Нур Шакиров презентовал журналистам новый проект - строительство под Казанью промышленного здания КМИЗ
Нур Шакиров презентовал журналистам новый проект — строительство под Казанью промышленного здания КМИЗ

«ЕСТЬ ПОНИМАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА ТАТАРСТАНА»

Вчера в ходе пресс-тура гендиректор Казанского медико-инструментального завода Нур Шакиров презентовал журналистам новый проект. Он предполагает строительство промышленного здания под Казанью в селе Кирби, в котором расположится центр стерилизации медицинских изделий, а также производство полимерной продукции, которую уже производит КМИЗ. Сейчас, как пояснил Шакиров, вся продукция завода нуждается в обязательной стерилизации, а поскольку в Татарстане специализированного оборудования для этого нет, приходится прибегать к услугам центров, расположенных в других городах.

«Мы за первое полугодие стерилизовали более 6 тысяч кубометров инструментов (инструменты упаковываются в стандартные коробки, поэтому объемы считают в кубометрахприм. авт.) Мы вынуждены использовать и Тюменский центр стерилизации, и в Подмосковье — самый современный в Луховицах, и в Самаре», — поделился проблемой Шакиров. Расходы на транспортировку и стерилизацию «существенно повышают конечную стоимость медицинских изделий», говорится в материалах завода для прессы.

«Одна из самых главных задач, чтобы выйти на уровень мировых технологий, — это построить в Казани центр стерилизации. Мы согласовали с руководством Татарстана: есть понимание президента, есть понимание правительства Татарстана, есть понимание и правительства России. Мы надеемся, что проблемы решим, и на самом деле будем делать хорошие, достойные инструменты, которые не будут уступать иностранным», — обещает Шакиров.

Полимерной продукции, производство которой перенесут в Кирби, КМИЗ выпускает порядка 100 видов, и 80% из них — одноразовые стерильные инструменты. Какой объем их будет производиться на новой площадке, Шакиров не уточнил. При этом, как говорится в презентации, «по предварительным прогнозам результатов проекта, объем отгруженных товаров собственного производства увеличится на 146 процентов, а уровень импорта отдельных изделий в РФ снизится с 80 - 99 процентов рынка до 10 - 20 процентов».

Впрочем, вопрос импортозамещения именно в фарминдустрии вызывает наиболее острые споры. Как известно, предложения минпромторга РФ существенно расширить перечень импортных медизделий, госзакупки которых ограничиваются, вызвали жесткое противодействие как со стороны медицинского сообщества, так и общественных организаций. Против выступили даже минэкономразвития и ФАС. В итоге соответствующий проект постановления правительства России был отправлен на доработку. Как отмечал еще в сентябре премьер Дмитрий Медведев, полный отказ от импортного медоборудования повлечет очень серьезные последствия. «Лучше идти чуть медленнее, заниматься импортозамещением, но быть уверенными, что все наши больницы, все наши поликлиники оснащены нормальным, работоспособным оборудованием», — заявил тогда глава правительства РФ. Исходя из этого планы КМИЗ заместить своей продукцией едва ли не весь импорт по отдельным категориям медицинской продукции можно рассматривать как весьма смелые. Тем не менее расширять производство и давить иностранных конкурентов на волне кампании по импортозамещению, конечно, сам бог велел.

ПРОСТО ДЕНЬГИ НУЖНЫ

Сейчас КМИЗ оформляет для новой промплощадки земельный участок в 2,5 га, а сами строительные работы должны стартовать весной 2016-го. «По нашим желаниям, к концу 2016 года мы должны запустить первую установку стерилизации. Мы хотим подготовить площадку до снега, с марта-апреля приступаем к строительству здания. Это здание будет шириной 100 метров, длиной 18 метров, одноэтажное», — поделился подробностями проекта гендиректор. В нем разместятся 12 высокопроизводительных литьевых машин, современные автоматизированные упаковочные и сборочные линии, стерилизационная установка Delama SL и так называемые чистые помещения, в которых и будут производить безопасные для здоровья изделия.

Интересно, что в новый центр стерилизации КМИЗ собирается вкладывать исключительно собственные и кредитные средства. Проект не предполагает бюджетного финансирования, подчеркивается в презентации. Однако предприятие серьезно рассчитывает на госсубсидии — возмещение процентной ставки по кредитам по программе импортозамещения, рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» помощник генерального директора по техническим вопросам Виктор Карпухин. По его словам, заявка на получение субсидии уже отправлена в министерство промышленности и торговли России, с которым КМИЗ ведет переговоры о матпомощи проекту.

Затраты в 2015 году оцениваются в 94,87 млн. рублей, в том числе субсидия в 45 млн. рублей; в 2016 году — 83,6 млн. рублей, в 2017-м — 48,3 миллиона. Общая же стоимость проекта составляет около 400 млн. рублей.

«В БОЛЬНИЦАХ НЕТ ЗУБНЫХ БОРОВ, А У НАС НА СКЛАДАХ НА 150 МИЛЛИОНОВ ПРОДУКЦИИ ЛЕЖИТ»

Гендиректор завода Шакиров поделился с корреспондентом «БИЗНЕС Online» своими планами по сбыту продукции новой промплощадки.

— Насколько вырастет ваше производство благодаря площадке в Лаишево?

— Чтобы вы понимали, что это такое: если до этого, например, не очень качественные пульпэкстракторы примерно 300 человек делали еле-еле по 5 - 6 миллионов — и в субботу работали, и в воскресенье, и на работе задерживались, то сейчас машины обслуживают 8 молодых с высшим образованием ребят. И эти три машины делают 10 миллионов высококачественных инструментов. И так по всем направлениям. Объемы будут в десятки раз увеличены. За последние годы мы раз в 15 объемы увеличили.

— Вы постоянно наращиваете выпуск продукции, на какие рынки сбыта рассчитываете?

— Понимаете, конечно, надо бы, чтобы у нас [в России] работали эти инструменты. Мы очень тесно работали с более чем 10 американскими клиниками. Я сам лично с чемоданами приехал, раздал им [инструменты]. Они говорят: отличные инструменты, мы можем ими работать. Микрохирургические инструменты американцам продаем, работаем и с немцами.

Вот, например, трехшарнирный пинцет — очень серьезный инструмент. И вот немец, который в третьем поколении делает подобные инструменты, со мной сидел за столом, не поднимая головы четыре часа, и все четыре часа он держал в руках этот инструмент. Он даже боялся его на стол положить.

— Какая доля вашей продукции сейчас идет за рубеж?

— Доля небольшая, может быть, 10 - 15 процентов. Но этих инструментов здесь нет — в больницах... Мы же все живые люди, все бываем в больницах. Надо же в больницу идти со своей едой, своими инструментами, своей марлей, своим лекарством. Но это же ненормально.

— Есть ли помощь с госзаказом?

— Раньше я отгружал боры во все больницы, и ни один главврач через откаты не мог покупать за бюджетные деньги зубные боры. Государство покупало, и от этого никому хуже не было. А сейчас мы все страдаем. В больницах нет зубных боров, а у нас на складах на 150 миллионов первосортной готовой продукции лежит. Ну мне кажется, уже до всех дошло, потому что Рустам Нургалиевич и в прошлом году заставлял государственные закупки делать, и в этом году, я еще надеюсь, будем обращаться к нему.

«КОГДА ОНИ ПРЕДЛОЖАТ КАЧЕТВЕННУЮ ПРОДУКЦИЮ, Я БУДУ ПОКУПАТЬ ЕЕ У НИХ»

«БИЗНЕС Online» попросил экспертов оценить перспективы расширения мощностей КМИЗ и завоевания им отечественного рынка.

Артур Николаев — заместитель председателя ТПП РТ:

— Можно только порадоваться, что данное предприятие знаменито не только историей, но еще и тем, что они постоянно вводят какие-то новые линии. У них стоит очень хорошее оборудование. Мне как-то довелось привозить туда немецкую делегацию. Они посмотрели и сказали: «Да, оборудование шикарное. Нам с этим заводом не то что тягаться, а даже предложить ему нечего!» До того этот завод был хорошо оснащен, и такие передовые технологии там применялись.

У нас есть программы по импортозамещению, по госзаказам. И если аналогичная импортной продукция выпускается в России, то закупаться должна именно она. Некоторым предприятиям для того, чтобы попасть в эти программы, приходится даже переоборудовать свои внутренние производственные цепочки. Если раньше они что-то заказывали в Китае, то сейчас они определенные компоненты должны делать у себя, в России. А КМИЗ уже сейчас может участвовать в тендерах по закупке этой продукции по импортозамещению.

13 республиканских предприятий получили подтверждение того, что их продукт производится в Российской Федерации, в том числе и КМИЗ. Из плюсов этого предприятия я могу назвать то, что они находятся на острие науки, постоянно внедряют различные системы качества. ISO у них появилось одним из первых. Оборудование у них очень качественное. Они очень следят за тем, чтобы под знаком КМИЗ производилась только качественная продукция. Но это же с ними играет и злую шутку. Потому что иногда кто-то начинает заниматься подделкой продукции, которую они производят.

Рашид Вильданов — директор стоматологии «Вильдан»:

— У нас в стоматологии инструменты КМИЗа занимают всего 1 - 2 процента, не больше. Остальное — импорт. И дело не в том, что они лично мне не нравятся. Они не дают возможности оказать качественную помощь пациентам, поэтому мы выбираем импортные — корейские, китайские приборы. Впрочем, стоит оговориться, что в хирургии спрос на их продукцию гораздо больше. Там их инструменты ценятся. А ведь когда-то они выпускали даже небольшие переносные бормашины, пытались делать кресла для стоматологии. Мне кажется, причина их неудачи в том, что они отстали от рынка, мало обращают внимания на анализ спроса. Но как патриот я хотел бы заметить, что, когда они предложат качественную продукцию, я буду покупать ее у них.

Ленар Салахутдинов — генеральный директор компании «Медел»:

— Инструменты завода КМИЗ достаточно перспективны. В последнее время виден прогресс в качестве их производства. Этого требует время, требует конкуренция. Санкции по поставке некоторых импортных медицинских материалов и инструментов стали благом для местных производителей. Это будет дополнительно стимулировать процесс развития таких предприятий, как КМИЗ.

«Медел» — многопрофильное учреждение. Но мы, к сожалению, не применяем медицинские товары или инструменты производства КМИЗ. Лет пять назад у нас был опыт применения стоматологических наконечников. В тот момент они были недостаточно качественными.