«ПРЕДСТАВЛЯЮ, КАК ВЗРОСЛЫЕ ГУГЛЯТ: «ЧТО, ЕСЛИ РЕБЕНОК...»

В просторном зале яркие — оранжевые и зеленые — столы и стулья. По краям — столики, похожие на барные стойки, видимо, предназначенные для старшеклассников. Дежурные ученики в разноцветной форме заботливо вытирают столы. В другом конце зала — несколько рядов стульев и экран. Здесь и проходит «урок добра». На экране демонстрируется интересная презентация.

«Мне ужасно надоело, что все вокруг указывают, что мне делать. Я даже представляю, как взрослые гуглят: «Что, если ребенок...» Им не нравится, если я ленивая или слишком активная, если поздно прихожу домой или вообще не выхожу из дома», — жалуется с экрана мультяшная девочка-подросток.

Школьный психолог Юлия Федоринова, выступающая в роли учителя, в свою очередь, обещает, что сегодня не будет никаких нравоучений, а будет просто откровенный разговор о том, что волнует каждого ребенка.

«Будет ли делать добро угрюмый, раздражительный, не уважающий себя, не уверенный в себе человек?» — обращается она к «залу». «Зал» дружно выражает несогласие.

Затем школьники делятся на две группы. Психолог задает ребятам жизненные задачи: что делать, если мама ворчит из-за беспорядка в комнате, если понравившаяся девочка на школьной дискотеке отказывается танцевать медленный танец, если одноклассник постоянно подшучивает над тобой? Первой группе предлагается найти решение проблемы с позиции «я себя не уважаю», второй — соответственно наоборот. Школьники из первой группы решают обидеться, устроить скандал или не обращать внимания. Вторые мудро рассуждают, что с обидчиком необходимо поговорить, а близких лучше не расстраивать.

«Можно быть героем повседневной жизни и без всяких подвигов, ведь ежедневная работа над собой — это и есть подвиг», — делает вывод еще один персонаж с экрана.

ГАРМОНИЯ ПРОТИВ КРИЗИСА

Педагог наглядно демонстрирует, к чему приводит такой «геройский» настрой:

Катя Лычева, 12 лет. Южный посол доброй воли от Советского Союза. В 1986 году посетила Соединенные Штаты Америки с миссией мира. На эту девочку была возложена миссия стать символом миролюбивой политики. На момент поездки ей было 12 лет. Она в совершенстве знала английский, который было не так-то просто выучить по методике советской школы. На протяжении всей долгой поездки она всегда улыбалась, была готова пообщаться с каждым и ни разу не подвела организаторов капризами или безответственным поведением.

«Итак, если мы все будем себя уважать, в мире наступит гармония и...» — обращается к детям психолог.

«Кризис закончится», — предполагает один из продвинутых пятиклассников.

На дом школьникам задают вместе сделать какое-то доброе дело — привести в порядок школьный двор, подъезд, помочь знакомой бабушке, сфотографироваться и выложить фотографии в соцсети с хештегами #ястанугероем и #геройкаждого дня. В отличие от традиционных домашних заданий это — абсолютно добровольное.

За интересное и нестандартное занятие дети благодарят психолога аплодисментами.

«РЕАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ ПЕРЕВЕДЕНО В КАТЕГОРИЮ РОСКОШИ»

«Задачи нашего урока — объяснить детям, что такое самоуважение, потому что очень часто дети путают это понятие с гордыней или самокритикой, какие поступки мы называем добрыми, — поделилась после урока с корреспондентом «БИЗНЕС Online» гендиректор фонда Дарина Табакова. — Важно, что такое занятие можно провести не только в школе, но и сами родители могут обсудить эту тему со своим ребенком. Методическое пособие и презентация к уроку находятся в открытом доступе, скачать их могут все желающие».

По словам психолога, такие занятия очень полезны еще и потому, что учат школьников заботиться друг о друге и о своих близких. «Сейчас дети больше заняты в информационном мире, общаются с друзьями виртуально. Здесь же мы обращаем внимание друг на друга. Сейчас реальное общение переведено в категорию роскоши. Не Bentley, не Ferrari, а именно общение!» — подчеркнула она.

Диляра Каримова

Ресторан для такого урока был выбран не случайно — в школе это не просто заведение для принятия пищи, но и место для интересных встреч. Случается, здесь проходят даже педсоветы — учителя за чашечкой чая беседуют с коллегами, рассказала «БИЗНЕС Online» директор школы Диляра Каримова.

«Это не просто уникальное мероприятие, мы часто практикуем нестандартные способы подачи материала, это наше профессиональное кредо, — уточнила она. — В том числе мы используем и сингапурскую методику, с помощью которой можно научить детей работать в команде. Вообще, сегодняшние дети в определенных вопросах более продвинутые, чем учителя. И иногда процесс обучения идет в обратную сторону: ученик — учитель. Такая совместная работа позволяет добиться максимального результата».