БИЛЯЛЕТДИНОВ ПЕРЕКЛАДЫВАЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

«Когда научится выигрывать такие матчи, тогда и станет первым номером», — сказал Зинэтула Билялетдинов о вратаре Эмиле Гарипове после поражения от «Сибири» в овертайме матча с 9 заброшенными шайбами. Понятно, что главный тренер был расстроен. Это был выездной матч, дома он не позволил бы себе так отзываться о своих игроках, но реакция Билялетдинова была несколько странной. Одно дело — дать эмоциональный толчок молодому еще вратарю, другое дело — обвинять в результатах команды голкипера. Самое странное в этой ситуации, что «Ак Барс» проигрывает вовсе не из-за Гарипова или Юсси Рюнняса, а Билялетдинов будто бы пытается переложить на них часть своей ответственности.

ЮССИ РЮННЯС
8 матчей, 1 победа, 5 поражений

Пример Рюнняса говорит о том, как опасно делать скорые выводы об игре вратарей. Финн провел пару откровенно неудачных матчей — с «Автомобилистом» и минским «Динамо». Там залетало все, вратарь явно ошибался, и команда оказалась к этому не готова. В остальных же встречах статистика была приемлемая, впрочем, и цифры на данный момент вполне себе стандартные: 91% отраженных бросков, коэффициент надежности — 2.51. Проблема в результатах — всего одна победа в основное время, и ведь только они считаются лигой в личной статистике вратарей.

Ошибок и недоработок у Рюнняса много, это и неправильный выбор позиции и времени, и слишком активное реагирование на все движения шайбы, и просто технический брак, когда шайба вылетает из экипировки. Главная — привыкание к игре в КХЛ, с этим сейчас столкнулись Никлас Сведберг в «Салавате Юлаеве» и Виктор Фаст в ЦСКА. В Северной Америке они поняли, что для сэйва движение в сторону шайбы нужно начинать раньше, предугадывать события и реагировать заранее. Здесь это не работает, из-за ширины зоны и других скоростей соперник получает возможность изменить решение, сделать передачу, показать ложный бросок и увести вратаря в другой угол.

Позиционирование — основное умение современного голкипера, крайне важно занять правильную точку во вратарской, чтобы шайба не пролетела мимо. В НХЛ не принято выкатываться далеко, если идет атака в зоне, поскольку борта близко и нет необходимости сильно сокращать угол, здесь же вратаря могут наказать за то, что он глубоко вкатился в ворота.

Несмотря на цифры, нельзя сказать, что у Рюнняса есть серьезные проблемы с ловушкой — половину шайб в верхний левый угол он пропустил из-за неправильной позиции. Но когда бросок идет ближе к корпусу, финн не использует руки, а просто «складывается», из-за чего и пропускает шайбы подмышками.

Неверно говорить, что Рюнняс не понимает, где находится, это один из немногих вратарей, который может признать свою ошибку после матча и объяснить, где, как и почему сыграл неправильно. Он также понимает всю ответственность, в КХЛ нет фарм-клубов, куда иностранного вратаря могут отправить в случае плохой игры, — отправляют сразу домой. Терять сезон не хочется никому, и Рюнняс работает довольно много, к 27 годам он научился понимать, что тренировки часто важнее матчей. Понятно, что внезапная простуда Гарипова — это плохо, но она помогла финну выйти на лед в качестве настоящего первого номера, и за два матча он пропустил лишь одну шайбу. При этом совершил столько сэйвов, что команда просто обязана была забивать. Вообще, как критерий игры голкипера важно учитывать, дает ли он своим партнерам шанс на победу, а не говорить что-то вроде «не выручает». Каждое действие вратаря — это уже сэйв, без человека в воротах залетало бы вообще все. Так вот Рюнняс эти шансы дает, и если команда не может забить более 120 минут подряд, проблема вряд ли в голкипере. Прогресс виден уже сейчас, а прошлогодняя история Андерса Нильссона подразумевает, что у финна в дальнейшем все будет только лучше.

ЭМИЛЬ ГАРИПОВ
9 матчей, 4 победы, 2 поражения

Гарипову вновь удается держать планку невероятно высоко, для бэкапа в КХЛ у него отличное соотношение побед и поражений. Более 50% выигранных матчей в плей-офф позволили бы завоевать Кубок Гагарина, но пока это только регулярка, что заслуг вратаря не умаляет. У Гарипова почти идентичная с Рюннясом статистика: 91.1% отраженных, коэффициент — 2.41. Только проблемы другие.

Эмоциональность Билялетдинова, конечно, иногда удивляет, но матч с «Сибирью» и правда Гарипову не удался, хотя проиграли не из-за него. Вся команда оказалась не готова к техничному обращению с шайбой, к быстрым решениям, неожиданным передачам, и вратарь часто оказывался отыгран в каких-то простых ситуациях. При этом все отскоки собирал противник, а играть совсем без добиваний невозможно. Преимущество Гарипова в том, что у него таких матчей было гораздо меньше, но он и в КХЛ играет дольше. Тем не менее иногда случаются моменты, когда казанец «выключается» из игры и пропускает что-то совсем необязательное.

Из техники выделяется ловушка — она часто опущена вниз и открывает левое плечо. Есть особенности с блокированием ближних штанг, в зависимости от ситуации Гарипов применяет разные способы, и иногда вариант со стойкой на ногах его подводит.

ВРАТАРЬ КАТЕГОРИИ «БЭКАП-ОСНОВНОЙ»

У вратарей «Ак Барса» второй год получается крайне неприятное соперничество. Как таковой борьбы за первое место нет, поскольку то ли главный тренер, то ли руководство хочет, чтобы в команде было два бэкапа, способных в случае чего занять место в воротах, но не предоставляет возможности ни финну, ни россиянину стать основным. Положение Рюнняса вообще довольно странное — непонятно, для чего его вообще брали, не для скамейки ведь. Тогда почему не дают играть, не делают его основным, говоря, что вся ответственность на нем? Из НХЛ финн приехал не просто так, а потому что был недостаточно хорош для этой лиги. Вряд ли кто-то ожидал, что легионер приедет после драфта отказов и тут же займет тут первое место по всем показателям в первый же год. Возможно, чьи-то ожидания он не оправдал, но что он мог сделать, понимая свои проблемы и по понятным причинам соглашаясь на переход в КХЛ?

И то же самое с Гариповым, который останется в Казани еще на два года, но снова конкурирует с иностранцем. Чего ждет от него руководство — непонятно. Обоим вратарям приходится быть одновременно и основными, и запасными, а такого обычно не бывает. И даже у самих голкиперов нет возможности по-настоящему выиграть свое место. Бывший солдат Рюнняс наверняка бы понял, что такое рассчитаться на первого-второго, однако в «Ак Барсе» этого нет. Впрочем, нет даже в ЦСКА, где тоже многое решает главный тренер.