Банк «Зенит» подал в арбитражные суды Москвы и Республики Алтай иски с требованием признать банкротами отца известной певицы Алсу Ралифа Сафина (на фото), а также двух его сыновей

ИЗ ОЛИГАРХОВ В БАНКРОТЫ

Иски поданы 1 октября, в первый же день, когда российские суды начали принимать требования о банкротстве физических лиц. Все четыре (один иск к Ралифу Сафину подан в Арбитражный суд Республики Алтай, три иска к Ралифу, Марату и Руслану Сафиным — в Арбитражный суд Москвы) пока не приняты к производству. Также пока ничего не известно об их содержимом.

В 2013 году банк «Зенит» предоставил Руслану Сафину два кредита на общую сумму 95 млн. рублей и один кредит Марату Сафину на 80 млн. рублей. Однако платить они не смогли, и уже в сентябре-декабре 2014 года арбитражные суды трех инстанций удовлетворили требование «Зенита» об обращении взыскания по долгу в размере около 190 млн. рублей на заложенное имущество — два земельных участка, жилой дом, гараж и хозяйственные постройки в Подмосковье. Начальная продажная стоимость этих активов была установлена в размере около 137 млн. рублей.

По всей видимости, со взысканием имущества что-то пошло не так, что и стало поводом для обращения в суд с иском о банкротстве отца и братьев Сафиных. Как пояснил «БИЗНЕС Online» управляющий партнер Казанского юридического центра Джаудат Латыпов, иск банка о признании бывшего олигарха банкротом имеет смысл только в том случае, когда исчерпаны другие возможности вернуть долг или дотянуться до спрятанных активов, особенно когда точно известно об их существовании. «Я думаю, что такой иск может быть полезен лишь для оспаривания сделок об отчуждении имущества, например, когда оно переписано на жену, выведено в другую компанию и т. д. Обычно судебные приставы не заморачиваются оспариванием таких сделок, но назначенный судом финансовый управляющий банкрота может найти это имущество и реализовать на торгах», — пояснил Латыпов.

Напомним, что, согласно закону о банкротстве физических лиц, инициировать процедуру банкротства может либо сам должник, либо кредитор, если общая сумма долгов физического лица превысила 500 тыс. рублей и он не платит их в течение трех месяцев. Если суд признает человека банкротом, то ему должен быть назначен финансовый управляющий, который займется распродажей имущества. Банкроту оставляют квартиру, которая является его единственным местом жительства. При этом вся остальная недвижимость и имущество, которые не служат предметом заработка, распродаются для погашения долга. При этом банкрот будет освобожден от уплаты различных пеней и штрафов, начисленных кредитором за время просрочки долга. Даже если денег от всего проданного имущества не хватит, чтобы полностью погасить долг, претензий банк больше предъявлять не вправе. Но есть и обратная сторона: банкрот не сможет занимать руководящие должности около трех лет, а во время самой процедуры банкротства выезжать за границу.

ДОЛГ ПЛАТЕЖОМ КРАСЕН?

Поспешность обращения в суд — в первый же день после начала действия закона — можно объяснить желанием не оказаться в хвосте длинной очереди кредиторов. Проблемы с банками у семьи Сафиных были и раньше, но они купировались до тех пор, пока Ралиф Сафин занимал пост сенатора. Так, в декабре 2010 года Номос-банк не смог через суд взыскать с него почти 3 млрд. рублей кредитов, выданных Русской нефтяной группе, по которым Сафин выступал поручителем. Однако все изменилось, когда осенью 2014 года Ралиф Сафин ушел из верхней палаты парламента.

В ноябре 2014 года Сбербанк выиграл иск о взыскании с Ралифа и Марата Сафиных около 400 млн. рублей, полученных на строительство четырехзвездочного отеля «Онего Палас» в Петрозаводске (Карелия), на берегу Онежского озера. «Гостиница не вышла на окупаемость. Мы немного просрочили платежи, и банк начал процесс по урегулированию долга», — пояснил ситуацию в одном из интервью Руслан Сафин. В итоге гостиница была выставлена на торги и в феврале 2015 года была выкуплена АФК «Система». Сумма сделки не разглашается, однако известно, что минимальная сумма лота составляла 440 млн. рублей. Сам Ралиф Сафин оценил свои затраты на строительство отеля в $48 миллионов (по сегодняшнему курсу это более 3 млрд. рублей).

Банк «Зенит» считается одним из «кошельков» «Татнефти», которая является ее крупнейшим акционером (24,6%) через швейцарскую «дочку» Tatneft Oil AG. В мае 2015 года после кончины председателя правления банка Алексея Соколова наблюдательный совет банка возглавил гендиректор ОАО «Татнефть» Наиль Маганов. В этом контексте иск к отцу и сыновьям Сафиным можно рассматривать как сигнал к тому, что дружба дружбой, а долг платежом красен. Тем более что как лоббистский ресурс Ралиф Сафин перестал быть полезен республике, зато стали вылезать накопившиеся за предыдущие годы конфликтные ситуации, на которые ранее закрывали глаза. Примечательно, что не так давно СМИ Молдовы, где в 2000-х годах «Марр Капитал» владел сахарными заводами, обвиняли компанию в использовании страны в качестве «прачечной» для денег, заработанных на татарстанской нефтянке. Однако далее голословных утверждений дело там не продвинулось. Молдовские журналисты не без оснований отмечали, что расследование отмывочных схем — это забота правоохранительных органов России.

ОТЕЦ АЛСУ — ИЗ БИЗНЕСМЕНОВ В ПОЛИТИКИ И ОБРАТНО

В начале 1990-х годов Ралиф Сафин был одним из отцов-основателей нефтяной компании «Лукойл» и входил в ее совет директоров. Но широкой публике он стал известен как отец певицы Алсу, на продвижение которой, как говорят злые языки в шоу-бизнесе, не жалел денег. В 2002 году Сафин-старший продал свой пакет акций и вскоре стал сенатором от Республики Алтай. В 2003 году по отмашке федерального центра на выборах президента Башкирии составил конкуренцию Муртазе Рахимову. Однако политическая стезя не задалась, Ралиф Сафин вместе со своими сыновьями начал строить собственную бизнес-империю. Ее сердцем стала компания «Марр Капитал», занимающаяся торговлей нефтепродуктами, коммерческой недвижимостью, автопромом. Ее президентом стал Марат Сафин, а Руслан Сафин — генеральным директором.

Ралиф, Алсу и Марат Сафины
Ралиф, Алсу и Марат Сафины

Примечательно, что Марат Сафин с 2007 по 2010 год входил в состав совета директоров банка «Зенит», а подконтрольная ему кипрская компания Rodilla Investments Ltd числилась акционером кредитной организации. По мнению аналитиков, после продажи в 2010 году своей доли акций банка (6,7%) Сафины выручили около 3,1 млрд. рублей. По всей видимости, эта сделка помогла Ралифу Сафину в 2011 году во второй раз (первый раз — в 2004 году) войти в список 200 богатейших бизнесменов России по версии Forbes, а его состояние было оценено в $0,5 миллиарда.

Семейство Сафиных хорошо известно в Татарстане и до последнего времени было в неплохих отношениях с властями республики. Родившаяся в Бугульме Алсу в 17 лет получила звание заслуженной артистки РТ (2000 год), а в 2010 году — народной артистки РТ. В свою очередь, Марат Сафин поддерживает хорошие отношения с ДУМ РТ. Кстати, его считают учеником недавно умершего влиятельного накшбандийского шейха Мухаммада Назим Адиль аль-Кубруси аль-Хаккани, проживавшего в турецкой части Кипра. Поговаривают, что именно он посоветовал Марату уйти из банка, который занимается ростовщичеством. В августе 2015 года эксперты «БИЗНЕС Online» включили Ралифа Сафина в Топ-50 самых знаменитых и влиятельных татар России.

Возможно, решение отправить его в отставку с поста сенатора как-то связано с загадочной историей, произошедшей в начале 2014 года. 16 января несколько человек вошли в офис нотариальной конторы на Софийской набережной в центре Москвы и, угрожая похожим на пистолет предметом, потребовали $2 миллиона. Все злоумышленники были тут же задержаны — по всей видимости, их уже ждали. По факту произошедшего было возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 163 УК («Вымогательство»). На следующий день агентство «Интерфакс» со ссылкой на источник в правоохранительных органах сообщило, что в рамках расследования был проведен обыск в особняке на Рублево-Успенском шоссе, принадлежащем экс-сенатору и бизнесмену Умару Джабраилову. По словам источника, подозреваемые в вымогательстве находились в одном из флигелей особняка. Еще через неделю газета «Известия» написала, что следователи вызвали на допрос по этому делу Ралифа Сафина, но он, прикрываясь статусом сенатора, отказался от дачи показаний. После этого информации по данному расследованию в СМИ не поступало.

***

История Ралифа Сафина вызывает параллели с судьбой экс-сенатора Татарстана — крупнейшего должника республики Вагиза Мингазова. Однако пока ни один из кредиторов иска о его персональном банкротстве не подал — по крайней мере, таких данных в базе арбитража нет. К слову, первый иск физического лица о своем добровольном банкротстве подал житель Чистополя Рамзин Малхасян. Аналитики же считают, что по меньшей мере 500 тыс. россиян в ближайший год-два будут признаны банкротами.

«БИЗНЕС Online» будет следить за развитием событий.

Фото: alsou-super.boxmail.biz