Искандер Ахмедов
Искандер Ахмедов

НАГРАДА НАШЛА ГЕРОЯ

Есть такая история. Поймал мужчина золотую рыбку и загадал желание: хочу стать Героем Советского Союза! Желание сбывается. Загадавший желание оказывается в окопе один, а в непосредственной близости — немецкие танки, пехота, взрывы... Очень тонко воспевается великий подвиг — иногда ценой жизни...

20 октября в Симферополе состоялось историческое событие — церемония передачи знака особого отличия — медали «Золотая Звезда» — и грамоты о присвоении звания Героя Российской Федерации (посмертно) Алиме Абденнановой. Справедливость восторжествовала. Награда будет храниться в Центральном музее республики. Указ о присвоении звания за героизм, мужество и отвагу в борьбе против немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны был подписан президентом РФ Владимиром Путиным еще 1 сентября 2014 года.

Красивая крымская татарка в годы оккупации Крыма собирала данные о передвижении немецких войск, была военной разведчицей-резидентом разведгруппы Отдельной Приморской армии, а в 1944 году была расстреляна.

Награждение еще раз напомнило о том, что победа в Великой Отечественной войне является как раз показателем идентичности, той самой скрепой для общности народов России и СНГ, которую классик евразийской философской школы Николай Трубецкой назвал многонародной евразийской нацией.

КРЫМ: СКЕПСИС И ТЕПЛЫЕ ОБЪЯТИЯ

В предыдущих статьях, опубликованных в «БИЗНЕС Online» в 2014 году, я много писал о близости и ближайшей родственности татарского и крымскотатарского народов. Что-то оправдалось (а в чем-то не совсем), но бессмертные строки Гете — «Теория, мой друг, суха, но древо жизни вечно зеленеет» — актуальны всегда, независимо от обстоятельств и времени.

Уже потом, на «земле», когда я работал в постоянном представительстве Республики Татарстан в Республике Крым (создано в конце марта 2014 года), понял, что крымские татары оказались еще более близкими, чем думал.

Вообще, в Крыму складывалось ощущение, что шло некоторое соревнование — кто более родной и свой для вновь прибывшего в семью народов России. Крым посещали представители разных областей и республик, в том числе кавказских. Крымские татары поначалу, мягко говоря, со скепсисом относились к известным переменам статуса Крыма, но лед со временем таял. Некоторая отчужденность и настороженность были и по отношению к посетителям из Татарстана, но затем вновь пришло осознание, что мы очень близкие народы.

Язык, культура, происхождение и многое другое, родное. Наконец, два народа имели общую государственность (Тюркский каганат, Золотая Орда, татарские ханства), общую династию — Чингизидов, ветвью которых была династия крымских Гиреев (Гераев).

В дополнение к культурному и историческому базису большое значение имели действия Татарстана, который помог избежать самого худшего сценария (кровопролития), а затем взялся патронировать исторически и стратегически важный Бахчисарайский район, помогать Крыму в целом. И словом, и делом.

Получается, не зря президент Татарстана Рустам Минниханов, самолет которого в разгар «крымской весны» в Симферополь не пустили украинские диспетчеры, окунулся в родную «стихию» — пересел на авто — и добрался до Крыма, чтобы провести очередные переговоры с руководством меджлиса и встретиться с крымскими властями. И это было только начало.

КАЗАНЬ И БАХЧИСАРАЙ: БЛИЖЕ, ЕЩЕ БЛИЖЕ

Итак, в реальности же наши народы оказались еще ближе, чем мы думали.

Оказалось, что праздник Хыдырлез — это, по сути, и есть Сабантуй, который также восходит к кочевой и земледельческой традиции; что крымскотатарская борьба корэш — это и есть татарский корэш — борьба на поясах. И такие примеры можно приводить до бесконечности. Особо стоит отметить: и в Крыму, и в Татарстане знаковые горы имеют форму юрты (шатра) и так и называются Чатыр: Чатыр-Тау в Азнакаевском районе Татарстана и Чатыр-Даг на южном берегу Крыма. Братские горы имеют культовое и сакральное значение. Ежегодно в мае на Чатыр-Даг проходит массовое восхождение, которое посвящается жертвам депортации.

Что касается крымскотатарского языка, он очень красив и мелодичен, в то же время в нем чувствуется и мужское начало: к примеру, как красиво звучит: «Мен сени севем» («Я тебя люблю»). Или «Къырым Джумхуриетининъ Анаясасы» («Конституция Республики Крым»). Крымскотатарский язык очень похож на татарский, слова и грамматика схожи процентов на 90. Правда, необходимо привыкнуть: слова одни и те же, но фонетика зачастую разная: так, слово «бик» («очень») звучит как «пек», «гаилэ» — «аиле». В чем-то крымскотатарский язык даже ближе к языку Тукая — дореволюционному, старотатарскому языку: например, окончания глаголов (-мек, -мыз).

Кстати, когда наша делегация молодежи Республики Крым приехала в Татарстан в августе на VI всемирный форум татарской молодежи-2014, многие члены делегации говорили, что почувствовали себя как дома, были восхищены Казанью и теплым приемом. «И внешне мы один народ», — сказал один из прибывших из Крыма. Буквально на днях стало известно — недавно состоялась свадьба двух участников того форума, крымскотатарской девушки и татарского парня.

Как говорится, Казань сближает.

КРЫМСКИЕ ТАТАРЫ: ПОДВИГИ И ПРОБЛЕМЫ

Как и Алима Абденнанова, крымскотатарский народ является героем — коллективным. Конечно, отчасти я субъективен: рос вместе с крымскими татарами, которые были депортированы в том числе в Узбекистан, где я провел свое детство в Фергане.

Идеализации необходимо избегать, но очевидно, что не только любимый Татарстан может быть и является примером для Крыма (как и для других регионов), но и коренной народ может служить примером. Несмотря на то что крымские татары пережили трагедию — потерю Родины в результате депортации, они смогли возродиться, как птица Феникс: вернуться в Крым, пожертвовав комфортом и начав жизнь с нуля.

Это как в психологической школе экзистенциализма: лишь пережив драму или оказавшись на краю, но выжив, человек обретает вкус к жизни и свободу духа — на новом уровне, новые характеристики. Думается, это относится и к народам.

У крымских татар — «культ» образования, учебы и — одновременно — силы. По понятным причинам детей воспитывали так, чтобы смогли постоять за себя и — одновременно — продвинуться в жизни, что подразумевает приоритетное отношение к образованию и науке. К примеру, значительная часть медицинских учебных заведений составляют крымские татары, а интеллектуалы — основатель крымскотатарской республики Номан Челебиджихан и Исмаил Гаспринский и дважды Герой Советского Союза Аметхан Султан — являются культовыми фигурами.

В целом импонирует и распространенная концепция происхождения крымских татар — достаточно сбалансированная: в формировании коренного народа Крыма приняли участие практически все этносы, которые жили в Крыму на протяжении тысячелетий (десятки этносов, начиная от скифов и тавров). В отличие от некоторых казанских собратьев они не зацикливаются на одной эпохе. При этом символично, что общепризнанный и горячо любимый флаг народа, который есть в каждой в семье и почти в каждой машине, — небесно-голубое (цвет древних тюрков) знамя с тамгой Гиреев (ветви потомков Чингисхана): той эпохи, которая, в общем-то, и сделала крымских татар крымскими татарами.

Кстати, под небесно-голубыми знаменами крымские татары вышли и на парад 9 мая 2014 года. Впереди шли дети и ветераны, груди которых усеяны орденами и медалями, бодрые и сильные духом, участники демонстрации несли портреты крымских татар-героев Великой Отечественной войны... И раздались аплодисменты «народной самообороны Крыма», у которой отношение, как было принято считать, не самое лучшее... Это одно из самых мощных впечатлений за время работы в Крыму. И на следующий год на параде одним портретом станет больше.

Конечно, есть у крымских татар и проблемы. Есть вопрос поддержки и развития национальной культуры, изучения в школах крымскотатарского языка, значительная часть крымских татар живут в сельской местности, где нет достаточно налаженной инфраструктуры, вопрос земли... Хочется, чтобы крымские татары избежали участи разделенного народа (многие живут в Турции и на Украине)... Хотя этого не смогли избежать даже русские (самый крупный разделенный народ) и курды, всплеск пассионарности которых мы наблюдаем в наши дни.

Есть те, кто не принял новый статус Крыма и уехал в Киев, в том числе последователи экс-главы меджлиса Мустафы Джемилева, который иногда занимается политическим троллингом. «Мало ли кто на нашей земле что делал. А князь Владимир — так вообще киевский князь. Москва для крымских татар — это очень сакральное место: Девлет Герай, после того как захватил Москву, вывешивал там свою плетку в назидание другим. Но мы же не претендуем на Москву как на наше сакральное место», — сказал Джемилев.

А ведь Крым — действительно особое, как говорит Путин, «сакральное» пространство, место проживания многих этносов, общий дом, в котором места хватит всем, причем как в прошлом, так и в настоящем и будущем. И родная гавань.

ТАТАРСТАН — УВАЖАЕМЫЙ И КОЛЛЕКТИВНЫЙ

После десятилетий отсутствия системной работы по решению вопросов депортированных лед тронулся. Принят Указ президента РФ о восстановлении прав народов, юридической реабилитации, создан обновленный Госкомитет по делам национальностей и депортированных граждан, из федерального бюджета выделены миллиарды на системные мероприятия по культурной и политической реабилитации депортированных, Ураза-байрам впервые объявлен общереспубликанским выходным, крымскотатарский язык стал одним из трех государственных в республике, в каждом министерстве один из заместителей — крымский татарин. Строится Соборная мечеть в Симферополе, создан канал «Миллет» (выделено 177 млн. рублей из федерального бюджета).

Интеграция идет, и хочется надеяться, что это только начало.

О роли РТ уже было сказано, наиболее концентрированно взаимодействие идет с Бахчисарайским районом, который закреплен за Татарстаном правительством России. Это как безвозмездная материальная помощь (к примеру, строительные материалы для школ и детских садов, автомобили Ford, финансирование ремонтных работ в бахчисарайском Ханском дворце и многое другое), так и большие социально-экономические проекты (создание индустриального парка, создание Крымского научного центра — филиала Института истории АН РТ), помощь в решении весьма насущных проблем (бурение водных скважин в селах района и другое), всесторонняя методическая помощь, в том числе переобучение сотрудников, без которого работать в новой реальности очень сложно. Очень важен пример стройотряда из Бахчисарайского района, который летом работал в Татарстане.

Бахчисарайский район получил финподдержку от Татарстана в размере более чем 60,8 млн. рублей.

Убеждался лично неоднократно в том, что Татарстан — пример для многих и в Крыму пользуется большим уважением. Не будет преувеличением — зачастую наша республика воспринимается как коллективный и трудовой герой, причем не только у крымских татар, но и у людей разных национальностей.

Несмотря на то что эйфория «Крымнаш» спала, прошло уже более полутора лет, складывается впечатление, что мы пока не осознаем масштабности того, что происходит сейчас. Это нечто историческое, причем не только для двух братских народов.

Большое видится на расстоянии, и оценить это в полной мере мы сможем, наверное, несколько позже.

Искандер Ахмедов,

в 2014 году — консультант постоянного представительства Республики Татарстан в Республике Крым