1.jpg
Торговая сеть «Бахетле» Муслимы Латыповой намеревается построить еще один супермаркет на выезде из Казани

ЗА ГОРОД ВЫХОДИМ ОСТОРОЖНЫМИ ШАГАМИ

Как стало известно «БИЗНЕС Online», торгово-производственная компания «Бахетле» (является одной из ведущих сетей супермаркетов в Татарстане) планирует расширить свою деятельность за пределами Казани. У сети уже есть один супермаркет на выезде из города в Залесном, а теперь она «смотрит» в другую, но также очень привлекательную сторону — в Лаишевский район.

Корреспондент «БИЗНЕС Online» побывала на месте строительства будущего супермаркета. Новый торговый комплекс будет находиться на пересечении трассы на Боровое Матюшино и улицы Дорожной, на въезде в поселок Усады, где и расположен щит с извещением о грядущей стройке. Наименование заказчика, подрядчика и т.д. на нем однако не указаны. Только лаконичная информация — строительство супермаркета «Бахетле» (площадью 6 тыс кв. м) начнется в марте 2015 года, а завершится в марте 2016 года.

Щит, оповещающий о грядущей стройке, стоит в овраге. А в нескольких десятках метров от него тянется длинный серый забор, огораживающий территорию, на которой ведется строительство 7 - 9-тиэтажного жилого дома. Заказчик и генподрядчик — ОАО «Спецкаучукремстрой», проектировщик — ООО «Казанская градостроительная мастерская». С одной стороны здание украсит круглая цилиндрическая остекленная часть, как и центральный вход в «Бахетле» на Амирхана. «Входная группа» будет дополнена колоннами. Цвета — бежево-коричнево-серые.

В компании «Бахетле» нам не предоставили информацию о точном размещении супермаркета. «Комментариев пока не даем», — ответила нам в письме Ольга Акимова, начальник рекламного отдела «Бахетле».

2.jpg
Новый торговый комплекс будет находиться на пересечении трассы на Боровое Матюшино и улицы Дорожной, на въезде в поселок Усады

Выяснить, разместится ли будущий магазин на территории жилого комплекса или он будет расположен в другом месте, в компании «Спецкаучукремстрой» не удалось.

Отметим, что в 2014 году компания несколько снизила темпы открытия магазинов. Если, например, в 2012 году было открыто 6 магазинов (как в Казани, так и за ее пределами), то в прошлом году открыт один магазин и проведена полная реконструкция супермаркетов на Сибирском тракте и в ТЦ «МЕГА».

В январе этого года компания открыла один супермаркет в Казани — «Бахетле-Халяль» в Старо-Татарской слободе, о котором мы подробно писали. Второй магазин в 2014 году «Бахетле» открыла в сентябре — он стал 9-м по счету супермаркетом в столице России. Торговая площадь объекта — 960 кв. м (общая — 1,7 тыс. кв. метров). Таким образом, темпы роста торговой сети несколько снизились. Ранее генеральный директор компании Муслима Латыпова говорила, что каждый год сеть будет прирастать тремя-четырьмя объектами.

3.jpg
Супермаркет «Бахетле» разместится на площади 6 тыс. кв. м

ВЕРНО, НО КОНСЕРВАТИВНО

«БИЗНЕС Online» попросила экспертов оценить правильность решения «Бахетле» о выходе за черту города и ответить на вопрос о снижении компанией темпов роста.

Леонид Рахимов — эксперт по коммерческой недвижимости:

— Город расширяется серьезными темпами, и можно предположить, что в ближайшие 25 лет Боровое Матюшино тоже войдет в городскую черту. Стратегически направление верное, тем более, что Лаишевское направление самое дорогое. Может быть, оно не столь густонаселенное, как Зеленодольское или Васильевское, но почти все богатые люди живут или хотят жить в Лаишевском районе — это наша Рублевка.

Ретейлеры в России строятся за пределами города. Если город расширяется, и намечается целая плеяда открытий — строительство Абдуллина рядом с «Лесным городком», поселок «Зенита» на более 200 коттеджей, заявилась «Светлая поляна» и еще ряд коттеждных поселков, — образовывается очень большой массив. А живут там небедные люди. Думаю, что «Бахетле» в Залесном очень посещаемое и популярное место.

Строительство и в городе, и за городом стоит одинаково. Вопрос только в стоимости участка и стоимости подключений. Квадратный метр примерно может стоить 40 тысяч рублей.

Думаю, сейчас «Бахетле» начал вести более консервативную кредитную политику, и этим объясняется снижение активности по темпам ввода новых объектов. Наверное, стали больше ориентироваться на собственные средства, а не на кредитные, в связи с чем рост не такой активный и быстрый.

4.jpg
За забором ведется строительство 7 - 9-тиэтажного жилого дома. Заказчик и генподрядчик — ОАО «Спецкаучукремстрой»

Андрей Васюткин — руководитель отдела исследований и консалтинга «Магазин магазинов»:

— Вряд ли ретейлер стремится охватить аудиторию, проживающую за городом в этом направлении — ее численность невысокая для такого формата. Будущий гипермаркет, видимо, будет работать как объект целевого посещения для жителей южных районов Казани, преимуществом которого станет широкий ассортимент товаров, удобство подъезда на личном автомобиле.

Как правило, такие гипермаркеты размещаются в формате загородных ретейл-парков, где помимо продуктового также представлены гипермаркеты товаров для дома, строительства, мебели, спортивных товаров, специализированной тематики, а также большая наземная парковка.

Основной плюс такого размещения — низкая стоимость земли и, в целом, возможность использования большого по площади земельного участка. В России формат пока слабо развивается. В Москве такие объекты есть у группы «Ашан» — вдоль МКАД есть комплексы, объединяющие гипермаркеты Auchan, Leroy Merlin, Decathlon.

Пример компании, реализующей концепции ретейл-парков в настоящее время, — Norman asset management.

Иван Федяков — директор ИА «Инфолайн» (Москва):

— Компания «Бахетле» уже давно вышла за пределы Казани, открыв магазины в Москве и регионах. Меняется формат — управление стритовым объектом и отдельно стоящим объектом имеет определенную специфику, которой надо учиться. Это не всегда удавалось даже лидерам российского рынка. Это не только специфика площадей, самого объекта, а специфика ассортимента.

Мне кажется, что «Бахетле» делает правильный шаг. Очевидно, что стритовых объектов ей уже недостаточно. Все магазины, которые в советские времена были продуктовыми, уже давно стали сетевыми, торговых комплексов сейчас будет строиться гораздо меньше, чем раньше (инвестиционный потенциал пониже, и доходы населения уменьшились, да и конкуренция высокая). И мы по-хорошему повторяем путь Европы, где как раз загородные магазины, находящиеся на основных транспортных магистралях, стали драйвером развития сетевых форматов, и только потом зашли в города. «Бахетле» идет немного с другой стороны, но идет в правильном направлении. Нужно лишь изучить опыт коллег в этом формате.

6 тысяч квадратных метров — это уже не региональный супермаркет, а уже полноценный гипермаркет. Классически считается, что это должен быть 10-тысячник, но для регионов 6 тысяч — это нормальный гипермаркет. У «Магнита» семейный гипермаркет начинается от 3,5 тысяч «квадратов». Я бы даже сказал, что «Бахетле» выходит в новый формат, в котором раньше не работал, — формат гипермаркета.

6.jpg
На щите указано, что строительство начнется в марте 2015 года, а завершится в марте 2016 года

В Москве, конечно, есть похожие примеры продуктовых ретейлеров. Конкуренция здесь посильнее. Некоторые сети даже готовы открываться на перекрестках между населенными пунктами. Все уходят в близлежащие города — это оправданно. В России вообще принято жить на два города — в будни в городе, а выходные — на даче. Миграция в область естественна, а потребитель привыкает пользоваться услугами той же сети, того же магазина.

По примерным оценкам, инвестиции на строительство данного магазина могут составлять 10 миллионов долларов. Стоит принимать во внимание, что неизвестна стоимость земли, в собственности ли она, общая площадь участка, неизвестен и формат.