Жанна Белицкая на посту главного художника города будет иметь обширный круг полномочий
Жанна Белицкая на посту главного художника города будет иметь обширный круг полномочий

«СРЕДА ГОРОДА ДОЛЖНА НАСЫЩАТЬСЯ»

Название новой должности Жанны Белицкой сразу и не выговоришь: «заместитель начальника управления — начальник отдела городского дизайна (главный художник Казани)». Впрочем, длина названия отражает обширный круг полномочий. В ведение главного художника переданы вопросы рекламы и информации (согласование вывесок), цветовые решения улиц, вопросы благоустройства, а также курирование некапитальных объектов — павильонов и киосков. Ранее эти темы рассматривала главный архитектор города Татьяна Прокофьева, но теперь полномочия разделены. Сама Прокофьева рассказала «БИЗНЕС Online», что разделение полномочий произошло для повышения эффективности управления, т. к. для одного «подконтрольное хозяйство» слишком большое.

Белицкая, в свою очередь, сообщила газете «БИЗНЕС Online», что теперь город будет усиленно развивать порученные ей направления — оформление фасадов домов, установку уличной мебели, малые архитектурные формы и пр. Всему этому главный художник обещает придать второе дыхание. «Среда города должна насыщаться, город должен быть уютным, — уверена Белицкая. — А предметная среда — она и бросается в глаза, и создает узнаваемость не только города, но и объекта, например, это установка многофункциональной уличной мебели, малых архитектурных форм, оформление фасадов, озеленение приобъектных территорий, благоустройство пешеходных территорий, особенно в современной части города. Сегодня этого городу, на мой взгляд, не хватает. Утратили свою функцию тротуары в современной части города. У нас были другие первоочередные задачи, этому направлению не уделялось должного внимания, но теперь его надо развивать, а с выделением в более узкий сегмент задачи определены более четко».

Основной фронт работ главного художника — согласование вывесок
Основной фронт работ главного художника — согласование вывесок

Впрочем, до тротуаров руки пока не дошли. Основной фронт работ главного художника — согласование вывесок. Несмотря на то что порядок в данном направлении наведен, Белицкая обещает сделать все возможное, чтобы упростить процедуру, сократить сроки рассмотрения. Другое направление деятельности — цветовое оформление улиц и площадей. Последняя масштабная работа была проведена до Универсиады, когда было выделено 118 улиц, по каждой из которых подготавливалась отдельная концепция, предусматривающая комплекс мероприятий по улучшению внешнего облика улицы, подбирались цвета для выкраски фасадов, происходили замена мощения, подбор светильников. В чем-то были допущены ошибки, но в целом такой подход себя оправдал — город к студенческим Играм преобразился, вспоминает Белицкая. Теперь переоформить улицы планируется к другому событию мирового уровня — чемпионату миру по футболу 2018 года, конечно, с учетом набитых ранее шишек.

Главный художник обещает сотрудничать с креативными горожанами или приезжими специалистами. Например, открытый конкурс на проект благоустройства набережной озер Кабан подарил несколько идей, которые было бы неплохо реализовать отдельно от набережной. Тем более что сами конкурсанты выразили в этом заинтересованность, отмечая, что в Казани можно реализовать не один проект по насыщению городской среды из тех, что уже воплощены в европейских городах.

«Не только вывеска является узнаваемостью объекта, но, например, и ухоженность территории, нестандартность оформления объекта, лаконично вписанного в действительность, наличие различных архитектурных форм. Если раньше было достаточно повесить крупный баннер и тем самым привлечь к себе внимание посетителей, то сейчас это не в тренде. Пришло понимание, что оформление пространства должно быть достаточно лаконичным, появляются другие средства самовыражения. И мы хотим это популяризировать», — рассказала Белицкая.

Татьяна Прокофьева рассказала, что разделение полномочий произошло для повышения эффективности управления — для одного «подконтрольное хозяйство» слишком большое.
Татьяна Прокофьева рассказала, что разделение полномочий произошло для повышения эффективности управления, т. к. для одного «подконтрольное хозяйство» слишком большое

В качестве одной из идей планируется вернуться к проведению конкурса на лучший объект Казани, своего рода «архитектурный городской Оскар». Впервые городской конкурс был проведен в 2008 году, затем в 2010-м и 2012-м годах. Построенные за последние три года объекты и попадут «под прицел» жюри. Причем если раньше эксперты оценивали объекты, заявленные самими конкурсантами, то теперь планируется «выбирать из построенного» — для большей объективности. Конкурс планируется провести весной следующего года. Номинации не будут ограничиваться только зданиями, но также оценят благоустройство (причем как дворов, так и общественных мест), интерьер помещения и пр., отдельно оцениваться будут объекты, построенные как малым бизнесом, так и крупным. Все-таки возможности у них разные.

Отметим важную деталь. Главный художник, судя по подконтрольным сферам, будет тесно работать с бизнесом: вывески, благоустройство, оформление целых улиц. Это сферы, где если и не крутятся миллиарды, то миллионы — стабильно. Хотя, например, в Москве на такие проекты, как реализация общегородской концепции покраски фасадов домов на основных магистралях или декоративные клумбы, развешанные на фонарных столбах, ушли в свое время как раз миллиарды. С поправкой на масштабы и в Казани такие «вкусные» с точки зрения финансовых потоков сферы регулирования, безусловно, добавляют главному художнику города аппаратного веса.

«СИСТЕМНЫЙ, КРЕАТИВНЫЙ ЧЕЛОВЕК»

Отметим, что Белицкая приходится дочерью известному в Казани архитектору Владимиру Белицкому, который сам долгое время проработал в администрации города. По его проектам в Казани были построены корпус управления почтовых перевозок и корпус пассажирского сервиса на Привокзальной площади, здание железнодорожной больницы на улице Ершова, административное здание санатория «Ливадия», мечеть на улице Фучика и многие другие объекты, под его руководством создавались вольеры в Казанском зоопарке и проходила реконструкция парка им. Горького в 1970-х годах. Словом, можно говорить о некоторой преемственности.

Жанна Белицкая в исполкоме города работала под руководством Розалии Нургалеевой, которая ныне возглавляет Государственный музей изобразительных искусств РТ, а раньше сама была главным художников Казани
Белицкая в исполкоме города работала под руководством Розалии Нургалеевой, которая 15 лет сама была главным художником Казани, а сейчас возглавляет музей изобразительных искусств РТ

Белицкая в исполкоме города работала под руководством Розалии Нургалеевой, которая ныне возглавляет Государственный музей изобразительных искусств РТ, а раньше сама была главным художником Казани (с 1990 по 1999 год ее должность так и называлась, а с 2000 по 2005 год она была трансформирована в «начальник управления городского дизайна городской администрации»). В 2005 году должность было решено упразднить. «Тогда была смена руководства в мэрии и были передвижки. Хочу сказать, что Ильсур Метшин не предполагал, что я уйду из управления архитектуры, мне предлагалось остаться. Это было не так, что меня упразднили, — подчеркивает в разговоре с «БИЗНЕС Online» сама Нургалеева. — Я очень рада, что мои ученики сегодня востребованы. Жанна Белицкая будет превосходным руководителем. Это очень системный, креативный человек».

«ДИЗАЙН ДОЛЖЕН ОХВАТИТЬ ВЕСЬ ГОРОД»

Эксперты по предложению «БИЗНЕС Online» оценили задачи для главного художника Казани.

Александр Дембич
Александр Дембич

Александр Дембич — заведующий кафедрой градостроительства КГАСУ:

— Как главному художнику Казани Жанне Белицкой я бы посоветовал первым делом отредактировать соответствующие правоустанавливающие документы по художественной деятельности на территории Казани. У нас, конечно, есть документы — о благоустройстве городской территории и другие, но все они разрозненны, между собой не связаны и довольно плохо составлены. Для того чтобы целенаправленно и системно свою деятельность проводить, первым делом надо заняться документами, привести их через сессию Казгордумы. У нас идет все в ручном управлении и бессистемно. Отсюда и многие ошибки. Жанну Белицкую я помню студенткой, она училась у меня. Девушка очень толковая, системная, все это может делать.

Николай Васильев — советник министра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ:

— Когда я работал в управлении архитектуры города Казани в 1980-е годы, там тоже была учреждена должность главного художника, ее прекрасно исполнял в свое время Равиль Айдаров. Достаточно значительные успехи были проделаны именно с точки зрения комплексной организации художественной среды. Для города иметь подразделение, которое специализируется на этом вопросе, конечно, полезно.

Николай Васильев
Николай Васильев

Стоит ли вводить должность другим городам? Так ведь результат того, что появляется такая должность, — это как раз анализ опыта регулирования процессов по примеру Москвы, Санкт-Петербурга, где есть довольно положительный результат. Там не только выделен человек с особым статусом — там целые подразделения. Недостаточно иметь одного маэстро, это же система управления. Жанна Владимировна не будет брать кисть и начинать предлагать свои решения. Это политика управления. А вот как она будет взаимодействовать с другими подразделениями, с бизнесом — это уже вопрос организации процесса.

Задача подразделения — повысить культуру регулирования процессов в этом направлении. Я думаю, что у Казани сегодня достаточно высокий статус и высокие требования, чтобы уделять этому более серьезное внимание. Конечно, такая работа велась и ранее, но раз повышаются требования, то системе управления надо ответить на это соответствующими изменениями.

Розалия Нургалеева — директор Государственного музея изобразительных искусств РТ:

— У меня была прекрасная команда, сейчас многие из нее занимают хорошие позиции. Кого-то забрали в «Татинвестгражданпроект», а Жанна Белицкая осталась в отделе городского дизайна.

Работа была очень насыщенной. Ребят я брала после института, в управление городского дизайна молодежь стремилась. Владимир Кудряшов (ныне замминистра строительстваприм. авт.) у нас вообще делал диплом.

Нами была проведена огромная работа — конечно, благодаря тому, что там работала молодежь, но еще и потому, что было огромное внимание со стороны мэра города. Реконструкция улицы Баумана, начиная от брусчатки и фонтанов, реконструкция фасадов, колористика. У аптеки Бренинга мы хотели поставить ему памятник. Был проект памятника фонарщику, первому банкиру. Казанский сирота — дивный был проект, который сыграл бы свою культурную, туристическую роль. Скульптор запечатлел мальчика, реального, который гулял тогда по Баумана. Были сделаны концепции развития улиц Петербургской и Московской.

Очень интересный проект по возвращению исторических названий мостов через Булак, потому что там не только малые формы с указателями, но и была проведена очень большая исследовательская работа. Мы этим и отличалась — группа постоянно занималась исследованием, на базе исторических данных мы создавали интересные проекты. С нуля начинали парк Победы. Большая работа проводилась по станциям метро.

Тогда еще никто и не помышлял о передаче кукольного театра епархии. У нас было предложение воссоздать суконную мануфактуру именно в историческом варианте, внутри сделать стеклянное сооружение как некий образовательный центр, но церковь — храм «Всех скорбящих Радость» — передать епархии.

Уже тогда мы начинали работу по паркам и скверам — у нас была серия предложений по их реконструкции. Например, была модель фонтана из Лядского сада в масштабе 1:5, но не в таком виде, в каком он стоит сейчас, а в историческом. Мы нашли старые фотографии, и скульпторы для нас сделали реконструкции. Это была великолепная скульптура — женская голова, осеняющая голову младенцев, которые символизировали времена года: у одного — корзинка с плодами, у другого — с елкой. Очень интересная композиция.

Сквер Карла Фукса был восстановлен в кратчайшие сроки. Была огромная работа по воссозданию памятников, помимо Карла Фукса провели конкурс на лучший памятник Шаляпину.

К сожалению, не все удается реализовать. Из 100 процентов, думаю, реализовать удалось процентов 60.

Эрик Терегулов
Эрик Терегулов

Эрик Терегулов — архитектор:

— В городе очень много художественных и архитектурных школ, есть профессиональные училища, профильные кафедры и факультеты в университетах. В Казани много профессиональных и действительно крутых художественных и дизайнерских коллективов. И это направление нужно развивать на высоком международном уровне (но без потери региональной и местной самобытности), чтобы город стал привлекательным для жизни и бизнеса, развивался в условиях меняющегося мира, постиндустриальной, креативной и глобальной экономики.

В связи с этим, считаю, миссия главного художника Казани и его команды — сделать все, чтобы дизайн из учебных классов, студий дизайнеров и кабинетов чиновников вышел на улицы, внутрь зданий, в умы людей. И далеко не только в виде грамотной и стильной наружной рекламы, цветового оформления улиц, формального благоустройства и других объектов, подлежащих официальному согласованию.

Например, это могут быть программы по формированию городского и праздничного дизайнерского кода — декоративного освещения экстерьеров улиц, интерьеров общественных пространств (в частности, поликлиник, библиотек, детских садов и школ), дизайна городских крыш, фирменного стиля городских и локальных мероприятий, вплоть до дизайна спецтехники и спецодежды муниципальных сервисных служб.

Дизайн должен охватить весь город, все аспекты деятельности, стать частью мышления горожан. Чтобы ни одна занавеска в квартире не вешалась бы без идеи искренней поддержки дизайн-кода экстерьера своего дома. Чтобы у каждой улицы, площади, городского «места», административного района появилась бы своя уникальная идентичность, формирующая локальный патриотизм и дух места. Это подтолкнет всех горожан и гостей стать лучше, чем мы есть, заставит остаться молодежь, притянет в наш город новых людей, ценных для развития города и новой экономики.

«Миссия главного художника Казани и его команды — сделать все, чтобы дизайн из учебных классов, студий дизайнеров и кабинетов чиновников вышел на улицы, в умы людей»
«Миссия главного художника Казани и его команды — сделать все, чтобы дизайн из учебных классов, студий дизайнеров и кабинетов чиновников вышел на улицы, в умы людей»

Чтобы запустить эти механизмы (столицей дизайна Казань станет не за один год), команде главного художника предстоит свернуть горы: консолидировать профессиональное сообщество, повысить качество услуг и статус профессии дизайнера и художника, осуществить массу организаторской работы, привлечь инвесторов и, главное в наших условиях, убеждать лиц, принимающих решения, в административной и финансовой поддержке не очевидных для индустриальной экономики действий.

Уверен, Жанна Владимировна с этим справится и именно как главный художник, совершивший качественный поворот в развитии городской среды, войдет в историю города. Она потомственный архитектор, опытный специалист, функционер со стажем, у Белицкой обширные связи в профессиональной среде, авторитет и управленческий опыт. Ее отец Владимир Евгеньевич — великолепный рисовальщик, заслуженный архитектор ТАССР, также занимал руководящие посты в структуре городской администрации. Я сам вместе со своими соратниками готов оказать Жанне Владимировне посильную поддержку в этом нелегком деле (например, если окажусь полезным, как участник творческих советов и оргкомитетов пилотных мероприятий).