На сегодняшний день, по данным федерации автошкол, в Татарстане действуют 288 автошкол, из которых 84 находятся в Казани

НЕ ОТВЕТИЛ — ПОВТОРИ ПРОЙДЕННОЕ ПЯТЬ РАЗ

Новые правила, которые начнут действовать до конца года, усложняют правила тестирования в Госавтоинспекции, пишет «Коммерсантъ». Приказ о введении нового регламента сдачи экзаменов в ГИБДД на 90 страницах подписал министр внутренних дел Владимир Колокольцев. Этот документ фактически завершает серию реформ, начатых в сфере водительского образования в 2014 году ради снижения аварийности среди неопытних водителей.

Напомним, экзамен в ГИБДД состоит из трех этапов: теоретического экзамена, площадки, где проверяют владение первоначальными навыками вождения, и экзамена в городе. Чтобы сдать теорию, раньше нужно было дать правильные ответы на 18 вопросов из 20 с возможностью двух ошибок. По новой схеме после каждого промаха нужно будет ответить еще на пять вопросов из того же тематического блока.

Для тех, кто сдает на категорию В, на площадке будет не 3 варианта упражнений, а 5. Среди новых вариантов в списке тестов парковка задним ходом и выезд с парковочного места, остановка для безопасной посадки и высадки пассажиров. На учебном маршруте к 9 отрабатывавшимся ранее упражнениям добавились «Разворот за пределами перекрестка» и «Проезд железнодорожного переезда». Ужесточается система оценок, ряд нарушений отнесли к грубым. Например, игнорирование требований экзаменатора развернуться на ближайшем перекрестке оценивается в 5 баллов — и экзамен не сдан. Непристегнувшись, испытуемый получает 3 балла (средняя степень тяжести ошибки). Заглохнуть с места при старте будет стоить 1 балл — пока это вообще не нарушение.

Для тех, кто сдает на категорию В, на площадке будет не 3 варианта упражнений, а 5

Плюс нового регламента для граждан в установке сроков на проведение бумажных процедур. С момента подачи заявления до получения прав должно пройти не более 2 часов 10 минут, если речь идет о категориях A и М (мопеды). Дополнительный час (итого 3 часа 10 минут) нужен будет для получающих права категорий B, C, D и Е.

Изменится и внешний вид выдаваемых прав. Там будут проставлять специальные отметки, если у водителя есть какие-то ограничения к управлению машиной. Отметка МС будет означать, что гражданин имеет право ездить на автомобиле только с ручным управлением (из-за инвалидности), АТ — на машине с автоматической коробкой передач. Отметка GCL означает, что водитель имеет право садиться за руль только в очках или коррекционных линзах, HA/CF — со слуховым аппаратом. Решение об отметке ГИБДД принимает не самостоятельно, а по данным из предъявленной гражданином медсправки.

Чтобы сдать теорию, раньше нужно было дать правильные ответы на 18 вопросов из 20 с возможностью двух ошибок. По новой схеме после каждого промаха нужно будет ответить еще на пять вопросов

Вместе с тем новые правила вводят и некоторые послабления автошколам. Нет, например, требования по минимальному размеру площадок для обучения. Отказаться пришлось и от завышенных требований к педагогам, обучающим граждан в автошколах.

Это не первое ужесточение в сфере обучения водителей. Как в октябре 2014 года писала газета «БИЗНЕС Online», ни одна из 268 автошкол Татарстана не получила заключение о соответствии учебно-материальной базы новым нормативам, а учебный процесс остановился. В январе 2015 года 117 автошкол все-таки прошли проверку и возобновили обучение курсантов, а его стоимость выросла в 2 раза. На сегодняшний день, по данным федерации автошкол, в Татарстане действуют 214 автошкол, из которых около 90 находятся в Казани. В 2014 году таких по РТ было 268, сокращение составило порядка 20%.

«КОГДА ВВЕДУТ НОВЫЕ ПРАВИЛА, ВОЗМОЖНО, НЕМНОГО ПОЛИХОРАДИТ»

Участники рынка по просьбе «БИЗНЕС Online» оценили нововведения.

Ольга Ломовцева — директор по развитию федерации автошкол РТ:

— Уже сейчас ясно, усложнение сдачи экзаменов не повлияет на стоимость обучения и сроки, потому что речь идет лишь об изменении методики сдачи экзаменов в ГИБДД. Задания не новы, они входят в программу обучения в автошколах. Если раньше экзаменатор назначал три упражнения во время экзамена, то теперь будет пять. Во время подготовки ученики все эти упражнения изучают, поэтому никаких сложностей здесь возникать не должно. Аналогично и с теоретической частью. Расширять программу обучения просто не придется.

Вместе с тем новые правила вводят и некоторые послабления автошколам. Нет, например, требования по минимальному размеру площадок для обучения

Владимир Гребнев — директор автошколы «Автотехказань»:

— Мне кажется, на стоимости и на сроках обучения эти изменения не скажутся. Сейчас, если человек делает две ошибки в билете, то считается, что курсант теорию сдал. А они планируют за одну ошибку давать еще пять вопросов. По моему мнению, это не очень хорошо. Это создаст у курсантов определенную нервозность и отразится на результатах сдачи. Без такого ужесточения можно было бы обойтись. Вот у нас в автошколе на сегодняшний день стоимость обучения — 30 тысяч рублей. Была 35 тысяч. Весной мы сделали скидку. Если бы они увеличили часы на теорию и на вождение, то это однозначно привело бы к увеличению стоимости. Так что даже когда введут эти новые правила, сначала, может, немного полихорадит, а потом все будет нормально.

Игорь Кокшагин — руководитель автошколы «Лидер»:

— Естественно, мы чувствуем на себе ужесточение по подготовке. Очень строго все. С чем я не согласен, так это с новыми требованиями к автодрому. Уж такие идеальные условия должны быть там для курсантов! На этом мы, как и другие автошколы, теряем очень много средств. И естественно, это сказывается на стоимости обучения. Требования к обучающимся, конечно же, возрастут. И сейчас, если они совершат ошибку, то дополнительно получат еще вопросы. В этом случае сдать экзамен на права будет сложнее. Но я считаю, что это правильно.