«ЗЛО К НАМ ПРИХОДИТ НЕ В ВИДЕ СМЕРДЯЩЕГО ШАЙТАНА, А В ВИДЕ МИЛЫХ КУКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВ»

Камиль хазрат Самигуллин — председатель ДУМ РТ, муфтий Татарстана:

— Я не знаю, зачем себя искусственно пугать, ужасов и так полно в нашем мире. Поэтому смысла в проведении Хеллоуина я не вижу. Это не наш праздник, и в какой-то степени его празднование — проявление любви к Западу. Понятно, что, когда советская власть начала распадаться, после 90-х годов повально хлынула продукция из-за рубежа. Если жвачка была из Америки, значит, это самая хорошая жвачка, если ручка, значит, она лучшая. И наша молодежь выросла на всех этих американских фильмах. Но это далеко от нас, это все не наше, и нужно посмотреть на смысл этого праздника, ведь ничего хорошего в нем нет. Я вспоминаю свое детство, и когда нам рассказывали ребята постарше какие-то страшилки о женщине на кладбище или что-то в этом роде, было невесело. Потом ведь дети плохо спят, им начинают сниться какие-то кошмары, они начинают переживать. Так вот зачем к этому приводить? В этом нет ничего хорошего.

Игумен Евфимий (Моисеев) — первый проректор Казанской духовной семинарии:

— Я считаю, что не нужен этот праздник и отмечать его не надо. Во-первых, не понятно, что мы празднуем. В любом празднике должен быть какой-то смыл. Или мы вспоминаем какие-то события, священные истории или наши отечественные истории, а тут, что мы вспоминаем? Совершенно не понятно. Во-вторых, он абсолютно не соответствует нашей национальной культурной и духовной традициям, ни православной, ни мусульманской. Потому что, по сути дела, в рамках тех празднований, которые проводятся на Западе, в США главным образом, фактически наблюдаем ситуацию, когда злые темные силы выдаются, наоборот, как такие светлые, поборники добра и так далее. То есть это полностью смещает акценты в ненужном направлении. И это не только мое личное мнение — церковь всегда осуждала празднование Хеллоуина. Не нужно нам это.

Этот праздник не только опасен, но и губителен для детской психики, и известна масса случаев, когда после подобных «игр» у детей происходят душевные расстройства. С этим нельзя шутить. Нельзя играть со смертью, играть в покойников и так далее. И если общество сознательно отказывается от этих табу, оно себя подвергает очень большой духовной опасности, поскольку под угрозу ставятся общественные основы жизни. Поэтому это касается не только религиозных людей, но и всех.

Вообще, если посмотреть официальную легенду этого праздника, это День всех святых, но только по католическому календарю. У нас есть по православному календарю День всех святых, который отмечается через неделю после Троицы. Пожалуйста, в этот день церковь действительно вспоминает всех святых, известных, неизвестных, всех, кого мы почитаем. Это не альтернатива даже, но такие праздники можно приветствовать.

Алла Головенькина — учитель года России-2014:

— Если честно, я тоже считаю, что это не наш праздник. Это праздник мифический, неких духов, монстров, которые гуляют по Земле. И, скорее всего, он привлекателен для молодежи в том плане, что таким образом можно мистифицироваться, перевоплотиться, примерить на себя другой образ. Однако мне кажется, есть все-таки несколько праздников нашей традиционной культуры, которые важнее, нежели иные праздники, уже упомянутый Хеллоуин или День влюбленных. И я отрицательно отношусь как ко Дню святого Валентина, так и к Хеллоуину.

Что касается альтернативы, то на самом деле день Петра и Февронии не только успешно прижился, он сейчас еще и очень почитаемый праздник в России, потому что это не просто праздник влюбленности, это праздник семьи. Семьи, когда любовь уже переросла в нечто большее — в продолжение жизни, в гармоничное содружество из двух любящих людей. Это, наверное, более правильное воспитание, нежели просто воспитание чувства любви. Если говорить про школу, в которой я работаю, то дети к этому празднику относятся, не сказать, что холодно, просто он для них чужд. Конечно же, они знают об этом празднике в рамках урока иностранного языка. В частности, на уроках немецкого языка, мы говорим об этом празднике как о традициях другой страны, о ее культуре. Мы также говорим об образах зла, о каких-то других негативных явлениях, что есть добро и есть зло, есть свет, есть тьма, что до одних стоит дорасти, а до других не стоит опускаться.

Виталий Милонов — депутат законодательного собрания Санкт-Петербурга:

— Посмотрите, что происходит: безответственные родители, напившись алкоэнергетиков, джин-тоников и пива, гуляют с детьми, которых они наряжают в костюмы чертей. То есть происходит моральное оправдание, легализация дьявола в нашем мире. О каком различении добра и зла может идти речь, если мы сами приносим зло в наш мир? Лично я и никто из нормальных людей не захочет одеть ребенка в костюм черного ангела ада. Но, к сожалению, этот праздник подается под соусом якобы веселой шутки. На самом деле, надо понять, что у каждого народа, живущего в нашей стране, есть масса действительно хороших праздников. Поэтому зачем нашу светлую, многонациональную российскую культуру менять на какой-то третьесортный, безвкусный, искусственно ароматизированный шлак?

К сожалению, зло к нам приходит не в виде смердящего шайтана, а в таком более приглядном виде. Ведь для того, чтобы принять зло, оно должно быть внешне привлекательным. С одной стороны оно приходит в виде денег, похоти, разврата. С другой стороны приходит в виде как бы милых кукольных образов. Ну что плохого — надеть рожки на ребенка? Да ты его проклинаешь тем самым! Ну как это, взять и проклянуть своего ребенка?

В нашей страны, особенно в Казани, в Татарстане, люди видят богатейшее разнообразие и гармонию культур, нашу подлинную дружбу народов. Мы празднуем и исламские, татарские праздники, и русские праздники, и другие. Скоро как раз отмечается День народного единства. Зачем из не очень вкусной тыквы не сделать свои национальные лакомства и не пойти угощать ими соседей? Татары сделают свою национальную сладость, русские испекут пирог и пойдут друг друга угощать. Это будет гораздо милее и добрее, чем, извините меня, завывание каких-то сумасшедших Вельзевулов.

Разиль Валеев — председатель комитета Госсовета РТ по образованию, культуре, науке и национальным вопросам:

— У нас надо проводить свои национальные праздники, и татарские, и русские, чувашские, марийские, мордовские, они более важны для нас, чем иностранные. А Хеллоуин — чужеродный праздник, взрослые его не воспримут, и разве что молодежь всколыхнется на некоторое время. Мы должны импортозамещать не только картошку, морковку, но и духовную пищу. И я считаю, что не совсем правильно то, что мы культивируем порой иностранные праздники. У нас есть свои, которые всенародно любимы и почитаемы: Новый год, Сабантуй и другие. А иностранных популярных праздников у нас нет.

«У НАС НЕТ НОРМАЛЬНОЙ СМЕХОВОЙ КУЛЬТУРЫ»

Александр Сидякин — депутат Госдумы РФ:

— Я считаю, что Песков сказал правильно, это не запрещенный праздник, но он действительно не рожден нашей культурой, не является традиционным для России. Поэтому о какой-то государственной поддержке этого праздника речь идти не может. Соответственно, сразу закрывается дискуссия по поводу каких-то решений органов местного самоуправления, региональных органов власти о том, чтобы как-то скоординировать усилия по его празднованию. Что касается инициативы частных лиц, будь то физические или юридические лица, то я в этом ничего плохого не вижу. Это возможность проведения досуга. Если люди считают для себя такое времяпрепровождение приемлемым, то пусть празднуют! По-моему, это не несет никакой опасности. Это достаточно безобидный праздник, если только его не проводят какие-то радикальные сатанисты... Я вообще не сторонник что-то запрещать. Нас и так упрекают в том, что слишком много запретов. Хотя я проанализировал: количество запретов, принятых нашим созывом Госдумы, примерно в два раза меньше, чем предыдущими созывами. Так что моя позиция такая: ограничивать людей в том, что не запрещено, не совсем правильно.

Лично я улетаю сегодня вечером в Баку наблюдать за парламентскими выборами, поэтому с трудом представляю себя бегающим по этому городу с тыквой в руках... От своих детей об этом я тоже ничего не слышал. Думаю, что и мои родители вряд ли будут заниматься чем-то подобным...

Ивар Максутов — председатель московского религиоведческого общества на философском факультете МГУ, главный редактор издания «ПостНаука»:

— Хеллоуин не чужд нашей культуре и традициям, это обычный веселый, беззаботный праздник. В самых разных культурах он превратился в своеобразный карнавал, переодевание. Этот праздник полезен для любой культуры — он снимает социальное напряжение. К тому же у Хеллоуина нет ярко выраженного западного окраса, чтобы его бояться. Поэтому не вижу в нем ничего плохого: чем больше явлений, которые способны снимать социальное напряжение, существующее в обществе, тем лучше.

В России против этого праздника высказываются, потому что у нас нет нормальной смеховой культуры. Люди не понимают, что такое комическое, в культуре вообще плохо существуют комические формы. Они маргинализированы, поэтому сложно было бы представить, чтобы представители власти и общества могли бы спокойно эти формы принимать. Возьмите европейское или американское общество, там довольно много подобных форм. Они существовали в дореволюционной и даже в позднесоветской культуре. В современной России мы пережили ренессанс в 90-е, а в нулевые смеховая культура стала зажиматься. Это связано с тем, что у нас нет понятных институций, которые способны производить смеховую культуру и вовлекать в нее общество. Это и приводит к нарастанию напряжения внутри культуры, когда мы не умеем снимать с себя социальные роли и смотреть на себя отстраненно. В результате праздники воспринимаются в ортодоксальном ключе: кто-то может сказать, что это пляски сатаны или дьявольские игрища, а кто-то может увидеть в этом тлетворное влияние Запада. Хотя на самом деле это просто маскарад.

Импортозамещение праздников — самое страшное, что вообще можно придумать. Это опасно, потому что в глобализирующемся мире импортозмещение бесполезно — вы либо можете предложить продукт, который может иметь глобальный вес, будь то идеи, новации или разработки, либо нет. Хеллоуин в этой ситуации оказывается интересной формой маскарада, который распространяется повсеместно, и даже самые консервативные среды этот праздник перенимают. Потому что это понятный и естественный для человеческой культуры карнавал. Действительно, в русской культуре были примеры всевозможных маскарадов и карнавалов, но если сейчас их нет, то было бы странно пытаться импортозамещать, это бессмысленно.

Моей дочке нравится Хеллоуин. Хотя нельзя сказать, что это памятная дата, которую надо отметить. Конечно, сегодня в ней нет религиозного смысла, который был вложен в него сотню лет назад. Это не ирладнский Самойн и даже не Канун Дня всех святых. Просто забавное событие, еще один повод встретиться с друзьями.

«ВСЯ РУССКАЯ ЭЛИТА НА ПРОТЯЖЕНИИ 300 ЛЕТ КОПИРОВАЛА ЧУЖИЕ ПРАЗДНИКИ»

Айдар Садыков — VIP-ведущий свадеб и корпоративов:

— Хеллоун — языческий праздник кельтов Ирландии и Шотландии. Праздник чуждый нам, его история в России насчитывает не более 20 лет. С другой стороны, что у нас не чужое? У нас 90 процентов праздников, фильмов, телевизионных ток-шоу с Запада, который мы так любим ругать. Так что ничего плохого в Хеллоуне нет. Хеллоуин — это бизнес. Народу нужен повод для веселья, и развлекательные заведения скопировали западные традиции, так как не имеют своих. А откуда им, традициям, взяться, если весь XX век прошел под давлением, под всевозможными запретами? Вся русская элита на протяжении 300 лет копировала моду, балы и культуру Запада. Было исключение, лишь когда к 300-летию дома Романовых были сшиты костюмы в русском стиле и вся императорская семья во главе с Николаем II нарядилась в эти костюмы.

Это глупости, когда говорят об опасности для детей. С таким же успехом можно говорить и о вреде Кикиморы с Бабой-ягой или Шурале. Хеллоуин и его персонажи не более, чем сказка для наших соотечественников.

Альтернативу найти всегда можно. Другой вопрос, как ее сделать модной, современной? Даже Петра и Февронию не сделали модной. Ну поздравят несколько пожилых пар с золотой свадьбой — и все. Да и праздник это христианский, как мусульманину получать награду от Февронии? Я даже не слышал, что есть молодежные вечеринки по случаю Петра с Февронией. А если вдруг кто-то и захочет отметить, его тут же обвинят в оскорблении чувств верующих и богохульстве. Проще и безопаснее скопировать западные традиции веселья. В плане модернизации и продвижения религиозных праздников, со временем ставших светскими, Запад ушел далеко вперед. А альтернатива в лице русской культуры... Если у нас начнутся празднования по случаю языческих русских богов, Перуна, Сварога, Домового, может такое начаться...

С семьей нет, не отмечаем. Этот праздник по своему духу и виду мне неприятен и вызывает внутреннее отторжение. Хотя забавно, что этот праздник, идущий корнями с языческих племен Великобритании, отмечается и на татарских вечеринках, татар-пати. Следствие культурной экспансии. Доживем ли до праздника, где героями будут Илья Муромец да Камыр-батыр? Хотелось бы. Мне Колобок с Курочкой Рябой ближе, роднее и любимее, чем вся эта чертовщина с Хеллоуином.

Андрей Большаков — заведующий кафедрой конфликтологии Института социально-философских наук и массовых коммуникаций КФУ:

— То, что праздник чуждый, — это сто процентов, у российских народов он не предусмотрен. Это скорее объект массовой культуры, который занесен в нашу страну. Точно так же, как День святого Валентина — праздника католиков. Но католиков не так много в Татарстане живет. Если они отмечают праздник, то им должны быть предоставлены все условия.

Мы можем прожить и без Хеллоуина, другое дело, что есть молодежные фильмы и мультфильмы, которые построены на этом празднике. Они культивируют то, что Хеллоуин является праздником. Поэтому, к сожалению, запретом эту проблему не решить. Наверное, надо культивировать наши праздники и говорить, что есть праздники чужие. Но если люди их отмечают — предоставлять им такую возможность. Замещение праздника — это конструирование новой культуры. Мне представляется, что количество праздников в России и Татарстане адекватно, их преумножать не нужно.

«СКОРО И ВОВСЕ НАЧНЕМ ПРАЗДНОВАТЬ 4 ИЮЛЯ — ДЕНЬ НЕЗАВИСИМОСТИ США»

Евгений Минченко — президент коммуникационного холдинга «Минченко Консалтинг»:

Я не вижу ничего страшного в праздновании Хеллоуина, если это происходит в частном порядке. Если это делается в формате официальных мероприятий школой, это, думаю, не очень правильно. Но опять-таки — какая школа. Если это школа с углубленным изучением английского языка, то Хеллоуин будет погружением в англо-сансонскую культуру. Думаю, лучше бы у нас думали не о том, как бы у нас не праздновался Хеллоуин, а о том, как бы у них праздновали Ивана Купалу.

Максим Калашников — российский журналист, общественный и политический деятель, писатель-футуролог:

— Само слово «Хеллоуин» я узнал в 1988 году, когда услышал музыкальную группу с одноименным названием Helloween. Тогда я узнал, что его отмечают 31 октября, что это праздник бесовщины и прочее, прочее. Я тогда посмеялся, нужно ли его отмечать. Я русский, великодержавный националист, я этот праздник никогда не отмечал и отмечать не буду. Потому что если ты отмечаешь праздники своего врага, а я считаю Запал врагом нашей цивилизации, — это как-то нехорошо. И потом, я считаю, что если мы отмечаем их праздники, мы как бы перекодируемся, мы идем за ними, принимаем их мир. А я не хочу принимать мир Запада, смотреть на окружающую реальность глазами противника. И если русские начинают отмечать их праздники, это равносильно тому, что русский забывает свои родные слова и заменяет на западные. Это фактически сдача своей цивилизации, своей культуры.

Почему русские празднуют День святого Валентина, Хеллоуин, еще много чего? Скоро и вовсе начнут праздновать 4 июля — День независимости США. Так почему это все случается? Потому что русская цивилизация воспринимается как проигравшая. Почему молодежь празднует эти праздники? Потому что с Запада идет все самое главное для них: новые технологии, новая мода, вкусы. У русских нет побед, нет достижений сейчас. Нет побед сравнимых с запуском спутника, с созданием новой научно-технологической цивилизации. Русским нечем гордиться. Подсознательно идет тяга к праздникам той цивилизации, которую они считают победительницей. И для того, чтобы бороться с Хеллоуином, морального осуждения мало.

Александр Дворкин — профессор кафедры миссиологии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета:

— Я не совсем понимаю шумиху вокруг Хеллоуина, так как у этого праздника совсем нет никаких традиций в России. Он принадлежит совершенно другому обществу, совершенно другой традиции. И я не понимаю, почему мы должны заимствовать чужие праздники, даже вне зависимости от отношения к его содержанию. Есть много разных стран, и в каждой стране есть свои праздники. Есть австралийские праздники, праздники Республики Того, Зимбабве и так далее, которые важны для них. Для нас же они ровным счетом ничего не значат, и почему мы должны их перенимать?
А какая альтернатива? Почему праздникам одной страны должна иметься альтернатива в других странах? В каждой стране есть свои даты, которые сложились, которые для людей что-то значат. А для жителей других стран они не значат ровно ничего. И я не понимаю, почему все должны повально заимствовать именно американские праздники? Откуда такая необходимость подражать именно американским праздникам? Чем США в этом отношении лучше, скажем, Чили, или Лаоса, или Папуа — Новой Гвинеи?

Помимо сказанного, мне кажется, что для детской психики этот конкретный праздник совершенно не полезен. Конечно, можно проводить по тем или иным датам разные детские карнавалы, на которых дети наряжаются в самые разные костюмы. Если же на праздник нужно одеваться только различными зомби, ведьмами, нечистой силой и так далее, то, безусловно, это далеко не лучшим образом может повлиять на психику ребенка.

Гусман Минлебаев — лесник, выращивающий в Татарстане краснокнижные растения:

— Некоторые игры, навязанные, привнесенные нам со стороны, создают неустойчивую психику. Как Сорос въехал со своими учебниками в 90-х в Россию и создал поколение больных людей. Или другой пример: в старом составе пива было четыре ингредиента, и от него не было никакого пивного алкоголизма. А что сейчас? Так и навязанные игры, как и навязанные рецепты от крупнейших производителей. Называется все это игрой, но содержание совсем другое.

Полно альтернатив. Прекрасный праздник Масленица — шикарный, замечательный праздник! Да есть даже целые календари, где содержатся все славянские праздники, религиозные праздники, связанные с сельским хозяйством, природой. Я сам мусульманин, но я и россиянин. Я их поддерживаю, потому что мы не зря адаптированы в эту среду, мы тут живем и развиваемся.

Светлана Чихирева — управляющая детским кафе «Ананас» (Нижнекамск):

— Хеллоуин как праздник я вообще не воспринимаю и праздником его не считаю. Это, скорее, театральное представление, своеобразное шоу типа таких, какие мы обычно устраиваем у себя в кафе для детей. Например, «Фиксики» или еще что-то в этом роде.

То, что игры с образами зла для детской психики опасны, — это однозначно. Игры должны быть обязательно добрыми, с участием только добрых героев. Вообще, детей нужно воспитывать на хорошем и положительном примере, но никак не на зле. Альтернативу Хеллоуину всегда можно найти. Вспомните, какие раньше сказки были у нас добрые, добро в них обязательно побеждало зло. Я сама воспитана на этих сказках и хочу, чтобы и наши дети воспитывались в таком же духе. А если у нас зло будет популярным, к чему это приведет?

«ТЫКВЕННЫЙ ПРАЗДНИК НЕ БОЛЕЕ ОПАСЕН ДЛЯ ДЕТЕЙ, ЧЕМ СОВРЕМЕННОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ»

Эльмира Ахметшина — ректор Камского института искусств и дизайна:

— Я, в общем-то, к любому празднику отношусь хорошо. Думаю, что популярность Хеллоуина возникла потому, что не хватает, наверное, нашим детям, подросткам какой-то вот такой радостной жизни, приятных моментов, возможности пообщаться вместе, переодеться, посмеяться, повеселиться, костюмированности. Хотя Хеллоуин, безусловно, чуждый для нас праздник.

Я думаю, причина, по которой он появился, — это то, что у нас показывают много американских и зарубежных фильмов. Ребятки насмотрелись вот этой веселости, которая есть в фильмах, и им захотелось, чтобы она у нас тоже была.

Мы, к сожалению, какие-то свои народные, религиозные праздники не очень хорошо знаем и не очень хорошо популяризируем. Было время, когда у нас преобладали какие-то политические праздники и события, и кроме Нового года по большому счету костюмированных и интересных праздников и не осталось. Хотя есть очень много народных праздников, подобных Хеллоуину, но на нашей отечественной основе, на наших традициях и связанных именно с нашим менталитетом.

Мне кажется, говорить сейчас о том, что нам Хеллоуин не нужен, или запретить его, не совсем правильно. Нужно просто придумать какой-то интересный, уже на современном уровне свой праздник и потихонечку его тоже внедрять, популяризировать, распространять таким же образом. Нужно показать, что он такой же красивый, интересный праздник, но при этом намного ближе нам по своей этнической структуре, по своим национальным традициям, менталитету.

Я сама никогда Хеллоуин не отмечаю. У нас в образовательном учреждении ребята просят этот праздник. Когда он только появился, мы вроде бы и не были против. Когда наши ребята впервые организовали Хеллоуин, они приготовили сюрприз — в санитарной комнате выключили свет. Человек открывает дверь, а перед его глазами висит окровавленная кукла. А еще с воткнутым в нее ножом... Конечно, я не считаю, что это нормально, полезно для психики. Я считаю, что это неправильно, такие образы развивают агрессию в наших детях и переворачивают моральные общественные нормы.

Но опять же... Наши дети не так глубоко копают, для них Хеллоуин — больше антураж, возможность поиграть в очередной раз. Мы впустили этот праздник, но одним росчерком пера запретить его сложно. Все равно он нравится детям и подросткам.

Павел Евдокимовгенеральный директор ГК «Инжиниринг Плюс» (Набережные Челны):

— По-моему, это некая надуманная проблема. Сразу возникает вопрос: у нас в стране других уже не осталось проблем, все уже решены? Я думаю, что так может дойти и до жестких столкновений между нашим Дедом Морозом и не нашим Дедом Морозом. Хеллоуин празднуют у нас, да, это не наш праздник. Но ведь мы в свое время день взятия Бастилии тоже отмечали как свой, родной. Никто никому не мешал налить рюмочку и отпраздновать этот великий для французов день, никто против этого принципиально не возражал. А дискуссия — правильно праздновать у нас в стране этот праздник или неправильно — это, наоборот, приведет к излишнему к нему вниманию. Бороться надо «не против», бороться надо «за». Вы создайте у нас такие праздники, которые было бы здорово и весело, классно и модно отмечать молодежи, детям, взрослым. И тогда, уверяю вас, никто и не вспомнит про чужой и чуждый нам Хеллоуин. Мы старые праздники разрушили, новые не создали и сейчас сетуем, что к нам приходят праздники наподобие Хеллоуина и Дня святого Валентина.

Отмечать Хеллоуин ни я, ни мои дети не будем, хотя ничего страшного в том, что кто-то его будет отмечать, я тоже не вижу. Что касается отмечания праздника Петра и Февронии вместо дня святого Валентина. Идея вроде бы хорошая, но какая будет реализация? Не раскручен он, не умеем мы, к сожалению, пиарить свои праздники. День святого Валентина грамотно маркетингово очень сделан. Эти открыточки, сердечки, подарочки. Люди же не вникают, особенно молодежь, очень глубоко в историю. Что там было, как этот праздник появился, кто такой этот Валентин, почему его празднуют? Они реагируют на то, что на этой открыточке девушке своей можно сообщение какое-то написать, проявить свою любовь. А в праздник Петра и Февронии что нужно делать, кто объяснит?

Я думаю, что Хеллоуин не более опасен для детской психики, чем современное телевидение даже в детское время.