ИЗ 7 «ПРОВИНИВШИХСЯ» НАЗВАЛИ ТРОИХ, ДВОЕ ИМЕЮТ ОТНОШЕНИЕ К КАМАЗУ

Уже второй тревожный звоночек за 6 дней прозвучал из минэкономразвития РФ для КАМАЗа. Накануне со ссылкой на «собственный источник» «Известия» опубликовали информацию о том, что для ООО «Кнорр Бремзе КАМА» — совместного предприятия КАМАЗа и немецкой компании Knorr-Bremse Systeme fur Nutzfahrzeuge GmbH — размещенного на площадях автогиганта в Челнах, министерство приостановило режим промсборки. Последствия такого оборота печальны: без режима промсборки предприятие отдает таможне 13 - 17% от стоимости импортируемой продукции, в то время как в рамках соглашения с минэкономразвития компании платят пошлину от 0 до 5%. Для КАМАЗа дополнительные расходы СП на импорт комплектующих означали бы либо рост себестоимости автомобиля, либо ликвидацию СП с поиском нового поставщика.

Это уже второе подобное сообщение федерального издания за короткое время: 13 октября газета транслировала комментарий помощника министра экономического развития Елены Лашкиной о приостановке соглашений для 7 иностранных компаний, среди которых, опять же по информации анонимного источника, засветился еще один поставщик КАМАЗа — дочернее предприятие американской корпорации Modine «Модине Рус». Если «Кнорр Бремзе КАМА» поставляет на КАМАЗ тормозные системы и модули управления, то «Модине Рус» — радиаторы и другие системы охлаждения.

Таким образом, из 7 компаний, якобы не справившихся с условиями соглашения о режиме промсборки, издание назвало троих, причем два из них — поставщики КАМАЗа, а третий — это компания «Вистеон Автоприбор Электроникс», осуществляющая поставки электроники на АвтоВАЗ, Sollers и Ford.

Церемониия запуска новой производственной линии на «КНОРР-БРЕМЗЕ КАМА»
Церемониия запуска новой производственной линии на «Кнорр Бремзе КАМА» (2010 год)

Напомним, что всего соглашения о промсборке в России ведомство заключило примерно со 100 иностранными компаниями в период 2010 - 2011 годов. В обмен на льготы компании-участники обязались постепенно наращивать локализацию производства: использовать российское сырье, углублять обработку изделий и т. д. С момента введения режима промсборки для производителей автокомпонентов нынешнее заявление минэкономразвития стало первым напоминанием о том, что условия режима вообще-то надо выполнять.

Между тем эксперты рынка, оценивая действия министерства, сходятся во мнениях: показатели локализации предприятий зависимы от условий рынка и пострадали из-за резкого роста валютной составляющей. Спад рынка привел к снижению запроса на поставки, в результате чего у компаний остались складские запасы, они и стали камнем преткновения. Глава национальной ассоциации производителей автомобильных компонентов Михаил Блохин считает, что причиной отзыва соглашений стала устаревшая формула расчета уровня локализации, не учитывающая нераспроданные остатки.

«Компании импортировали определенную номенклатуру на будущий год, и у них был один объем, а в результате из-за спада производства удалось реализовать на заводы существенно меньшее число готовых деталей. Образовались складские остатки. А в формуле расчета локализации учитываются цены ввезенных компонентов, а не фактически реализованных, отсюда и падение уровня локализации», — цитируют Блохина те же «Известия». Между тем еще в августе замминистра промышленности и торговли Александр Морозов заявлял о возможном пересмотре формулы с учетом курса рубля, но реальных действий пока не последовало.

«МЫ НЕ ПОЛУЧАЛИ НИКАКИХ УВЕДОМЛЕНИЙ»

На самом предприятии в ответ на запрос «БИЗНЕС Online» сразу после тревожного известия сообщили, что информация о приостановке соглашения сомнительна. «Мы не получали от минэкономразвития никакого уведомления на этот счет», — заявил исполнительный директор компании Александр Любавин. Аналогичным образом прокомментировало ситуацию и руководство «Модине Рус»: говорить о приостановке соглашения рано, подтверждений нет.

КАМАЗ же, взяв паузу, к концу дня с облегчением объявил: «19 октября от минэкономразвития РФ получено разъяснение, что соглашение о промышленной сборке продолжает действовать».

При этом КАМАЗ в сообщении акцентировал внимание на том, что расчет стоимости продукции СП был скорректирован и цена комплектующих для КАМАЗа снизится, что и обеспечит необходимый уровень локализации. Вероятно, за счет удешевления комплектующих «Кнорр Бремзе КАМА» удастся избавиться и от складских запасов. Обсуждать детали — каков текущий уровень локализации, как и за счет чего его предполагается наращивать — представители компании отказались.

Как итог эксперты «БИЗНЕС Online», связанные с отраслью, допускают в этом сообщении даже происки конкурентов КАМАЗа. Председатель ассоциации машиностроителей при ТПП Закамья Сергей Майоров, в частности, предложил забыть весть «как страшный сон».

958.jpg
Финансовые показатели СП на фоне терпящих бедствие многих производителей автомобилей и автокомпонентов в РФ по итогам прошлого года показали неплохую динамику

«Информация явно негативная и ведет к подрыву авторитета в первую очередь «Кнорр Бремзе КАМА», а также авторитета КАМАЗа, — считает Майоров. — Здесь может быть несколько версий, но мне почему-то приходит в голову сразу вариант, что, может, это какие-то конкуренты вбросили информацию. Понятно, что она не соответствует действительности, раз уже есть официальное опровержение от КАМАЗа и «Кнорр Бремзе». Это СП — серьезное предприятие, мы его всегда упоминаем в списке звездных компаний, которые сотрудничают с КАМАЗом. Там серьезная локализация, это предприятие №1 по тормозной аппаратуре. По нашим данным, годовой консолидированный оборот по группе компаний превышает 3 миллиарда евро. Так что сильно за них переживать не надо. Я бы даже обошелся без лишних комментариев, потому что сейчас любой комментарий будет на руку тем, кто это сделал».

Как выяснил аналитический центр «БИЗНЕС Online», финансовые показатели СП на фоне терпящих бедствие многих производителей автомобилей и автокомпонентов в РФ по итогам прошлого года показали неплохую динамику. Так, по данным базы данных «Спарк-Интерфакс», выручка «Кнорр Бремзе КАМА» сократилась лишь на символические 1,6% до 2,44 млрд. рублей. При этом чистая прибыль выросла на одну пятую (28 млн. рублей) до 169,5 млн. рублей за 2014 год. Для сравнения: другое СП «Камминз КАМА», где 50% принадлежит американской компании «Камминз Инк», завершило год еще лучше. Выручка подскочила на 80% до 5,27 млрд. рублей, а чистая прибыль увеличилась в 4,3 раза до 922 млн. рублей. Вероятно, в обоих случаях не обошлось без повышения цен на волне девальвации. Напомним, что КАМАЗ по стандартам РСБУ зафиксировал в 2014 году 423,6 млн. рублей чистого убытка, против 2,06 млрд. рублей прибыли в 2013 году.

«ЕСЛИ ВДРУГ «КНОРР БРЕМЗЕ» ИСЧЕЗНЕТ, ПРОБЛЕМ НЕ БУДЕТ»

Директор ООО «Автомастер» Марат Нуруллин посоветовал «не читать советских газет». «Известия» публикует в большинстве своем то, чего на самом деле нет, и через свои публикации прощупывают тренды. Таким образом, они могут посмотреть реакцию населения или компаний, которые фигурируют в этих статьях. Подчеркну, это сугубо моя точка зрения в отношении этой газеты, — отметил Нуруллин. — Что касается проблемы, связанной со снятием режима промсборки, то в середине 2000-х годов в Россию очень серьезно заходили иностранные производители, получавшие таким образом некие преференции. 10-летний срок действия льготного режима для них прошел. Но дело в том, что минэкономразвития может хотеть всего что угодно и «Известия» могут написать об этом сколько угодно, но окончательное решение принимает правительство РФ. Я очень спокойно отношусь ко всему тому, что исходит из минэкономразвития. Мы уже привыкли к заявлениям, что нащупали дно кризиса, что у нас все стабилизировалось, что у нас все растет. Это мало имеет отношения к реальности».

По мнению Нуруллина, если даже предположить, что такое постановление правительства РФ появится, то вряд ли оно существенно повлияет на КАМАЗ. Как заявил эксперт, по поставкам тормозной аппаратуры кроме «Кнорр Бремзе» есть обширная альтернатива и тут не наблюдается больших проблем для работы конвейера челнинского автогиганта, которые могли бы привести к его остановке или сбоям в работе. «До появления «Кнорр Бремзе» «КАМАЗы» выпускались же, не было проблем? Если он вдруг исчезнет, тоже не будет, — уверен Нуруллин. — Когда в страну заводили иностранных поставщиков, исходили из того, что мы хотели получить новые, качественные, инновационные продукты. Не более того. Самым главным условием было, чтобы иностранные поставщики поделились своими компетенциями и обеспечили локализацию своего производства. Планы в процентах по годам были у всех расписаны. Если они эти планы не выполнили и КАМАЗ лишится этих поставщиков, то, повторюсь, к остановке предприятия это точно не приведет».