12,6 млрд. рублей — таков объем суммарных инвестиций, заявленных накануне на наблюдательном совете ОЭЗ «Алабуга»
12,6 млрд. рублей — таков объем суммарных инвестиций, заявленных накануне на наблюдательном совете ОЭЗ «Алабуга»

ВМЕСТО ПОЛЬСКО-БЕЛОРУССКОГО ЭКСПОРТА — ГРИБОЧКИ В «АЛАБУГЕ»

Сразу два новых резидента ОЭЗ «Алабуга» собираются выращивать шампиньоны, еще один крупный проект касается выпуска малеинового ангидрида, четвертый предполагает производство станков для изготовления тротуарной плитки и бетонных блоков. С таким меню на 12,6 млрд. рублей заявленных инвестиций накануне прошло заседание наблюдательного совета ОЭЗ «Алабуга» под председательством президента РТ Рустама Минниханова. Само заседание прошло в закрытом для СМИ режиме — зато после встречи некоторые из участников согласились дать комментарии «БИЗНЕС Online».

Амбициозное ООО «Грибная компания «Шампиньоны Татарстана» намерена запустить фабрику по производству шампиньонов мощностью 5600 тонн в год. На выращивание грибов планируется привлечь 144 человека. Ей ближайший конкурент — ООО «АйДжиЭс Агро» — также заявил о намерении построить в «Алабуге» шампиньонный завод, но меньшей мощностью — 3600 тонн в год, зато с большим количеством сотрудников — 165 человек. Компания имеет скромный уставный капитал в 10 тыс. рублей, а ее учредители — Ильдар Гарифуллин (50%), Азат Шайдуллин и Артур Исхаков (по 25% капитала компании). Согласно данным системы «Контур-Фокус», эти лица имеют несколько различных бизнесов — от консалтинга до девелопмента, а одним из основных активов, пожалуй, можно считать ООО «Геонефтехимпром» с выручкой в 31 млн. рублей по итогам 2014 года. Оба производства должны быть построены — ноздря в ноздрю — в 2017 году.

Автор проекта «Шампиньоны Татарстана» Эндже Хуснутдинова рассказала, что разрабатывает его с 2013 года. Но окончательно в правильности выбранного пути бизнесвумен убедили введенные в прошлом году санкции. Грибочки из Польши, которые ее компания ООО «Жемчужина» более 10 лет исправно поставляла в супермаркеты республики, стали недоступны. А реэкспорт через Беларусь начал «кусаться» по ценам. Хуснутдинова пояснила, что ежегодно в Среднее Поволжье завозится около 12 тыс. т шампиньонов, при этом около 80% рынка — это импорт. В республике производителей грибов, как выяснилось, не осталось, а ближайший конкурент далеко — в Самаре. Вот и было принято волевое решение: раскинуть грибницу в Татарстане. К слову, по данным системы «Контур-Фокус», фирмой владеет Нияз Хуснутдинов, так что, по-видимому, бизнес семейный.

«Мы намерены на первом этапе производить 5600 тонн шампиньонов в год», — заявила Хуснутдинова. Получается, что «Шампиньоны Татарстана» замахнулись аж на половину всего поволжского рынка. А вместе со своим ближайшим теперь уже конкурентом из «АйДжиЭс Агро» татарстанским компания будет под силу накормить продуктом практически всю Среднюю Волгу!

С рынками сбыта, как выяснилось, давно все отлажено — заключены контракты со многими сетевыми гипермаркетами, такими как «Бахетле», «Эдельвейс» и прочие. Новые резиденты готовы вложить в проект 1 млрд. рублей инвестиций. Это как средства инвесторов так и заемные, из Россельхозбанка. «Это очень актуальный проект импортозамещения, который необходим Поволжью, — заверила Хуснутдинова и добавила. — Свободная экономическая зона привлекла нас своими условиями, во-первых, там готовая инфраструктура, бесплатное подключение ко всем ресурсам. Далее — налоговые льготы. Кроме того, рядом находятся Елабуга и Челны как источник трудовых ресурсов и регион сбыта».

«ОБЕ КОМПАНИИ ОБЪЕДЯТ ЧАСТЬ РЫНКА СБЫТА У ИНОСТРАННЫХ ПОСТАВЩИКОВ»

На вопрос об экологической чистоте будущих грибочков (ведь грибы впитывают вредные вещества, а там — промзона!) в компании заверили, что беспокоиться не стоит. «Нам выделили самый угол промзоны. Так же была учтена роза ветров, чтобы господствующие ветра дули совсем не в нашу сторону. Кроме того, наши грибы будут расти в закрытых грибницах с климат-контролем, водополивом и замкнутым водооборотом», — сообщила разработчик проекта «Шампиньоны Татарстана» Гузель Сингатуллина.

Участники проекта поделились и некоторыми любопытными моментами самого наблсовета. Говорят, президент спросил: «А почему не грузди?» «Потому что шампиньоны содержат в 100 граммах 27 - 29 килокалорий, а на их переработку уходит 22 килокалории — это очень ценный диетический продукт», — объяснила по-научному Сингатуллина.

Гендиректор ОЭЗ «Алабуга» Тимур Шагивалеев также полон оптимизма по отношению к новым проектам. На вопрос «БИЗНЕС Online» о том, не съедят ли друг друга два грибных конкурента на одной площадке, Шагивалеев привел слова президента РТ о том, что «это даже интересно». «Мы посмотрим, какая из компаний первой сможет реализовать проект, — привел слова Минниханова Шагивалеев. — Каждая из этих компаний занимает в объеме всего лишь 5 процентов импорта в Россию на сегодня. То есть это чистое импортозамещение. Я убежден, что при правильном менеджменте обе компании объедят часть рынка сбыта у иностранных поставщиков и заполнят свежей и качественной продукцией», — заявил Шагивалеев.

Словом, к многочисленным кластерам, плодящимся в Татарстане, в том числе и ягодному, вскоре может добавиться кластер грибной.

ПОЛОВИНА БУДУЩЕГО АНГИДРИДА С ЗАВОДА ЗА 10 МЛРД. РУБЛЕЙ ПОЙДЕТ НА ЭКСПОРТ

Менее понятный широкому кругу читателей, зато значительно более капиталоемкий проект представило ООО «Каматех» (учредители — российское ООО «Па-Рус» и немецкая инжиниринговая компания Chemieanlagenbau Chemnitz GmbH (САС). Компания замахнулась на строительство завода по производству малеинового ангидрида — сырья для производства эпоксидных смол. На первом этапе компания планирует производить 40 тыс. т вещества в год с дальнейшим увеличением мощности до 60 тыс. тонн. Общий объем инвестиций — почти 10 млрд. рублей, планируемый запуск производства — второй квартал 2018 года. Технология, судя по всему, хорошо автоматизирована: при таких оборотах компания примет на работу 157 человек.

«Малеиновый ангидрид — это основа будущего целого кластера по производству композитов», — заявил Шагивалеев, комментируя этот проект СМИ. Он пояснил, что в ОЭЗ «Алабуга» уже функционируют предприятия по производству угле- и стекловолокна. Так что с реализацией этого проекта производственная цепочка получит недостающее звено. «Ключевое применение малеинового ангидрида — это смолы, которые связывают композиты, армирующим веществом в которых является угле- и стекловолокно, которые производятся в ОЭЗ, таким образом мы завершаем формирование кластера, и это очень здорово», — добавил Шагивалеев. Он добавил также, что малеиновый ангидрид, кроме того, можно будет хорошо экспортировать за рубеж.

Рафинат Яруллин, гендиректор ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг», также верит в будущее малеинового ангидрида. «Это замечательный продукт, который крайне нужен. Он нужен для производства различных смол. Он нужен для производства конструкционных полимеров. Это база всей нефтехимии», — сообщил он в комментарии «БИЗНЕС Online». «Товар действительно дефицитный, производится он из сырья, которое у нас есть, — нормальный бутан. Тему эту мы давно обсуждаем. Понятно, что рынок первое время будет сложным. Но как только появится малеиновый ангидрид, начнут образовываться новые целые кластеры различных производств», — считает Яруллин. Он добавил также, что есть ряд предприятий на Западе, которые готовы купить этот продукт. «50 процентов обязательно пойдет на экспортный рынок», — сказал глава «Татнефтехиминвест-холдинга».

Гендиректор ОЭЗ «Алабуга» Тимур Шагивалеев: «Малеиновый ангидрид — это основа будущего целого кластера по производству композитов»

«МЫ ВЕРИМ ВО ВСЕ ЭТИ ПРОЕКТЫ»

Говоря о четвертом участнике — компании ООО «Плантмак», Шагивалеев сообщил, что на сегодняшний день в России нет производства техники по выпуску тротуарной плитки и бетонных блоков. Все это оборудование покупается за рубежом. СМИ же интересовал вопрос, из каких компонентов будут собираться станки в «Алабуге», будет ли это целиком продукт made in Tatarstan или же речь идет о сборке импортных деталей.

«На первом этапе ООО «Плантмак», возможно, будет везти комплектующие из-за рубежа. Но, естественно, в условиях дорогого доллара и дешевого рубля они заинтересованы в скорейшей локализации. Есть спрос — будет и предложение. Существующие предприятия, новые бизнесы будут возникать и поставлять компоненты», — считает глава «Алабуги». В целом же он оценил проекты как «неплохо проработанные». «Мы верим во все эти проекты», — сказал он журналистам.

«Ситуацию в экономике мы видим. Сейчас задача управляющий компаний инвестиционных площадок становится на два-три порядка сложнее. Если раньше мы просто занимались маркетингом — привлекали ведущие компании, то сейчас в ситуации, когда западные компании снижают свою активность, когда российские компании не имеют доступа к финансам, роль наблюдательного совета и в целом руководства региона увеличивается. Для управляющей компании это больший объем задач. Мы сейчас вынуждены помогать компаниям и с рынками сбыта, и с финансированием, и с поиском соинвесторов», — заключил Шагивалеев. С учетом четверых новичков общее число резидентов «Алабуги» увеличилось до 49, а общий объем заявленных инвестиций теперь составляет 154,9 млрд. рублей.

«МИЦЕЛИЙ ГРИБОВ ПРИХОДИТСЯ ПОКУПАТЬ ИЛИ В ПОЛЬШЕ, ИЛИ...»

«БИЗНЕС Online» поинтересовался у экспертов, насколько реально реализовать в ОЭЗ «Алабуга» обозначенные проекты и с какими трудностями могут столкнуться резиденты.

Камияр Байтемиров — председатель ассоциации фермеров, крестьянских подворий и сельскохозяйственных потребительских кооперативов РТ:

— Сельское хозяйство, конечно, нуждается в инвестициях, и поэтому производство шампиньонов я приветствую. Но дело в том, что мы никак не можем в отдельности рассматривать производство шампиньонов, ведь те же мицелии (вегетативное тело грибовприм. ред.) приходится покупать или в Польше, или в других странах. Здесь должен быть замкнутый цикл производства, выращивания и даже переработки. Если будет именно так, то все будет очень хорошо. Но здесь надо разделить: это импортозамещение или иностранные инвестиции. Если это импортозамещение, если этот товар будут производить наши сельхозтоваропроизводители, то мы его приветствуем. А если это концентрация производства на нашей территории продукции, которую мы раньше покупали за рубежом, то в этом ничего хорошего нет. От перемены мест слагаемых сумма не меняется.

Марсель Шамсутдинов управляющий ГК «Райдэн»:

— Любое производство продукции — это уже хорошо. Я сам регулярно покупаю шампиньоны, особенно зимой, и дома мы раз в месяц что-то готовим из шампиньонов. Я статистику не отслеживаю, но постоянный спрос на шампиньоны в Татарстане есть. С одной стороны, это выглядит немного несерьезно — шампиньоны и импортозамещение... Но ничего страшного. Это производство тоже важно и полезно. Люди находят свое дело, не сидят на шее у общества, у других налогоплательщиков. Насколько я знаю, кроме шампиньонов у нас масса предпринимателей выращивает грибы вешенки, опята.

Единственное, что я бы отметил, homo sapiens завладело всей планетой только потому, что мы придумали кооперацию. Как между собой — в обществе, так и международное разделение труда. И мы от этого международного разделения труда выигрываем так же, как и весь остальной мир. Поэтому замыкаться и пытаться в наших условиях делать все, вплоть до сотовых телефонов, выращивания апельсинов, бананов и шампиньонов, я считаю — не совсем разумно. А для этого нужно вести грамотную международную политику, которая не ставит нашу страну в изоляцию.

Владислав Геращенко директор ассоциации производителей керамических стеновых материалов:

— В появлении завода по выпуску оборудования под плитку есть плюсы и минусы. Нашего оборудования, нашей машиностроительной базы для производства плитки у нас действительно долгое время не было. Вся эта база была полностью развалена в 90-е годы. Поэтому соответствующее оборудование в основном закупалось за рубежом. На сегодняшний день в рамках программ импортозамещения нам нужно поднимать свою машиностроительную промышленность и, соответственно, развивать ее.

Теперь собственно о тротуарной плитке. Такое ощущение — первое, что делает губернатор в любом регионе России, так это начинает мостить тротуарной плиткой областной или республиканский центр. То есть спрос на тротуарную плитку будет, это вопрос решенный. Но я на сегодняшний день очень актуальным вижу выпуск оборудования для производства стеновой керамики! В том числе и в Татарстане, который вполне можно назвать «керамической республикой». Поскольку это оборудование сегодня в основном закупается на Западе, а курс евро к рублю достаточно высокий, то даже его ремонт будет обходиться очень дорого. На эту проблему тоже нужно обратить особое внимание. Может быть, даже в первую очередь. Вот это было бы более интересно.