Ильсура Метшина впечатлил мусоросжигательный завод в Вене, на крыше которого устроен ресторан, а в 100 метрах - элитный жилой поселок
Ильсура Метшина впечатлил мусоросжигательный завод в Вене, на крыше которого устроен ресторан, а в 100 метрах — элитный жилой поселок

«В ВЕНЕ НА КРЫШЕ ЭТОГО ЗАВОДА СДЕЛАН РЕСТОРАН»

Столица Татарстана претендует на участие в пилотном проекте по строительству мусоросжигающего завода (МСЗ). Об этом в ходе интернет-конференции «БИЗНЕС Online» сообщил мэр Казани Ильсур Метшин. По словам градоначальника, проблема мусора — одна из тех болевых точек, что беспокоят и власти, и население. По его словам, можно сколько угодно с гордостью говорить о вводе суперсовременных свалок — 5 лет назад запустили полигон на Химической, а в конце года достроят полигон «Восточный», — но через 10 - 15 лет понадобятся новые площадки, которые потом на сотни лет будут выведены из оборота.

«Мы по-прежнему производим горы мусора. И не хотелось бы, чтобы Казань прирастала новыми Самосыровыми», — заметил градоначальник. Речь о 3,5 - 4 млн. кубометров ежегодно.

За проектом стоит госкорпорация «Ростех», а точнее — аффилированная с ней компания «РТ-Инвест». Уже известны сроки и параметры проекта: в течение полугода — экологическая экспертиза и проектирование, а затем строительство. Объем инвестиций — 18 - 20 млрд. рублей, что сопоставимо с размером годового казанского бюджета. Первый камень в основание заложат до конца года, срок строительства завода — около трех-четырех лет. Таким образом, к мундиалю-2018 мусор в Казани, возможно, уже будут сжигать: мощность завода, построенного по японско-швейцарским технологиям Hitachi Zosen Inova, — 550 тыс. т ежегодно, это весь объем производимого казанцами мусора с изрядным запасом.

«Впервые в России мы получим «нулевое» захоронение мусора — такое, как в Вене, Женеве, Лондоне, как в самых передовых городах мира, — рассказал градоначальник. — Знаете, есть вещи, в которые слабо верится, в которые не верится никогда. Я посетил венский завод. Как может быть, что завод, обслуживающий полумиллионное население, не пахнет? Ну не рассказывайте мне, говорю. Это невозможно... Но в Вене на крыше этого завода сделан ресторан. В 70 метрах — детский сад. В 100 метрах — элитный жилой поселок. Ты стоишь у дверей, заезжают мусоровозы — и нет запаха. 40 процентов стоимости этого завода — фильтры. Все, что оттуда выходит, — это ПГС, материал для дорожного строительства. Уровень захоронения отходов — ноль. Ноль! У нас будет та же технология японско-швейцарского производства Hitachi Zosen Inova».

«Уровень захоронения отходов — ноль. Ноль! У нас будет та же технология, японско-швейцарского производства Hitachi Zosen Inova», - уверяет мэр Казани. На фото МСЗ в городе Тун, Швейцария
«Уровень захоронения отходов — ноль. Ноль! У нас будет та же технология японско-швейцарского производства Hitachi Zosen Inova», — уверяет мэр Казани. На фото МСЗ в городе Тун, Швейцария

Как заметил градоначальник, технология позволяет утилизировать что угодно, попутно производя электроэнергию. Но все-таки предварительная сортировка сохраняется, ведь отправлять в печь все подряд — это фактически жечь деньги.

Один из новейших заводов построен в Швейцарии — здесь Метшин тоже прошел экскурсионный маршрут. Да, туда приводят туристов, там проводят экскурсии для детей, а за стеклом ковшом загружают в печь горы мусора — «это такая красота!», добавил он.

ЧЕМЕЗОВ ПРОСИТ «ЗЕЛЕНЫЙ ТАРИФ»

Информацию о том, что первый в России мусоросжигающий завод, основанный на швейцарских технологиях, будут строить в Казани, «БИЗНЕС Online» подтвердили в самой компании «РТ-Инвест».

По словам советника гендиректора компании Сергея Богатова, вложение бюджетных денег или средств фонда национального благосостояния при этом не планируется. Инвестиции полностью частные, в том числе за счет вендорного финансирования со страховым покрытием от Швейцарского агентства экспортного кредитования (SERV).

Акционером проекта выступит «РТ-Инвест» в консорциуме с фондами прямых инвестиций или финансово-промышленными группами. Капитал компании на 25,1% контролируется «Ростехом», остальная доля в 74,99% принадлежит ООО «Царицын Капитал». Бенефициарами ее являются гендиректор компании Андрей Шипелов (выходец из ОАО «Российская венчурная компания») и Вадим Агафонов, владелец ООО «СК «АГЖО» — крупнейшего игрока мусорного рынка Нижегородской области.

Акционером проекта выступит РТ-Инвест, капитал компании на 25,1% контролируется «Ростехом» Сергея Чемезова
Акционером проекта выступит «РТ-Инвест», капитал компании на 25,1% контролируется «Ростехом» Сергея Чемезова

Российская часть оборудования, по словам Богатова, будет финансироваться за счет кредитов крупнейших российских и иностранных банков. Швейцарцы заинтересованы в партнерстве, поэтому предполагается создание совместного производства — соглашение об этом уже подписано.

«Наиболее крупными составляющими затрат при создании объектов энергетической утилизации отходов являются котловое оборудование, элементы системы подачи отходов (так называемая решетка), системы глубокой очистки дымовых газов, генерирующее оборудование (турбины), а также расходы непосредственно на строительство и проектирование заводов. Уже сегодня производство котлового и генерирующего оборудования, а также проектные и строительные работы могут выполняться силами российских предприятий. Мы стремимся, чтобы через производственные программы российских предприятий на первом этапе в стране осталось от 40 до 60 процентов инвестиций проекта», — отмечают в «РТ-Инвест».

В перспективе «РТ-Инвест» планирует построить по стране 15 МЗС общей стоимостью 400 млрд. рублей. В частности, в июне 2015 года «Ростех» сообщил о подписании соответствующего меморандума с Московской областью. Документ скрепили подписями гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов, губернатор Андрей Воробьев и гендиректор Hitachi Zosen Inova Франц-Йозеф Менгеде в рамках петербургского международного экономического форума. «Проектом предусмотрена постройка современных мощностей по термической переработке ТКО, которые используются для выработки электроэнергии и тепла. Стороны намерены совместно разработать концепцию нулевого захоронения ТКО в Московской области. Современные заводы по термической переработке не представляют серьезных проблем для экологии, а напротив, решают сложившуюся ситуацию», — говорится в сообщении.

Информацию о строительстве в Казани первого в России мусоросжигающего завода, основанного на швейцарских технологиях, подтвердили в РТ-инвест. На фото гендиректор компании Андрей Шипелов
Информацию о строительстве в Казани первого в России мусоросжигающего завода, основанного на швейцарских технологиях, подтвердили в «РТ-Инвест». На фото гендиректор компании Андрей Шипелов

Чтобы окупить столь серьезные вложения, госкорпорация лоббирует появление на уровне страны так называемого «зеленого тарифа», то есть механизма поддержки через рынок мощности. Киловатт электроэнергии на такой станции будет значительно дороже. «Но электроэнергия все равно поступит на оптовый рынок, что слегка (на 2 - 2,5 процента, а при условии глубокой локализации нагрузка может быть снижена до 1,5 процентов) увеличит тариф на электроэнергию в масштабах ценовой зоны. То есть фактически разницу между «зеленым» и обычным тарифом компенсируют крупные предприятия-потребители энергии в течение 15 лет», — говорится в комментарии компании по запросу «БИЗНЕС Online». Словом, схема практически не отличается от программы ДПМ, в рамках которой в последние годы только и вводятся крупные энергетические мощности в стране.

Средства могут взять также из взимаемых с предприятий экологических сборов — с соответствующим письмом Чемезов и губернатор Подмосковья Воробьев обратились к президенту РФ Владимиру Путину. Только в Подмосковье это 10 млрд. рублей ежегодно.

ООО «ПЖКХ», которому принадлежат два новых полигона ТБО, с самого начала позиционировалась как амбициозный проект частно-государственного партнерства, реализуемый под эгидой Ильсура Метшина
ООО «ПЖКХ», которому принадлежат два новых полигона ТБО, с самого начала позиционировалось как амбициозный проект частно-государственного партнерства, реализуемый под эгидой Ильсура Метшина

«ПОЛИГОНЫ — ЭТО ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУПИК»

Пилотной площадкой Казань выбрана не случайно. Сама возможность говорить об этом появилась благодаря системе сбора отходов и их предварительной сортировки, созданной ООО «ПЖКХ» («Чистый город»). Компания была учреждена в 2006 году и с самого начала позиционировалась как амбициозный проект частно-государственного партнерства, реализуемый под эгидой Ильсура Метшина, тогда только занявшего пост мэра. Сейчас компании принадлежат оба новых полигона ТБО — «Восточный» и «Химический», она обрабатывает примерно 70% мусора в Казани, причем в сегменте бытовых отходов ее доля достигает 90%.

В мае 2013 года компания «РТ-Инвест» выкупила ПЖКХ, причем уже тогда речь шла о построении «мусорной империи» в масштабах всей страны. Свой выбор инвесторы объяснили тем, что «у компании квалифицированный менеджмент, она хорошо структурирована и является одним из лидеров регионального рынка. Кроме того, у нее очень хороший уровень технологического оснащения». Тогда были заявлены инвестиции в $100 млн., но, как видим, за два года планы стали намного грандиознее.

Актуальность проекта МСЗ, по мнению представителей «РТ-Инвеста», очевидна. Казань растет — рано или поздно разрабатываемые сейчас карты полигонов окажутся в черте города. Тот же Самосыровский полигон — мертвая земля: тот же полиэтилен разлагается 300 лет, образующаяся жидкость просачивается в грунтовые воды, и даже рекультивация позволит максимум иметь там зеленый газон и закрытую зону. Даже современный полигон с гидроизоляцией, с отстойниками воды и прочими хитростями тоже со временем закроют травой лет на 100.

В конце года будет достроен полигон «Восточный», но для растущей Казани полигоны ТБО - это не выход, считает мэр
В конце года будет достроен полигон «Восточный», но для растущей Казани полигоны ТБО — это не выход, считает мэр: «Не хотелось бы, чтобы Казань прирастала новыми Самосыровыми»

«Полигоны — это экологический тупик: процессы внутри этих гор ядовиты и дурнопахнущи. Строить полигоны далеко от города — это рост тарифов (за счет транспортного плеча) плюс проблема для будущих поколений. Выход — в сжигании мусора, который перед этим обязательно сортируется», — считает Богатов.

Сейчас, по его словам, две станции сортировки ПЖКХ выделяют из мусора едва ли 15% стекла, картона, полиэтилена, которые пригодны к переработке. Остальное никто не берет — все это прессуется и хоронится на полигоне. В том числе тонкие пакетики, которые просто не берут на вторичную переработку — их сложно даже отмыть от отходов, и ресурсов на это уходит сверх всякой меры.

После строительства МСЗ брикеты отсортированного, никому не нужного мусора, собственно, и будут сжигать. «Естественно, никто не повезет на завод кирпичи, остатки штукатурки и прочий строительный мусор», — уточнил Богатов. Площадки, которые рассматриваются под строительство завода, находятся в промзоне — все-таки местные власти не настолько радикальны, чтобы «воткнуть» это где-нибудь в центре, как в столице Австрии. Кроме того, заводу нужна инфраструктура — газ, дороги, электроэнергия и т. д.

Еще один серьезный аргумент в пользу строительства завода — решение проблемы с утилизацией иловых остатков, давней головной боли казанского «Водоканала». Иловые поля, напомним, настоящая экологическая бомба: накопленные за десятки лет дурно пахнущие осадки, того гляди, прорвутся наружу, в Волгу. Единственный выход — отправлять их в печь, как это делают в Санкт-Петербурге, но стоимость отдельного завода по «термической обработке» осадков еще в феврале прошлого года оценивалась в 3 млрд. рублей, чтобы покрыть только текущие потребности, а на то, чтобы сжигать старые «запасы», нужно еще 4 млрд. рублей инвестиций. Так что завод МСЗ убивает двух зайцев.

«ЕВРОПА ИДЕТ ПО ПУТИ РАЗДЕЛЕНИЯ И ПЕРЕРАБОТКИ ОТХОДОВ, А НЕ СЖИГАНИЯ ВСЕГО ПОДРЯД»

Несмотря на все плюсы проекта, в компании ожидают, что у него найдутся и противники — прежде всего участники мусорного рынка. «Проблема в том, что сейчас схема обращения с отходами во всех регионах разрознена. В Казани, например, три более-менее крупных игрока: ПЖКХ с долей около 70 процентов, «Поволжская экологическая компания», «Мехуборка» — примерно по 10 процентов или чуть более. Остальное — частные перевозчики, которые в основном пользуются услугами «Казанского экологического комплекса», имеющего свой полигон для отходов V класса. Есть еще полигон «Возрождение», который принимает только крупногабаритный мусор. Вот такая картина. Остальное — это мелкие частники», — пояснил Богатов.

Несмотря на все плюсы проекта, в компании ожидают, что у него найдутся и противники — прежде всего участники мусорного рынка

Он отмечает, что в последние годы очень сильно вырос рынок мелких перевозчиков мусора. Зачастую это просто водители, которые вскладчину покупают грузовик, заключают договоры на вывоз отходов — и ладно, если сдают его на полигон без всякой сортировки, а не везут на стихийную свалку! Тарифы таких компаний привлекательны, поскольку не включают никаких инвестиционных затрат, например, на устройство безопасных полигонов. Емкость рынка только по Казани — 1 млрд. рублей в год, если считать существующий тариф (270 рублей на вывоз и захоронение) и объемы (5 млн. «кубов» в год).

«Когда людей лишают больших денег — а строительство завода подразумевает закрытие несанкционированных свалок, — начинается серьезное лобби, — уверен Богатов, не отрицающий, впрочем, и чисто «экологическую волну». — Понятно, что есть и люди сомневающиеся, но основное давление ведется как раз заинтересованными участниками рынка».

И действительно, один из участников рынка высказал «БИЗНЕС Online» целый ряд сомнений. По его словам, мусор в Японии, Швейцарии или в России — это очень разный мусор! Заставить россиянина держать на кухне три ведра под пластик, картон и остатки овощей пока не получается. Так что вперемешку с яичной скорлупой тут и ртутные лампы, и батарейки, и транзисторы с тряпьем и кошачьими экскрементами промеж строительного мусора! «Были попытки и в Казани заставить народ кидать мусор раздельно, но после Универсиады об этом не слышно. Конечно, в Казани мусор сортируют на промежуточных станциях, но при этом на полигон все равно идет львиная доля отходов. Сортировать под МСЗ корректно до того, как все это попадет в общий бак: там все смешается, и как отделить разбитую лампу дневного света от органики? Да уже никак», — говорит наш собеседник.

Европа, да и весь цивилизованный мир идут по пути разделения и переработки отходов, а не сжигания всего подряд, подчеркнул источник. Чтобы жечь бытовой мусор, в котором еще и полно влаги (под 40 - 50% влажности), надо тратить огромное количество энергии. Сам он гореть не будет.

Ну и, наконец, экология, добавляет источник. Есть ли уверенность, что технология сжигания будет действительно «зеленой»? Никакой, потому что мы в России живем. Есть уверенность, что в Россию не привезут оборудование списываемых в США, в Европе заводов с устаревшими технологиями? Никакой. А эти заводы ушлым иностранцам кому-то надо продать, опасается он. Даже в Германии, которую многие считают образцом чистоты, все равно хоронят треть отходов после сжигания. Образцом можно считать, пожалуй, Голландию с 3% захоронения (но и там раздельный сбор мусора).

Мусоросжигающие заводы себя зарекомендовали во всем мире как опасное производство, оказывающее вредное воздействие. Причем воздействие массированное — как на окружающую среду, так и на здоровье населения. Такое мнение «БИЗНЕС Online» высказал директор Всероссийского института природы, заслуженный эколог РФ Андрей Пешков. Мусоросжигающие заводы в России лучше не строить, по крайней мере, по немецким проектам, подчеркнул он.

«Немцы пытались поставить эту гадость, не годящуюся с точки зрения охраны окружающей среды. Постоянно доказывают, что это здорово, замечательно, что у них мусоросжигающие заводы работают и ничего страшного. У нас в Москве четыре мусоросжигающих завода построены, но ничего хорошего из этого не получилось, — замечает Пешков. — Уже есть другие технологии, которые почему-то «Ростех» не пытается применить. Все время какую-то устаревшую дрянь к нам пытаются затащить!»

Эксперт рекомендует казанцам озаботиться тем, чтобы запросить все данные, проверить все технологии и потребовать общественных слушаний и государственной экологической экспертизы. «Потому что «Ростехнологиям» может быть без разницы: они отчитаются, что проект выполнен, деньги спишут. А что там потом будут нюхать и пить местные жители в радиусе 200 километров — это вопрос!» — добавил Пешков.

«ТЕХНОЛОГИИ ПОЗВОЛЯТ РАЗЛОЖИТЬ МУСОР ДО АТОМАРНОГО СОСТОЯНИЯ»

Однако в «РТ-Инвесте» сомнения в экологичности проекта категорически отметают. По словам Богатова, Hitachi была выбрана во многом именно из-за хорошей репутации — она участвовала в строительстве примерно 500 заводов в Европе и Азии. О каких технологиях идет речь? На официальном сайте Hitachi Zosen Inova говорится, что компания специализируется на строительстве теплоэлектростанций на основе сжигания мусора. При этом возможна установка различных систем очистки вплоть до «нулевого» уровня захоронения отходов. «Ключевыми компонентами нашей собственной технологии являются сжигание, пар и электроэнергия, анаэробное сбраживание и очистка дымовых газов», — говорится на сайте компании. При горении выделяются оксиды серы и азота, хлор, фтор, тяжелые металлы, диоксины, фураны. Степень очистки определяется нормативами экологии и требованиями заказчика. Получившееся после сжигания тепло утилизируется либо производством электроэнергии, либо тепла и электричества, либо холода и электричества — это тоже пожелания клиента.

«Мы планируем установить фильтры ближе к максимально возможной очистке, система фильтрации будет составлять треть стоимости завода, — пояснил Богатов. — Фактически это будет близко к нулевому выбросу с выделением углекислого газа». Температура сжигания будет достаточно высокой, чтобы после системы фильтров из трубы шел СО2, а дожигание диоксинов — как раз вопрос температуры. Все, что не сгорит, уловят фильтры.

Выброс диоксинов и фуранов от одного предприятия, на который обычно акцентируют внимание экологи, составит не более 0,2 грамма в год, отмечают специалисты «РТ-Инвеста». Для сравнения: в результате стихийных возгораний на свалках и полигонах республики сейчас ежегодно выделяется не менее 100 граммов диоксинов.

После сжигания получаются так называемые «хвосты» — несгораемые остатки. Большей частью это безопасный шлак — материал, который может использоваться в дорожном строительстве, и летучая зола (менее 5%). Последняя относится к III классу опасности (в этом же классе находятся, например, отработанные автомобильные масла и масляные фильтры).

Завод в Осаке, Япония - также один из шедевров в сфере экологичного сжигания
Завод в Осаке, Япония, — также один из шедевров в сфере экологичного сжигания

«В Швейцарии — самой экологически чистой стране в мире (согласно исследованию Йельского университета The Environmental Performance Index) — действует 29 заводов по термической переработке отходов. 16 из них построены компанией Hitachi Zosen Inova AG. Ежегодно таким способом перерабатывается порядка 2,8 миллиона тонн отходов. Более того, эти заводы производят электричество и тепло, обеспечивая 250 тысяч частных домов. Во всей стране, площадью чуть более 41 тысячи квадратных километров, нет ни одного полигона — захоронение отходов полностью запрещено, а создание стихийных свалок преследуется законом», — отмечает гендиректор «РТ-Инвеста» Шипелов. Причем, вопреки распространенному мнению, в Швейцарии, по его данным, существенная доля мусора (50%) не подвергается раздельному сбору — и именно поэтому сжигается. Он обращает внимание на то, что площадь Швейцарии — примерно в 1,5 раза меньше, чем площадь Татарстана (67 тыс. кв. километров). А численность населения — примерно 8 млн. человек, то есть плотность населения значительно выше.

С этой точкой зрения солидарен и первый зампредседателя комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Иван Никтичук: «Все дело в технологии. Если это технология, которая сжигает мусор при температуре 1500 - 1700 градусов, то при таких температурах мусор разлагается до атомарного состояния. И действительно вряд ли какого-то вреда для окружающей среды можно ожидать, — поделился он мнением с «БИЗНЕС Online». — Так что современные технологии позволяют сделать процесс сжигания мусора безопасным».