«ЕСТЬ ИЖЕВСКИЕ, НО РАБОТАТЬ ХОЧЕТСЯ НА НЕМЕЦКОМ»

Немного с опозданием, но в Татарстане все же официально отметили День машиностроителя. В России он празднуется в последнее воскресенье сентября, а в республике решили это сделать в последний день первого осеннего месяца. Застолье и концертная программа хоть и без лишнего пафоса, но проходили в одном из главных банкетных залов республики — в «Корстоне». Оригинально был оформлен холл комплекса, где свои стенды организовали ведущие предприятия машиностроительной отрасли и вузы, готовящие для нее кадры. Среди VIP'ов, а здесь можно было увидеть директора КАМАЗа Сергея Когогина и других топ-менеджеров крупных предприятий, разгуливали молодые парни в рабочих спецовках, под мышкой у которых находился бутафорский разводной ключ. Организаторы креативно подошли к фото ветеранов отрасли, коих также позвали на праздник. Вместо современной техники тут присутствовал аппарат, который можно было встретить в фотоателье начала прошлого века.

Настроение у собравшихся, как и полагается, было приподнятым, хотя надо отметить, что ситуация в отрасли к этому расплагает мало. По данным Татарстанстата за январь-август этого года, падение в производстве машин и оборудования по Татарстану составило 23,3%. Конечно, наибольшее падение зафиксировано у КАМАЗа, но падает и производство насосов (привет БЭНЗу и «Алнасу») и компрессоров («Казанькомпрессормаш»). В плюсе, однако, производители водосчетчиков (чистопольский «Бетар») и холодильников (ПОЗиС). Лучше всех, понятно, чувствует себя оборонка.

Среди VIP'ов можно было увидеть директора КАМАЗа Сергея Когогина (в центре)

Среди награжденных в этот день было много ветеранов, проработавших на заводах несколько десятилетий. К примеру, Альфред Жангалеев 31 год трудится наладчиком станков числового программного управления на заводе «Электроприбор». Они изготавливают оборудование для самолетов марки «Су», для ракет — более открывать карты наш собеседник не стал, т. к. это секретная информация. Но даже тут кризис сделал свое дело, помешал развитию секретного производства. По словам Жангалеева, доллар дорожает, а вместе с ним и импортная «начинка», да и сами станки. «А что, разве нет отечественных?» — поинтересовался корреспондент «БИЗНЕС Online». Вопрос вызвал улыбку у ветерана. «Есть, конечно, и ижевские, и кировские. Но лучше немецких никаких аналогов нет. А работать хочется все-таки на современном оборудовании».

«ДАЖЕ МНОГИЕ РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ НЕ ИМЕЮТ ТОГО ПОТЕНЦИАЛА, КОТОРЫЙ ЕСТЬ У РЕСПУБЛИКИ»

Президент Татарстана Рустам Минниханов довольно быстро прошелся по экспозиции. Его заинтересовала разработка не какого-нибудь крупного завода, а девятиклассника из гимназии №19 Ильназа Саватгалиева. Это была тележка для людей с ограниченными возможностями, она ездит за человеком и перевозит за ним его багаж. «Сейчас это все функционирует за счет ультразвуковых датчиков и блютуз-модуля», — признался молодой Кулибин корреспонденту «БИЗНЕС Online». Минниханов предложил усовершенствовать изобретение, чтобы оно приобрело более товарный вид, после этого его вполне можно реализовывать для аэропортов. Школьник рассказал, что в этом году собирается запатентовать свою идею.

Само торжество в «Корстоне» тем временем проходило вполне стандартно. Перед началом показали традиционный фильм о достижениях отрасли, поздравили ветеранов и отличников производства, а пламенные речи перемежались концертными номерами. Забавно, но логотип праздника был оформлен примерно в те же цвета, что и предвыборный плакат президента РТ. Видимо, это теперь может стать фирменным креативным ходом для многих отраслевых праздников, чтобы успех Татарстана лучше воспринимался публикой.

Исполнительный директор Ford-Sollers Адиль Ширинов

В своей поздравительной речи Минниханов отметил: «Даже многие развитые страны не имеют того потенциала, который есть у республики. Мы строим и легковые, и грузовые автомобили, суда, делаем разнообразную аппаратуру. В «Стратегии-2030» огромная роль определена на машиностроительный комплекс. И это не только узлы и агрегаты, но прежде всего люди. То, на что способно сегодня молодое поколение, и это мы увидели на выставке, оно конкурентное. Сегодня предприятия в рамках импортозамещения изыскивают и разрабатывают новые подходы и решения, молодежь в этом аспекте может сильно помочь».

Однако министр образования РТ Энгель Фаттахов в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» признался, что по подготовке кадров для машиностроительной отрасли Татарстан находится только в начале пути: «Для нас это больной вопрос сегодня, мы считаем для себя первостепенной задачей подготовку кадров для наших предприятий, для машино- и судостроителей. Поэтому у нас есть специальная программа даже на уровне дошкольного образования. Мы создаем базовые площадки по робототехнике, по развитию технического кластера. С каждым годом у нас увеличивается количество детей, занимающихся в техническом секторе, 12 процентов на сегодняшний день. Мы создаем ресурсные центры на базе наших учреждений СПО, совместно с крупными работодателями по нефтепереработке и машиностроению, по авиационной технике. Эти ресурсные центры соответствуют мировому уровню». На вопрос, когда же от всего этого Татарстан получит эффект, чиновник признался, что первые «всходы» можно будет увидеть лет через пять. «В прошлом году мы создали первые 5 ресурсных центров, в этом году — 9. Всего планируется построить 25 - 30 центров, и тогда будем обеспечивать все наши предприятия», — сказал Фаттахов.

Министр промышленности и торговли РТ Равиль Зарипов признался журналистам, что сегодня действительно многое делается для изменения менталитета в подготовке специалистов: «Более 140 предприятий и 150 тысяч персонала сегодня работают в отрасли. Именно машиностроение дает инновационную конкурентоспособную продукцию. Есть принятая программа-2030. В этом сегменте машиностроительная отрасль будет занимать 27 - 28 процентов от общего валового продукта Татарстана». Зарипов также отметил, что мало развивать саму промышленность, для того чтобы уменьшить издержки, нужен крупный мультимодальный логистический центр, который Татарстан собирается возвести в Свияжске. Однако чиновник не смог назвать точные сроки, когда же его построят: «Мы готовим бизнес-планы, нужно привлечь ряд инвесторов, в связи с этим есть несколько поездок, в том числе и в Харбин — Китай, встречи с коллегами из Европы... Работа по поиску партнеров идет полным ходом. Это глобальный проект, он не может быть реализован только в масштабах республики. Строить его нужно с учетом международного опыта».