Наиль Магдеев: «А то скажете: «Загибает Магдеев». Лучше уж сказать меньше, а доказать больше»
Наиль Магдеев: «А то скажете: «Загибает Магдеев». Лучше уж сказать меньше, а доказать больше»

«СИТУАЦИЯ НЕ ПРОСТАЯ, НО И НЕ БЕЗВЫХОДНАЯ»

Два с половиной часа отвечал на вопросы делового сообщества гость редакции «БИЗНЕС Online» — мэр Набережных Челнов Наиль Магдеев. Интернет-конференция с читателями нашего издания вчера стала для него своеобразным подведением итогов годовой деятельности на посту руководителя автограда. Напомним, что в октябре 2014 года Магдеев был назначен руководителем исполкома, а месяц назад его кандидатуру на пост мэра одобрил горсовет.

Вспоминая о своем назначении, рулевой автограда признал, что в город пришел в непростое для него время. «Но решения президента не обсуждаются, они исполняются. Если ты человек команды, ты должен идти туда, куда тебя направили. Если ты пришел на эту работу, должен служить тому делу, на которое ты подписался 30 лет тому назад. Государственная служба — это как в армии», — рассказал Магдеев.

Оценив текущую кризисную ситуацию, глава Челнов заметил, что она не простая, но и не безвыходная. «Такие ситуации я проходил в жизни. Это было в 1996 году, когда я пришел в Бугульму. Тогда по пять месяцев не выплачивалась зарплата бюджетникам, четыре месяца не выплачивалась пенсия. Ситуация была кратно хуже. Тогда нам тоже предрекали крах. То же самое было в 1998 году. Так что мы пуганые и нас уже ничем не испугаешь. Но экономика Татарстана выдержала все удары», — с оптимизмом заметил Магдеев.

Челны, по словам мэра, это 10% валового территориального продукта республики по итогам 2014 года. Причем, несмотря на статус моногорода, автоград остается донором — при собственной казне в сумме почти 8 млрд. рублей, порядка 16 млрд. рублей город перечесляет в вышестоящие бюджеты. При этом около 6 млрд. рублей в этом году республиканской казной было возвращено за счет реализации программ по капремонту жилого фонда, дорог и прочих. По прогнозам экономистов исполкома, ожидается, что объем ВТП за 2015 год составит 167,5 млрд. рублей — 95,2% от показателя 2014 года (в РТ — 99,7%, в РФ — 96,7%).

«КОНЕЧНО, ДЫХАНИЕ КРИЗИСА ОЩУЩАЕТСЯ»

Правда, оптимизм Магдеева не выглядит оправданным, если посмотреть показатели экономического развития автограда за 9 месяцев этого года. Индекс промышленного производства снизился до 73%, с начала года наблюдается снижение в стройиндустрии (83,5%), в производстве готовых металлоизделий и металлургии (91,8%), транспортных средств и оборудования (66%). Доля города в ВРП также снизилась до уровня 9,4%. Среди городов и районов Татарстана Челны по ожидаемому объему ВРП занимают третью позицию после Казани и Альметьевска. А вот в рейтинге социально-экономического развития Татарстана за 8 месяцев этого года автоград занимает 14-е место, в то время как год назад стоял на 7-й позиции.

«Конечно, дыхание кризиса ощущается: средний чек упал, реальные денежные доходы снизились, это чувствуется по торговым центрам, ресторанам, точкам общественного питания, — вынужден признать Магдеев. — Но резкого обвала нет, видимо, держатся предприятия». Стабильный рост показывают пищевые производства (104,5%) и целлюлозно-бумажная промышленность (112,9%).

Чтобы достойно отвечать на удары кризисного времени, по словам Магдеева, в городе создадут своеобразный мозговой центр — совет старейшин, куда пригласят всех прежних мэров автограда: члена правления ТПП Юрия Петрушина, председателя наблюдательного совета КБ «Камский Горизонт» Рафгата Алтынбаева, премьер-министра РТ Ильдара Халикова и его заместителя Василя Шайхразиева. «Сейчас мы готовим соответствующий документ. До конца года он будет принят. Мы с бывшими мэрами часто встречаемся, общаемся. Кроме того, думаю, в совет войдут и руководители крупных предприятий, которые ушли на заслуженный отдых. Есть же неформальные лидеры, которых признают даже после их ухода на пенсию. В общем, всего максимум, я думаю, будет человек 10 - 15. Будем собираться по мере необходимости. Чтобы люди с опытом руководства городом могли провести мозговой штурм», — рассказал Магдеев.

111.jpg
В Челнах создадут совет старейшин, куда пригласят всех прежних мэров автограда: Юрия Петрушина, Рафгата Алтынбаева, Ильдара Халикова и Василя Шайхразиева

СОКРАЩЕНИЯ НА КАМАЗЕ ВОЗМОЖНЫ, НО ЭТО БУДЕТ ЕСТЕСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС

Коснувшись камазовской тематики, Магдеев дал понять, что смело смотрит в будущее автогиганта. Он считает, что есть все предпосылки для оживления внутреннего рынка, спроса на автомобили «КАМАЗ» в ноябре и декабре. По его словам, «появился новый продукт, который стал востребованным в сегодняшних экономических условиях». Имеется в виду магистральный тягач «КАМАЗ-5490», который по качеству не сильно уступает иностранным аналогам, но в связи с подорожанием доллара стал значительно дешевле иномарок. Как сообщала пресс-служба челнинского автогиганта, если в августе было отгружено 130 автомобилей «КАМАЗ-5490», то в сентябре эта цифра увеличилась почти в два раза — удалось реализовать 246 единиц. Примечательно, что после появления новой модели на отечественном авторынке доля компании в сегменте магистральных тягачей постепенно увеличивается и к концу года, ориентировочно, составит 14% (вместо прошлогодних 4%). Что касается стратегического развития, то, как известно, КАМАЗ сделал ставку на роботизированный автомобиль. Перспектива его широкого внедрения просматривается уже в недалеком будущем — по словам мэра автограда, «где-то за 2020 годом».

Магдеев считает, что есть все предпосылки для оживления внутреннего рынка, спроса на автомобили «КАМАЗ» в ноябре и декабре

«Когда кто-то говорит, что надо уходить от монозависимости — как можно уйти от родного папы и мамы? Челны по сути своей являются городом-заводом. КАМАЗ же не закроешь?! Да, можно вырастить другие предприятия, но все равно доминировать будет КАМАЗ. Кто-то говорит, что это определенные риски, но слово «кризис» можно и по-другому перевести — это не только риски, но и возможности. Таких компетенций, научного потенциала, научно-исследовательского центра, которые есть в городе Набережные Челны, ни в одном городе России нет. Это подтверждают специалисты в области автомобилестроения и многие руководители автозаводов страны», — убежденно заявил мэр.

Причем не исключил Магдеев и тот факт, что определенные сокращения на КАМАЗе будут. Но это будет естественный процесс, которому поспособствуют техническая модернизация предприятия и внедрение роботизированных линий. В подтверждение своих слов рулевой автограда заметил, что 10 лет назад на КАМАЗе работали 70 тыс. человек, хотя выпускали такое же количество автомобилей. А сегодня — чуть больше 30 тыс. (вместе с дочерними предприятиями — 36 тыс. человек).

В числе приоритетных проектов предприятие по глубокой переработке мяса и производству колбасных изделий АПК «Камский», сумма инвестиций которого составляет порядка 6-7 млрд. рублей
В числе приоритетных проектов предприятие по глубокой переработке мяса АПК «Камский», сумма инвестиций которого составляет порядка 6 - 7 млрд. рублей

«ЕСЛИ ПЕРЕСЧИТАТЬ, ТО ДАЖЕ БОЛЬШЕ 10 МИЛЛИАРДОВ БУДЕТ»

Тем не менее доля КАМАЗа в валовом территориальном продукте города составляет половину, сообщил градоначальник, а если учесть сопутствующий бизнес, то ВТП составит 60 - 65%. Поэтому, несмотря на свою убежденность в отношении судьбоносной роли КАМАЗа для Челнов, Магдеев согласился, что яйца нельзя класть в одну корзину. Поэтому в городе в рамках диверсификации экономики параллельно занимаются развитием и других инвестпроектов. За последний год бизнес вложил в развитие города как минимум 10 млрд. рублей. В числе приоритетных проектов — предприятие по глубокой переработке мяса и производству колбасных изделий АПК «Камский», где сумма инвестиций составляет порядка 6 - 7 млрд. рублей, строительство металлургического завода «ТЭМПО» с суммой вложений более 6 млрд., а также завод по выпуску холодильников китайской компании «Хайер», который в апреле начнет выпускать первую продукцию. Дает свои плоды расширение промплощадок. В КИП «Мастер» дополнительно ввели в строй 127 тыс. кв. м, планируется увеличение площадей парка до 1 млн. кв. метров. В промпарке «Развитие» начали стройку 4 резидента из 20. Магдеев выразил надежду, что к началу следующего года там появится реальное мебельное производство и ряд других. «Так что если пересчитать, то даже больше 10 миллиардов будет. Это я поскромничал, а то скажете: «Загибает Магдеев». Лучше уж сказать меньше, а доказать больше», — пошутил мэр.

Отвечая на вопрос по созданию в Челнах территории опережающего развития (ТОР), Магдеев сообщил, что уже определено более 40 проектов, которые помогут создать в городе порядка 10 тыс. рабочих мест. «Мы где-то на 12 процентов можем уйти от монозависимости. Появятся дополнительные рабочие места, объем промпроизводства вырастет. Пока говорить об обороте трудно, должны появиться реальные инвесторы и четкий документ от правительства РФ», — сказал градоначальник.

Прокомментировал мэр и последние кадровые рокировки в городе. В частности, многих удивило назначение на небезопасную должность начальника управления земельных отношений молодого Эльдара Тимергалиева, сделавшего карьеру в строительной организации, подконтрольной СИНХу. Поэтому вопрос о том, кто пролоббировал эту персону на столь серьезный пост, был вполне закономерным. «Я кадры сам определяю. Тем более в таких щепетильных вопросах, как порядок земельных и имущественных отношений. Я посоветовался сам с собой и решил. Так что ни с какой группой влияния он не связан, никому ничем не обязан. Это подготовленный для решения подобных вопросов специалист, работал в серьезной компании. Молодым везде у нас дорога», — пояснил свой кадровый выбор Магдеев.

Всего от читателей к мэру автограда поступило более 60 вопросов. Все подробности интернет-конференции с главой Челнов читайте в стенограмме, которую «БИЗНЕС Online» опубликует позже. В частности, Магдеев ответил, будут ли допускать журналистов на заседания постоянных комиссий горсовета, какие выводы он для себя сделал после проверки работников исполкома командой Томаша Навратила. Градоначальник признался, что вполне мог стать мэром Челнов намного раньше, еще 16 лет назад, назвал годовой бюджет футбольного клуба «КАМАЗ» и попутно объяснил, почему до сих пор не открыт стадион в парке «Гренада».