«К СОЖАЛЕНИЮ, В РЕСПУБЛИКЕ ЕСТЬ ТАКОЙ НЕГАТИВНЫЙ ОПЫТ»

Одной из главных тем международного форума по безопасности оборота наличных денег и ценностей в Казани стал всплеск нападений на сотрудников инкассаторских служб. Первым на открытии мероприятия в «Корстоне» об этом заговорил президент Татарстана Рустам Минниханов. Выступая перед участниками форума с приветственным словом, он вскользь коснулся истории беглого инкассатора Игоря Богаченко. «Учитывая растущие объемы перевозок денежных средств и ценностей, на первый план выходят вопросы безопасности, — сказал Минниханов. — Службы инкассации могут стать объектом преступных посягательств. К сожалению, в республике есть такой негативный опыт. Основная задача — полностью исключить такие инциденты».

Статистику по нападениям на перевозчиков денег озвучил первый заместитель председателя Центрального банка России Георгий Лунтовский. Случаи вооруженных нападений на инкассаторов кредитных организаций и хищения крупных сумм, по его словам, в последнее время участились. Так, за период с ноября прошлого года по 16 сентября 2015 года имели место 8 случаев утраты наличных денег при перевозке и инкассации на сумму 124,3 млн. рублей. Эти случаи сопровождались нанесением ущерба жизни и здоровью инкассаторских работников. Отметим, что за похищением половины этой суммы стоит зеленодольский инкассатор Богаченко, который 23 января ограбил инкассаторскую машину и скрылся с 63 млн. рублей.

«При осуществлении перевозки наличных денег одним из инкассаторов с применением огнестрельного оружия было похищено 63,2 миллиона рублей. В результате взлома преступниками спецавтомобиля, оставленного инкассаторами без охраны, было похищено 14,8 миллиона рублей. Во время загрузки спецавтомобиля на бригаду инкассаторских работников было совершено вооруженное нападение, в результате похищено более 8 миллионов рублей», — перечислял преступления Лунтовский. Впрочем, называть компании и банки, которые потеряли деньги, зампредседателя Центробанка не стал.

ПРОБЛЕМА КАДРОВ

«Проблема действительно есть, проблема серьезная, — подытожил Лунтовский. — Ею озадачены силовые структуры — министерство внутренних дел, федеральная служба безопасности. Мы совместно с ними отрабатываем меры по обеспечению безопасности при перевозке денег». Вместе с тем, заметил спикер, отчасти вина за эти инциденты лежит на самих кредитных организациях, поскольку многие из них без должного внимания отнеслись к решению кадровых вопросов.

Отметим, что выводы о существовании проблемы с кадрами в инкассаторской службе зеленодольского подразделения Сбербанка можно было сделать хотя бы потому, что после инцидента уволились напарник Богаченко и руководитель инкассаторской службы зеленодольского отделения Сбербанка Андрей Чикин. В суде допрошенный в качестве свидетеля Чикин заявил, что после случившегося уволился по личным обстоятельствам, потому что «сотрудник совершил ограбление». Впрочем, как рассказал «БИЗНЕС Online» начальник службы инкассации Сбербанка Андрей Новиков, Чикин был уволен по результатам внутреннего расследования банка. «Он был уволен по результатам служебного разбирательства. Чудес не бывает. Были некие просчеты руководства. Но это не явилось причиной, не толкнуло [Богаченко на преступление]... По сути, это личное решение Богаченко, его преступный замысел», — сказал Новиков.

ОГНЕСТРЕЛ, РУКОПАШКА И ПОДЖОГ

Как стало известно «БИЗНЕС Online», в этом году большинство преступлений в отношении инкассаторов было совершено против сотрудников Сбербанка России. Новиков рассказал нашему корреспонденту, что резкий рост числа нападений на инкассаторов приходится на последние два года. «Раньше у нас был один случай в два года. За последний год — 6 нападений!» — сказал Новиков. Два нападения были совершены в Москве (причиной стало невыполнение сотрудниками требований нормативных документов), одно — в Зеленодольске. Еще один инцидент произошел в Юго-Западном банке Сбербанка: по словам Новикова, нападавший в этом случае был без оружия и пошел на инкассаторов врукопашную.

«И самое страшное было в Уфе, когда наших ребят подожгли. Вячеслав Симонов умер в больнице, Руслана Сулейманова мы экстренно вывезли в Москву. Он уже прошел курс лечения, практически вытащили из могилы. 17 числа он после реабилитации отправится в Уфу», — рассказал подробности жестокого преступления Новиков. Нападение на инкассаторов в столице Башкортостана произошло около двух часов дня 22 августа. Как сообщает КП, преступники подкараулили сотрудников банка, когда те приехали заправить кассеты в банкомат. Незаметно подкравшись к мужчинам с маленьким ведерком (как выяснилось позже, там был бензин), плеснули на инкассаторов и, по словам очевидцев, кинули спичку. У 34-летнего Симонова, который проработал в банке 10 лет, осталась жена и 10-летняя дочь...

Что касается зеленодольского инкассатора Богаченко, то он при совершении ограбления прострелил ногу своему напарнику Максиму Медову из табельного пистолета.

ПОСЛЕ ИСТОРИИ С БОГАЧЕНКО СБЕР МОНИТОРИТ ФИНАНСОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОТРУДНИКОВ

Комментируя ограбление в Зеленодольске, Новиков рассказал, что проблема внутреннего предательства среди инкассаторов впервые проявилась в 2009 году, когда Александр Шурман совершил нападение на инкассаторскую машину Западно-Уральского банка Сбербанка в Перми. Тогда, напомним, общая сумма похищенного составила четверть миллиарда рублей. «Анализ тех событий показал, что если бы мы грамотно работали внутри коллектива, то могли бы заранее увидеть эту проблему и, возможно, локализовать, — самокритично заметил Новиков. — Также и по Богаченко: разбирательство показало, что там много было факторов, которые могли говорить о том, что человек впал в рисковую зону. Это его попадание в неформальную рэперскую группу с Ильей Кострубиным, и некие потребности «хайлависта», то есть хотелось богатой жизни, дорогой машины. По большому счету эти обстоятельства можно было увидеть».

Основное решение, которое было принято руководством Сбербанка после случая в Зеленодольске, — это пересмотр подходов работы внутри коллектива, говорит Новиков. Теперь с инкассаторами будут работать психологи, которые будут мониторить морально-психологический климат коллектива и выявлять на ранних стадиях «такие выпадания». «Мы организовали процесс получения упреждающей информации, потому что у Богаченко были просроченные долги по кредитам и квартплате. Мы сейчас отработаем систему, чтобы о возникновении подобных проблем у сотрудников Сбербанка информацию получали руководители», — говорит Новиков. В оперативно оправданных случаях, по его словам, в отношении сотрудников службы инкассации применяется социальное исследование на полиграфе.

«Богаченко — это такой случай, когда симпатичный, здоровый, спортивный парень, про которого и не подумаешь. Он четыре года отработал, стал рано старшим инкассатором. Пользовался уважением в коллективе, консультировал других сотрудников по работе», — говорит Новиков.

Напомним, резонансное уголовное дело в отношении Богаченко рассматривается в Зеленодольском горсуде. Он обвиняется в том, что 23 января 2015 года выстрелил в своего напарника и скрылся с 68 млн. рублей. Позднее сотрудники МВД обнаружили брошенный инкассаторский автомобиль, в котором осталось около 5 млн. рублей, лежавших в специальных контейнерах. Мешки с 63 млн. рублей Богаченко забрал. На скамье подсудимых также находятся предполагаемые подельники подсудимого Илья Кострубин и Юрий Зеликов. Они обвиняются в разбойном нападении, угоне автомобиля, хищении оружия, незаконном хранении и перемещении оружия. Из похищенной суммы до сих пор не найдены 13 млн. рублей.