Ленар Нуртдинов
Ленар Нуртдинов

«МЫ БУДЕМ ВЫНУЖДЕНЫ УЙТИ»

Съехать с занимаемых площадей в 31-м микрорайоне, возможно, придется в ближайшее время общественной организации «Центр профилактики и охраны здоровья человека РТ» (ранее РОО «Общество больных сахарным диабетом»), которое больше известно в автограде как диабетический центр. Ранее помещение центра площадью 151 кв. м было арестовано судебными приставами, а в июле 2014 года продано с торгов за 4 млн. рублей частному лицу — Диляре Шайдуллиной. Все это время руководитель центра Ленар Нуртдинов и его жена Валентина Нуртдинова, выступающая сейчас владельцем помещения, отчаянно пытаются обжаловать торги, но безуспешно.

Вот и в конце прошлой недели челнинский суд, заслушав стороны, встал на сторону покупателя. Шайдуллина после заседания рассказала «БИЗНЕС Online», что является врачом и планирует на приобретенной территории развить свой бизнес медицинской направленности. В суде она рассказала, что для приобретения помещения ее семья вынуждена была продать квартиру и машину. А купив помещение, она, таким образом, оплатила долги Нуртдиновых перед всеми кредиторами.

По ее словам, покупая помещение через специализированную организацию, она никак не ожидала нарваться на недобросовестных людей. «Понятно, что брать помещение через приставов, — это значит брать его с долгами, но такие объекты обычно дешевле. Поэтому пришлось брать то, на что были деньги в кошельке. Но ответчики почему-то дождались, когда я все их долги оплачу, а потом уже подали в суд. Мы, кстати, предлагали им досудебное урегулирование спора, если бы они заплатили нам стоимость этого помещения, мы бы не стали подавать в суд», — сказала женщина.

Что касается Нуртдинова, то нынешнее постановление он намерен обжаловать, но в успех не особо верит. Нынешнее решение в пользу Шайдуллиной уже не первое, а предыдущее, вынесенное по другим основаниям, Верховный суд РТ уже оставлял в силе. «Мы теперь просто вынуждены будем собрать все свое имущество и уйти. Куда? Я даже не знаю. Если оборудование куда-то вывозить, нужен склад. Но за его аренду тоже надо платить, а откуда у общественной организации свободные денежные средства?»

«ОН БЫЛ ТОГДА НА ВЫСОТЕ — МАГ И ВОЛШЕБНИК, А НЕ МОШЕННИК»

Между тем вероятное закрытие диабетического центра станет финальным актом целого авантюрного сериала с участием мэрии Челнов, которая во времена Ильдара Халикова серьезно поддерживала как Нурутдинова, имеющего, по его словам, лишь «околомедицинское» образование, так и его коллегу — «народного целителя» Рамиля Гарифуллина, позже признанного мошенником.

В декабре 2004 года диабетический центр (прежнее название — ООО «НУРЛЕН плюс»), в котором Нуртдинов был директором и учредителем, начал строительство медицинского центра «Надежда», где Гарифуллин должен был давать чудесное исцеление тяжелобольным.

Благотворительные пожертвования на эти цели собирались при активной поддержке со стороны администрации автограда. Нуртдинов выступал на объекте генподрядчиком, причем, по его словам, его попросили строить по себестоимости, без прибыли.

«Мы согласились и строительство вели, заложив в смету только прямые расходы: стройматериалы, механизмы и зарплату. Каждый этап проверялся авторским и технадзором. Все недоделки устранялись, что неоднократно отмечено в актах», — говорит Нуртдинов. Тем не менее к завершению строительства ему остались должны 4,3 млн. рублей за объекты, построенные по дополнительным сметам. «Из-за задолженности не был подписан акт приема-передачи, но зато Гарифуллин подписал гарантийное письмо, где обещал все выплатить», — рассказывает Нуртдинов.

Однако, по его словам, на основании фиктивного инвестиционного договора лжецелитель в 2007 году зарегистрировал на медцентр право собственности, а в 2009-м переоформил все здания центра на себя. Затем Гарифуллин перешел в контрнаступление, составил многочисленные дефектные ведомости по вдруг выявленным недостаткам в строительстве. В итоге таких недоделок набежало на сумму 22 млн. рублей. В апреле 2009 года он подал иск в Арбитражный суд на ООО «Диабетический центр» о взыскании убытков и выиграл.

Рамилm Гарифуллин
Рамиль Гарифуллин

«Если первоначально сметная стоимость «Надежды» в 2006 году составляла 61 миллион рублей, то мы построили медцентр за 33 миллиона рублей. А теперь должны были по решению суда еще и выплатить 22 миллиона рублей. Это какие должны быть дефекты? Просто все разрушено должно быть, — возмущается Нуртдинов. — Получается, объект площадью более 3,5 тысяч квадратных метров обошелся Гарифуллину в сумму чуть более 10 миллионов, то есть за квадратный метр 2,7 тысячи рублей».

Проворачивать такие фокусы целителю удавалась, по мнению Нуртдинова, благодаря поддержке наверху: «Он был тогда на высоте — маг и волшебник, а не мошенник. Ему все безоговорочно верили», — говорит Нуртдинов.

Морок окончательно развеялся в сентябре 2013 года, когда суд признал Гарифуллина виновным в мошенничестве в крупном размере и присвоении 1,8 млн. рублей. Его приговорили к трем годам лишения свободы с содержанием в колонии общего режима и выплате штрафа в 300 тыс. рублей в пользу государства, а также возмещению ущерба одной из трех истиц, бывшему руководителю пресс-службы администрации Набережных Челнов Валентине Нурмухаметовой в размере 150 тыс. рублей, потраченных ею лично на строительство дороги к «Надежде».

Дело в том, что ее дочь Альфия, которую «лечил» Гарифуллин, в 2007 году умерла от рака. К тому времени ее работодатель — ОАО «Москва-Татнефтепродукт» — перечислил на лечение 855 тыс. рулей, а фонд, учредителем которого также является ОАО «Татнефть», произвел два транша по 300 тыс. рублей. Лечение же, как рассказал прокурор процесса Наиль Юнусов, сводилось к традиционным биодобавкам и массажу.

Валентина Нуртдинова
Валентина Нурмухаметова

КАК ПАРТИЙНЫЙ ПРОЕКТ НАКРЫЛСЯ МЕДНЫМ ТАЗОМ

Но вернемся к спору Гарифуллина и Нуртдинова. Отсуженных 22 млн. у диабетического центра не было, и тогда «целитель» подал новый иск в суд — на банкротство. Так под угрозой оказался медицинский проект самого Нуртдинова, который тоже позиционировался как благотворительный, более того, как проект местной ячейки «Единой России».

На сайте челнинского отделения в колонке «партийные проекты» до сих пор висит эскиз будущего здания в 31-м микрорайоне, которое по проекту представляло собой четырехэтажный пристрой к жилому дому общей площадью 1,4 тыс. кв. метров. Изображение украшает заголовок-призыв «Объединимся в борьбе с диабетом!»

Здание начали строить в 2008 году. Планировалось, что в центре, который должен был стать первым в России, будет работать кабинет экспресс-анализа, диабетическая аптека, специальное диабет-кафе. Больным сахарным диабетом и тем, кто находится в зоне риска, планировалось оказывать социальную, психологическую и реабилитационную помощь. По словам Нуртдинова, официально в 2007 году в городе было зарегистрировано 5,7 тыс. человек с диабетом, а на сегодня их уже более 15 тысяч. В общем, от клиентов при хорошем раскладе в центре, вероятно, не было бы отбоя.

Строился объект ООО «Диабетический центр» от лица РОО «Общество больных сахарным диабетом», но фактически основную часть работ тогда взяло на себя ОАО «Камгэсэнергострой». Вскоре к нему присоединилось еще несколько спонсоров. Более того, руководитель диабет-общества обращался и ко всем неравнодушным людям с просьбой оказать финансовую и материальную помощь для благого дела, а имя каждого благотворителя обещал навсегда занести в Почетную книгу строителей центра. Однако увидеть диабет-центр в задуманном виде челнинцам так и не удалось.

Чтобы погасить долг перед Гарифуллиным в 22 млн. рублей, пристрой, возведенный на четверть, пришлось реализовывать с торгов, причем за бесценок — за 2,7 млн. рублей. Это при том, что в объект на тот момент было вложено около 12 млн. рублей, а общая стоимость строительства диабетцентра составляла более 20 миллионов. Нынешний хозяин здания — ООО «Промсервис» — почти достроил его, здесь остаются лишь внутренние отделочные работы и внешнее благоустройство. Что будет в этом помещении — никто пока не знает. Вполне вероятно, что это будет банк или офисный центр.

«МЫ КАЖДЫЙ ГОД ВЫИГРЫВАЕМ ГРАНТЫ»

В самом доме, к которому возводится пристрой, находится то самое помещение площадью 151 кв. м, где сейчас располагается диабетический центр. Вытесненные со своих пусть и недостроенных площадей борцы с диабетом вынуждены были открыться здесь в июне 2013 года.

Надо отметить, что за дело они взялись рьяно. У диабетического центра имеются лицензии на работу 7 специалистов: терапевта, кардиолога, эндокринолога, сосудистого хирурга, дерматолога, нефролога, невролога. Более того, порядка 500 - 600 человек в месяц приходят в центр на диагностику аппарата «Медискрин», который при помощи сканера определяет слабые места в организме человека. Так, в начале года проводили диагностику учащихся спортшкол, а потом — работников городской мэрии. Периодически проводятся месячники по профилактике сахарного диабета, в рамках которого любой житель города может пройти скрининг на выявление этого заболевания совершенно бесплатно. Всего в базе данных клиентов числятся около 12 тыс. человек.

«Мы каждый год выигрываем гранты. В этом году мы получили очередной грант от президента России Владимира Путина в размере 600 тысяч рублей, еще кабмин РТ дал два раза по 150 тысяч рублей. В среднем около миллиона каждый год мы получаем. Закупаем на них анализаторы, глюкометры, тест-полоски. Отчитываемся за каждый рубль, — гордится Нуртдинов. — В декабре ожидаем реализации еще одного проекта, который мы разработали вместе с генеральным директором Института прикладных и социальных инноваций, доктором медицины, академиком Европейской академии естественных наук Станиславом Мезенцевым. Это проект по питанию, который позволяет разрабатывать индивидуальное меню для человека, имеющего тот или иной диагноз», — рассказывает Нуртдинов. По его словам, если правильно питаться, то можно избавиться даже от таких недугов, как псориаз, а диабетикам уйти от инсулиновой зависимости.

Правда, общее впечатление от центра гнетущее — в самом центре ни уюта, ни толпы пациентов не наблюдается. По признанию самого Нуртдинова, к врачам приходят единицы. Да и сам центр больше похож на аптеку, чем полноценный диабетический центр, причем с далекими от социальных ценами, по крайней мере, на глюкометры они сопоставимы с ценами в других аптеках города. Возможно, отчасти такое положение центра связано с тем, что фактически борцы с диабетом очутились в каменном мешке. Окна не видят белый свет, потому что центр со всех сторон заложен кирпичной кладкой пристроя. И те медицинские лицензии, которые имеются, фактически можно просто выкидывать, потому что по нормативам для получения лицензии на медицинскую деятельность должен быть прямой дневной свет. «Мы фактически оказались в подвальном помещении. Нас в прямом смысле замуровали. И если раньше мы занимались медицинской деятельностью, оказывали людям помощь, то теперь мы вынуждены прекратить ее оказывать. Ведь мы эту площадь покупали для того, чтобы потом вместе с пристроем создать единое помещение», — вопрошает Нуртдинов.

Нуртдинов пытался через арбитражи вернуть пристрой диабетическому центру, надо сказать, с переменным успехом. Основным доводом в суде являлось то, что конкурсный управляющий торги провел с нарушением закона. Но, как видим, пока руководитель диабетического центра бодался в судах за пристрой, центр остался и без основного своего помещения. По словам Нуртдинова, отсудив 22 млн., Гарифуллин сразу пригрозил, что заберет диабетический центр. Угроза экстрасенса сбылась через пять лет.

«Я ВЕДЬ ЕГО НЕ ДЛЯ ЭТОГО САЖАЛА!»

Интересно было бы послушать и сторону Гарифуллина, которого Нуртдинов косвенно обвиняет во всех смертных грехах. Как утверждает руководитель диабетического центра, ходят слухи о том, что целитель, который должен был выйти на свободу в 2016 году, уже освобожден условно-досрочно и якобы кто-то его даже видел в городе. Подтвердить это или опровергнуть могли бы работники центра «Надежда». Тем не менее в центре, который теперь функционирует как гостиница, корреспонденту «БИЗНЕС Online» ответили, что впервые слышат о Гарифуллине. Правда, подтвердили, что сейчас дела в центре ведет Эльмира Рамильевна Гарифуллина, надо полагать, дочь целителя. Но на момент нашего разговора она отсутствовала, дать же ее координаты администратор наотрез отказалась.

Вероятность того, что Гарифуллин уже гуляет на свободе, допустила и Валентина Нурмухаметова, благодаря стараниям которой мошенник и оказался за решеткой. «Его сестры ходатайствовали о его освобождении, просили, чтобы я его вытащила. Но я ведь его не для этого сажала. Наверное уж, поработали [над освобождением]», — предположила Нурмухаметова. Узнав о закрытии диабетического центра очень возмутилась: «Ведь он же строился под эгидой «Единой России»! А сколько было денег на счету партии в Челнах! Вот кто-нибудь поинтересовался бы, где эти деньги. Я лично этой рекламой занималась — везде и всюду говорилось об этом. Ну как так можно?»

Александр Евдокимов
Александр Евдокимов

К сожалению, узнать мнение партии на момент подготовки публикации не удалось — руководитель исполкома челнинского отделения не нашла свободного времени, чтобы пообщаться с «БИЗНЕС Online».

Кстати, ложку дегтя в ситуацию с диабетическим центром добавил и бывший застройщик центра — экс-гендиректор ОАО «Камгэсэнергострой» Александр Евдокимов, который с благотворительной миссией своей компании в деле строительства пристроя к диабетическому центру не согласен. «Диабетический центр так и остался нам должен 10 или 11 миллионов рублей, я сейчас уже даже не помню точную сумму. Мы сделали строительный монтаж в размере 10 миллионов. Мы договаривались, что мы построим этот объект, введем его в эксплуатацию и, если он не расплатится, сдадим ему объект в аренду. Но эта договоренность не была выполнена, потому что ООО «Диабетический центр» не оплатило дебиторскую задолженность. Они обанкротились, поменяли название, собственника», — высказался Евдокимов.

Так один амбициозный медицинский проект, поддерживаемый челнинскими властями, съел другой — с той разницей, что Нуртдинов остался без кола и двора, а Гарифуллин — пусть и после небольшой отсидки — с прекрасным офисным центром, который, надо полагать, приносит немалый доход.