Завод символически запустили Рустам Минниханов, гендиректор ЗМ Россия Роберт Николс и представитель Газпрома Вадим Настека
Завод символически запустили Рустам Минниханов, гендиректор «ЗМ Россия» Роберт Николс и представитель «Газпрома» Вадим Настека

ЯКОРНЫЙ КЛИЕНТ — «ГАЗПРОМ»

Сегодня Татарстан внес свой посильный вклад в улучшение отношений между Россией и Штатами: в ОЭЗ «Алабуга» были запущены первые производственные линии международной компании 3М со штаб-квартирой в США. В производство антикоррозийных жидких покрытий для трубопроводов Scotchkote на территории Татарстана американцы уже вложили 922 млн. рублей, в будущем же на заводе «3М Волга» должны появиться новые линии по изготовлению абразивных материалов для автомобильной промышлености и клейких лент. Президент РТ Рустам Минниханов во время общения с журналистами подчеркнул, что, несмотря на натянутые экономические отношения между Россией и США, наша республика находит общий язык с зарубежными партнерами.

Необходимо отметить, что 3M — это инвестор отнюдь не рядовой. Производственные комплексы транснациональной корпорции расположены в 35 странах мира, ее годовой оборот превышает $30 миллиардов. В мире она известна прежде всего как обладатель бренда Scotch — это название клейкой ленты стало нарицательным. Также именно в 3M придумали и запатентовали маленькие блокноты с отрывными листочками — Post-it. Однако сейчас интересы компании простираются на десятки отраслей. Так что приход такого гиганта в Татарстан, безусловно, событие и политическое.

Рустам Минниханов: «Могу заверить, что и в дальнейшем мы будем поддерживать все начинания компании»
Рустам Минниханов: «Могу заверить, что и в дальнейшем мы будем поддерживать все начинания компании»

«Сложности с санкциями есть, но резиденты все равно приходят, и американские, и турецкие проекты, — отметил Минниханов, — интерес бизнеса сохраняется. — Зарубежные компании понимают, что в Россию сегодня нужно заходить не готовым изделием, а производством, потому что здесь они находят благоприятный климат, налоговый режим, подготовку специалистов». Напомним, что на сегодня в «Алабуге» зарегистрированы уже 45 компаний, из которых 19 действуют. Общий объем освоенных частных инвестиций достиг 93 млрд. рублей, федеральный и региональный бюджеты со своей стороны вложили в инфраструктуру ОЭЗ 25 млрд. рублей. В ряду российских ОЭЗ «Алабуга» практически единственная успешная промышленная зона, реализующая 70% общего объема производства. К настоящему времени здесь создано 5,5 тыс. рабочих мест, к 2023 году их количество планируется нарастить до 16 тысяч.

Выступая перед церемонией открытия, Минниханов также подчеркнул, что продукция нового завода будет иметь спрос не только у нефтяников и нефтехимиков, но и — после расширения производства — в строительном комплексе и других отраслях. «Мы видим сегодня и другие направления, — сказал Минниханов после осмотра выставки готовой продукции 3М. — Как сохранить красивым автомобиль, интересно направление, связанное с медициной и с оптоволокном. Могу заверить, что и в дальнейшем мы будем поддерживать все начинания компании».

Гости расписались на первой бочке готовой продукции (справа - директор завода и директор производства 3М в России Евгений Мараховский)
Гости расписались на первой бочке готовой продукции (справа — директор завода и директор производства 3М в России Евгений Мараховский)

Генеральный директор «3М Россия» Роберт Николс напомнил, что решение о расширении производства в России руководство компании приняло в 2012 году, это второй завод 3М на территории страны. Осенью 2013 года состоялась церемония закладки первого камня в «Алабуге», и Николс выразил благодарность руководству республики и ОЭЗ за всемерную поддержку проекта. «Убежден, что и в дальнейшем наше сотрудничество будет столь же прозрачным, — заявил Николс. — Мы будем работать над углублением локализации и расширением ассортимента. Продукция завода будет продаваться в России и странах СНГ. Россия — это важный рынок, ориентированный в будущее, мы ожидаем стабилизации ситуации, чтобы расти вместе со всеми». Позже Николс добавил журналистам, что кроме четкой работы местной стороны на географию строительства завода повлияло размещение в регионе ключевых клиентов.

Между тем с «Татнефтью» или ТАИФом американцы пока соглашений о поставках не имеют, о чем сообщил корреспонденту «БИЗНЕС Online» директор завода и директор производства 3М в России Евгений Мараховский. На данном этапе стратегическим клиентом компании является «Газпром», о чем дал понять с трибуны и замначальника департамента капремонта ПАО «Газпром» Вадим Настека. Сообщив, что «Газпром» давно сотрудничает с 3М по нескольким направлениям, Настека выделил продукцию, которая будет производиться в «Алабуге» в качестве стратегического приоритета. «Исходя из переговоров последнего времени, мы определили защиту магистральных газопроводов как одно из самых перспективных направлений взаимодействия, — заявил Настека. — Думаю, благодаря этим договоренностям, в частности, и было принято решение об открытии нового производства 3М в России. Считаю, что и площадка выбрана не случайно — наши коллеги умеют считать деньги. Хочется пожелать им развития и отметить, насколько своевременно принято решение о расширении в России».

ОРИЕНТИР ПО ЛОКАЛИЗАЦИИ — 55%

В Татарстане на сегодня, по словам Мараховского, основным клиентом компании является «Газпром Трансгаз Казань» под руководством Рафката Кантюкова, и благодаря полученной прописке завод уже принимает участие в тендерах постоянных клиентов 3М. В дальнейшем американцы рассчитывают локализовать более половины сырьевых поставок для своего продукта. «Татнефть» тоже здесь, — отметил директор завода 3М в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online». — Они наши коллеги и тоже потенциальные клиенты. Мы сейчас заходим с продуктом, который до сих пор продавали как импортный. В рамках импортозамещения мы запускаемся сперва по наработанной формуле, и на сегодня 100 процентов материалов импортируется. Но в течение 2 лет мы планируем минимум 55 процентов сырья в натуральном объеме закупать локально. Мы уже сейчас активно работаем над тем, чтобы местное сырье дало нам то же качество продукта. Компоненты в производстве используются частично природные, частично химические. По нашим наблюдениям, процентов 50 сырьевых компонентов на российском рынке уже есть».

Уровень автоматизации производства позволяет полностью обслуживать обе линии двум сотрудникам в смену
Уровень автоматизации производства позволяет полностью обслуживать обе линии двум сотрудникам в смену

Сегодня американцы официально запустили две линии, составившие первую очередь производства. Первая будет изготавливать эпоксидное внутреннее покрытие для снижения трения в трубах. Как пояснил Мараховский, основная стоимость транспортировки нефти и газа — это мощности насоса, сам трубопровод сравнительно дешевый. С меньшим трением насос может качать содержимое на большее расстояние, удешевляя процесс. Вторая линия завода — внешнее антикоррозийное покрытие, которое увеличивает срок службы трубы до 30 лет. Две линии в совокупности дадут 2,5 млн. литров продукции в год, что, по заявлению Николса, полностью покроет потребности российского рынка.

«Рынок очень сложный, спрос только зарождается, — пояснил «БИЗНЕС Online» Мараховский. — В России есть и серьезные конкуренты, но мы немножко раньше пришли, у нас преимущество. Думаю, мы заберем более 20 процентов. Но на первом этапе мы планируем работать только на внутренний спрос, ведь нефть и газ — это наша история, тем более в Татарстане. Экспорт в дальнейших планах — и этого продукта, и последующих, но не в этом году. Следующей фазой станет производство микросфер — полых стеклянных шариков, которые используются для тампонирования нефтяных скважин и имеют много других назначений, например, облегчение бетона и увеличение его прочности. Это не считая абразивных материалов для автомобильной промышленности и клейких лент».

Экспозиция выставки демонстрировала разнообразную продукцию 3М
Экспозиция выставки демонстрировала разнообразную продукцию 3М

Сфера интересов 3М обширна, корпорация работает в трех десятках направлений бизнеса — это электроника, энергетика, здравоохранение и другие. Общая выручка подразделений компании в 70 странах мира (половина географии — производственная) составляет $30 млрд. в год, штат насчитывает 88 тыс. человек. В России представительство было открыто в 1991 году, а первое производство стоимостью $43 млн. 3М запустило в 2008 году в Волоколамске, ориентируясь на комплексные решения для металлургов, нефтегазовой отрасли и стройки. Антикоррозийные покрытия 3М для производства и ремонта нефте- и газопроводов к настоящему времени использовались на таких крупных проектах в России, как строительство трубопроводов «Сила Сибири», «Турецкий поток» и «Средняя Азия — Китай».

НА ЗАВОДЕ РАБОТАЮТ ВСЕГО 12 ЧЕЛОВЕК

По словам Мараховского, при полной загрузке и реализации мощностей только первых двух линий «3М Волга» даст свыше 52 млн. рублей налоговых отчислений в год, а этот показатель, как известно, определяет привлекательность размещения иностранных компаний на нашей территории, окупая государственные инвестиции в ОЭЗ. На сборы НДФЛ, правда, пока рассчитывать не приходится — уровень автоматизации производства позволяет полностью обслуживать обе линии двум сотрудникам в смену, плюс логист. Сейчас на заводе работают всего 12 человек — завод в «Алабуге» на данный момент самый автоматизированный в мировой структуре 3М.

Из 9 тыс. кв. м. здания сам завод антикоррозийных покрытий занял только 15%
Из 9 тыс. кв. м здания сам завод антикоррозийных покрытий занял только 15%

Зато американцы сразу построили производственные площади с большим запасом. Из 9 тыс. кв. м здания сам завод антикоррозийных покрытий занял только 15%. «Мы уже построили все необходимое для людей: кафетерии, помещения бытового назначения, — поделился Мараховский. — Впредь достаточно будет инвестировать только в производственные линии».

Отметим также, что при закладке первого камня в основание завода в 2013 году заявлялось его открытие в конце 2014-го, да и с момента утверждения 3М в качестве резидента до начала строительства прошел год. Отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online» о причинах задержки, Мараховский посоветовал всем иностранным будущим инвесторам заранее выяснить механизмы размещения производства в России.

В будущем же на заводе «3М Волга» должны появиться новые линии по изготовлению абразивных материалов для автомобильной промышлености и клейких лент
В будущем же на заводе «3М Волга» должны появиться новые линии по изготовлению абразивных материалов для автомобильной промышлености и клейких лент

«Никакие санкции на сроки не повлияли, — отверг предположения директор «3М Волга». — Думаю, все иностранные компании в России имеют общий опыт. Нужно сразу понимать, что в регулировании российского рынка есть некоторые отличия от создания аналогичных производственных мощностей в других странах. Местные условия не лучше и не хуже, но другие. У нас была задержка частично за счет того, что нам пришлось модернизировать проект под российские требования и частично за счет климатических условий. Мы попали на две суровые зимы, сначала когда вскрывали землю, затем много вопросов было с грузоподъемными работами из-за сильных ветров. Выбившись таким образом из графика один раз, мы пересчитали сроки и больше от них не отклонялись».