Дмитрий Самаренкин
Дмитрий Самаренкин

«С 1 ТЫСЯЧИ ГЕКТАРОВ ФЕРМЕР 30 МИЛЛИОНОВ ЗАРАБАТЫВАЕТ!»

Эпицентром для проведения обучающего семинара для фермеров «Подсолнечник — уникальная культура для уникальных возможностей» организаторы выбрали село Большой Солтан Рыбно-Слободского района. Именно здесь после нескольких лет усилий директор агрофирмы «Солтан» Ринат Хамадияров вышел на урожайность в 24 ц/га.

В большом белом надувном шатре, напоминающем патиссон, собрались фермеры республики, заинтригованные перспективностью плодородного цветка. На заднем фоне темнел неубранный подсолнечник. Вокруг шатра раскидана сельскохозяйственная техника в окружении большого распаханного поля.

— Мало кто занимается в Татарстане подсолнечником, — сетует по пути к шатру главный интересант семинара, председатель совета директоров ОАО «Казанский жировой комбинат (входит в ГК «Нэфис») Дмитрий Самаренкин. — С 1 тысячи гектаров можно собрать урожая больше 2 тысяч тонн. При затратах в 10 - 12 миллионов рублей можно получить выручку в 40 миллионов! С 1 тысячи гектаров фермер 30 миллионов зарабатывает!

От дороги путь к шатру устлан квадратами фанеры. Между ними широкие полосы распаханной земли. Даже фермеры стараются перепрыгивать через землю, ступая только по фанере.

Казанский маслоэкстракционный завод
Казанский маслоэкстракционный завод

— Почему в Ульяновске, Самаре, Саратове, Башкирии занимаются этим? — горячился Самаренкин, за руку здороваясь со знакомыми сельхозпроизводителями. — Там увидели преимущество. Подсолнечник там называют «черным золотом». А у нас в республике построен завод крупнейший, мы перерабатываем до 1 миллиона тонн в год! Даже обида где-то внутри есть за наших аграриев — мы за прошлый год в Ульяновск, Самару, Саратов, в Башкирию отправили порядка 5 миллиардов рублей. А эти деньги могли бы работать здесь, чтобы сельхозпроизводители зарабатывали.

Чуть подумав, топ-менеджер ГК «Нэфис» признался: «Для нас, конечно, это (100% поставки семян от татарстанских фермеров прим. ред.) тоже был бы большой плюс. Греха чего таить, нам это выгодно». Понятно, что возить семечку из соседних районов намного дешевле, чем из сопредельных регионов.

«МЫ ДОЛГОЕ ВРЕМЯ НЕ ЗАХОДИЛИ К СЕЛЬХОЗПРОИЗВОДИТЕЛЯМ»

Тут начал накрапывать дождь, и участники семинара, отряхивая ботинки от налипшей земли, забрались под крышу спасительного шатра-патиссона — потенциальных поставщиков маслозавода оказалось несколько десятков.

— Так происходило, что мы долгое время не заходили к сельхозпроизводителям, посчитали, что раз мы сделали рынок, сельхозпроизводитель должен сам к нам прийти, — повинился перед ними Самаренкин. — И в итоге основной объем сырья — до 85 - 90 процентов — заходит к нам из соседних областей...

Это заявление очень польстило фермерам, осознав свою значимость, многие даже отложили блокноты и выпрямились на стульях. Пользуясь произведенным эффектом, представитель «Нэфиса» продолжил убеждать сельхозпроизводителей цифрами высокой урожайности и напомнил, что цена на подсолнечник в 2,5 - 3 раза выше стоимости зерна.

Рузаль Ахметзянов
Рузаль Ахметзянов

— Мы проводим этот семинар, чтобы развеять стереотипы о подсолнечнике, — рассказал «БИЗНЕС Online» генеральный директор ООО «Милагро» Рузаль Ахметзянов. — У нас в республике бытует стереотип о том, что подсолнечник портит почву, иссушает и «убивает» ее. Но в соседних регионах по миллиону и полтора миллиона гектаров возделывается и ничего с землей не стало.

Чтобы развеять сомнения, организаторы семинара решили выбрать наиболее добросовестных фермеров, для которых выращивать подсолнух в новинку, выдать им на сезон сельхозтехнику на условиях бесплатного лизинга и подарить семена. После сбора урожая КМЗ выкупит у них урожай по рыночным ценам. Попробовав поработать с подсолнечником в таких «тепличных» условиях, фермеры должны сами захотеть его выращивать, заразив этой тягой других. В успехе эксперимента организаторы семинара не сомневаются.

— Мы беседовали со специалистами «Сингента» (швейцарская компания, один из лидеров в области производства средств защиты растений и семеноводстваприм. ред.), они утверждают, что для наших широт и для нашего уровня влагообеспеченности получать урожай ниже 30 центнеров подсолнечника с гектара стыдно! — заключил Ахметзянов. — В Татарстане всего 55 тысяч гектаров возделывается под подсолнечник. Мы планируем к 2018 году довести этот показатель до 500 тысяч гектаров.

Нехитрая арифметика позволяет сделать вывод, что скачок с 55 до 500 тыс. га посевов для подсолнечника требует увеличения инвестиций в выращивание этой культуры в республике до 500 млн. рублей. При урожайности в 2 тыс. тонн с 1 тыс. га и получается 1 млн. тонн, который покроет потребности казанского МЭЗа.

— У нас есть нефть, но подсолнечник — это тоже «черное золото». Надо только его качественно выращивать. В первый сезон может не выйти урожайности, о которой мы говорим, — предупредил фермеров Самаренкин. — Но если заниматься правильно, все должно получиться.

«ДЛЯ НАС ДИКО ПОДСОЛНУХ ВЫРАЩИВАТЬ»

Наибольший аппетит к выращиванию подсолнечника, судя по семинару, разыгрался у фермеров южных районов — Дрожжановского, Буинского, Тетюшского, что неудивительно. Однако в целом фермеры пока сдержанно оценивают оптимизм переработчиков.

Рамиль Ахметзянов
Рамиль Ахметзянов

— Я второй год сею подсолнечник, — поделился опытом с «БИЗНЕС Online» директор ООО «Родник» Рамиль Ахметзянов. — В прошлом году сработал в ноль — не такая получилась урожайность, да и не такая цена, как хотелось бы. В Чистопольском районе я собрал около 14 центнеров с 1 гектара. Надо хотя бы центнеров 20 получать, тогда будет результат положительный. У подсолнечника есть и свои минусы — надо делать чистку и сушку семян.

По словам фермера, проблем со сбытом семян у него не возникает. Свою продукцию Ахметзянов сдает небольшому предприятию-переработчику в Чистопольском районе. В этом году производитель решил увеличить площадь под посевы подсолнечника со 180 га до 290.

— В этом году я рассчитываю на 20 центнеров с гектара, — заключил Ахметзянов. — В следующем году хочу засеять 522 гектара. Конечно, хорошо, что крупные переработчики повернулись к нам лицом, это значит, что деньги, налоги и рабочие места останутся в Татарстане.

Тем не менее торопиться и вытеснять другие культуры подсолнечником сельхозпроизводители не намерены, соблюдая правило равномерного перекладывания яиц в разные корзины. Еще один веками оправданный принцип крестьянина гласит: «Много урожая — цены нет. Мало урожая — цена есть». Сельхозпроизводители убеждены: рост доли подсолнечника будет плавным, а не резким, нельзя разом перевести все земли под подсолнечник, не нарушив системы севооборота.

Айрат Идрисов
Айрат Идрисов

Не сильно вдохновили заместителя генерального директора ООО «Ак Барс-Пестрецы» Айрата Идрисова рассказы экспертов семинара о новых сверхранних гибридах подсолнечника, которые будут вызревать даже в Балтасях или Кукморе.

— Все должно быть в меру, положено, чтобы подсолнух на поле возвращался через 7 лет, он и должен вернуться через 7 лет, — уверен Идрисов. — А не так: «все, ребята, семечки — супервыгодная культура» — все подсели на него, а лет через 5 - 10 он по цене ниже зерна. Люди настороженно к подсолнечнику относятся, для нас дико его выращивать.

Фанур Валитов
Фанур Валитов

Однако при этом компания «Ак Барс-Пестрецы» в этом году засеяла масляной культурой 500 га, а в следующем намерена увеличить этот показатель в 2,5 раза.

Оптимистичнее всех был настроен гость из Уфы: «Я ревностно слушал директора завода (Дмитрия Самаренкинаприм. ред.), — признался «БИЗНЕС Online» менеджер по дистрибуции компании «Сингента» Фанур Валитов. — Почему у нас такого мощного гиганта нет? Мы вынуждены сами искать своих партнеров...»