НОВЫЕ ПРАВИЛА ВСТУПИЛИ В СИЛУ, НО ОБУЧЕНИЕ ХРОМАЕТ

Просветить бизнесменов в Нижнекамск приехали представители госинпекции труда, регионального агентства развития квалификаций, министерства труда, занятости и соцзащиты РТ. Несколько часов они обсуждали вопросы безопасности и анализировали основные риски при проведении высотных работ. Кроме того, участникам семинара презентовали новые разработки средств индивидуальной защиты, которые применяются при работе на высоте.

Начальник отдела государственной инспекции труда в РТ по Набережным Челнам Фарид Гайнуллин сообщил, что по состоянию на 1 октября количество смертельных случаев на производстве по сравнению с прошлым годом сохранилось на том же уровне, а случаи тяжелых травм (103) сократились, ведь их год назад насчитывалось 126. В то же время наблюдается рост групповых несчастных случаев. Если в прошлом году было зафиксировано 12 фактов и 37 пострадавших, то на сегодня — 19 фактов и 42 пострадавших. По приведенной Гайнуллиным статистике, почти каждый четвертый смертельный или тяжелый случай в России — это падение с высоты (26%). Далее идут воздействие движущихся и вращающихся деталей — 22% и ДТП — 15%.

Начальник отдела минтруда РТ Татьяна Манжосова рассказала, что при падении с высоты люди чаще всего ломают пяточные кости, позвоночник, таз, руки и ноги, свод черепа, шейный отдел позвоночника, ребра. Одновременно с костной травмой могут быть тяжелые закрытые повреждения внутренних органов (разрыв аорты, печени, отрыв желчного пузыря, разрыв селезенки и т. д.) и, как правило, травматический шок. Основные причины падения, согласно анализу министерства труда, занятости и социальной защиты РТ, неприменение работниками страховочных систем и защитных касок; отсутствие на средствах подмащивания (лесах) сплошного настила, перехода; производство работ с приставной лестницей, не оборудованной устройствами, предотвращающими ее сдвиг и опрокидывание.

Процентный расклад по Татарстану несколько иной. Доля «высотного» травматизма намного выше: каждый третий — погибший или пострадавший. Высок также процент несчастных случаев, связанных с падением, обрушением и обвалами — 13%. Анализ несчастных случаев по республике показывает: основным нарушением, связанным именно с работой на высоте, остается необученность персонала. Новые правила вступили в силу, а вот обучение немножко хромает, признал чиновник. «В ходе обучения упор делался на вступившие в силу новые правила работ на высоте, разработанные и утвержденные приказом минтруда еще в 2014 году. Для снижения уровня производственного травматизма и уменьшения количества пострадавших с мая текущего года инспекторами труда взято под контроль соблюдение этих правил», — подчеркнул Гайнуллин.

МУЖЧИНА УПАЛ В ШАХТУ ЛИФТА, ЖЕНЩИНУ УБИЛ СТАНОК

О том, как обстоит дело с охраной труда в Нижнекамске, докладывал руководитель исполкома НМР Айдар Гареев. 21 несчастный случай в этом году, из них 3 — со смертельным исходом, 17 — с тяжелым исходом и 1 — групповой (пострадали два человека). «Нижнекамск на фоне республики выглядит не лучшим образом по сравнению с такими городами, как Бугульма, Альметьевск. Впереди Нижнекамска только Казань, Набережные Челны и рядом Кукмор», — прокомментировала журналистам ситуацию с производственным травматизмом в городе химиков Манжосова.

Более подробно на производственных ЧП в Нижнекамске остановился Гайнуллин, подчеркнувший, «чтобы интересный был доклад, а не сухие цифры». Он вспомнил несчастный случай в июле на строительной площадке в новом микрорайоне, когда рабочий упал в проем лифтовой шахты. По его словам, причиной несчастного случая стало отсутствие контроля и, разумеется, отсутствие ограждений проема. Второй случай со смертельным исходом произошел на заводе крупнопанельного домостроения. Работница, которой поручили помочь оператору, сама начала работать на установке по изготовлению пенопласта. В итоге она неправильно зафиксировала крышку, которая резко открылась под высоким давлением и ударила женщину. Причина ЧП, по словам Гайнуллина, выполнение не порученных руководителем работ, опять же отсутствие контроля. К тому же погибшая женщина не имела навыков работы оператором.

Еще два несчастных случая произошли в этом году в ООО «Трест «Татспецнефтехимремстрой». В феврале при выполнении ремонтных работ человек попал в регенератор и получил тяжелые травмы. Во время проверки выяснилось, что на предприятии, как выразился Гайнуллин, «не разработан ни регламент, ни элементарный проект реконструкции». В результате рабочий ремонтировал так, как ему удобно. Одно неловкое движение, и он упал с высоты внутрь установки... В июле в том же «Татспецнефтехимремстрое» при проведении земляных работ произошел обвал грунта и одного рабочего засыпало. Хорошо, коллеги вовремя спохватились, откопали его, и мужчина остался жив.

Два несчастных случая числятся за Нижнекамским заводом грузовых шин. В одном случае пострадал работник предприятия (он получил термический ожог), во втором — работник механического завода. Мужчина проводил по заявке ремонтные работы, а оператор, который работал на этой установке, не был об этом предупрежден. Он спокойно включил установку, и слесаря замотало на вал...

Фото: gazeta.tatneft.ru

Упомянул Гайнуллин и о других случаях в Нижнекамске. На заводе «Эластик» рабочего затянуло в барабан, на ТЭЦ сотрудник получил химический ожог гортани, в «Нижнекамскнефтехиме» составителю поездов после несчастного случая пришлось ампутировать ногу.

«РАБОТНИКАМ САМИМ НУЖНО ТРЕБОВАТЬ!»

Персонал и специалистов нужно обучать, уверен представитель госинспекции. Второе обязательное условие — использование на рабочих местах средств индивидуальной защиты. «Бывает, и довольно часто, когда они вообще не выдаются. То есть средства, может быть, и были бы использованы, но они не были выданы. При расследовании несчастных случаев, связанных с падением с высоты на строительных объектах, довольно-таки частое нарушение — отсутствие ограждения», — сказал Гайнуллин, добавив, что нередко на объектах нет технологической документации по различным видам работ, в частности, по монтажу.

«Буквально сейчас в Челнах в связи со строительством завода «ТЭМПО», который расширяется, мы начали сталкиваться с такой проблемой, что завод вроде строится, а регламентов нет, как те или иные работы проводить, как эту установку собирать. Просто идет аврал в строительстве», — поделился Гайнуллин с участниками семинара.

О необходимости обучения и информирования о новых требованиях законодательства в части нарушений и наказаний работодателей говорила и Манжосова. Теперь уже не отделаешься штрафами в 30 - 50 тыс. рублей, их суммы доходят до 1 - 1,5 млн. рублей. Если работодатель не обучается, не проводит специальную оценку условий труда, не обеспечивает работников спецодеждой, не проводит инструктажи, не оформляет должным образом всю документацию, то эти штрафные санкции для него могут стать неподъемной ношей, уверена она.

Как рассказала чиновница, после несчастного случая с падением рабочего в шахту лифта ООО «Жилстрой» как юрлицо было оштрафовано на 70 тыс. рублей, должностное лицо компании — на 7 тыс. рублей. На Заводе крупнопанельного домостроения штраф на юрлицо составил 120 тыс. рублей, на должностное — 10 тыс. рублей. На Нижнекамском заводе грузовых шин штраф на юрлицо — 75 тыс. рублей, на должностное — 28 тыс. рублей. После дополнительной проверки штраф на должностное лицо увеличился на 8 тыс. рублей. На заводе «Эластик» юрлицо получило штраф в 135 тыс. рублей, должностное — 6 тыс. рублей. В филиале ОАО «ТГК-16» Нижнекамская ТЭЦ юрлицо оштрафовали на 95 тыс. рублей, должностное — на 6 тыс. рублей.

По словам Манжосовой, большой акцент нужно делать на профилактику, доносить до работников данные о тех условиях, которые должны быть, и требованиях, которые работодатель должен исполнять. «Сегодня законодательство, скажем так, немножко работает не на работника, — отметила чиновница. — Федеральный закон №294 о проведении проверок ограничивает контрольно-надзорные службы в части проведения постоянного контроля за работодателем. А малые предприятия, где как раз и случается больше всего несчастных случаев, каждые три года меняют названия. Сначала это «Импульс», потом «Импульс-плюс», потом «Импульс-К», а согласно закону, в течение первых трех лет они под проверку не попадают».

По ее мнению, самим работникам нужно быть более ответственными, требовать то, что им необходимо. В качестве примера Манжосова привела случаи, когда люди целыми цехами обращались в надзорные органы, после чего рабочим повышали зарплату, увеличивали размеры компенсации, проводили специальную оценку условий труда и предоставляли средства индивидуальной защиты в том объеме, в котором они предусмотрены типовыми нормами.