает деньги за туры. Чтобы не стать банкротом, турператоры меняют направление с Хургады на Анталью. Это более-менее соотносимые по бюджету направления. Либо предлагают выбрать другое направление с доплатой — Таиланд, Индия, Мальдивы. Естественно, это другой бюджет. Но они все равно идут навстречу. А к нам приходят и говорят: «Мы в суд будем подавать». На кого? На Путина? На Сирию? На Египет?»

Адвокат Олег Камалов не рекомендует туристам, получившим отказ в возврате денег, опускать руки: «В том случае, если клиент не воспользовался туром, законодательство предусматривает возврат до 60 - 70 процентов от стоимости путевки, — рассказал он «БИЗНЕС Online». — Речь идет о возврате той части затрат туроператора, которую турист не применил, — гостиница или перелет. Кроме того, это не зависит от того, когда день вылета — через день или через месяц. Судебная практика по взысканию денег с туроператоров существует». В Госкомитете РТ по туризму также не исключают тот факт, что клиент турагентства или туроператора, не согласный с размером выплат, может оспорить заключенный договор в суде.

«ПОЧТА РОССИИ К ДОСТАВКЕ БАГАЖА ПОКА НЕ ПРИВЛЕКАЕТСЯ»

Опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты сходятся в одном: будущее авиасообщения между Египтом и Россией будет напрямую зависеть от результатов расследования катастрофы. Если будет доказано, что был теракт, путь в Египет россиянам будет заказан надолго. В противном случае железный занавес с египетского неба будет сброшен в течение двух-трех месяцев, в майские праздники караваны туристов из России привычными рейсами отправятся в Шарм-эль-Шейх или Хургаду.

По-прежнему туманной остается судьба багажа туристов. Начальник группы информации и связи с общественностью ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по РТ» Марат Рахматуллин уточнил, что самолеты с багажом под контролем МЧС исправно доставляются до Москвы, оттуда чартерными либо регулярными рейсами — до аэропортов вылета туристов. «Почта России к доставке багажа пока не привлекается, обходимся силами Росавиации», — уточнил Рахматуллин.

ПОЧЕМУ РОССИЯНЕ ОТКАЗЫВАЮТ ЕГИПТУ?

Напомним, первым о необходимости приостановки полетов российской авиации в Египет на заседании национального антитеррористического комитета высказался директор ФСБ Александр Бортников. По его словам, запрет должен действовать до выяснения причин падения самолета «Когалымавиа»: «Необходимо получить абсолютно объективные данные о причинах крушения». И буквально через полчаса СМИ распространили заявление пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова: Путин одобрил предложение Бортникова. Туристический сектор Египта выразил надежду, что решение России о приостановке авиасообщения затронет только аэропорт Шарм-эль-Шейха — до устранения претензий к этой воздушной гавани, при этом туристы смогут поехать на другие египетские курорты на Красном море. Но Песков позже уточнил: приостановка полетов касается всех рейсов в страну фараонов, в том числе и в Каир. Член консультативного совета при министре туризма Египта Мухаммед Юсеф заявил, что уход российских и британских туристов из Египта лишит страну 70% турпотока и нанесет страшный удар по отрасли, дающей более 11% египетского ВВП и более 14% валютных поступлений в казну: «Российские туристы стоят на первом месте, это 3 миллиона туристов в год, — цитирует Юсефа газета «Аль-Ахрам». — Британцы — 1 миллион. Их уход с рынка — это сильный удар по отрасли. Потери составят 70 процентов турпотока».

До разразившихся в январе 2011 года в Египте беспорядков, приведших к смене правящего режима, страну посещали порядка 15 млн. туристов в год, затем их число резко упало. На приток туристов в последние годы негативное влияние оказывали нестабильная политическая обстановка, обвал в системе безопасности и активизация на севере Синайского полуострова террористических группировок, связанных с «Исламским государством» и «Аль-Каидой» (запрещены на территории России), взрыв у итальянского консульства в Каире, неудавшийся теракт в Луксоре, убийство генерального прокурора, захват и казнь гражданина Хорватии, расстрел группы туристов из Мексики. До катастрофы над Синаем Египет рассчитывал к концу 2015 года принять около 10 млн. иностранных туристов. На конец августа эта цифра составляла 6,6 млн. человек — на 5% больше прошлогоднего показателя. Доходы от туризма к концу 2015 года планировались на уровне $7,5 - 8 миллиардов. Уже известно, что прямые убытки от отмены бронирования гостиниц на курортах Египта в зимние месяцы вследствие приостановки рядом стран полетов в эту страну составляют $500 миллионов.

Потери от введенного запрета летать в Египет могут составить не менее 3,6 млрд. рублей, заявил вице-президент ассоциации туроператоров России (АТОР) Дмитрий Горин. Он отметил, что эта сумма учитывает потери только членов АТОР, а не всего рынка. Согласно расчетам АТОР до конца Нового года в Египет было продано около 70 тыс. путевок при средней стоимости в $800. В российском союзе туриндустрии, в свою очередь, отмечают, что туроператоры продали около 140 тыс. путевок в Египет до марта 2016 года.