«КОГАЛЫМАВИА» НАСТАИВАЕТ НА «ВНЕШНЕМ ВОЗДЕЙСТВИИ»

Накануне стали известны первые результаты расшифровки черных ящиков российского самолета А321, разбившегося 31 октября в Египте. Согласно им экипаж лайнера не запрашивал у авиадиспетчеров аварийной посадки. Хотя ранее египетские СМИ сообщали, что перед крушением пилот сообщил о технических неполадках и просил разрешения на экстренную посадку. Источник в египетской следственной группе также сообщил, что расшифровка самописцев показала — никакого внешнего воздействия на самолет оказано не было. Также ряд изданий сообщил о том, что на тех частях лайнера, которые уже успели изучить следователи, следов взрывчатых веществ не обнаружено. При этом их источники добавляли, что изучение обломков только началось.

А вот представители «Когалымавиа», которой принадлежал разбившийся авиалайнер, уверены — на их борт было оказано внешнее воздействие. В этом они вчера пытались убедить журналистов на экстренно созванной пресс-конференции. Встретиться со СМИ решили гендиректор авиакомпании Александр Снаговский, замгендиректора по организации летной работы Александр Смирнов и замгендиректора по инженерному обеспечению Андрей Аверьянов.

«Мы исключаем техническую неисправность судна и непрофессинализм пилотов», — цитирует Смирнова «Комсомольская правда». По его словам, во время полета произошла «взрывная разгерметизация». Из-за колоссальной перегрузки люди, находившиеся на борту, могли погибнуть еще до того, как самолет упал на землю. Именно поэтому пилоты не сообщили об аварии, уверены в «Когалымавиа».

— Как вы прокомментируете сообщение, что самолет развалился в воздухе? — настойчиво спрашивали представителей авиакомпании журналисты.

— Это говорит о том, что, скорее всего, на борт было оказано внешнее воздействие, — заявил Смирнов.

— Теракт?

— Давайте не будем гадать, а дождемся результатов расследования...

Вечером мировые информагентства распространили сообщение американской разведки. Директор национальной разведки США Джеймс Клэппер заявил, что власти США не располагают подтверждениями версии о теракте, который мог стать причиной крушения российского самолета А321. По его словам, в США не видят «прямых свидетельств» этого. Согласно мнению Клэппера, «маловероятно», что террористы из «Исламского государства» (террористическая группировка, деятельность которой запрещена в ряде стран, в том числе в Россииприм. ред.) могли осуществить подобную атаку. При этом он отметил, что «не стал бы исключать» эту версию.

А газета The Daily Mail сообщила, что выложенный членами запрещенного в России ИГИЛ в интернете видеоролик, на котором якобы запечатлено крушение А321, не имеет отношения к российскому лайнеру. В издании отметили, что на видео очень низкого качества невозможно точно идентифицировать летящий объект, за которым тянется шлейф дыма.

С неожиданным заявлением вчера ближе к вечеру в Twitter выступил председатель комитета Госудумы по международным делам Алексей Пушков, который в последнее время стал своеобразной «говорящей головой» народных избранников. Он написал: «В «Когалымавиа» настаивают на версии внешнего воздействия на самолет, в Египте ее напрочь отвергают. Но просто так аэробусы с неба не падают».

«СЛИВ ДОКУМЕНТОВ»: ЛАЙНЕР БЫЛ ИСПРАВЕН

После пресс-конференции, наделавшей много шума, авиакомпания «Когалымавиа» опубликовала на своем сайте часть документов, переданных в следственный комитет РФ в рамках расследования авиакатастрофы. «По многочисленным просьбам журналистов и специалистов отрасли мы размещаем техническую документацию и документацию о проверках рейса 7К-9268. Данная официальная документация, говорящая о технической исправности борта, также была передана по запросу в следственный комитет», — говорится на сайте перевозчика.

В частности, речь идет о сертификате европейского агентства авиационной безопасности (EASA). Бумага была выдана компании 20 октября сроком до 17 ноября 2017 года. В настоящее время правила по организации техобслуживания Part-145 разработаны EASA и являются основным исполнительным документом в сфере техобслуживания воздушных судов. Правила определяют квалификационные требования, предъявляемые к организациям, осуществляющим техобслуживание самолетов и их комплектующих.

Также компания опубликовала сертификат летной годности самого самолета (EL-ETJ А321-231, серийный номер 663), выданный ирландскими авиавластями 31 марта 2015 года. Срок годности документа — до 30 марта 2016 года. В перечне документов также есть информация о прохождении самолетом и его силовыми установками плановых ежедневных, еженедельных и тяжелых форм обслуживания.

Последнее ежедневное обслуживание самолет проходил 30 октября, следующее должно было пройти 1 ноября, еженедельное обслуживание самолет проходил 26 октября и должен был без данной формы летать до 3 ноября. Тяжелую форму обслуживания C-Check самолет проходил 18 марта 2014 года на базе сервисного центра Turkish Airlines.

ДИСКУССИИ О «ВНЕШНЕМ ВОЗДЕЙСТВИИ» В БЛОГОСФЕРЕ

Тем временем в сети продолжают обсуждать самые разные версии развития событий в небе над Синаем. Большую популярность в ЖЖ набрал анализ крушения от пользователя под ником kramaha1.

«Первые результаты работы экспертов на месте крушения российского лайнера над севером Синайского полуострова в Египте привели к тому, что египетские власти и Центр управления диспетчерами Европейской организации по безопасности воздушной навигации (Евроконтроль) приняли решение запретить полеты гражданской авиации над Северным Синаем, — пишет он (орфография и пунктуация автора сохранены). — Как указывается в официальном заявлении, рейсы, ранее пролетавшие над севером Синайского полуострова в сторону Кипра, должны будут изменить свои маршруты, поскольку система обработки первичного полетного плана Евроконтроля (IFPS) не будет принимать такие планы полетов. Авиакомпаниям предлагается облетать север полуострова с запада — ближе к Каиру либо к Порт-Саиду».

По мнению блогера, все это говорит о том, что версия о теракте, которая еще вчера египетской стороной исключалась, сегодня стала как минимум рабочей. Он приводит пять вариантов «внешних злоумышленных воздействий на самолет», которые способны привести к его крушению.

«Первая версия — взрыв внутри самолета. То есть на самолет или в багажном отделении, или в салоне было пронесено взрывное устройство, и во время полета оно было приведено в действие. Вполне реальная версия. Я бы даже сказал самая реальная, если бы не одно но. При взрыве на борту нужно закрывать не небо над северным Синаем, а аэропорт, который допустил пронос на борт взрывного устройства. А закрывают небо».

Вторая версия, по мнению блогера, напрашивается сама собой — самолет был сбит с земли переносным зенитно-ракетным комплексом (ПЗРК). Но даже самое современное ПЗРК «Верба» имеет высоту действия до 4,5 тыс. м, а самолет в момент потери с ним связи летел на высоте 9 тыс. метров. То есть с ПЗРК самолет сбить не могли. Еще одну возможную причину — сухопутные зенитно-ракетные комплексы, способные сбивать самолеты с высоты 9 тыс. метров, — автор также отвергает. Так как для использования этой техники «требуется слаженная работа высококвалифицированной команды, а также различных дополнительных радиолокационных приспособлений, представить, что у террористов в Синае все это окажется, крайне сложно».

К версии о том, что аэробус был сбит истребителем или другим военным самолетом, а также к версии о том, что произошел перехват управления, блогер относится скептически. «Считаю, что если причиной катастрофы было внешнее воздействие, то это взрыв внутри самолета, — резюмирует автор. — А закрытие неба над севером Синайского полуострова вызвано неконтролируемым расползанием среди террористов средств поражения воздушных целей, пусть сперва и низколетящих. Если это так, то спокойным себя чувствовать на Ближнем Востоке не может уже никто»

В своем блоге мыслями о возможных причинах крушения, опираясь на пресс-конференцию «Когалымавиа», делится и журналист Ирек Муртазин: «Идет следствие, выводы делать рано, но можно предположить, например, взрыв в багажном отсеке. Пронести взрывное устройство в салон все-таки сложно. А вот багаж проверяется не так тщательно. Если допустить вероятность этой версии причины катастрофы Airbus 321, все встает на свои места. Взрыв, мгновенная разгерметизация и гибель пассажиров и экипажа, который даже не успел подать сигнала бедствия. И это не «внешнее воздействие».

Блогосфера также обратила внимание, что крушение совпало с долгожданной презентацией первого китайского гражданского самолета. Утром 2 ноября на предприятии китайского авиастроительного объединения Commercial Aircraft Corporation of China Ltd. (COMAC) в Пудун в Шанхае состоялась торжественная церемония выкатки первого опытного летного образца самолета С919. Это событие является важной вехой в развитии китайской авиационной промышленности, ведь воздушное судно может стать достойным конкурентом в классе пассажировместимости 158 - 190 мест (то есть аналогичном Boeing 737 и Airbus A320). К настоящему времени заявляется о наличии 517 заказов на С919, из которых 487 — от китайских компаний (в том числе 290 — от лизинговых компаний, учрежденных различными китайскими банками), 20 — от известной американской лизинговой компании GECAS, 10 — от небольшой таиландской авиакомпании City Airways.

«ТУРРЫНОК ВСТАЛ ПРАКТИЧЕСКИ ПО ВСЕМ НАПРАВЛЕНИЯМ! ЭТО ШОКОВАЯ РЕАКЦИЯ...»

Вчера президент России Владимир Путин вновь выразил соболезнования родным и близким тех, кто погиб в авиакатастрофе в Египте в субботу.

«Хочу еще раз выразить соболезнования близким, родным погибших», — сказал он сегодня на встрече с министром транспорта Максимом Соколовым, который возглавляет правительственную комиссию по расследованию причин этой катастрофы. «Это огромная трагедия, — сказал Путин. — Мы и сердцем, и душой вместе с вами. В такие трагедии, в такие часы, безусловно, очень важно чувствовать плечо близких людей, сопереживание всей страны по поводу этой ужасной катастрофы».

Президент отдельно поблагодарил жителей Петербурга, где проживала большая часть жертв катастрофы, за соболезнование и сопереживание их семьям.

Тем временем продажи турпутевок за рубеж после катастрофы по всем направлениям практически остановились. Об этом вчера сообщила пресс-секретарь российского союза туриндустрии Ирина Тюрина.

«В агентских сетях нам сообщают, что в субботу падение продаж составило 30 - 50 процентов по сравнению с обычными показателями. В понедельник продажи встали практически по всем направлениям. Буквально тишина. Это шоковая реакция: на фоне поиска версий трагедии и активного обсуждения темы «внешнего воздействия» туристы не готовы бронировать туры с перелетом в каком-либо направлении», — цитирует «Интерфакс» Тюрину.

Она добавила, что некоторые туры аннулируются, причем туры не только компании Brisco, чьи клиенты разбились в Египте, но и других туроператоров.

«Число аннуляций пока невелико, но в агентствах ожидают, что их будет гораздо больше. Судя по разговорам менеджеров по продажам с клиентами, люди реально боятся сейчас куда-то лететь», — сказала пресс-секретарь РСТ. Она добавила, что туристы, которые сейчас отдыхают в Египте, боятся возвращаться домой.

Тем не менее участники туристического рынка Татарстана говорят, что отказов от поездок в Египет они не получали. Так, директор «Компаньон СП» Сергей Пасечник сообщил, что отказываются от поездок в Египет 5 - 10% туристов. По его мнению, эта общероссийская тенденция сохранится примерно две недели, а потом спрос восстановится. При этом «Компаньон СП» не специализируется на турах в Египет, продает продукты «люкс», и поэтому на компании авиакатастрофа никак не отразилась.

Камиль Тарзиманов, директор «Салават тур», считает, что прошло слишком мало времени, чтобы делать какие-то выводы. «Сегодня первый рабочий день, пока отказов от путевок нет», — сказал он.

Директор компании «Персона Грата» Рамиль Мифтахов также не наблюдает отказа от путевок. «У нас отказов нет. Есть единичные случаи запросов, какой будет штраф в случае отказа от поездки», — сообщил Мифтахов. А в рамках закона о туризме в случае отказа от тура туроператор возвращает средства за вычетом фактически понесенных затрат. «Не могу сказать, что заказы остановились. Сегодня у нас брали путевки во Вьетнам, Турцию... Ближайшие вылеты состоятся по расписанию. Мне кажется, отказаться от полета могли люди, которые летают регулярными рейсами. Например, вместо того, чтобы добираться до Москвы самолетом, решили поехать поездом».