Шамиль Агеев 10 лет возглавлял казанский горком, а затем обком ВЛКСМ ТАССР
Шамиль Агеев 10 лет возглавлял Казанский горком, а затем обком ВЛКСМ ТАССР

«КАК МЫ С ТОБОЙ ТОГДА С ЭТОЙ ЛОШАДИ СПУСТИЛИСЬ?!»

— Шамиль Рахимович, вы, как писала наша газета, по-прежнему отмечаете день рождения комсомола как праздник. Почему?

— Может быть, сам бы я 29 октября и не отмечал день рождения комсомола, но так получилось, что друзья всегда звонят и поздравляют — со всей страны и из-за рубежа. Это создает особый настрой. В этот день мы иногда даже с Эгоном Кренцем перезваниваемся, бывшим генеральным секретарем Социалистической единой партии Германии, последним коммунистическим руководителем ГДР. Среди моих друзей комсомольской юности Андрес Таранд, он был министром окружающей среды, а позднее премьер-министром Эстонии; Петр Лучинский, второй президент Молдавии; Закаш Камалиденов, который работал председателем КГБ Казахстана... Иногда звонит Ренат Ибрагимов, потому что он через комсомол стал народным артистом России. Иногда с Валей Матвиенко (председатель Совета Федерации РФприм. ред.) созваниваемся, она была первым секретарем Ленинградского обкома ВЛКСМ. А у скончавшегося нынешним летом Евгения Максимовича Примакова, который был президентом ТПП России, вообще день рождения 29 октября!

— Совпадение удивительное... Это как у Булата Окуджавы, который родился 9 мая — этот день стал Днем Победы, а умер 12 июня — в День России.

— Не только я отмечаю день рождения комсомола. Вы позвоните 29 октября в любую деревню, на любое предприятие. Обнаружите, что во многих из них ветераны как-то сами, самостийно собираются в этот день, просто рвутся пообщаться. И это идет снизу, ничего не организуется сверху. Очевидно, это еще и ностальгия по молодости, когда были молодые, здоровые, красивые...

— Что вам лично дала школа комсомола?

— Конечно, это общение с очень многими интересными людьми. Скажем, со многими нашими космонавтами, в том числе с Юрием Гагариным. Я был знаком с академиком Валентином Петровичем Глушко, легендарным ученым, который создавал ракетно-космическую технику. Довелось познакомиться с Вячеславом Михайловичем Молотовым, в прошлом министром иностранных дел, одним из самых известных высших партийных руководителей страны. Молотов — это его псевдоним, а фамилия была Скрябин, он в 1902 - 1908 годах учился в Казанском первом реальном училище. И очень настаивал, чтобы здание это сохранилось. А его в свое время хотели снести и построить на этом месте кинотеатр. Но Вячеслав Михайлович свое училище отстоял. Довелось мне наблюдать, как на одном из съездов комсомола свою шашку передавал на трибуне легендарный Семен Михайлович Буденный... Ну а с Иосифом Орджоникидзе, секретарем республиканского комитета комсомола Грузинской ССР, который позднее был вице-мэром Москвы, мы в 1976 году даже забрались на лошадь памятника Павке Корчагину. Иосиф часто шутит: «Как мы с тобой тогда с этой лошади спустились?!»

Памятник Павке Корчагину в Пятигорске
Памятник Павке Корчагину в Пятигорске

«В КОМСОМОЛЕ ВЫБОРЫ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ВСЕХ УРОВНЕЙ, НАЧИНАЯ С РАЙОННОГО, БЫЛИ, МЕЖДУ ПРОЧИМ, ТАЙНЫМИ»

— Можно сказать, что именно комсомол привил чувство ответственности, которого сегодня часто не хватает чиновникам. Я был первым секретарем Казанского горкома ВЛКСМ, затем первым секретарем Татарского обкома ВЛКСМ. И каждые два года мне приходилось отчитываться на конференциях. Так что когда брался за любую работу, сразу думал: а как ее люди оценят? В комсомоле выборы руководителей всех уровней, начиная с районного, были, между прочим, тайными, нельзя было сказать: а давайте-ка в открытую проголосуем! Свое мнение о тебе 800 делегатов областной конференции, приехавшие со всей республики, откровенно высказывали в кабинке для тайного голосования, ставя или не ставя за тебя галочку в бюллетене.

Благодаря комсомолу мне довелось участвовать во многих весомых практических делах, пройти жесткую школу хозяйственной деятельности. Например, мы в Казани построили Молодежный центр, чисто на комсомольские деньги и на средства предприятий. Я был руководителем штаба строительства. МЦ сдали 30 декабря 1976 года, как раз со сдачей первой очереди КАМАЗа. Был у нас молодежный лагерь «Волга»...

— Очень популярный!

— Там в августе 1967 года проходил первый всемирный фестиваль дружбы советской и японской молодежи, куда приехал первый космонавт мира Юрий Гагарин. Вообще, мы дружили тогда со всеми союзными республиками, и было ощущение товарищества, чувства локтя. Так что комсомол — это друзья, это чувство ответственности, и это осознание того, что многие вещи можно и нужно решать самостоятельно, не полагаясь на кого-то.

Фикрят Табеев вручает знамя первому секретарю Татарского обкома ВЛКСМ Шамилю Агееву. 1978 год
Фикрят Табеев вручает знамя первому секретарю Татарского обкома ВЛКСМ Шамилю Агееву. 1978 год (фото: archive.gov.tatarstan.ru)

— Тогда вопрос: какие большие реальные дела были у ВЛКСМ?

— А ударные комсомольские стройки?! Когда строился КАМАЗ, в Набережные Челны ежедневно приезжали до тысячи человек со всей страны! Их надо было встретить, разместить, накормить, рекомендовать на работу... Еще и поддерживать особую атмосферу. Все это было дело комсомола, были комсомольские штабы на ударных стройках. На этих стройках такие известные люди выросли. Или взять еще одну стройку, уже казанскую, — «Оргсинтез». Мы отвечали за то, чтобы было хорошее качество питания в столовых — с меня спрашивал первый секретарь горкома партии. Отвечали за то, чтобы транспорт туда нормально ходил. Собирали водителей, разговаривали с ними, чтобы они ответственно работали, чтобы пассажирам своим не грубили. Работа с людьми — это большое дело было!

Нам в республике повезло — наша комсомольская организация в СССР была в пятерке-шестерке лучших. Во многом потому что к комсомолу было большое доверие со стороны первых секретарей обкома партии — Фикрята Ахмеджановича Табеева, Рашида Мусиновича Мусина. Мне довелось 10 лет работать с ними, когда был первым секретарем горкома и обкома ВЛКСМ. Прошел три съезда ВЛКСМ, дважды избирали в члены ЦК, я кавалер почетного знака ЦК комсомола.

В те годы, как и сегодня, республика была на виду. Как раз потому что были грандиозные ударные стройки — те же КАМАЗ, «Нижнекамскнефтехим», «Оргсинтез». Думаю, та активность, которую сегодня проявляет Татарстан, была в какой-то степени заложена в те годы такими людьми, как Табеев, Мусин, Гумер Исмагилович Усманов. Они соответствовали уровню масштабных задач, которые поставило перед ними время.

«Республика была на виду. Как раз потому что были грандиозные ударные стройки — КАМАЗ и другие»
«Республика была на виду. Как раз потому что были грандиозные ударные стройки — тот же КАМАЗ» (фото: archive.gov.tatarstan.ru)

«НАШУ СТЕНГАЗЕТУ «САМОЛЕТ» МЫ ДОВОДИЛИ ДО 33-Х МЕТРОВ ДЛИНЫ»

— Иными словами, комсомол в годы СССР был организацией очень активной?

— Смотрите: есть школа, есть институт, есть производство. Уже в школе благодаря тому, что были пионеры и старшеклассники-комсомольцы, пионервожатые, была связь поколений, младшие учились у старших. Поэтому меньше было несправедливости, драк, дедовщины. Плюс были активные занятия спортом и соревнования по спорту между школами. А на производстве были комсомольско-молодежные бригады, проводились конкурсы по профессиям, действовала школа молодого рабочего, развивалось наставничество.

— Да уж, подготовку квалифицированных рабочих у нас упустили настолько, что сегодня порой за станки встать некому. Только недавно стали исправлять — Казань даже выиграла право на проведение мирового чемпионата рабочих профессий WorldSkills.

— В СССР одним из инициаторов наставнического движения стал бригадир ленинградского завода «Электросила» Степан Степанович Витченко. Он брал в свою бригаду трудных подростков, и все они благодаря ему потом нормально работали, больше не сбивались с пути. ЦК ВЛКСМ подхватил инициативу, весной 1975 года было принято постановление «О дальнейшем развитии массового движения наставников молодых рабочих и колхозников». Витченко, к слову, служил в погранвойсках и слесарем пошел работать после мобилизации. Тогда вообще были массовые сокращения в армии кадровых офицеров. Вот многие из них тоже стали наставниками и немало сделали для адаптации молодежи на производстве.

— В этом страна и сегодня остро нуждается.

— В те годы на предприятиях были так называемые «четыре угла»: гендиректор, парторг профорг и комсорг. Они все вопросы обсуждали вместе, в том числе молодежные. А на наших крупных предприятиях, скажем, на авиационном объединении, было огромное количество молодежи. Это сейчас у молодых море развлечений, а тогда даже достать билет в кино было проблемой. Комитет комсомола о досуге молодежи заботился, ту же художественную самодеятельность развивал. Работали на производстве советы молодых специалиста. Они очень помогали молодежи, а ее тогда много приезжало на новостройки в Челны, в Нижнекамск. У таких советов было даже право, например, на выделение жилья молодым. К слову, когда я работал секретарем комитета комсомола в КАИ, там тоже 10 процентов мест в общежитиях выделялось через решение комитета комсомола. Он выделял матпомощь, путевки в профилакторий. БКД — боевая комсомольская дружина, ССО — студенческие строительные отряды — все это было очень серьезным делом комсомола. Занимался он также научными кружками, семинарами, фестивалями молодежи. А главное — была самостоятельность. У нас в Казанском авиационном институте во всех общежитиях дежурили сами студенты, сами поддерживали порядок и дисциплину. Нам доверяли фестивали до трех часов ночи проводить — это о чем-то говорит. Весь город шумел на этих фестиваль — и никакой выпивки, никаких драк, никакой поножовщины.

Выпуск стенгазеты КАИ «Самолет» (фото: sachev.ru)
Выпуск стенгазеты КАИ «Самолет» (фото: sachev.ru)

— КАИ вообще очень сильный вуз. Те, кто учились на журналистике в Казанском университете, восхищались стенгазетами студентов КАИ невероятной длины с потрясающе интересным содержанием.

— Да, нашу стенгазету «Самолет» мы доводили до 33-х метров длины. А главное — ее все читали, и студенты, и преподаватели, читали от первого метра до последнего! Настолько там все было о реальной жизни КАИ, настолько «песочились» даже профессора... А какое это было творчество — люди вечерами и ночами сидели в общежитиях, писали материалы, делали фото, удивительные рисунки, оформляли газету.

— Оформление было совершенно необычным.

— Все это тоже способствовало тому, что комсомол давал чувство дружеского локтя, взаимовыручки. Вот это большое дело.

«ВСЕ ЭТИ МОЛОДЕЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ОНИ КАК БЫ ПРИ ВЛАСТИ»

— Но, Шамиль Рахимович, у комсомола и недостатки были, согласитесь.

— Были недостатки, конечно, были. Такие же, как, будем прямо говорить, у старших товарищей — формализм. Были элементы формализма, были элементы отделения актива от масс, была погоня за массовостью. Нельзя было, считаю, в комсомол принимать всех подряд, эта массовость, она принижала уровень требований к комсомольцам. В период Ленинского зачета с этим пытались бороться, но... Однако хочу сказать, что недостатки в любом деле есть у любого, у самого замечательного человека есть не только плюсы, но и минусы. К сожалению, в последние годы существования СССР недостатки общества проявлялись так или иначе и в комсомоле. В какой-то степени это объективный процесс.

«Мы в Казани музей Ленина сохранили, в Казанском университете аудиторию сохранили, где учился Володя Ульянов...» (фото: tatarstanheritage.ru)
«Мы в Казани музей Ленина сохранили, в Казанском университете аудиторию сохранили, где учился Володя Ульянов» (фото: tatarstanheritage.ru)

— Интересно, а как вы оцениваете попытки создать нечто вроде комсомола в нынешних партиях? У «Единой России» есть своя «Молодая гвардия», у КПРФ — своя комсомольская организация.

— Сейчас все эти молодежные организации, они как бы при власти. Так же как сегодня нет фактически настоящих партий, так же нет и сильных молодежных организаций. Ведь комсомол объединяла идеология, в первую очередь чувство товарищества. Вот мы приезжаем в Китай — любой китайский губернатор знает Ленина. Наш президент РТ отвечает: мы в Казани музей Ленина сохранили, в Казанском университете аудиторию сохранили, где учился Володя Ульянов, у нас музей есть в Ленино-Кокушкино, куда Ульянова за участие в студенческой сходке отправили в ссылку, в имение его деда Александра Дмитриевича Бланка, отца Марии Александровны Ульяновой, в девичестве Бланк.

Сегодня в нашей стране идеологию пытаются заменить то религиозностью, то сектами. Понимаете, людям, а молодежи тем более, нужно общение. Вот комсомол это давал, через те же фестивали столько молодых семей создавалось. Широкий круг общения — очень важный фактор. К сожалению, сейчас люди, молодые в том числе, очень разобщены.

— Сидят, уткнувшись в экран компьютера, в игрушки играют или в соцсетях запутываются.

— А идеология, которая сегодня, увы, господствует: не думать о других, а больше думать о себе. Рвачество, стремление не заработать, а урвать, и побыстрее, побольше, огромное расслоение общества — вот черты современного мира.

«Вот этого не хватает современной молодежи — ответственности за свою страну, за свою республику, свой город, свою улицу»
«Вот этого не хватает современной молодежи — ответственности за свою страну, за свою республику, свой город, свою улицу»

«МЫ НЕ НАСТУПАЕМ НА ГРАБЛИ, МЫ ПО НИМ ТАНЦУЕМ»

— Чем вы объясните феномен комсомольских песен времен СССР — они настолько талантливые, что их поют до сих пор: «Не расстанусь с комсомолом», «Там, вдали за рекой», «Мой адрес — Советский Союз», «Главное, ребята, сердцем не стареть».

— Я бы еще назвал песню о тревожной молодости, где есть прекрасные слова: «Забота у нас такая, забота наша простая — жила бы страна родная, и нету других забот». Вот этого не хватает современной молодежи — ответственности за свою страну, за свою республику, свой город, свою улицу. Это не громкие слова, это то, что очень нужно нам всем. И очень нужно, чтобы каждый не только о себе думал, а умел поставить себя на место другого, помочь другим. Мне вот очень понравился один эксперимент, который провели в Москве. Перед двумя его участниками поставили задачу проехать все метро, до конечной станции. Но один должен был вести себя нагло, расталкивать всех, а другой — вести себя вежливо, уступать дорогу. Самое интересное, приехали они на конечную станцию практически одновременно.

— Любопытный, однако, эксперимент.

— К сожалению, у нас многие не понимают: если сам ты будешь жить хорошо, а вокруг все плохо, ты, в конце концов, получишь по башке. Этого понимания нам очень не хватает. Хочу привести ленинскую фразу: не решив общую проблему, всегда будешь натыкаться на частности.

И напоследок анекдот: «Ну что вы постоянно на грабли наступаете?!» «А мы на них не наступаем, мы по ним танцуем».