Глава Совета улемов стран Ближнего Востока Мухаммад Тауфик Рамадан Аль-Буты (справа)
Глава совета улемов стран Ближнего Востока Мухаммад Тауфик Рамадан аль-Буты (справа)

«ВРАЖДЕБНЫЕ ГОСУДАРСТВА ДУМАЛИ, ЧТО ПОСТУПЯТ С СИРИЕЙ ТОЧНО ТАК ЖЕ, КАК С ЛИВИЕЙ»

На протяжении вот уже пяти лет Сирия находится в непростом положении. Эти трудности в основном она претерпевает по причине плана, который был обрисован для страны извне. Однако авторы этого плана ошиблись, потому что реалии оказались обратными, их задумке они не соответствовали.

Кризис базируется на трех основных целях. Первое — уничтожение Сирии, чтобы не было ни режима, ни самой страны. Второе — искажение ислама, желание показать людям эту религию в наихудшем виде. Третье — определенные силы подтолкнули радикалов и невежд поднять оружие и сражаться для возникновения кризиса и избавления от самих радикалов.

У определенных политических организаций есть сила и свои интересы. Если посмотреть на Америку — в вопросе Сирии они не следовали закону, не взяв специального разрешения для того, чтобы действовать на территории нашей страны. Они ранее сами вошли в Ирак и позже на территорию Сирии с тем же поводом — борьба с террористами. Разрешения они не взяли, понадеявшись на свою силу и авторитет. Россия же заняла дипломатическую позицию по поддержке нашей страны, которая похвальна, и мы благодарны ей за это. Она наложила вето на резолюцию ООН, которая была направлена против законной сирийской власти. Враждебные государства думали, что поступят с Сирией точно так же, как они поступали с Ливией.

Сирия является членом ООН — это не государство-отщепенец, далекое от цивилизации. Чтобы проводить на территории Сирии военные операции, нужны специальные разрешения. Хотят они того или нет, Сирия — это полноценное суверенное государство, у которого есть легитимная власть. Если Америка не учитывает суверенитет Сирии, то это ее проблема. Эта проблема касается не только отношения к нашей стране, но и высокомерия самого американского государства. Что касается России, то она не нарушала никаких международных норм. Она приняла решение о военной операции только после обоюдного соглашения между двумя государствами. Этот договор легитимен и правилен, тут нет никаких проблем.

В принципе, сейчас будущее страны становится более-менее понятным. После поддержки с российской стороны силы ИГИЛ (террористическая группировка, деятельность которой запрещена в ряде стран, в том числе в Россииприм. ред.) ослабевают. Мы надеемся, что в ближайшем будущем все изменится к лучшему. Другими словами, диалог внутри страны даст свой результат, стороны договорятся между собой. Но есть одно условие — чтобы Керри (Джон Керри — государственный секретарь США — прим. ред.) не вмешивался в это. Главное — диалог между государством и людьми. Я думаю, что оппозиция вскоре сама признает, что хочет мира вне зависимости от того, при каком режиме это будет. Когда тысячи людей складывают оружие и договариваются между собой, то люди внутри и вне Сирии тоже поймут ситуацию и изменят свое отношение к стране.

«ЕСТЬ ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ПРОДАЛИ СВОЮ РЕЛИГИЮ»

Однако остается вопрос: откуда появились эти радикалы? В ИГИЛ есть представители более чем 100 стран, которые пришли в Сирию из соседних земель. Также есть группировка «Фронт ан-Нусра», однако источник у нее тот же. В какой-то момент границы Сирии перестали быть преградой. После этого радикалы перебрались в нашу страну и занимались на наших землях всеми видами экстремизма.

ИГИЛ я бы охарактеризовал как «картонный дворец». Оно не свалилось на Сирию с неба, а подпитывает свои силы из посторонних источников. Подпитывается человеческим и денежным ресурсом, но когда эта помощь исчезнет, то оно перестанет существовать.

Однако есть проблемы и внутри страны. Основная — это неграмотная среда, которая позволяет внешней стороне усугублять положение Сирии, воспользовавшись этим. Очевидно, что внутри Сирии тоже была определенная атмосфера, с помощью которой сформировался кризис. Это «больные души», желавшие получить деньги и должности, которые им потом обещали. В основном это неграмотная среда, жители деревень и поселков. Конечно, большую роль в их привлечении сыграли и пропаганда, информационная война, которая позже перешла в обычную.

ИГИЛ — это враги цивилизации, они делают то, что творили ранее в Багдаде американцы. Там они поступали так же — украли и разрушили много исторических памятников, убивали ученых. Имена изменились, но их действия остались такими же. Я думаю, что это не идеология ИГИЛ, они лишь выполняют распоряжения.

Они поставили на свой флаг исламский девиз, но на самом деле сражаются против этой религии. Они уничтожали мечети, церкви, города и деревни, убивали ученых, мусульман и христиан. Они делают то, что раньше было не дозволено: уничтожают могилы наших предков, совершают все виды преступлений. Говоря о личном опыте: мой отец умер от их рук. Они послали одного смертника в мечеть, когда мой отец и сын находились там. Вместе с ними погибли 53 человека. Это происходило не единожды, в различных мечетях региона. Коснулось ИГИЛ и инфраструктуры страны: они разрушали столбы электропередач, заводы, нефтяную индустрию. В Сирии сейчас нет ни одного квадратного метра, где бы они не совершали преступления. Военные силы страны в трудном положении, потому что им трудно предугадать, в каком уголке страны им давать отпор. И Россия поняла опасность этой ситуации, так же как и Запад, несмотря на то что они и были зачинщиками этого кризиса.

Мы знаем, что год и два месяца назад появилась коалиция во главе с США. Цель ее создания — противоборство с игиловцами, однако все знают, что коалиция даже не пошатнула этот «картонный дворец». После вмешательства России стало понятно, что «картонный дворец» начал шататься, ИГИЛ начало терять определенный ресурс. Будущее начало проясняться. Кажется, что та страна, которая раньше страдала от экстремизма, у которой есть история борьбы с этими движениями, приносит намного больше пользы. Америка же не столько сражается с радикализмом, сколько сама его создает.

Как с этим можно бороться? Радикализм появляется в неграмотной среде. Тот, кто поймет ислам правильно, никогда не станет радикалом. Аллах сказал в Коране о пророке Мухаммаде: «Мы послали тебя только как милость для миров!» Как это изречение можно связать с теми делами, которым занимаются радикалы?

Мы обязаны правильно обучать исламу. Неправильное образование — это основная причина возникновения радикального ислама. Есть и другие — бедность, потому что в это время и в этом положении людей можно купить. Кто-то же изначально не воспитан в исламе и далек от духовности, их души нечисты, их можно купить за любую сумму. К сожалению, сейчас есть те люди, которые продали свою религию.

«Булгарская академия не будет заменой РИУ, поскольку в противном случае ей необходимо начинать все с нуля. Напротив, они будут взаимодополнять друг друга»
«Болгарская академия не будет заменой РИУ, поскольку в противном случае ей необходимо начинать все с нуля. Напротив, они будут взаимодополнять друг друга»

«Я ДО КОНЦА НЕ ПОНИМАЮ, КАКОЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ БУДЕТ ПРИДЕРЖИВАТЬСЯ БОЛГАРСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Хотелось бы сказать несколько слов о Татарстане. Я приехал сюда в связи с открытием Болгарской исламской академии. Нет сомнений в том, что этот проект имеет большую важность. Но хочу сказать, что до конца не понимаю, какой учебной программы будет придерживаться академия, как будет устроен ее учебный процесс, каковы ее задачи и чем она будет заниматься. В Казани уже есть Российский исламский университет — образовательное заведение, у которого уже есть имя и вес. Я думаю, что Болгарская академия не будет заменой РИУ, поскольку в противном случае ей необходимо начинать все с нуля. Напротив, они будут взаимодополнять друг друга. Это мое видение относительно данного благословенного проекта, которое может отличаться от видения ее создателей.

Второе, на что нужно обратить внимание: видят ли основатели академии четкие цели и задачи учебного заведения? В каком направлении будет двигаться академия? Конечно, кафедра нашего учебного заведения будет стараться помогать академии. И мы можем поделиться нашим опытом — я как декан факультета. Между Россией и Сирией есть пути сообщения, которые не прерываются.

Одна из целей академии, которую озвучил Владимир Путин, — это борьба с влиянием радикальных течений на молодежь. Всем известно, что некоторые студенты выезжают за границу и обучаются там. Есть ряд стран, куда выезжали студенты и обучались тому, что противоречит настоящему исламу, а потом распространяли свои знания. Но, несмотря на это, связи между государствами не перестают существовать. Допустим, Сирия нуждается в России как поставщике технического образования — в медицине или инженерии. Конечно, мы будем посылать к вам студентов, чтобы они обучались в России. Что касается религиозного образования, в России есть все инструменты, которые могут дать его на достойном уровне. Эта академия может выпускать профессоров, доцентов, докторов, магистров. Эти инструменты есть, при правильном их воплощении религиозное образование можно будет получить внутри страны.

Записал Ильнур Шарафиев