На днях в Казани откроется уже четвертый магазин новой сети «Продуктовая лавка», запущенной компанией «Бахетле»
На днях в Казани откроется уже четвертый магазин новой сети «Продуктовая лавка», запущенной компанией «Бахетле»

«БАХЕТЛЕ» ОТКРЫВАЕТ ЛАВКИ

Как стало известно «БИЗНЕС Online», на днях в Казани откроется уже четвертый магазин новой сети формата «у дома», запущенной компанией «Бахетле». У сети собственное название — «Продуктовая лавка». Первые магазины уже открылись по адресам: улица Фрунзе, 15, улица Восход, 16 и улица Карбышева, 15. К открытию готовится магазин на улице Баруди, 18. Площадь магазинов — от 60 до 150 кв. м, а объем инвестиций на один мини-маркет — не более 1,5 млн. рублей.

В компании нашей газете рассказали, что товарный ассортимент, сформированный на основании потребностей жителей районов, где будут размещены магазины, составит около 3 тыс. товарных позиций. На вопрос о том, будет ли сеть развиваться за пределами Казани, нам сообщили, что сейчас отрабатывается технология, формируется ассортимент. «Говорить о масштабе открытия можно будет после отладки всех бизнес-процессов. Развитие сети также будет зависеть от подбора площадей. Сейчас мы ищем помещения под аренду на первом этаже жилых или торговых зданий площадью от 60 до 150 квадратных метров», — отметили в «Бахетле».

В компании признают, что из-за выбора формата «у дома» конкурентом лавок может стать любой небольшой продуктовый магазин шаговой доступности вне зависимости от того, сетевой он или нет. «Работая в таком формате, мы выступаем конкурентами таким сетям, как «Эдельвейс» (принадлежит братьям Айрату и Ильшату Хайруллиным прим. ред.), «Августина» (генеральный директор и владелец Олег Прохоренкоприм. ред.), — рассказали нам. — Не сворачивая своего развития в формате основного «Бахетле», мы видим, что есть необходимость в запуске нового формата «у дома», который предполагает включение не только продуктов питания повседневного спроса, но и отдел с кулинарией и выпечкой».

«Продуктовая лавка» — сеть популярного, особенно в спальных районах, формата «у дома»

Интересно, что фирмой-учредителем новой торговой сети ООО «Розторг-ЛМ» в равных долях с Муслимой Латыповой владеет, согласно данным системы «Контр-Фокус», сын мэра Казани Тагир Метшин. Компания основана 21 августа 2015 года и зарегистрирована на улице Павлюхина, 57. Впрочем, ничего нового в известии о партнерстве семьи столичного градоначальника с торговой сетью нет: как писала газета «Ведомости», долю акций в группе «Бахетле» Гульнаре Метшиной (супруге Ильсура Метшина) еще в 2011 году передал ее отец — Ринат Мухаметшин.

О том, что «Бахетле» планирует запустить в Татарстане сеть магазинов шаговой доступности под новым брендом, мы писали в начале сентября. Это не первый опыт Латыповой в формате мини: с 2011 года в переходах метро установлены принадлежащие сети киоски с выпечкой и напитками. Всего сегодня, по данным компании, функционируют четыре таких киоска.

Ассортимент, сформированный на основании потребностей жителей районов, где будут размещены магазины, составит около 3 тыс. товарных позиций

НЕ БЫЛО БЫ СЧАСТЬЯ, ДА КРИЗИС ПОМОГ

Отметим, что в последние годы «Бахетле» несколько снизило темпы открытия новых торговых площадок. Если, например, в 2012 году у сети прибавилось 6 магазинов (как в Казани, так и за ее пределами), то в 2014-м — только 2. В январе — небольшой супермаркет «Бахетле-Халяль» в Старо-Татарской слободе в Казани, а в декабре — супермаркет в Нижнем Новгороде. Правда, при этом проведена полная реконструкция супермаркетов на Сибирском тракте и в ТЦ «МЕГА».

В этом году сеть порадовала своим появлением пока лишь жителей Иннополиса — в конце августа там открылся классический супермаркет «Бахетле». Продуктовым магазином город не мог обзавестись все лето, и, наконец, на помощь пришла татарстанская сеть, хотя едва ли тут обошлось без административного нажима — с покупателями в будущей IT-столице пока явно не густо.

Ранее Муслима Латыпова говорила, что каждый год сеть будет прирастать тремя-четырьмя объектами
Ранее Муслима Латыпова говорила, что каждый год сеть «Бахетле» будет прирастать тремя-четырьмя объектами

Известно также, что к марту 2016 года должно завершиться строительство торгового комплекса «Бахетле» (площадью 6 тыс. кв. м) на пересечении трассы на Боровое Матюшино и улицы Дорожной, на въезде в поселок Усады.

Ранее Латыпова говорила, что каждый год сеть будет прирастать тремя-четырьмя объектами. Замедление темпов роста, вероятно, напрямую связано с кризисом, который больно ударил по продуктовому ретейлу. Еще в феврале Латыпова объявила о возможном 10-процентном сокращении персонала сети в связи с тем, что расходы на обслуживание банковских кредитов выросли вдвое — с 400 до 800 млн. рублей. В августе журнал Forbes, публикуя очередной рейтинг самых богатых женщин-предпринимательниц России, поместил гендиректора ООО «Бахетле» лишь во вторую десятку с состоянием в $135 миллионов. При этом годом ранее она занимала 5-ю строчку с капиталом в $315 миллионов.

Таким образом, выход в новую нишу может быть привлекателен для «Бахетле» как способ продолжить экспансию в условиях, когда ниша крупных гипермаркетов не растет, а свободных средств на мегапроекты нет. Тем более, как говорят эксперты, крупных сетевых игроков в микроформате пока что нет — рынок представлен в основном небольшими локальными сетями или же вовсе одиночными магазинчиками частных предпринимателей.

Из-за выбора формата «у дома» конкурентом «лавок» может стать любой небольшой продуктовый магазин шаговой доступности

«ОНИ СМОГУТ «ПОДДУШИВАТЬ» КОНКУРЕНТОВ ЦЕНОЙ»

Газета «БИЗНЕС Online» спросила мнение экспертов о запуске новой сети мини-маркетов.

Мурат Ахмеров — генеральный директор «А-Девелопмент»:

— Формат продуктовых магазинов у дома — это успешный сегмент в продуктовом ретейле, так как устойчивый спрос на него формируется жителями близлежащих жилых массивов, у которых постоянно заканчивается что-то необходимое из продуктов. Ехать в METRO или «Ашан» через весь город не с руки, а «Пятерочка» или «Магнит» могут находиться на расстоянии 1 - 2 километров, тут на помощь приходит магазин у дома. Основные игроки в данном сегменте — сеть «Августина», во много меньшей степени — «Элина», «Мечта», «Рената» и множество несетевых одиночных магазинов. Этот сегмент продуктового рынка еще не настолько развит, как сегмент супермаркетов формата 400 - 600 квадратных метров, которые в основном представлены двумя лидерами — «Пятерочкой+» и «Магнитом».

Выход «Бахетле» в новую нишу расцениваю положительно, как более глубокую диверсификацию бизнеса. Ретейлер до сих пор был представлен почти исключительно продовольственными супермаркетами формата 1,5 - 3 тысячи квадратных метров районного масштаба.

Эксперты считают, что новая сеть — «дочка» «Бахетле» — будет востребована у населения

Вадим Попов — директор по развитию сети супермаркетов «Светофор» в Татарстане:

— Я считаю, что новая сеть — «дочка» «Бахетле» — будет востребована у населения. В сегодняшней ситуации на рынке можно развиваться только в двух направлениях. Либо это формат «у дома», например, магазин деликатесов или супинаторов, когда людям лень ходить далеко, и это углубление в удобство. Либо обратная ситуация — это большие магазины. У «Бахетле» уже есть развитая сеть больших магазинов, а мини-маркетами компания еще не занималась.

Другой вопрос — конкуренция среди магазинов «у дома». Сеть «Бахетле», наверное, должна предложить потребителям какую-то свою изюминку, отличаться чем-то от других. Думаю, они смогут «поддушивать» конкурентов ценой, потому что, скорее всего, смогут привлекать тех же поставщиков, что и в большие «Бахетле», и на тех же условиях. Будет конкуренция, но тут крупная компания не будет конкурировать с другими «монстрами» — только с мелкими местными игроками. Реальная конкуренция, условно, будет только с сетью «Августина», которая сейчас снимает с рынка сливки, потому что цены на товары в магазинах этой сети намного выше, чем в супермаркетах. А потребитель готов платить за удобство — мини-маркет находится возле дома. Другие сети магазинов шаговой доступности не так развиты и вряд ли составят серьезную конкуренцию «Продуктовой лавке» от «Бахетле».

Непросто будет находить подходящие помещения — стометровые, которые являются самыми популярными среди арендаторов, и конкуренция здесь бешеная — это и банки, и микрокредитные организации. Все хотят такие помещения. Чтобы «отбить» дорогую аренду, «Бахетле», скорее всего, придется в «Продуктовой лавке» делать высокую наценку.

Объем вложений в 1,5 миллиона рублей — это хорошо. Наверное, будет делаться ремонт, чтобы все было в одном стиле.

На этом рынке есть очень серьезные лидеры и конкуренция очень высока

Ирек Галиев — генеральный директор сети мини-пекарен «Жар-Свежар»:

— Наверное, компания просчитала для себя этот формат, его рентабельность. На этом рынке есть очень серьезные лидеры, и конкуренция очень высока. Кроме того, что новый проект «Бахетле» очень близок к форматам «Пятерочки» и «Магнита», он также близок к форматам мелких магазинов. 1,5 миллиона рублей при площади в 150 квадратных метров — это, наверное, без ремонта, а только с оборудованием, и это нормальная сумма вложений, но я считаю, что этого недостаточно.

Насколько мне известна ситуация в целом по продуктовому ретейлу, неплохо идут дела у сети «Магнит», которая, насколько я понимаю, показывает рост выручки, а вот у местных сетей — снижение. Мы, например, заходим в федеральные сети — X5 Retail Group, в «Пятерочку», недавно зашли в «Магнит», поэтому пытаемся за ситуацией наблюдать. Интересно, что получится у «Бахетле», но это время покажет.