Проект «Эластичная лента» получил одобрение президента Татарстана
Проект «Эластичная лента» получил одобрение президента Татарстана

РУСТАМ МИННИХАНОВ: «ПРОЕКТ МНЕ НРАВИТСЯ»

«Мы отказываемся от бетона в пользу экологических материалов, очищаем воду, делаем доступ к ней открытым, формируем среду для культурных мероприятий, — рассказывал вчера президенту РТ Рустаму Минниханову на встрече в Доме правительства глава китайского архитектурного бюро Turenscape Конгжан Ю, чья компания победила в открытом конкурсе на проектирование набережных озер Кабан. — Мы создаем общественное пространство, в котором вода становится частью города. Она действует как гибкий элемент для всех в любой сезон. Вся наша идея заключается в том, что мы должны придерживаться культурного наследия, сохранить память этого города и историю. Пусть вода задает тон, природа делает свою работу, а культура развивается в единстве с природой».

«Проект мне нравится», — отметил Минниханов, после чего поручил все просчитать и подключить к реализации проекта бизнес-структуры. В частности, по его словам, у зоны, расположенной возле театра им. Камала, большой инвестиционный потенциал, который необходимо использовать.

Примерно полтора месяца уйдет на внесение рекомендаций всех заинтересованных сторон в эскизный проект, рассказала принимавшая участие во встрече помощник президента РТ Наталия Фишман. «Далее надо приступать к рабочему проектированию. Важно успеть подготовить техническую документацию, чтобы начать работу в конце апреля — начале мая и в теплое время года реализовать первые этапы работы с берегами», — обозначила она сроки. Предполагается минимум строительства и максимум ландшафтных решений и событийной активации, рассказала Фишман, добавив: «Президент подчеркнул, что, несмотря на то что первая очередь коснется Верхнего Кабана, полезно иметь общее видение развития всего комплекса озер и протоки Булак». Планируется, что реализация концепции победителя конкурса на набережных системы озер Кабан начнется весной 2016 года.

Рустам Минниханов встретился с Конгжан Ю , чья компания Turenscape победила в открытом конкурсе на проектирование набережных озер Кабан
Рустам Минниханов встретился с Конгжан Ю, чья компания Turenscape победила в открытом конкурсе на проектирование набережных озер Кабан

Напомним, 1 октября мэр Казани Ильсур Метшин объявил победителем конкурса концепций проект консорциума Turenscape + МАП architects. Компанию Turenscape основал профессор Конгжан Ю (сегодня вечером он выступит с лекцией в IT-парке). Она была официально сертифицирована и признана китайским правительством проектным институтом первого уровня (услуги в области архитектуры, городского планирования и дизайна). В состав Turenscape входят порядка 600 сотрудников. Компания принимала участие в архитектурном конкурсе на разработку ландшафтно-архитектурной концепции парков «Зарядье» и «Сокольники» в Москве. Московские коллеги, МАП architects, согласно информации на сайте компании, — это Александр и Наталья Порошкины. Компанию они создали в 2010 году, среди заказчиков указаны три компании — знаменитая Mirax Group Сергея Полонского, крупный московский девелопер «Пересвет-Инвест» и архитектурное бюро Асадова.

Их совместный проект носит название «Эластичная лента. Бессмертная легенда Казани» и подразумевает непрерывную систему ландшафтов вдоль побережья озер. «Лента» должна связать озера Нижний, Средний и Верхний Кабан в единую систему, какой они некогда были, и вернуть жизнь на их берега, заявили разработчики. В рамках проекта предполагается создание трех типов связанных в ленты ландшафтов: экологическая лента, культурная лента и лента транспорта. В целом площадь реорганизуемой территории составит 19 га, включая восточный берег озера Нижний Кабан, парк Тысячелетия и территорию вокруг театра им. Камала.

ДОЖДЕВЫЕ САДЫ ПРОТИВ ЛИВНЕВОЙ КАНАЛИЗАЦИИ?

За кадром презентации, которая прошла в конце прошлой недели, однако, осталась масса интересных деталей, в частности сумма необходимых затрат. Между тем она точно подсчитана: согласно оценкам команды Turenscape, нужен 1 млрд. 63 млн. рублей. Что же Казань получит на выходе, если, конечно, найдет эту сумму в бюджете и карманах частных инвесторов?

Фундамент концепции, предложенной разработчиками, — создание естественной системы сбора, очистки и сброса воды, позволяющей снизить загрязнения озера стоками с дорог и земельных участков. «Сначала загрязненная вода будет поступать в заболоченные низины, а из них — на второй уровень очистки — в так называемые дождевые сады», — поясняется в проекте. Низовые территории сформируют дополнительный буфер для очистки стоков, поступающих в озеро с его берегов, и помогут улучшить качество воды в озерной системе. Вдоль береговой линии парка Тысячелетия возникнет искусственный водный парк, частично использующий существующий растительный покров и простую территорию выемки и засыпки. Он будет соединяться с пешеходной и велосипедной сетью, упрощая горожанам доступ к озеру Кабан. Между такими прудами-отстойниками и самим озером будут проложены деревянные настилы и велодорожки.

Плавучие сады, представляющие собой несколько искусственных островов, будут регулировать качество воды, украшать пейзаж и предлагать посетителям необычные впечатления во время прогулки по озеру Кабан. Огромный фонтан посреди Нижнего Кабана предполагается оставить в исходном виде.

По словам Нафисы Мингазовой, проект московско-китайских авторов является классикой ландшафтного и экологического проектирования
По словам Нафисы Мингазовой, проект московско-китайских авторов является классикой ландшафтного и экологического проектирования

По словам Нафисы Мингазовой, в этой части проект московско-китайских авторов можно назвать классикой ландшафтного и экологического проектирования. «Несколько лет назад мы проходили стажировку в фирме «Передовые водные технологии» в Калифорнии, которая занимается способами очистки и восстановления водных объектов. Подобные работы мы видели и там. Многие европейские проекты по улучшению состояния водных объектов включают в себя такие методы», — рассказала она.

Помимо красочности оформления проекта Мингазова отмечает разнообразие технологий очистки водного объекта с помощью биотехнологий. «Ну и начисто отсутствуют подходы к бетонированию берегов — нет ни бетонных, ни каменных набережных, — привычно бросает она камень в огород Равиля Зиганшина, реализовавшего благоустройство набережной Казанки именно по такому принципу. — Есть даже заболоченные участки — показано, как все это красиво зарастает на растительно-заболоченной части, которая способствует очищению водоемов». В этом плане Turenscape был выше других проектов, уверена она.

И все-таки выше по глубине проработки Мингазова ставит проект группы казанского архитектора Николая Новикова, который выступал в тандеме с итальянским бюро Archea Associati. «Ни один проект не сделал все озера проточными, хотя это было требование ТЗ, а проект Новикова как раз предусмотрел возможность соединения озер между собой, таким образом, решив самую главную проблему — движения воды. Если вода движется, а не стоит, она очищается», — пояснила Мингазова.

К слову, у многих экспертов, отмечающих достоинства проекта, не могли не возникнуть опасения в плане того, как он будет реализовываться. По словам Мингазовой, пока у нас в городе увлекаются бетонными набережными, это приводит к уменьшению общего водного зеркала воды, к загрязнениям... «Берега должны быть живыми. Они должны быть ландшафтными, зелеными, с большим количеством разнообразной растительности, с мелководьями, в которых происходят процессы самоочищения, — вот тогда мы будем иметь по-настоящему чистую воду», — резюмировала она.

С другой стороны, вряд ли в Кабане будут распускаться кувшинки, пока в него продолжают сливать канализационные стоки. «Когда-то это были предельно грязные водоемы. Они оздоравливались в 80-х годах, но в настоящее время требуется очистка по новой, поскольку источники загрязнения продолжают функционировать», — поясняет Мингазова, вспоминая, что в Калифорнии есть очень сильная фирма РАСЕ, возглавляемая Йоханом Перслоу.

«В 2011 году он уже приезжал в Казань, встречался с нашим президентом и рекомендовал методы и способы, как можно очистить озера, — напомнила она. — Тогда как раз предполагалась работа над озером Средний Кабан, неоднократно этот вопрос обсуждался, но в тот период — перед Универсиадой — не было в достаточном количестве средств, чтобы осуществить все эти мероприятия. Здесь же надо и ливневую канализацию отводить, и локальные очистные сооружения строить, и отложения какие-то со дна убирать».

По словам Мингазовой, стоимость этих работ уже неоднократно оценивалась — перед Универсиадой она составляла несколько миллиардов рублей, сейчас ее необходимо пересчитывать заново. «Конечно, это не так дешево, как хотелось бы. Но когда идут выпуски сточных вод в озеро, понятно же, что его нужно чистить», — справедливо замечает она.

ПАРК ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ РАЗВЕРНУТ К ОЗЕРУ И «РАЗБУДЯТ» В НЕМ КУЛЬТУРНУЮ ЖИЗНЬ

Парк Тысячелетия в ходе реконструкции сохранит все объекты, скульптуры и сеть дорог, но его осевая симметричная структура будет нарушена для того, чтобы теснее связать его с озером. Разработчики предложили переориентировать культурную жизнь парка в сторону озера, интегрировав в городскую структуру.

Парк, согласно проекту, предполагается разделить на две функциональные зоны:
первая зона будет предназначаться для уединенного отдыха, вторая — для проведения общественных мероприятий. Зону отдыха украсят ряды деревьев, газоны с цветами и фонтаны. Здесь посетителям будет демонстрироваться система естественного сбора и очистки сточных вод, то есть появятся водные участки. В центре зоны мероприятий появится большая лужайка «Солнце» для различных мероприятий.

Наиболее яркой особенностью парка обещает стать новая конструкция-петля, которая может быть использована в качестве надземного пешеходного моста для прогулок. Она окружает лужайку и соединяет парк с озером. Причем проходить мост будет прямо над улицей Салимжанова и в ночное время подсвечиваться.

Лидер велосипедного движения «Казанские велоночи» Леонид Иванов выразил одобрение по поводу грядущих изменений в парке, отметив, что на сегодня парк Тысячелетия — «выключенное место». «В жаркую погоду там невозможно скрыться в тени, там ничего не растет из-за карстовых изменений, из-за того, что все построено на строительном мусоре», — напомнил он. По словам Иванова, идеи по использованию этой территории были самые разные — от многоуровневых парковок до «самых фантастических объектов».

БЕРЕГА ПРИВЛЕКУТ БИЗНЕС И ТУРИСТОВ

Вдоль набережной, по мысли разработчиков, появится сеть велосипедных дорожек и общественных зон отдыха «с удобными, незаметными связями». Система передвижения по территории должна включить трассы для обычных и электровелосипедов, деревянные помосты и прогулочные дорожки вдоль водной поверхности. По замыслу авторов проекта, это должно укрепить связи между парком и озером, создать ощущение «динамической набережной».

«Вдоль всех набережных мы хотим создать систему медленного транспортного движения, которое в будущем будет также пронизывать и город. Соответственно, нам необходимо связать проект озер Кабан с Волгой и Казанкой, — рассказывал во время презентации руководитель проекта Стенли Ланг. — Говоря о системе медленно движущегося транспорта, мы хотим в большей степени ориентировать его по направлению «восток-запад». Мобильное движение будет идти по осям «север-юг» и находиться на удалении от пешеходных и велосипедных дорожек».

Ильсур Метшин и Стенли Ланг
Ильсур Метшин и Стенли Ланг

Оценить продуманность транспортно-спортивной составляющей мы попросили Иванова, который, впрочем, заявил, что в этом плане проект его как раз-таки «не зацепил». В плане транспорта и велодорожной инфраструктуры наиболее удачным он считает проект консорциума «Меганом + Off-The-Grid», а самым продуманным для удобства казанцев — опять же проект Новикова. «Кому, как не ему, представлять, что нужно Казани», — говорит лидер «Казанских велоночей».

Кроме того, информационно-навигационная система предусматривает установку вдоль озер информационных стендов и указателей. Авторы проекта отмечают, что озера Кабан — туристический объект, необходимо каким-то образом рассказывать жителям об этом месте, упростить ориентацию на местности. Любопытно, что таблички будут не только на русском, татарском и английском языках, но и на китайском, что в целом соответствует трендам времени. Этот факт отмечает и Иванов, говоря, что решение о присуждении победы укладывается в общую политическую картину, когда страна в целом поворачивается на Восток.

По берегам появятся точки доступа в Wi-Fi, телефонные будки и розетки для мобильных телефонов. «Возникающая цифровая информационная сеть станет своеобразной «классной комнатой под открытым небом, где люди будут знакомиться с регионом», — отмечается в пояснении к проекту. На берегу озера предполагается открыть небольшие магазинчики, киоски с едой и напитками. Среди них — павильоны и кафе ресторанов вдоль восточного берега и зона розничной торговли под пешеходным прогулочным мостом в парке Тысячелетия. По замыслу Turenscape, территории, которые будут сдаваться в аренду, сыграют дополнительную объединяющую роль для региона и будут приносить прибыль в городской бюджет.

«Фактически, если за счет бизнеса будет содержаться данная территория, безусловно, это имеет право на существование, — уверен президент ассоциации туристских агентств РТ Рамиль Мифтахов. — Вот вы приезжаете в Париж, в течение дня ходите на экскурсии, смотрите Лувр, а чем заняться вечером? Естественно, как и любым туристам, вам хочется посетить какие-то интересные городские мероприятия, какую-то городскую территорию, которая позволяет прогуляться-посмотреть. И вот эта территория будет как раз той самой изюминкой, которая позволит привлечь туристов, в том числе и в вечернее время, она станет точкой объединения в Казани как местных жителей, так и гостей. Она будет уникальна — поверьте мне, город запоминается не только объектами, но и настроением, которое вы, приехав туда, получили. Я думаю, что в дальнейшем это дополнительно привлечет туристов, они, возможно, даже еще раз приедут к нам в город».

ПЛОЩАДЬ ПЕРЕД ТЕАТРОМ ИМ. КАМАЛА СТАНЕТ ЕГО ПРОДОЛЖЕНИЕМ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ

Территория вокруг театра им. Камала будет включать три функциональные зоны: площадь для культурных мероприятий, рекреационная зона на воде и плавучий сад. По задумке в будущем под открытым небом можно будет проводить спектакли и концерты.

«Недалеко от фонтанов мы предложили добавить небольшой амфитеатр. Он предложен нами в скромном исполнении, для того чтобы основным элементом на фоне выступал именно театр имени Камала. Так, чтобы в результате было гармоничное сосуществование того, что возникло раньше, и того, что рождается вновь», — рассказал Ланг.

Рекреационная зона включит в себя прогулочные помосты на воде, лодочные причалы, кафе и рестораны на воде, отделенные от берега озера и предлагающие отдыхающим «необычный опыт общения с озером».

Все, что сказано выше, касается территории Нижнего Кабана, которая выходит на центр города. Оставшиеся же части озерной системы в рамках концепции станут местом для отдыха — как активного, так и для тихого. В районе Среднего Кабана авторы предложили добавить ряд решений для экстремальных видов спорта. На летнее время здесь предложено организовать городской пляж, а на зимнее — прокат лыж.

«На Верхнем Кабане, поскольку в рамках реализации проекта он станет чистым, люди смогут кататься на лодках, ходить рыбачить или кататься на байдарках. И вот этот природный уголок будет постоянным напоминанием того, как город и природа могут сосуществовать рядом», — подытожил Ланг.

Сергей Саначин: «Ну, сделали они упор на экологичность, и что в этом такого? Я не увидел в этом проекте изюминок — таких, которые бросались бы в глаза»
Сергей Саначин: «Ну сделали они упор на экологичность, и что в этом такого? Я не увидел в этом проекте изюминок — таких, которые бросались бы в глаза»

КАЗАНСКИЕ АРХИТЕКТОРЫ: НЕТ ИЗЮМИНОК, ВСЕ ПРЕСНО

Несмотря на то что опрошенные нами специалисты в основном входили в состав экспертного жюри (а значит, влияли на итоговый результат), часть из них отнеслись к победе китайцев довольно скептически.

«Лично я был за «Рождественку», — признался «БИЗНЕС Online» градостроитель Сергей Саначин. — Ну сделали они (Turenscape прим. ред.) упор на экологичность, и что в этом такого? Я не считаю, что нужно было именно в данном конкурсе упор делать на этом. Главное, чтобы был общий экологичный подход. А потом, когда уже кто-то победит, те могут нанять профессиональную фирму, которая занимается экологией... Я не увидел в этом проекте изюминок — таких, которые бросались бы в глаза. У «Рождественки» мне понравились такие моменты, как нижняя набережная Булака, центральный мост между двумя вузами около памятника Сайдашеву. Или, например, идея сделать платформу под Камаловским театром, платформу под мостом Эсперанто — много интересных нюансов! У этих все пресно, зато они ответили на все пункты. Там было очень много критериев — 12. А когда много критериев, главное теряется и становится на одну ступеньку с другими требованиями. Скажем, ставите вы 10 баллов за идею развития сценариев на берегах Кабана, что весьма интересно. И ставите вы 10 баллов за абстрактную экологичность».

Отчасти солидарен с ним оказался и заведующий кафедрой градостроительства КГАСУ Александр Дембич. Он рассказал, что в собственном рейтинге лидеров также выделил проекты «Рождественки» и «Меганома», который, к слову, был победителем конкурса на разработку набережной Москвы-реки. «У них это было очень методически правильно выстроено. Сказался их опыт», — пояснил Дембич.

Александр Дембич и Татьяна Прокофьева
Александр Дембич и Татьяна Прокофьева

«Ведь началось все это с того, что нужно было сделать проект фрагмента правого берега озера Кабан — между улицей Татарстан и площадью Вахитова. Но из-за такого кусочка, я так понимаю, было несерьезно привлекать большие зарубежные фирмы, проектные институты с громкими именами — вот и решили добавить туда общую концепцию всей системы озер Кабан», — рассказал профессор. По его словам, о важности проработки именно этого участка говорила и главный архитектор Казани Татьяна Прокофьева (возможно, это связано с тем, что на первый этап благоустройства набережной уже есть инвестор — компания «Унистрой», которая планирует строительство офисного центра на улице Хади Такташаприм. ред.). В результате же, сетует он, проработка фрагмента набережной, ради которой все и начиналось, оказалась несколько подзабытой, как раз по ней серьезных проработок не оказалось.

Дембич признал, что Turenscape оказался одним из лучших, кто проработал экологическую составляющую системы озер Кабан, однако отметил, что это все-таки достаточно прикидочная работа. «Потому что за тот срок, который на это дело отводился, сделать глубокое исследование и дать полностью обоснованный и хорошо проработанный во всех разделах проект невозможно. Даже проект планировки территории, который, например, охватывает площадь в несколько квадратных километров, мы обычно делаем около года. А здесь было 20 квадратных километров, то есть в несколько раз больше, чем любой проект планировки», — заключил он.

Впрочем, профессор не стал спорить и с тем, что за счет конкурса удалось всколыхнуть общественность. «Такого конкурса в Казани никогда не было: чтобы было подано 167 заявок, из них половина зарубежных — это небывалый размах», — отдает должное Дембич.

Так или иначе, обсуждать альтернативные концепции уже поздно — решение принято. Основную часть проекта-победителя предполагается реализовать до 2018 года, поскольку в Казани на этот период запланировано проведение ряда матчей чемпионата мира по футболу.